С. Есенин. «Анна Снегина».
Поэма «Анна Снегина» написана в стихотворной форме, но ее
особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое
нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного
рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его
собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями.
Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой
произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного
времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом —
воспоминания автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».
Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в
родные места после трехлетнего отсетствия. Свершилась февральская
революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревыют
новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них,
отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Но союытия сами
врываются в его жизнь. Он толко что пришел с войны, бросил винтовку и
«решил лишь в стихах воевать».«Война мне всю душу изьела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез».Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителями
села Радово и деревни Криуши вспыхнуло с новой силой. Появился у Криушей
свой вожак — Прон Оглобин. Приехавший из Питера бывший односелбчанин,
герой поэмы, встречен ими и с радостью, и «с любопытством». Он теперь
«важная шишка», столичный поэт, но все же «свойский, мужицкий, наш». От
него ждут ответа на самые жгучие вопросы: «Скажи, отойдут ли крестьянам
без выкупа пашни господ?» … «За что же тогда на фронте мы губили себя и
других?» Но и эти вопросы и для самого поэта еще недостаточно ясны.
Другие впечатления волнуют этот романтический образ до боли знакомой
и родной природы и не менее романтический образ — воспоминание о «девушке
в белой накидке». Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о
ней — легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина — все это для
поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое — прекрасно и
поэтично.
От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь
соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней
встречи. Все изменилось, изменились они сами. Ему не хочется тревожить
тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских
впечатлений.
Да, теперь Анна Снегина — важная дама, жена боевого офицера. Она сама
находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но прошлый образ юной
девушки в белом ему милее, он не хочет поменять его на случайную любовную
интригу. В ней нет поэзии.
Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с
ними к помещице Снегиной просить, что бы она отдала им землю без выкупа.
Но в доме Снегиных горе — пришло известие о том, что на фронте погиб муж
Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом. «Он умер… А вот
вы здесь»,- упрекает она героя своего недолгого романа.
События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной.
Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек к
себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна
личными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских
событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о
переделе помещичьих земель: » Скажите, вам больно, Анна, за ваш хуторской
разор?» Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное,
разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна — в Лондон.
Последняя часть поэмы — это описание суровых времен гражданской
войны. И на этом фоне — два письма. Одно от мельника с сообщением о том,
что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое — из Лондона, от Анны
Снегиной. Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на
родину.
Что же осталось от прежних впечатлений и переживаний? Все приходит,
как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания
о прежней любви сливаются с воспоминаниями о Родине. Любовь, Родина,
природа — вот истинные ценности, способные согреть и возвысит душу
человека.