О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это
разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт.
Вспомним, как он определил сущность поэзии:
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
Я обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт
считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся
поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин,
Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф
Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка,
столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его
новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом
языке. Бывают поэты «от ума». Их творчество холодно и тенденциозно. Другие
слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща
гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,
Сижу ль средь юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина.
Музыкальное повторение звуков «у» «и» «или» не кажется нарочитым, но
создает особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения.
Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут
новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта печальная мысль
развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она
уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и
звуковой настрой стихотворения. Элегическая протяженность исчезает,
последние строки звучат торжественно и спокойно:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма,
размера. Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Когда читаешь стихотворение «Обвал», невольно приходит на память гулкое
горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов.
…И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы,
человеческих отношений. Тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через
всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером,
зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы
друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». В
строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать
свои силы освобождению народа.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде
Пушкина «Вольность». Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в
монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в
том числе и моральным. Пушкин призывает, но вместе с тем звучит
предупреждение тиранам:
Тираны мира! трепещите!
Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу
Твою погибель, смерть детей.
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.
Царь рассвирепел, прочитав эти строки. «Пушкина надо сослать в Сибирь, —
заявил он. — Он бунтовщик хуже Пугачева».
На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества
строится «Деревня». Стихотворение условно можно разделить на две части.
Первая часть — это «приют спокойствия», где все полно «счастья и
забвенья». Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещало взрыва
негодования. Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской
природы: «душистые скирды», «светлые лучи», «лазурные равнины». Иначе,
«везде следы довольства и труда». Но вторая часть стихотворения несет
антикрепостническую направленность. Именно здесь, в деревне, Пушкин видит
зловещую причину всех бедствий — крепостное право, «рабство тощее»,
«барство дикое». Заканчивается стихотворение риторическим вопросом:
Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы посвященной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря
Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Во время восстания декабристов
Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над
ними. Он пишет замечательное стихотворение «В Сибирь», которое передает
декабристам через Екатерину Трубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье
Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли
их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки.
Об этом говорится в стихотворении «Арион» :
…..А я — бесконечной веры полн, —
Пловцам я пел…
Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается
верен своим убеждениям: « я гимны прежние пою».
Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства
любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в
отчаянье. Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил.
Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни
казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым
светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является
стихотворение « Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные
слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты».
Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного,
необычайно прекрасного.
В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не
эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья
любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые,
повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется
красота чувств и нравственная чистота:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим
Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение «Мадонна»
Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от
долгожданного брака (он трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой)
выразились в строках:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец
Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам
воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но
только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для
себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной
чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена
ко всему прекрасному в человеке. Дважды повторяющиеся слова с одним корнем
не являются речевыми ошибками, у Пушкина оно выполняет художественную
задачу: Красота и святость светятся в образе Мадонны.
Тема свободы в лирике Пушкина
Романтическое направление в лирике Пушкина.
«Его надо сослать в Сибирь «- негодовал император Александр 1.
Разумеется, его, возглавившего заговор против отца, болезненно задел
намек в «Вольности». И все же возмущала не она, а стихи в жанре сказки,
послания, эпиграммы.
Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным
перемещением. Но, по сути, это была именно ссылка: Пушкина удаляли из
столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года,
чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из
светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и
сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был. В
этом была
относительная свобода, Пушкин ощущал себя изгнанником, и это не могло не
сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет
романтизма. В художественной системе романтизма ключевое место
занимает свободная личность героя, для романтика свобода — высшее благо.
Чтобы лучше понять идейно-образное содержание романтического метода
надо обратиться к одному из известнейших стихотворений Пушкина той
поры — к «Узнику». Это своеобразная формула романтического мировосприятия.
Стихотворение открывается образом «темницы» и томящегося в
ней «узника». Вам никогда не приходило в голову задать вопрос:
за какое преступление герой «сидит»? На какой срок осужден? Как
происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не
приходило. И это абсолютно Нормально и правильно. Пегому что по
законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать.
Основное содержание романтизма — выражение страданий души от
несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким
должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой
чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в
клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма — тема свободы, бегства из
тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой
массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море — стихия.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ…
Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла —
романтический символ. Это птиц гордая (не дается в руки, не
приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем —
мощь свободного полета, тяга в поднебесье… следует обратить внимание,
что стремление к свободе у орла — врожденное, ведь он вскормлен в неволе.
