Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени

Дата: 15.05.2014

		

Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,
биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять
начинать и опять бросать, и вечно бороться и
лишаться. А спокойствие — есть душевная
подлость.
Л. Н. Толстой.

В начале Х1Х века в России в высших сферах общества начали появляться
прогрессивные люди. Их взгляды отличались от взглядов завсегдатаев
петербургского салона.
В романе «Война и мир» такими людьми являются князь Андрей Болконский и
Пьер Безухов. Героев сближает общность взглядов, поиск смысла жизни и
душевные переживания. Всем этим они отличаются от окружающих их людей,
всего петербургского общества. В первых же главах романа Толстой
показывает общность этих героев. Единственным приятным князю Андрею
человеком в салоне Анны Павловны Шеррер является Пьер. Толстой рисует
встречу друзей: «Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную не
спускавший с него радостных, дружелюбных глаз […]. Князь Андрей, […] увидав
улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно-доброй и приятной улыбкой».
Князь Андрей говорит Пьеру: «Ты мне дорог особенно потому, что ты один
живой человек среди всего нашего света». Пьер очень уважительно относится к
князю: «Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого,
что князь Андрей в высшей степени соединял те качества, которые ближе всего
можно выразить понятием силы воли».
Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой
неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести.
Стремясь к полезной деятельности, он едет в армию. Пьеру он объясняет свое
решение желанием вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной
жизни. Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не говорит
никому: он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить
подвиг.
Эта потребность поддерживается в нем присущим ему честолюбием, стремлением
к славе и власти. Следует сказать, однако, что князь Андрей не способен к
сделкам с совестью. Он честен, и стремление к славе у него сочетается с
жаждой бескорыстного подвига.
Новой встрече друзей суждено было состояться только через два года. Многое
пережили они за это время, разными путями подошли они к этой встрече.
После бесславной кампании тысяча восемьсот пятого – седьмого годов,
сражения под Аустерлицем смыслом жизни для героя стало «жить для себя». В
разговоре с Пьером он говорит: «Я жил для славы. Так я жил для других и не
почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал жить спокойнее, как я
живу для одного себя».
Сложная и глубокая натура, князь Андрей живет в период общественного
возбуждения, в той атмосфере, в которой формировались будущие декабристы.
Для него характерна неуспокоенность в жизни. Поэтому, после встречи с
Пьером в Богучарове, начинается духовное возрождение героя.
Высказанная им в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право
нравственно растлевает самих владельцев «крепостной собственности»,
являлась антикрепостнической; она была, в частности, одним из документов
декабристов в их борьбе против крепостного права. После отъезда Пьера
Андрей Болконский проводит в своем имении ряд мер, облегчающих положение
крестьян, улучшающих их быт.
Эпоха до войны двенадцатого года была заполнена преобразованиями в деревне,
попытками проведения государственных реформ, что говорит об активной
жизненной позиции героя.
У князя Андрея большая воля к жизни, и к жизни именно с людьми: «Надо,
чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы
все жили со мной вместе».
Патриотизм князя Андрея четко сформирован в словах его, сказанных накануне
Бородина: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и
оскорбляют всякую минуту. И так же думают Тимохин и вся армия. Надо их
казнить».
Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их
простой и естественной жизнью – вот тот новый идеал, который пробудился в
душе Андрея в дни суровых для родины испытаний.
Внутреннее развитие князя Андрея сближает его с образом другого героя –
Пьером Безуховым. Оба они напряженно и мучительно ищут своего места в
жизни, хотят приносить людям пользу. Всем хорошим людям свойственно
неудовлетворенность собой.
Что значит жить честно? По закону жизни для положительных героев у Толстого
это постоянное нравственное самоусовершенствование. Пьера привлекает идея
внутреннего очищения, которую ему открыл встреченный в Торжке масон
Баздеев. Что такое масонство и какова его роль? Многие декабристы прошли
через масонские ложи. Вокруг них было создано вполне определенное
общественное мнение: их считали нарушителями спокойствия, чуть ли не
бунтовщиками.
Путь Пьера Безухова и путь князя Андрея, это путь к народу. Он решает
посвятить свои силы благоустройству крестьян. Но постепенно к нему приходит
разочарование, вызванное глубиной его симпатий и поверхностью натуры.
Огромное значение для Пьера имело непосредственное соприкосновение с
народом на Бородинском поле, после битвы и в плену. Герой приходит к
духовному обновлению, преодолев каратаевский фашизм и непротивленчество.
Впоследствии он приходит к идеям декабризма.
В Андрее Болконском и Пьере Безухове раскрыты типические черты той среды,
из которой вышли деятели четырнадцатого декабря.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий