Антуан де Сент Экзюпери

Дата: 15.05.2014

		

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ

МОУО г. Екатеринбурга
образовательное учреждение
МОУ СОШ № 80

Образовательная область: Искусство
Предмет: Мировая художественная культура
Тема реферата:

Антуан де Сент-Экзюпери

Исполнитель: учащаяся 9 «Д» класса
Паршина Н. П.

Руководитель: преподаватель МОУ СОШ № 80
Привалова В.М.

г. Екатеринбург
2000

СОДЕРЖАНИЕ

|1. ВВЕДЕНИЕ | |
| |1 |
| | |
|ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |
|ПРОБЛЕМА: УЗНАТЬ, КАКОЙ ЧЕЛОВЕК АНТУАН | |
|ДЕ СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ И КАКУЮ ЦЕЛЬ ОН СТАВИТ | |
|ПЕРЕД СОБОЙ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ | |
| | |
| 2.1. БИОГРАФИЯ | |
| |3 |
| | |
| 2.2. ТВОРЧЕСТВО | |
| |7 |
| | |
|2.3. ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ | 11|
|АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ | |
| | |
|2.4. ФИЛОСОФИЯ | 13|
| | |
|3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 16|
| | |
|4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 17|

Я выбрала тему «Антуан де Сент-Экзюпери», потому что Сент-Экзюпери
принадлежит к числу немногих романистов и философов, действия которых
породила земля. Он не просто восторгался людьми действия, он сам участвовал
в деяниях, которые писал. На протяжении десяти лет он летал то над Рио-де-
Оро, то над Андийскими Кордильерами; он затерялся в пустыне и был спасен
владыками песков; однажды он упал в Средиземное море, а в другой раз — на
горные цепи Гватемалы. Он сражался в воздухе в 1940 году и вновь сражался в
1944-м. Покорители Южной Атлантики — Мермоз и Гийоме — были его друзьями.
Отсюда та достоверность, которая звучит в каждом его слове, отсюда же берет
начало и жизненный стоицизм, «ибо деяние раскрывает лучшие качества
человека».[1]
Многие коллеги, друзья, товарищи, узнавшие его, тянулись к нему и очень
его любили. И как было не полюбить его? Он обладал одновременно силой и
нежностью, умом и интуицией. Он питал пристрастие к ритуальным обрядам,
любил окружать себя атмосферой таинственности. Неоспоримый математический
талант сочетался в нем с ребяческой тягой к игре. Он либо завладевал
разговором, либо молчал, словно мысленно переносился на какую-нибудь совсем
иную планету. Он всегда чувствовал себя в ответе за людей и перед людьми. И
чем чаще он видел в лицо смерть, тем больше любил жизнь. Чем больше он был
в небе, тем ближе и родней становилась ему земля, тем сильней он хотел
видеть ее мирной, чистой, счастливой — землей для людей. И тем богаче он
был мыслями и чувствами, которыми не мог не поделиться с людьми. Поэтому он
и стал писателем.
Время, в которое жил Антуан де Сент-Экзюпери, заставило его изменить
свои первоначальные общественные взгляды. В этом его биография сходна с
биографиями других прогрессивных, да и попросту честных людей разных стран
мира. На его писательский голос, его нравственные концепции, его понимание
долга, его возвышенное отношение к делу своей жизни — это было в его
личности неизменно. Сент-Экзюпери завещал нам: «Ищите меня в том, что я
пишу…».[2]
Меня очень заинтересовали столь интересная биография и эти слова, и
поэтому, желая узнать, что же это за человек и какие идеи он преследует во
всех своих произведениях, я выбрала эту тему.

Ровесник нашего времени, граф Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился
в июне 1900 года во Франции в городе Лионе, в замке Ла Молль. Его родители
происходили из старинных аристократических семейств, однако столь родовитое
происхождение никак не соответствовало фактическому социальному положению
семьи Сент-Экзюпери: отец будущего писателя служил инспектором страховой
компании. И когда он умер, его жена осталась с пятью детьми, в том числе с
четырехлетним Антуаном, без собственных средств к существованию. На помощь
пришли бабушки; только благодаря им дети получили образование, не испытав
нужды.
В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на
скрипке, но увлекся техникой и машинами. Учился он неровно, в нем
проявлялись проблески гения, но заметно было, что ученик этот не создан для
школьных занятий. В семье его называли «Король Солнце» из-за белокурых
волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана «Звездочет», потому
что нос его был вздернут к небу. В действительности он уже тогда был
«Маленьким принцем», надменным и рассеянным, радостным и бесстрашным. Всю
жизнь он сохранял связь со своим детством, он всегда оставался
восторженным, любознательным и с успехом играл роль мага-волшебника, как бы
в ожидании восторженных возгласов: «Да здравствует Антуан де Сент-
Экзюпери!» И эти возгласы раздавались, но только чаще говорили: «Сент-Экс,
Антуан или Тонио», потому что он неизменно становился частицей внутренней
жизни всех тех, кто его знал или читал его книги.
В двенадцать лет Антуан получает «воздушное крещение» — его поднимает
в воздух на своем самолете уже тогда знаменитый летчик, будущий ас
воздушных сражений первой мировой войны, Жюль Ведрин. Но, видимо, тогда
особого впечатления на мальчика этот полет не произвел. К авиации как
основному (или одному из основных) делу жизни его потянуло значительно
позже. Даже окончив школу, двенадцатилетний Сент-Экзюпери еще не решил
твердо, какой профессии он посвятит свою жизнь.
В юности Антуана влекла еще и архитектура, поэтому он поступает на
отделение архитектуры Академии художеств. Но в 1921 году неожиданно для
окружающих, он бросает свои занятия архитектурой и записывается
добровольцем в авиационный полк, он окончательно выбрал свою дорогу — небо.
Через год Сент-Экзюпери получает звание младшего лейтенанта и
назначение летчиком в авиационный полк, расположенный на парижском
аэродроме Бурже. Но всего три месяца спустя попадает в первую тяжелую
аварию, получает серьезные ранения и по выздоровлению демобилизуется.
Начинается, наверно, не самая трудная, но безусловно, самая неинтересная
полоса жизни Сент-Экзюпери: он служит конторщиком на черепичном заводе, а
затем торговым агентом небольшой автомобильной фирмы.
Шли двадцатые, тридцатые годы — молодость авиации. На еще несовершенных
машинах он овладевал техникой ночного полета. Учился водить гидросамолет,
прокладывал новые трассы. Где он только не летал! Побывал и над
Кордильерами, и над Сахарой, не однажды разбивался со своей машиной, не
однажды, рискуя жизнью, летел на помощь товарищу.
Никогда еще, пожалуй, призвание авиатора не проявлялось в человеке
более явственно и никогда еще человеку не было так трудно осуществить свое
призвание. Военная авиация согласилась зачислить его только в запас. Лишь
когда Сент-Экзюпери исполнилось двадцать семь лет, гражданская авиация
позволила ему стать летчиком, а затем начальником французского аэродрома в
Марокко, а в последствии — в Южной Америке. В это время он опубликовывает
свои первые произведения и приобщает небо к литературе, что не мешает ему
оставаться смелым и энергичным пилотом, а затем и техническим директором
филиала компании «Аэропосталь» в Буэнос-Айресе — тут он работает бок о бок
с его будущими товарищами Мермозом и Гийоме. Он попадает в многочисленные и
тяжелые аварии, но только чудом остается в живых.
В 1931 году он женится на вдове испанского писателя Гомеса Карильо —
Консуэло, уроженке Южной Америки. Фантазия этой женщины приводит Антуана в
восторг. Но аварии продолжаются: то Сент-Экс чуть не разбивается во время
чудовищного падения, то после вынужденной посадки он оказывается затерянным
в песках. И, мучимый изнурительной жаждой, в самом сердце пустыни, он
испытывает острую потребность вновь отыскать «Планету людей»!
В 1934-1935 годах, по поручениям компании «Эр-Франс», Сент-Экзюпери
едет в Советский Союз в качестве корреспондента газеты «Парисуар». В те
годы он публикует репортажи из СССР. К сожалению, дошедшие до нас отрывки
из московских репортажей не позволяют достаточно уверенно судить о точности
и глубине его проникновения в нашу сложную, многоплановую действительность
тех лет. После возвращения из Советского Союза Сент-Экзюпери дважды едет на
фронты гражданской войны в Испании и публикует несколько статей о виденном
там.
Стремление летать приводит Антуана де Сент-Экзюпери к приобретению
легкого самолета Кадрон «Симун», на котором он в конце 1935 года
предпринимает попытку перелета по маршруту Париж-Сайгон, а в 1938 году — по
маршруту Париж-Огненная земля. Обе эти попытки кончаются тяжелыми авариями
на первых же этапах: первая — в Ливийской пустыне, вторая — в Гватемале.

