Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского

Дата: 15.05.2014

		

КРАТКИЙ ДОКЛАД

на тему

«Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского»

Студентки 3 курса ФС ВПУ
Кристины Узорко

Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде.
Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До
поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В
1834 поступил на словесный факультет казанского университета, который
успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение
властей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем
гимназии.
Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественные
записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в
Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказ
писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовления
делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») –
слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода –
роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора,
«списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти
таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном
городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин»
не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов
народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.
Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был
допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды.
Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых
поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал
литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником
Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников
получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 – 1850
был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей»,
где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы,
собранные им самим.
Мельников-Печерский посылает один из лучших своих рассказов
«Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку. «Красильниковы»
— рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей из
реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. На
интересном диалекте говорит девка-чернавка купца Красильникова: «Лыска!
Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!» Красильников – это новый
русский купец середины 19 века. Его апартаменты обставлены роскошно, но он
не считает роскошь функциональной в своём быту. Сам живёт в маленькой
комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется политикой, мыслит
масштабно. Вся цель его жизни – деньги, и это прежде всего пагубно влияет
на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт за такими
купцами силу.
С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по
делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно
ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство
начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель
скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались
песни и легенды – например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал
видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели
его верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил
своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он
возложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровень
православного духовенства.
В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп»,
«Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель
обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов – губернские
и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством,
вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником,
досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине
коррупции в государстве страдает беззащитный народ.
В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отмены
крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовое
право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами перед
отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление
русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и
владели душами.
Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее предшествующих; однако она
любопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один из них, развязный
старец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок пушкинскому Варлааму
(«Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому использовать черты
мельниковского Варлаама и приведённую в повести песню «Как во городе то
было во Казани».
В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело
отдался литературной работе. С 1868 года – постоянный сотрудник «русского
вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-
Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел
Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников
создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса
Владимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение –
романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал
жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько
исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем
Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался
садоводством.
Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19
века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке
леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о
монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов – жизнь
нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда
торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы
персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду
денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть
алчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в
погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит
полюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому
старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который
ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.
Автор показывает и поэтические черты русской жизни. В купечестве он
находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую
концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно
богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы
славянской языческой мифологии.
Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В
1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он
и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном
склепе.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий