Разбор рассказа Л. Андреева “В тумане”
I. Пространство рассказа:
1. Внутренний мир героя
А) Он несколько раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь и цепляясь
за стулья, и пол под непривычными босыми ногами был страшно холодный и
скользкий, и от этого необычайного холода становилось особенно ясно, что
давно уже ночь и все тихо спят, а он один ходит и мучится болью, чуждою
всему этому чистому и хорошему дому.
Б) Герой умирает еще задолго до физической смерти:
И все время Павлу казалось, что это писал не он, а другой какой-то
человек, хороший и умный; он умер теперь, этот человек, и оттого так
многозначительно все им написанное, и оттого так жаль читать его. И
тихая жалость к умершему человеку наполнила его сердце; и первый раз за
много дней Павел почувствовал себя дома, на своей постели, одного, а не на
улице, среди тысяч враждебных и чуждых жизней.
2. Мир, к к-рому формально относится герой
Далеко во все стороны расстилался мир, и был он бесконечный и темный, и
всем одиноким и скорбным сердцем чувствовал Павел его неизмеримую и чуждую
громаду.
3. “Бездна” (сквозной мотив А.)
А) Вы же поскорее, Катенька!— попросил Павел, теряя азами ее контур в
черном и мглистом отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то сбросил с себя
и выбросил весе-1й и громкий вопрос: — А водочки-то?
Б) С надеждою обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и скучно смотрел
грязный городской туман, и все было от него желтое: потолок, стены и
измятая подушка. И вспугнутые им чистые образы прошлого заколыхались,
посерели и провалились куда-то в черную яму, толкаясь и стеная.
В) И в лесу, где он лежал за кустами, было так темно, что он не видел
своей руки, и порой ему чудилось, что и самого его нет, а есть только
молчаливая и глухая тьма.
Герой переходит из одного пространства в другое под воздействием
судьбы, “фатума”, ничего не делая сам.
II. Импрессионизм — значимость цвета, светотени и звука.
1.Импрессионизм + цветовая ассоциация с Достоевским [pic]повтор
тематики болезни, нечистоты,
А) Не трогай меня!.. Отойди!..— и, поведя плечами, ти хо добавил:— Я
грязный…
Б) Так же грязны и мысли его, и кажется, что, если бы вскрыть его
череп и достать оттуда мозг, он был бы гряз ный, как тряпка, как те мозги
животных, что валяются н; бойнях, в грязи и навозе.
смерти, образа живого города, ведущего к гибели своих жителей.
В тот день с самого рассвета на улицах стоял странный, неподвижный
туман. Он был легок и прозрачен, он не закрывал предметов, но все, что
проходило сквозь него, окрашивалось в тревожный темно-желтый цвет, и свежий
румянец женских щек, яркие пятна их нарядов проглядывали сквозь него, как
сквозь черный вуаль: и темно и четко.
2. цветовая оппозиция земли и неба: небо “изжелто-черное”, земля —
“исчерна-желтая”.
3. звуки и цвета голосов — окраска внутреннего состояния героя и
индикатор их взаимоотношений:
А) говорила Катя Реймер густым и звучным контральто
Б) Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля:
В) Среди смеха прозвучал другой голос, молодой и сдержанный бас:
Г) Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный и изменившийся:
Д) И точно разбегающийся шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе
смолкло, когда мужской голос, как золото, мягкий, блестящий и звонкий,
запел высоко и страстно:
— Ты мне сказала: да — я люблю тебя!.. Так ослепительно ярок, так полон
живой силы был этот голос, что зашевелился, казалось, лес, и что-то
сверкающее, как светляки в пляске, мелькнуло в глазах Павла.
Е) Отчего вы так грустны, Катерина Эдуардовна?— повторял он, как
жалобную песню, как тихую молитву отчая; ния, и вся душа его билась и
плакала в этих звуках. (итог для героя)
4.Цвет=мотив (желтый =жизнь=болезнь=смерть)
Павел попробовал задвижку, подошел к столу и взялся за ручку ящика; но
тут ему представились все эти глубоко запрятанные инструменты, склянки с
мутною жидкостью и желтыми противными ярлыками, и то, как он покупал их
в аптеке, сгорая от стыда, а провизор отвертывался от него, точно и ему
было стыдноIII. Время в рассказе.
1. Тема вечного сюжета, подчеркнутость циклического времени:
“В пестроте и грязной окраске его (потолка) было что-то скучное,
надоедливое и безвкусное, напоминавшее о десятках людей, которые жили в
этой квартире до Рыбаковых, спали, говорили, думали, делали что-то свое — и
на все наложили свою чуждую печать. И эти люди напоминали Павлу о сотнях
других людей.. .”