Наступает 1939 год. Вспыхивает война. Сент-Экс решительно принимает все
возможные шаги, использует все связи, лишь бы добиться назначения на летную
боевую работу в действующую армию. И хотя врачи упорно признают, что он
совершенно не пригоден к полетам (следствие многочисленных переломов и
контузий), он в конце концов добивается зачисления в разведывательную
авиагруппу 2/33. В дни вражеского вторжения, после нескольких боев, группу
эту отправляют в Алжир и личный состав ее демобилизуют. Он уходит из армии,
и теперь уже как гражданское лицо, возвращается во Францию — повидаться с
родными, а затем переезжает в Нью-Йорк. Там он пишет книгу «Военный
летчик», снискавшую огромный успех в Соединенных Штатах, а также и во
Франции, в то время оккупированной врагом.
Писатель Андре Моруа, хорошо знавший Антуана де Сент-Экзюпери,
вспоминает: «Когда генерал прибыл в Соединенные Штаты за вооружением, мы
оба — Сент-Экс и я — вновь попросили зачислить нас на службу во французскую
армию в Африке. Антуан уехал из Нью-Йорка на несколько дней раньше меня, и,
когда я сошел с борта самолета в Алжире, он уже встречал меня на аэродроме.
Вид у него был несчастный. Ведь Антуан так сильно ощущал узы, объединяющие
людей, он всегда чувствовал себя в какой-то мере ответственным за судьбы
Франции, и вот теперь он обнаружил, что французы разделены. Два генеральных
штаба противостояли друг другу. Он был зачислен в резерв командования и не
знал, разрешат ли ему летать. Ему было уже сорок четыре года, а он упорно и
настойчиво добивался, чтобы ему позволили управлять самолетом «П-38»,
быстрой машиной, созданной для более молодых сердец. В конце концов,
благодаря вмешательству одного из сыновей президента Рузвельта, Сент-
Экзюпери получил на это согласие.
Произведенный в чин майора он сумел присоединиться к дорогой его сердцу
разведывательной группе 2/33 (в которую ранее был зачислен), но начальники,
тревожась за его жизнь, неохотно разрешали ему полеты. Ему пообещали пять
таких полетов, он вырвал согласие еще на три. Из восьмого полета он не
вернулся. Он вылетел в 8 часов 30 минут утра, а к 13 часам 30 минутам его
все еще не было. Товарищи по эскадрилье, собравшись в офицерской столовой,
ежеминутно смотрели на часы. Теперь у него оставалось горючего всего на
один час. Ровно через час не оставалось больше никакой надежды. Все долго
хранили молчание. Потом командир эскадрильи сказал одному из летчиков: «Вы
выполните задание, порученное майору де Сент-Экзюпери».
Все закончилось так, как в романе Сент-Экса, и можно было легко
представить себе, что, когда у него не осталось больше горючего и, быть
может надежды, он, подобно одному из своих героев, устремил самолет ввысь —
к небесному полю, густо усеянному звездами».[3]
Итак, 31 июля 1944 года его самолет не вернулся на базу… По прихоти
судьбы это задание состояло в аэрофотосъемке объектов вблизи Лиона — того
самого города, в котором сорока четырьмя годами раньше родился. Нет, он жил
не очень долго и написал не очень много, но и жизнью своей, и смертью, и
своими книгами, и письмами, которые потом были опубликованы, он сумел
многое сказать людям.

