Краткая биография.
Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге.
Его дед поматери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором
Петербургскогоуниверсетета.Отец поэта был профессором философии и права Варшавского
универсетета .Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские
годыбудущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении
Шахматово(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось
литературеи искуству . Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными
инаучными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых ,
способствовалатому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В
1906 году Блокзакончил историко-философский факультет Петербургского университета
,ещебудучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился
характерныйэпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам
картинВ.Васнецова , он отнес В.П.Островскому-редактору демократического
журнала«Мир божий » . «Пробежав стихи, — вспоминает Блок в позднейшей
автобиографии ,— Он сказал : «Как вам не стыдно , молодой человек , когда в
университете богзнает что творится !» — и выпроводил меня со свирепым равнодушием .
Тогда этобыло обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих
позднейшихпохвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .
Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и
усложняется .Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический
прогрес делаютеё интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом ,
активнымипоисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране
зарождается новоеискуство , которое теперь мы называем искусством «серебрянного века»
. Наивный иплоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают
удовлетворять ;«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются
.Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,
Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а
ДмитрийМережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах
упадкаи о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест
новогонаправления в литературе.Это ,так называемые «старшие символисты».
Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта,
никому неИзвестные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически,
пристальноВсматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже
разнообразные иЯркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь”
иСвязывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,
Необычного, глобально- значительного.
Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в
Петербурге,другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей
Белый”,в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,
философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов
Достоевского,поэзииТютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый
теоретическиОбосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не
толькохудожественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.
Стихи юного А.Блока , еще нигде не печатались, и его мать
пересылала ихв Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время
там бывалАндрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус-
известнойПетербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев
(А.Белый) отстихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.
В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали
одновременнотак,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано
мистическоезначение .Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву
со своеймолодой женой состоялась их личная встреча.
Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка
познокомившись со стихами А.Блока , приняли его к сердцу и посчитали
своим.Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе
восторженныхего приверженцев.
Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не
сразу, егоБолее увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в
несколькихлюбительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические
стихотворениясоздавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок
неторопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в
1903 годупоявились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый
сборник“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу
выступил некак начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с
Фетом.Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с
Мережсковским,Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым — становится заметной
фигуроймолодого в то время течения – символизма.
Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием
всего,что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно
составлялся иотличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение
развивало общуюидею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией
В.С.Соловьева: идеяВечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий».
Предчувствиясвязывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не
толькокалендарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке
социальном(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни
страны нарубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой
интеллигенции.Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные
переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок-
поэтсложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства
с нимпоэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-
предшественниками-с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно
Вл.Соловьева.Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте,
усадебныемотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,
напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им
отпредшественников.Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая
техникойсимволизма, Блок создает мистико-романтические произведения,
построенные назавораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером
неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных
импрессионистов.Подобное затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о
Таинственной,Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.
“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических
произведений Блока ,которому сам поэт придал вид и значение
лирического дневника.Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не
была принятатрадиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной
Женственности в“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей
“о златеи хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних
стихах поэта нетникакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным
сознаниемнеблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.
Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до
тяготфабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются
в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в
поэтесознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир
делится наголодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него
открытаяполитическая лирика : «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом
всемирным…» ,однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно-
как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .
В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная
радость» (1907) .Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» ,
связанногос движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном
стихотворении та , что была прекрасной Дамой , «в поля отошла без
возврата» .Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов ,
изображающихгород в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , — во всей его
фабрично-заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-
романтическоготрубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .
Другая тема – природы , «пузырей земли» – своей материальной
плоскостьютакже разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок
рассорился сосвоими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым , усмотревшим
здесьизмену канонам символизма .
Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г)
принесло Блокугромкую известность . Здесь женщина — видение , воплощение идиала,
но в отличиеот Прекрасной Дамы ,образ земной, земной, реальный и притом
ресторанный ,хотяи противопоставленный пошлости обыденной жизни.
Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в
состояниипсихологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое
отчаяниеалкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует
мировосприятию и«бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,
отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и
находящегосяв пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он
беззаветнолюбит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено
не толькодатой ,но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него
начинается в творчествеБлока огромная тема Родины.
Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во
всем наследииБлока,здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают
следыпрежнего «декаденства» , стихи отличаются совершенством формы, строгой
простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая
история,выражает боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.
Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе,
народеи интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция,
ненависть кпошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не
тольколирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его
творчества.Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его
личности и еготворческогонаследия во всех жанрах.
Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с
надеждойна изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной
службе,онписал матери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».
Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение
бытьодним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,
раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа
комиссиипроходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но
результатомработы в ней Блока стала его документальная книга «Последние дни
императорскойвласти (1921г).
К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более
осмотрительно.В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже
прекратил ведениедневника , но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую
активность.В несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое
стихотворение«Скифы», посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и
отношениям сЗападом, и статья «Интеллигенция и революция»
Поэма «Двенадцать»,вызванная октябрьскими днями, получила
одностороннеетолкование как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием
предупреждал от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема
революциине означала для поэта политической , агитационной направленности
поэмы.В «Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.
Поэтическая идеализация большевистского переворота,если она в какой-
то мере иприсутствует в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-
реалистическимизображением революционного Петрограда и самих свершителей революции
изнародных низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной
неопределеннойпозиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие
революции, нов то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное
впроизведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее
всего.С 1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший
гибели» (записьв дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость
восприятияреволюции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,
появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости
революции.
Характерно,что не только писательская элитат в лице
А.Ахматовой,Д.Мережсковского, З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие
поэмыБлока, но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма
сдержанно,тем более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы
в печатныхорганах левых эсеров,с которыми поэт, не входя организационно ни в
какие партииимел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому
поводу кратковременному аресту и допросу в ЧК.
Блок поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее
«музыкальный напор» , услыхал «шум от падения старого мира» ,-
«страшного мира»неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства
в адресинтеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года
выдают,состояние близкое к помешательству,могут служить материалом для
психопатолога.
Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только
понять,какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в
стихиюреволюции.
Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую
бурюв обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне
всякихподозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и
других.Блок “принял “ идею революции , будучи не искушенным в реальной
политике,повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести.Блок
ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро
выяснилось,что ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление
“человекаартиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок
уповална культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым
бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением
нравов.
Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.
Все последующее время ,до самой кончины – стало кресным путем для
Блока.Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель
истории,в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он
задохнулся.Мне труднодышать, сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его
дневника 18 июня1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только
немедленныйотъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в
Москве оразрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и
проволочек5 августа разрешение было получено ,но затерялись анкеты, и нельзя
было выписатьзаграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее
написалА.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”