2. Текстуальное подтверждение цикличности, вечности происходящего
А) И снова перед глазами развернулся в высоте потолок.
Б) Потом опять в том же порядке: хата, большой мужик, церковь и
огромная телега и так кругом комнаты. И все это было желтое на грязно-
розовом фоне, уродливое и скучное, и напоминало не деревню и чью-то
печальную и лишенную смысла жизнь.
3. Характерно и название книги, к-рую читал Павел “История
цивилизации”.
IV. Композиция рассказа
1. Непреодолимая граница между героем и миром — все мешает ему
преодолеть ее.
'_ а черт!— ругался он и отбрасывал материю, но, тяжелая, она тупо
падала назад прямыми и равнодушными складками. Внезапно устав и потеряв всю
энергию, Павел лениво отодвинул ее и сел на холодный подоконник.2. Композиционно выделяются основные мотивы и образы рассказа:
Но среди идущих и едущих были женщины, и их присутствие давало картине
сокровенный и тревожный смысл. Они шли по какому-то своему делу и были,
казалось, такие обыкновенные и незаметные; но Павел видел их странную и
страшную обособленность: они были чужды всей остальной толпе и не
растворялись в ней, но были как огоньки среди тьмы.
3. Город в изображении Л. Андреева.
а) Типичное влияние города на героя- разрушение личности, утрата
моральных ценностей, несамостоятельность сознания; город действует и
направляет своих героев:
С переездом в город Павел стал особенно мрачен и нервен, и Сергей
Андреич боялся за себя, что не сумеет говорить достаточно спокойно и
внушительно.
б) Город, герои = их идеи. Герой становится я частью окружающего его
мира. “Жители города” “затягивают” героя в “свой” мир.
Двигался туман и огни, и опять о грудь Павла бились плечи женщины и
перед глазами болталось большое загнутое перо, какие бывают на погребальных
колесницах; потом что-то черное, гнилое, скверно пахнущее охватило их, и
качались какие-то ступеньки, вверх и опять вниз. В одном месте Павел чуть
не упал, и женщина поддержала его.
V. Основные мотивы рассказа
1. 3 осн. темы рассказа: Женщина, смерть, “чума”.
Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как
в вымершем доме, сквозь который прошла угрюмая чума, убила все живое и
досками заколотила окна.
2. Бездушность всего мира героя, всего что соприкасается с ним:
А потом когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать
то же, что делают с продажными женщинами.
VI. Автор и герой
1. автор знает о герое не более чем читатель:
Павел быстро встал и, вероятно, сделал себе очень больно…
2. Отец Павла не узнает, не знает своего сына (возможно это —
перекличка с автором)
Но радость скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич смотрел на
Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый юноша, странно высокий, странно
похожий на мужчину?
И с тех пор Сергей Андреич искал прежнего милого, хорошо знакомого
мальчика, натыкался на что-то новое и загадочное и мучительно недоумевал.
3. Двойственность героя (его мир делится на “до” и “после”)
(перепев романтического образа героя “до”)
Тут рассуждения о жизни, такие серьезные и решитель ные, с таким
множеством умных иностранных слов, что Павлу кажется, будто не он писал
их, а кто-то пожилой 1 и страшно умный; тут первый трепет скептической
мысли, и первые чистые сомнения и вопросы, обращенные к Богу: где ты, о
Господи? Тут сладкая грусть неудовлетворенной и не разделенной любви и
решение быть гордым, благородным и любить Катю Реймер всю долгую жизнь,
до самой моги лы. Тут грозный и страшный вопрос о цели и смысле бытия и
чистосердечный ответ, от которого веет весною и солнеч ным блеском: нужно
жить, чтобы любить людей, которые так несчастны. И ни слова о тех
женщинах.
VII. Квинтэссенция в образе героя понятий пространства, времени,
образов, души, смерти, болезни и города.
А) я ненавижу тебя!— шептало странное, бесформенное пятно человека,
охваченного туманом и вырванного им из живого мира.— Я ненавижу тебя!
Б) Как в вате, задыхается в тумане голос. Бесформенное пятно человека
медленно удаляется, сверкнула около фонаря металлическая пуговица, и все
растаяло, как будто никогда и не было его, а был только мутный и холодный
туман.
VIII. Анафористичность рассказа [pic]конец сюжетный = началу след.
действия.… В ту ночь, до самого рассвета, задыхался в свинцовом тумане холодный
город. Безлюдны и молчаливы были его пубокие улицы, и в саду, опустошенном
осенью, тихо уми-али на сломанных стеблях одинокие, печальные цветы.автор: Орлов Святослав Григорьевич, 1 курс, РГГУ, ист.-фил.,
предмет: Анализ худ-го текста
препод.: Есаулов
дата: 4.04.97