Можно ли назвать его книги романами? Едва ли. От произведения к
произведению элемент вымысла все сокращается. Скорее всего это эссе о
деянии , о людях, о Земле, о жизни. Декорация почти всегда изображает
летное поле. И дело тут не в стремлении писателя прослыть специалистом, а в
его тяге к искренности. Ведь именно так живет и мыслит автор.
Он начал с повестей «Южный почтовый» и «Ночной полет» — о жизни и труде
крылатых людей. В 1935 году он побывал в Советском Союзе и написал
вдумчивые и доброжелательные очерки о Москве. Во время гражданской войны в
Испании он с тревогой пишет о судьбах Европы, о будущем, которому угрожает
фашизм. Подлинной, деятельной любовью к людям дышит лучшая его повесть —
«Планета людей» (1939). Когда началась война, он уже был признан негодным
для службы в авиации, но вернулся на самолет и воевал до того дня, пока
Францию захватил враг. И вот Экзюпери в эмиграции, в Америке. Скорбью о
поверженной родине, гневом и ненавистью к фашизму дышат страницы повестей
«Письма к заложнику» и «Военный летчик». Но есть во всем, что он пишет еще
и страстная вера в будущее человечества и страстное убеждение, что за это
будущее каждый из нас в ответе и каждый должен всеми силами его отстаивать.

