Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич
Булгаков должен был при поступлении на очередную «службу» писать
автобиографию, прилагавшуюся к печатному «листку по учету кадров». Таких
официальных документов он собственноручно составил несколько, все они
являются и литературными произведениями, важными источниками для научной
биографии великого русского писателя.
В Отделе рукописей Государственного Литературного музея (фонд 151,
опись 1, единица хранения 278) хранится автобиография М. А. Булгакова,
датированная мартом 1931 года и содержащая малоизвестные сведения о его
театральной деятельности.
Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. Окончил Киевский
университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же стал
заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года.
В годы 1919-1921, проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка
помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал в качестве
актера.
В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетах репортером, затем
фельетонистом.
В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писал сатирические
повести и роман «Белая гвардия».
В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу, которая в 1926 году
пошла в Московском Художественном театре под названием «Дни Турбиных» и
была запрещена после 289-го представления.
Следующая пьеса «Зойкина квартира» шла в театре имени Вахтангова и
была запрещена после 200<-го> представления.
Следующая — «Багровый остров» шла в Камерном театре и была запрещена
приблизительно после 50-го представления.
Следующая — «Бег» была запрещена после первых репетиций в Московском
Художественном театре.
Следующая — «Кабала Святош» была запрещена сразу и до репетиций не
дошла.
Через 2 месяца по запрещении «Кабалы» (в мае 1930 года) был принят в
Московский Художественный театр на должность режиссера, находясь в которой,
написал инсценировку «Мертвых душ» Гоголя.
В марте 1931 года был принят кроме режиссуры и в актерский состав
Московского Художественного театра.
Творчество Булгакова — вершинное явление русской художественной
культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности
быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по 1940, до дня своей смерти,
Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Булгаков был своего
рода пророком. С горьким чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой
мировой): «…западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень
скоро поправятся (и будут процветать!), а мы… мы будем драться, мы будем
платить за безумие дней Октябрьских, … за все!»
В своем знаменитом письме «Правительству СССР», написанном в один из
самых драматических, страшных моментов его жизни, его самосознания, в конце
марта 1930 года, Булгаков считает одной из главных черт своих сатирических
повестей «глубокий скептицизм в отношении революционного процесса…».
Булгаков, вероятно, наиболее четко, чем кто-либо из его современников, со
всей определенностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати как
непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь Чести, сделал свой
выбор — готовность к любым трудностям, кроме жертвы свободой художественной
мысли.
Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра
всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик.
Его главный принцип — «сатира не терпит оглядки».
Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его любимейшим
писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою Мастеру — он
придает портретное сходство с Гоголем.
Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость,
художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и
пристальный анализ формировали его неповторимый стиль.
Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну — тайну
фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну
дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе немецких
романтиков, особенно Гофмана): социальная и литературная жизнь была столь
нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, — непримиримое отрицание
поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его
произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.
Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует крепчайшая
тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль — образ
или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочность
несокрушимой реальности — «рукописи не горят».Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно
реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время,
города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть
понятия «Булгаковская Москва», «Булгаковский Киев».
Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны
его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его
жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то
примечательна. До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в
литературе. В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург,
зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но
скандальной славой «Дней Турбиных». Наконец, в 30-е годы Михаил Афанасьевич
– театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и
постановки пьес уже не может – не дают (в это время он пишет свой нетленный
и главный шедевр — «Мастера и Маргариту»). Надо сказать, что Булгаков –
феноменальное явление советских времен. Он с детства ненавидел писать на
«социальный заказ», в то время как в стране конъюнктурщина и страх губили
таланты и выдающиеся умы. Сам Михаил Афанасьевич был твердо уверен, что
никогда не станет «илотом, панегиристом и запуганным услужающим». В своем
письме правительству в 1930г. он признавался: «Попыток же сочинить
коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса
у меня не выйдет». Эта невероятная смелость была, очевидно, вызвана тем,
что Булгаков никогда не отступался от своих творческих позиций, идей и
оставался самим собой в самые тяжелые моменты жизни. А их у него было
немало. Ему полной мерой довелось испытать на себе давление мощной
административно-бюрократической системы сталинских времен, той, которую он
впоследствии обозначил сильным и емким словом «Кабала». Многие его
творческие и жизненные установки, реализованные в художественных
произведениях и пьесах, встретили жестокий отпор. В жизни Булгакова были
полосы кризисов, когда произведения его не печатали, пьесы не ставили, не
давали работать в любимом МХАТе.
Со Сталиным у Булгакова были особые отношения. Вождь критиковал многие
его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но
несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось
страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за
гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза,
унаследованного от отца). Булгаков знал, что в Советском Союзе его вряд ли
ждет блестящее литературное будущее (его произведения постоянно
подвергались чудовищной критике), доведенный до нервного расстройства,
открыто писал Сталину (письмо это приобрело широкую известность): «…я
обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ
ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЮ МОЕЙ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая
к прошению этому присоединяется». На самом деле, Булгаков по-своему любил
Родину, не представлял себе жизни без советского театра, но.… Однажды он
сказал: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был
ненастоящий. А если настоящий замолчал – погибнет». Почему же Вождь не
ликвидировал «антисоветчика», «буржуазного писателя» Булгакова? Говорят,
писатель «сразил» его необыкновенным обаянием и чувством юмора. А Сталин
еще и ценил его как драматурга: смотрел пьесу «Дни Турбиных» 15 раз! Л.Е.
Белозерская (жена Михаила Афанасьевича) так описывает Булгакова при первой
встрече с ним: «Нельзя было не обратить внимание на необыкновенно свежий
его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор.… Передо мной стоял
человек лет 30 – 32-х; волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор.
Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри грубо вырезаны; когда
говорит, морщит лоб. Но лицо, в общем, привлекательное, лицо больших
возможностей. Это значит – способно выражать самые разнообразные чувства. Я
долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил
Булгаков. И вдруг меня осенило – на Шаляпина!»
Таким был М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он
был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в
трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему
пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом),
гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном
городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное
молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми
зачитываются во всем мире.