То есть, это стремление — определяющее качество; утратив его, орел
перестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет
орел узника?
В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе
романтического героя, противостоя миру реальному:
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»Философская лирика Пушкина
Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый
человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во
имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни,
соотнесения бытия и личности — центральные вопросы русской
литературы «Проклятыми вопросами» назвал их Федор Михайлович
Достоевский, один из глубочайших философов нашей литературы. Проклятыми,
ибо не найти на них однозначного, ясного ответа, ибо всегда они мучили
и будут мучить людей. И это, залог бессмертия человечества, прочу что
вечная: жизнь духа — в этой не успокоенности, в этой бесконечной жажде
самопознания.
Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией,
тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные
периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей
поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного,
гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и
творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество
— отражение духовного пути Человека: со всеми взлетами и падениями, с
заблуждениями, самообманом — и их преодолением с вечным стремлением
к самопознанию и познанию мира.
Так, юность не может не узнать себя в восхитительном
эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо днем сегодняшним,
стремясь возможно более полно исчерпать все
радости, которые он нам несет, и кто знает, что будет завтра?!
Упоительное ощущение своей молодости, силы, здоровья и желание сполна
насладиться ими торжествуют в каждой сточке стихотворения 1814 года
«Пирующие студенты»:
Друзья! досужный час настал;
Все тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья! почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом. ?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков
Без них мы пить умеем.
Из всех философов пирующие студенты выбирают Эпикура бросившего в века
девиз: «Живи сегодняшним днем!»
Жизнь ценна лишь пока мы молоды, пока гибки наши тела, пока души полны
огня и желаний. Великолепно сформулировано кредо тех лет в послании «
Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.
Пусть остылой жизни чашу
Тянет медленно другой;
Мы ж утратим юность нашу
Вместе с жизнью дорогой.
Так ставится знак равенства между юностью и жизнью. В 1820 году
в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны моей…» Пушкин
подведет итоговую черту, по-новому осмыслит минувшую пору
ранней юности — и простится с ней. Попробуем проанализировать
стихотворение. С чем расстается без сожаления лирический герой
и о чем он все же жалеет? «Не жаль», казалось бы, всех примет
юности: «мечты, напрасной» и «таинства ночей», «неверные
друзья», «венки пиров», «изменницы младые»… Все, что составив смысл жизни
до сих пор — веселье, любовь, пиры, — утратило в его глазах свою
ценность, оставлено без сожаления.
Жаль не времени, потраченного бездумно, но самого бездумья, уже
невозможного. Такова цена опыта.
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…
— скажет Пушкин в «Евгении Онегине», ибо человек, сполна
насладившийся молодостью, взявший от нее все, развивается
полноценно, гармонично. Ведь «грустно думать, что напрасно была
нам молодость дана…» Ничто в жизни не дается «напрасно», все
требует осмысления.
Момент прощанья с юностью тяжел, утрата прежних ценностей
приравнивается к утрате самой жизни:
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Впервые в 1821 году в радостном, светлом мироощущении Пушкина звучит
воистину трагическая нота, появляются мотивы пустоты и одиночества.
Однако не следует забывать, что 1820-22 годы — расцвет романтизма в
творчестве поэта, а самоощущение романтика слагается из чувств
одиночества, преждевременной старости души, борьбы с враждебным миром и
собственной «судьбой жестокой»…
Логический итог рабства — полная девальвация всех нравственных
ценностей, обесчеловечивание мира Добро и то — все стало
тенью…
Стихотворение том же года «К Морю» завершает романтический
период пушкинского творчества Оно стоит как бы «на стыке» двух
периодов, пегому в нем присутствуют и некоторые романтические
темы и образы, и черты реализма. Это прощание — во всех
смыслах. И с реальным Черным морем, с которым расстается (в 1824
году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца),
и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим
романтизмом, и с собственной юностью.
Это стихотворение интересно сопоставить с «Узником». В
обоих важнейший мотив- мотив бегства, стремления к свободе. Как
он звучал в «Узнике», помните? «Куда бежать?» — так вопрос не
стоял: «Туда!», в возвышенный романтический мир. Теперь же нет
и не может быть прежней однозначности ответа
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Ибо бежать некуда, нет иного мира там, «где за тучей белеет
гора». Но и безысходности уже нет в том стихотворении, ибо
пришло понимание, что свобода не вне человека, она в душе
каждого. И с того момента понятие свободы окончательно
утрачивает политическое содержание, свобода становится
этической и философской категорией.