«Южный почтовый» — это самая романтическая книга Сент-Экзюпери. Летчик
Жак Бернис, пилот компании «Аэропосталь», возвращается в Париж и встречает
там подругу своего детства — Женевьеву Эрлен. Муж у нее человек
посредственный; ее ребенок умирает; она любит Берниса и соглашается уехать
с ним. Но почти тотчас же Жак понимает, что они не созданы друг для друга.
Чего он ищет в жизни? Он ищет сокровище, в котором заключена истина его
жизни. Сначала он надеялся найти его в женщине — неудача. Позднее он
пытался найти его в соборе Парижской Богоматери, куда Бернис зашел, потому
что он чувствовал себя слишком несчастным — но и эта надежда обманула его.
Быть может ключ к разгадке лежит в ремесле? И Бернис упорно, мужественно
везет почту в Дакар, летя над Рио-де-Оро. Однажды автор находит труп Жака
Берниса — летчика сразили пули арабов. Но почта была спасена. Она будет
доставлена в Дакар в установленный срок.
«Ночной полет» относится к южноамериканскому периоду жизни Сент-
Экзюпери. Для того чтобы почта, полученная из Патагонии, из Чили, из
Парагвая, вовремя прибыла в Буэнос-Айрес, пилотам необходимо лететь ночью
над нескончаемыми горными хребтами. Если там их настигнет буря или они
собьются с пути, они обречены. Но их начальник, Ривьер, знает, что на такой
риск необходимо идти. Вместе с Ривьером, одним из инспекторов, Робино и с
женой Фобьена, мы следим за полетом трех самолетов во время грозы. Один из
них, самолет Фабьена, сбивается с курса. Перед ним словно смыкаются цепи
Кордильер. У него остается горючего всего на полчаса — он понимает, что
надежды больше нет. И тогда он поднимается к звездам, туда, где нет ни
одного живого
существа, кроме него самого. Завоеватель легендарных сокровищ, Фабьен,
погибает. Тем не менее Ривьер, который тоже любил Фабьена, с холодным
отчаянием занимается отправкой почты в Европу.
«Планета людей» — это прекрасный сборник эссе. Рассказ о первом полете
над Пиренеями, о том, как старые, опытные летчики приобщают к ремеслу
новичков. О том, как во время полета происходит борьба с «тремя
изначальными божествами — с горами, морем и бурей».[4] Портреты товарищей
автора — Мермоза, исчезнувшего в океане, Гийоме, который спасся в Андах,
благодаря своему мужеству и упорству. Эссе о «самолете и планете», небесные
пейзажи, оазисы, посадки в пустыне, в самом стане мавров (первобытное
племя, жившее в пустыне), и рассказ о том, как затерявшись в ливийских
песках, сам автор чуть не умер от изнурительной жажды. Но сюжеты сами по
себе мало что значат, главное то, что человек, который обозревает с такой
высоты планету людей, знает: «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из
нее Человека».[5] За последние двадцать лет слишком много писателей
прожужжали нам уши о недостатках и слабостях человека. Наконец-то нашелся
хоть один автор, который говорит нам о его величии: «Ей-богу, я такое
сумел, — восклицает Гийоме, — что ни одной скотине не под силу!»[6]
Наконец, «Военный летчик». Во время немецкого наступления во Франции
капитан де Сент-Экзюпери и экипаж его самолета получают от своего
начальника, майора Алиаса, приказ совершить разведывательный полет над
Аррасом. Вполне возможно, что во время этого полета их встретит смерть,
смерть бесполезная, так как им поручено собрать сведения, которые они уже
никому не смогут передать — дороги будут безнадежно забиты, телефонная
связь прервана, генеральный штаб переместится в другое место. Отдавая
приказ, майор Алиас и сам знает, что этот приказ бессмыслен. Но что тут
можно сказать? Никому и в голову не приходит сетовать. Подчиненный
отвечает: «Слушаюсь, господин майор… Так точно, господин майор…»,[7] но
ведь дисциплина прежде всего. Книга состоит из возвышенных размышлений
летчика во время полета к Аррасу, а затем во время его возвращения посреди
рвущихся вокруг снарядов и висящих над ним вражеских истребителей.
Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую,
совсем не похожую на другие, книжку — сказку «Маленький принц» и сам ее
иллюстрировал. Печальная
насмешливая книжка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей. Ведь и
в подлинной народной сказке под первым, простым и понятным даже малышу
смыслом скрыто порою мудрое иносказание. Не все здесь маленький читатель
поймет разумом, но многое разбудит его воображение, западет в памяти и
через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над
нею и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное — непременно задумаешься. Ибо
сказка, рассказанная Антуаном де Сент-Экзюпери, не только лирична, но и по-
хорошему, без сентиментальности трогательна. Сказка эта — мудрая и
человечная, и автор ее не только поэт, но и философ. Просто и
проникновенно, как и в повестях и в письмах, говорит он о самом важном: о
долге и верности, о дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к
людям, о нетерпимости к злу и о том, каким же быть человеку на этой еще не
очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей
планете Земле.
«Цитадель» — посмертно изданная книга Сент-Экзюпери. Он составил для
нее множество набросков и заметок, но у него не хватило времени, чтобы
отшлифовать произведение и поработать над его композицией. Сент-Экзюпери
восхваляет условности. Потому что, если уничтожить условности и забыть о
них (те же праздники, воспоминания, привычки и т.д.) то человек снова
становится дикарем. Тема «Цитадель» характерна для Сент-Экзюпери. Старый
владыка пустыни, который делится с нами своей мудростью и опытом. В прошлом
он был кочевником, но потом понял, что человек может обрести мир, только
если он воздвигнет свою цитадель. Человек испытывает потребность в
собственном крове, в своем поле, в стране, которую он может любить. Груда
кирпичей и камней — еще ничто, ей не хватает души зодчего. Цитадель
возникает прежде всего в сердце человека. Она соткана из воспоминаний и
обрядов. И самое главное — хранить верность этой цитадели, «ибо мне никогда
не украсить храм, если я каждое мгновение начинаю возводить его заново».[8]
Если человек рушит стены, желая этим обрести свободу, он сам уподобляется
полуразрушенной крепости. И тогда им овладевает тревога, потому что он
перестает ощущать свое реальное существование. «Мои владения — это не
стада, не поля, не дома, это нечто совсем иное, это то, что главенствует
над ними и связует их воедино»[9]

Самый прекрасный образ, созданный Антуаном де Сент-Экзюпери, даже более
прекрасный, чем образ Ривьера, — это образ человека, чье мужество исполнено
такой простоты, что рассказывать о его мужественных поступках было бы
просто смешно. Ошеде — бывший сержант, недавно произведенный в младшие
лейтенанты. Разумеется, образования ему не хватает. Сам он никак не мог
объяснить себя. Но он сложен, он целен. Когда речь идет об Ошеде, слово
«долг» теряет всякую напыщенность. Каждый хотел бы исполнять долг так, как
его исполняет Ошеде. Прекрасно древо, уходящее глубоко в почву. Прекрасна
стойкость Ошеде. В нем нельзя обмануться. Мужество не может возникнуть в
результате ловко выставленной речи, оно рождается от своего рода наития,
которое становится действием.
А какую же роль играет в его произведениях женщина? Порой В романах
Сент-Экзюпери на заднем плане проходят жены летчиков — нежные, любящие,
покорно обрекшие себя на жизнь, связанную с постоянным ожиданием человека,
которого каждый день подстерегает смерть. В былые времена человек действия
идеализировал женщину, с которой он был разлучен. Так, крестовые походы
вызвали к жизни Прекрасных дам, Знатных дам средневековых героических
песен. Но когда наблюдаешь за героями Сент-Экзюпери , начинает казаться,
что у летчика гораздо меньше времени грезить об отсутствующей возлюбленной,
чем у солдата или моряка. Для летчика опасность, связанная с его
профессией, более непосредственна, более постоянна. Если глохнет мотор —
это смерть. Если во время полета на большой высоте засорится баллон с
кислородом, летчик засыпает вечным сном. Что для такого человека далекие
города и женщины? Всего лишь остановка в пути. Юная девушка, которую
мельком видит герой, на мгновение пленит его своей красотою. Но что делать?
Ему ведь надо лететь дальше.
Сент-Экс часто обращается к образам садовника, плотника, пахаря, вообще
человека простого труда — обращается почти всегда, когда ищет вокруг себя
что-то устойчивое, осмысленное, человечное. Механик Леру, «оглядываясь на
прожитую жизнь… испытывал спокойное удовлетворение столяра,
отполировавшего великолепную доску: Вот и все! Готово!»[10] Герой «Южного
почтового», летчик Жак Бернис, вылетая в рейс, думает: «Сейчас я только
рабочий…» — и даже оставшееся за хвостом его самолета пространство,
называет «отработанным».[11] Наконец, сам Сент-Экзюпери, летая на
«Лайтинге», говорит: «Я чувствую себя здоровым плотником…»
В большинстве произведений Сент-Экса многократно упоминаются самолеты,
моторы, их устройство, неисправности, эволюции в воздухе — словом, то, что
принято называть «техникой» и рассматривать как тело, в художественной
литературе вполне инородное. Но писатель говорит обо всем этом не как
инженер. А как поэт: «Пятьсот лошадиных сил, впряженных в мотор, породили в
недрах вещества тончайшие токи — холод металла преобразился в бархатистую
плоть» — это летчик коснулся рукой стального лонжерона. Кто еще так писал о
«мертвой технике»!

