Необыкновенная история И.А.Гончаров

Дата: 15.05.2014

		

РЕФЕРАТ

“Необыкновенная история”
И.А.Гончарова
ученика 10 класса 577 школы
Коренивского Сергея

СОДЕРЖАНИЕ:
1) О И.А.Гончарове
2
2) “Обыкновенная история”
3
3) Список используемой литературы 8

О И.А.Гончарове

“Обыкновенная история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”,

была первым художественным произведением И.А.Гончарова , появив-

шимся в печати.

Над “Обыкновенной историей” писатель работал в течении трех лет.

В статье автобиографического характера “Необыкновенная история”(1875-

1878) он писал : “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846

мне оставалось дописать несколько глав “. Гончаров несколько вечеров

сряду читал Белинскому свою “Нобыкновенную историю”.Белинский был

в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того,

как отдать свое произведение “на суд” Белинскому, Гончаров несколько

раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем

появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок.

Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствова

ния когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реак-

цией играла передовая русская литература, Гончаров писал : ”Крепостное

право,телесное наказание,гнет начальства, ложь предрассудков обществен-

ной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе — вот что стояло

на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской ин-

теллигенции тридцатых и сороковых годов”.

“Обыкновенная история” показала, что Гончаров был чутким к интере-

сам своего времени писателем. В произведении нашли отражение измене

ния и сдвиги,которые происходили в жизни крепостнической России 1830-

1840 гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо от-

чизны , Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые

могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.

“Обыкновенная история”

Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значитель-

ной части идеалистически настроенной , оторванной от действительности

дворянской интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе ос-

новного героя романа — Александра Адуева. Почву, на которой вырас-

тало это явление, художник видел в дворянско — поместном , крепостни

ческом строе жизни , в барском помещичьем воспитании .

Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты

о славе и подвигах , о необыкновенном, поэтические порывы — кто не про

ходил в какой — то мере через все это в молодости , в “эпоху юношеских

волнений”. Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как

извращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзии барски — крепост

ническое воспитание .

Молодой Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” — “жизнь от пе-

лен улыбается ему”. Праздность , незнание жизни “преждевременно” разви

ли в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную мечтательность. Перед

нами один из тех “романтических ленивцев”, барчуков ,которые привыкли

беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев

видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “воз-

вышенном существовании”. В имении Адуевых царят “тишина.. неподвиж-

ность… благодатный застой”. Но в имении он не находит поприща для се

бя. И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делать карьеру и фортуну — в Петер-

бург”. Вся фальшь житейских понятий Адуева начинает раскрываться в ро-

мане уже в первых столкновениях избалованного ленью и барством пле-

мянника — мечтателя с практическим и умным дядюшкой, Петром Иваны-

чем Адуевым.В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя,толь-

ко что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов — сентиментальнос-

ти , карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия празд

ности , семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых

чувств , пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и

т.д. Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона ста-

рых правов с обычными погрывами иности — к высокому,великому,изящ-

ному, к эффектам, с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более

в стихах.

Адуев-старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную,

беспочвенную мечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторжен-

ность никуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”,

“забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но

молодой герой не поддается нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ —

отвечает он дядюшке. Характерно , что после первой неудачи в любви

Адуев-младший жалуется “на скуку жизни, пустоту души”. Страница ро-

мана, посвященные, описанию любовных похождений героя, — разоблаче-

ние эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на

все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами

своего сердца.

Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник

его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгод-

ный брак по расчету. От былых “небесных” и “вогзвышенных” чувств и

мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева,

показанная в “Обыкновенной истории”, являлась “обыкновенной” для час-

ти дворянской молодежи того времени. Осудив романтика Александра

Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по

ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо — Петра Ива-

новича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного преоб-

разования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основан-

ный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Одна-

ко в произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, коль-

косуществовавшие в реальной действительности противоречия,которые нес

ли с собой шедшие на смену “всероссийскому застою” буржуазно — капита-

листические отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель

вместе с тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуаз-

ного “здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали аду-

евых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему “порядочный чело-

век”. Но он в высшей степени “безразличен к человеку, к его нуждам, инте-

ресам”.”Смотрят, что у человека в кармане да в петлице фрака, а до осталь-

ного и дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лиза-

вета Александровна о своем супруге :”….что было главной целью его тру-

дов? Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему

судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобресть между

людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не

гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он раз-

говаривать не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что на-

до дело делать”.

Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как про-

винциальный дворянин- романтик. и делец-буржуа, но и как два психоло-

гически противоположные типа. “Один восторжен до сумабродства, дру-

гой — ледян до ожесточения”, — говорит Лизавета Александровна о племян-

нике и муже.

Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека не в

Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармо-

нии “ума” и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаве-

ты Александровны Адуевой, несмотря на то, что “век” ее “заел” , по спра-

ведливому замечанию Белинского, Петр Иваныч.

К числу этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету

Александровну, но и Наденьку.

Дочь несколькими шагами — впереди матери. Она без спросу полюбила

Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только для прили-

чия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми

ром и самим Адуевым , которым, изучив его хорошо,овладела и командует.

Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий,

но мелко самолюбивый , простой, обыкновенный юноша,каких везде — куча.

И она приняла бы его, вышла бы замуж — и все пошло бы обычным ходом.

Но явиласчь фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька

увидала , что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характе-

ре, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о ка-

ких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разгля-

деть только, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми

танцевала , немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам.

Она ждала , что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пи-

шет сносные стихи, но о них ни кто не знает , да еще дуется про
себя на

графа за то,что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она переш-

ла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской

девушки — безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее

авторитета матери.

Но тут и кончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие
своего

сознания не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент

эпохи был моментом неведения.

“Обыкновенная история” сразу же поставила Гончарова в первый ряд

прогрессивных писателей-реалистов. В “Обыкновенной истории” в полной

мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова, призванного ма-

стера русского реалистического романа.

Список используемой литературы:
1) Собрание сочинений И.А.Гончарова
2) Собрание сочинений В.Г.Белинского
3) “Творчество И.А.Гончарова” А.Рыбасов

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий