«Страшный мир» в лирике А.А.Блока
Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе
отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве
вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь.
Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени. Лирический
герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал,
приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем
творчестве человеческих радостей и страданий.
Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной
целостности «Стихи о Прекрасной Даме», где все овеяно атмосферой
мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорит читателей
глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический
герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к
которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем
стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с
высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном,
земном, который назовет «страшным миром». Лирический герой будет жить
в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.
Рабочим кабинетом А.Блока станет город — петербургские площади и
улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое
прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир
социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из «жолтых
окон», «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине»,
идущих на фабрику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного
народа. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех,
кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так
резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами
не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: «И в жолтых окнах
засмеются, что этих нищих провели». И от этого страдания лирического
героя усугубляются.
Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее
развитие в стихотворении «На железной дороге». Железная дорога здесь
— это образ-символ. Перед нами железная дорога жизни, лишенная
доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают
в окнах вагона их лица — «сонные, с ровным взглядом», безразличные ко
всему. А «под насыпью, во рву некошенном», образ униженной женщины,
раздавленной колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот
эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока,- от
возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного «страшным
миром».
Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в
стихотворении «Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанные остряки» в
котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами
кроликов» — вот, где приходится жить лирическому герою. Все это
туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой
одинок. Но вот появляется Незнакомка:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он
пытается разгадать его тайну. Для него это означает познать тайну
жизни. Незнакомка здесь — некий идеал красоты, радости, а поэтому
преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И
лирический герой видит «берег очарованный и очарованную даль», то,
чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт
понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину («Я знаю: истина
в вине»).
Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении
«Я пригвожден к трактирной стойке». Его «душа глухая…пьяным
пьяна…пьяным пьяна…». Лирический герой живет с чувством гибели,
смертельной усталости:
Я пьян давно. Мне все-равно.
Вон счастие мое — на тройке
В сребристый дым унесено…
«Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но
поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего
пути в жизни. Об этом его поэма «Соловьиный сад». Как жить? Куда
идти? «Наказанье ли ждет или награда?» Вот вопросы, которые пытается
решить для себя лирический герой поэмы. Образ соловьиного сада — это
тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе
А.Блок. Но лирический герой покидает этот мир безоблачного счастья.
Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад
проникают звуки окружающего мира:
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!
Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не
слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт
вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:
Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел.
Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то,
чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и
здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены
разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание
невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая
авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в
жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни — это священная
жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал.
Наверное, поэтому и финал жизни самого Александра Блока будет
трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в
священную жертву во имя новой жизни и новой России.