Были люди, которым хотелось, чтобы Сент-Экзюпери удовольствовался тем,
что он писатель и небесный путешественник. И они говорили: «Зачем он все
время пытается философствовать, когда он отнюдь не философ». Но они
ошибались — это же здорово, когда человек много путешествует, пишет
произведения, да еще и философствует!
Препятствия, стоящие на пути человеческого взаимопонимания, писатель
считает почти всегда искусственными. И зло высмеивает их. Так, в «Маленьком
принце» он рассказывает о том, как турецкому астроному открывшему астероид
В-612 и доложившему об этом на Международном конгрессе, поначалу никто не
поверил, потому что ученый… был одет по-турецки. Когда же через несколько
лет он повторил слово в слово свое сообщение, на этот раз в европейской
одежде, — все с ним согласились.
Вторая мировая война, трагический разгром Франции, сложности жизни в
эмиграции вызывают заметный сдвиг в общественных воззрениях Сент-Экзюпери.
Он до «мозга костей» подавлен всеобщим развалом и обвиняет во всем
происшедшем прежде всего несостоятельность государственной власти —
«администрация, не способная к какому-либо творческому акту…».[12] Так от
терпимости Сент-Экс остается немного. Даже в сказке «Маленький принц» — в
сказке! — он находит нелишним напомнить людям, что баобабы надо выпалывать
не откладывая — «как только их можно отличить от розовых кустов: молодые
ростки у них почти одинаковые»,[13] и заклинает: «Берегитесь
баобабов!».[14] Это говорит тот самый человек, который всего несколькими
годами раньше отнесся хотя с неодобрением, но, в общем, более или менее
терпимо к тому, что его друг, известный летчик Мермоз, примкнул к фашисткой
организации!
Антуан де Сент-Экзюпери размышлял, что о человеке не следует
спрашивать: «Какому он следует этикету? Какой он придерживается доктрины? К
какой партии он принадлежит?» Следует спрашивать: «Что он за человек?»
Французы начертали на фронтонах своих общественных зданий: «Свобода,
равенство и братство». Они были правы — это прекрасный девиз. Но при том
условии, если осознают, что люди могут быть свободны, равны и могут
чувствовать себя братьями только в том случае, если кто-то или что-то их
объединяет.
«Что значит освободить?» — размышляет Антуан де Сент-Экзюпери: «Если в
пустыне я освобожу человека, который никуда не стремится. Чего будет стоить
его свобода? Свобода существует лишь для кого-то, кто стремится куда-то.
Освободить человека в пустыне — это значит возбудить в нем жажду и показать
ему путь к колодцу. Только тогда его действия обретут смысл. Бессмысленно
освобождать камень, если не существует силы тяжести. Потому что камень не
сдвинется с места».[15]
А вот что Сент-Экс говорит о равенстве: «Верующие равны в Боге. Выражая
Бога, они были равны в своих правах. Служа Богу, они были равны в своих
обязанностях. Я понимаю, почему равенство в Боге не влекло за собой ни
противоречий, ни беспорядков. Демагогия возникает тогда, когда за
отсутствием общей веры принцип равенства вырождается в принцип
тождества».[16]
И наконец, братство — «Я понимаю происхождение братства между людьми.
Люди были братьями в Боге. Братьями можно быть только в чем-то, а если нет
узла, связывающего людей воедино, они будут поставлены рядом друг с другом,
а не связаны между собой.
Нельзя быть просто братьями. Мои товарищи и я — братья в группе 2/33.
Французы — братья во Франции».[17]
Подведем итоги: «Жизнь человека действия полна опасностей; смерть
все время подстерегает его; абсолютной истины не существует; однако
жертвенность формирует людей, которые станут владыками мира, ибо они —
владыки самих себя». Такова суровая философия летчика. Достойно удивления,
что он извлекает из нее некую форму оптимизма. «Писатели, проводящие жизнь
за письменным столом, в которых медленно остывает жар души, становятся
пессимистами, потому что они изолированы от других людей. Человеку действия
неведом эгоизм, потому что он осознает себя частью группы товарищей. Боец
пренебрегает мелочностью людей, ибо он видит перед собой важную цель. Те,
кто вместе
трудятся, те, кто разделяют общую ответственность с другими, поднимаются
над враждою».[18]
Урок Сент-Экзюпери все еще остается живым уроком. «Тебе покажется будто
я умираю, но это не правда» [19]- говорит Маленький принц, он говорит
также: «И когда ты утешишься (в конце концов всегда утешаешься), ты будешь
рад, что знал меня».[20] И мы рады, что узнали его, и мы всегда будем ему
друзьями.

Изучив творчество и замечательную жизнь Антуана де Сент-Экзюпери,
посвященную от начала и до конца небу, я поняла, что он относится к
разряду людей, которые не укладываются в обычные рамки. Своими моральными
качествами, своим интеллектом, своей деятельностью — одним словом, своей
судьбой Сент-Экс возвышается над обычным человеческим уровнем и относится
в некотором роде к числу людей, которые должны служить для других примером.

Во всех произведениях Антуан де Сент-Экзюпери преследует идею о
взаимопонимании между людьми. Главные проблемы, всю жизнь волновавшие Сент-
Экзюпери, находили отражение во всех его произведениях — и в прозе, и в
публицистике, и даже в сказке. В одном из писем другу он так прямо и
заявляет: «Я писал… чтобы сказать моему поколению: вы — обитатели одной
планеты, пассажиры одного корабля!».[21] Судьба этого корабля была ему не
безразлична. Сент-Экзюпери верил в братство, объединяющее людей. И придавал
неоценимое значение их взаимопониманию. «Величие всякого ремесла, может
быть, в этом и состоит, что оно объединяет людей: ибо нет ничего дороже
этого»,[22] — говорит он. (Может быть, в этом и заключался один из
элементов притягательной силы, которую имела для Сент-Экзюпери авиация;
мало какая другая работа так не сближает людей.
Произведения Сент-Экзюпери напоминают настойчивый вопросник. Писателю
уже предъявляется упрек о «не решении» этих вопросов, но в действительности
же Сент-Экзюпери не только разрешал вопросы, но и показывал ход мыслей,
путь рассуждения, который мог бы привести к их разрешению. В то же время он
звал читателя самого пуститься в этот путь.
Писатель Антуан де Сент-Экзюпери — поразительный пример единства
творчества и собственной жизни. Они переплетались — в своих произведениях
он писал о полетах, о свей работе, о товарищах, о тех местах, где летал и
работал и главное — о небе. Многие образы Сент-Экса — это его друзья или
просто знакомые люди. Все свои годы он писал одно-единственное произведение
— его собственную жизнь.

1) Андре Моруа «Литературные портреты», Кишинев, «Литература
артистике», 1983год.
Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей», вступительная статья Норы Галь,
Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1985 год.
Антуан де Сент-Экзюпери «Южный почтовый. Ночной полет. Планета людей.
Военный летчик. Письмо заложнику. Маленький принц. Пилот и Стихии.»,
вступительная статья Марка Галлая, Москва, «Художественная литература»,
1983 год.
Марсель Мижо «Сент-Экзюпери», Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1965
год.

————————
1 № 1, стр. 446
[1] № 3, стр. 14
[2] № 1, стр. 448
[3] № 1, стр. 454
[4] № 1, стр. 454
[5] № 1, стр. 454
[6] № 1, стр. 454
[7] № 1, стр. 457
[8] № 1, стр. 457
[9] № 3, стр. 12
[10] № 3, стр. 12
[11] № 3, стр. 13
[12] № 3, стр. 13
[13] № 3, стр. 13
[14] № 1, стр. 460
[15] № 1, стр. 460
[16] № 1, стр. 460
[17] № 1, стр. 460-461
[18] № 1, стр. 461
[19] № 1, стр. 461
[20] № 3, стр. 12
[21] № 3, стр. 12

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий