Революция в творчестве Александра
БлокаНенавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя !
(Александр Блок)
У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой ! Покой нам
только снится”, который мне очень
нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий,
волею божьей поэт”, по определению
А.М.Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле
Куликовом”), замечательный патриот, ска-
завший: “ О Русь моя ! Жена моя ! ”.
Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной
жизни течения — символизма, он в своих
произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В
известном стихотворении “Фаб-
рика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным
голосом завет”.Согнуть измученные спины.
Внизу собравшийся народ.
В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год
(“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о
том, что богатые — “сытые” — “скучали и не жили”, в то время как кругом
слышались “мольбы о хлебе”. Но вот
началась революция, слышен “красный смех… знамен, иТак — негодует все, что сыто,
Тоскует сырость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев ! ”
Однако — и на это очень важно обратить внимание — Блок не призывает
к расправе:Пусть доживут свой век привычно —
Нам жаль их сытость разрушать.
Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет,
чтобы она была жесткой и кровавой.
Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока,
хотя, видимо, он находил им оправ-
дание.
Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по
композиции и художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”.
Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за
то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но
ему обещано:Утек, подлец ! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой !
И это не пустые угрозы:
Помнишь, Катя, офицера.
Не
ушел он от ножа …Но в целом поэма — гимн революции. Недаром в конце ее
появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей
статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и
интеллигенция” Блок
призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что писатель полностью
благословляет революцию:Мы
на горе всем буржуямМировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови !
Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт
реалистичен:Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи !
Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых
идет Христос) изображены то роман-
тически: “Кругом — огни, огни, огни… Оплечь — ружейные ремни… “,
то натуралистично: “В зубах цигарка,
примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак каторжника).Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в
обстановку революционных месяцев, окра-
шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами
людей.
Сегодня вопрос о роли революции — один из главных для многих из
нас. С расстояния трех четвертей века
отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия
великого народа, которую так
долго сдерживали.
Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче
мы должны быть сильно благодарны
Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную
эпоху в своем небольшом произ-
ведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре
которой сгорела его выдающаяся
библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с
А.М.Горьким, что это “человек бес-
страшной искренности”, и поймем слова К.Федина, который после безвременной
смерти 40-летнего поэта гово-
рил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде
будущего, какие проявил А.Блок”.