События 14 декабря 1825 года стали для Пушкина, как и для
большинства мыслящих людей его поколения, тем рубежом, который разделил
историю России на «до» и «после», трагически завершил период либеральных
надежд, ознаменовавших все царствование Александра 1. В стихотворении
1827 года «Орион» Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов,
всей их деятельности, оценивает их дело — и свое в нем место, свою
роль. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого:
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчании правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн —
Пловцам я пел…
Каждый занят своим, важным делом, и задача певца — петь пловцам, нести
Слово о них — Вечности. Именно поэтому закономерным кажется
таинственное спасение певца: спасен тот, кому дано Слово. Дело этих
людей живо, пока певец не изменил себе:
Я гимны прежние пою…
Утверждение вольности прежним идеалам и друзьям, во имя этих
идеалов пожертвовавшим собой, звучит и в послании «Во глубине
сибирских руд…» Философское понимание свободы не уводит
Пушкина от «прежних гимнов», от былых идеалов. Оно лишь
помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что
свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности,
что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о
какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено
духовное освобождение. Глубочайшее философское осмысление
свободы дано в стихотворении 1828 года «Анчар». В первой же
строфе возникает образ «часового». Часовой стоит на границе, охраняет один
мир от другого черты особого мира, мира Анчара. Это мир абстрактного
зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а от переизбытка: «Яд
каплет сквозь его кору»..
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…
Тигр — воплощение жестокости; но это жестокость оправданная,
понятная: он разрывает жертву и поедает ее, но он убивает
оттого что голоден. Зло Анчара — именно абстрактное зло, страшное самой
своей беспричинностью. По сути, привычному человеческому миру противостоит
антимир. Стихотворение построено на антитезе: первая его часть о самом
«древе яда» отчетливо противопоставлена второй, сюжетной, которая
начинается именно с подчеркнутого противопоставления: Но человека
человек…
Посмотрите, в этой строчке намеренно убраны сословные
перегородки: ведь перед лицом «антимира» и господин, и слуга
прежде всего — люди, которые должны бы вместе противостоять
дачу, идущему извне. И сила зла, сила Анчара именно в том, что
перед ним не люди, а хозяева и рабы.
Одного лишь «властного взгляда» достаточно рабу, чтобы пойти
на смерть и за смертью. Мы привыкли сочувствовать
рабам и проклинать угнетателей. Есть ли сочувствие к рабу у
Пушкина? Нет, «бедный раб», покорный взгляду царя и умирающий «у ног
Непобедимого владыки» вызывает скорее презрение. Он так же
отвратителен поэту, как и его господин, ибо смирение раба есть клеймо его
духовного рабства; как и чувство вседозволенности, руководящее «владыкой».
Ибо духовная свобода не имеет ничего общего ни с вседозволенностью,
ни с безволием. Через духовное рабство входит в мир людей яд Анчара:
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
И свобода в понимании Пушкина обретает абсолютную само ценность,
превышающую по значимости все сущее в мире: «На свете счастья нет, но есть
покой и воля.»
Лира Пушкина отмечена высокой идейностью, гуманизмом и демократизмом. В
лирике его отражен голос подлинного поэта- человека горячо любившего свою
страну и свой народ. Любовь к Родине и народу сочеталась у Пушкина с
ненавистью самодержавного строя. Его звонкий голос был услышан и подхвачен
народом.
Народ важен для Пушкина, прежде всего как будущий читатель его стихов «И
долго буду тем любезен я народу…» «к нему не зарастет народная тропа…» В
последний год жизни Пушкин сформулирует смысл предназначения поэта в
стихотворении «Памятник», ориентированном на хорошо известную русскому
читателю оду Горация. Свою заслугу свой «нерукотворный» памятник Пушкин
видит в непокорности царям и в том
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Лира Пушкина наполнена мудростью и глубиной. С самых первых строк он
определил темы своей поэзии, и всю жизнь раскрывал их, порою применяя
неожиданные повороты. Пушкинская лирика удивительно цельна и гармонична. В
ней сохранена жизнь и счастье утвержденья, побеждающие все страдания. Нет у
поэта миссии важнее служения Родине:
«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ»