Образы Горя от ума

Дата: 15.05.2014

		

Елецкий государственный педагогический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА

Образы “Горя от ума”

Выполнил:
студент гр. Л-53
Скиперских А.В.
Научный руководитель:
Харлампиди О.Д.

Елец, 1998
УСПЕХ «Горя от ума», появившегося накануне восстания декабристов, был
чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», —
так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и
поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди
двадцатых годов.
По словам Пушкина, комедии «произвела неописанное действие и вдруг
поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе
не много можно найти произведений, которые, подобно «Горю от ума», в
короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом
современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность
комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в
России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку
«собственных богатств» (то есть материала национальной истории и
современной русской жизни) — и собственными, оригинальными, не заемными
средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический конфликт
бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с
окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым
конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь
в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром
самодержавия крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их
взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно
наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта
своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные
укладов, двух поколений.
После Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-
политического и общекультурного движения дворянских революционеров-
декабристов, борьба нового — нарождающегося и развивающегося — со старым —
отжившим и тормозящим движение вперед — острее всего выражалась в форме
именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями «свободной
жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков,
какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном,
постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной
ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии,
положенной в основу «Горя от ума»: «…в моей комедии 25 глупцов на одного
здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с
обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет,
зачем он немножко повыше прочих».
И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и
более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом,
как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер
политического доноса, — Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном,
карбонарием, человеком, покушающимся на «законный» государственный и
общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет
гнусную сплетню о безумии Чацкого: «Сначала он весел, и это порок: «Шутить
и век шутить, как вас на это станет!» — Слегка перебирает странности
прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной
черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки:
«Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!» Не терпит подлости: «ах!
боже мой, он карбонарий». Кто-то со злости выдумал об нем, что он
сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброходства
и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой
единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем
наплевал в глаза и был таков». Грибоедов рассказал в своей комедии о том:
что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта
в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы
раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества
своей эпохи — с раздиравшими это общество противоречиями, кипением
страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины
столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-
историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, — тему рубежа двух
эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».
Отсюда — необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той
или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума»
множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры,
которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное
значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного
гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской
государственности и русской культуры, о свободе и независимости
человеческой личности, об общественном призвании человека, о его
патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской
чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах
просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова,
и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической
страсти такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не
могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в
передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.
Комедия с могучей сатирической силой разоблачала «нравы» крепостников.
Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего
благолепия и благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными
от всех и всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском выполнил эту
дачу. Он запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов,
которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный
отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и
своекорыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным
растлением.
Здесь, в этом обществе, действовали «знатные негодяи» и
мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие старухи», ханжи
и доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к
«свободной жизни», к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению
независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения
меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали
богатства и почести, «разливались в пирах и в мотовстве», а ученье считала
«чумой», зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев».
Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям «минувшего века» —
«века покорности и страха». «Мораль» их была основана на пресмыкательстве
перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для
них удачливый вельможа блаженных феодальных времен — дядя Фамусова Максим
Петрович, достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному
раболепству и шутовству в царском дворце.
Типичнейший представитель этого мира — сам Фамусов, воинствующий
мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под
стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.
В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца,
тупого, самовлюбленного и невежественного «героя» плацпарадных учений,
шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун,
удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами,
орденами и богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного
«пруссачества», которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии
и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и
кутузовские традиции (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам
говорит о себе: «Я — школы Фридриха…»).
Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные персонажи
барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница
старуха Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских,
Загорецкий — светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным — тайный
агент политической полиции, Репетилов — «душа» дворянского общества, шут,
сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-
то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич — в прошлом
приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся
с Фамусовским миром.
Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова — Молчалин.
В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ
подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя,
который сумеет, однако, дойти до «степеней известных». Вся лакейская
«философия жизни» этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение
иметь», раскрывается в его знаменитом признании:
Мне завещал отец:
Во-первых угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная
Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не
действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им
действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы,
как «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал,
и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович,
и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо», и
клубные друзья Репетилова, и много других — вплоть до княгини Марьи
Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем
которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на
сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия
содержания «Горя от ума», — и это составляют одну из новаторских черт
комедии.
Социальная критика Грибоедова, развернутая в «Горе от ума», по самой
широте своей и конкретности была явлением исключительным в литературе
начала XIХ столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие
в традициях классицизма, следовали условным и абстрактным критериям,
узаконенным его эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один,
отдельно взятый социальный «порок» или отвлеченную моральную категорию (к
примеру, только лихоимство, только невежество, только скупость, только
ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в
духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно
конкретных явлений общественного быта крепостнической России.
Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается
с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое
время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И
вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях», и вопрос о
«ланкартачных взаимных обучениях», и дебаты о парламентском строе и реформе
судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период
после наполеоновских войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в
репликах гостей Фамусова, — все это имело самое актуальное значение, в
частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал
свою комедию.
Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в «Горе
от ума», придает комедии значение широкой и целостной картины русской
общественной жизни конца 1810 — начала 1820-х годов, изображенной во всей
ее исторической точности и достоверности.
В свое время (в 1865 году) на это значение комедии обратил внимание
Д. И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни
дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не
переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователя». И в этой
связи Писарев совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы
писатель, поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую
картину, ему «надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме
того, замечательным мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц,
мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то,
что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою
печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и
видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной
жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых
годов Грибоедов» .
«Натура всяких событий» — таков был, говоря словами Грибоедова, тот
жизненный материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но
он не распылил свою исследовательскою наблюдательность по необозримому
множеству «всяких событий», по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое
внимание как бы в один световой луч и направил его на те явления жизни, в
которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое существо
основного общественно-исторического конфликта эпохи. Будучи действительно
замечательным, глубоким и смелым мыслителем, вооруженным самыми
прогрессивными идеями века, он выбрал из безграничного и пестрого
материала окружавшей его реальной жизни именно то, в чем сосредоточился
смысл его эпохи: борьбу, которая с небывалым ожесточением разгорелась
между мертвящим «духом рабства», проникавшим все и вся в аракчеевско-
фамусовском мире, и живительным «духом времени», воодушевлявшим молодое
поколение патриотов и свободолюбцев.
Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в
русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя
плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века — сатиры
Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все
содержание которого — свидетельствовало о его социально-политической
направленности.
Недаром критика 1820 — 1830-х годов сразу же по всей справедливости
оценила «Горе от ума» как первую в русской литературе «комедию
политическую». Сближая ее в этом смысле с комедией Бомарше «Женитьба
Фигаро», которая в свое время (в 1784 году) нанесла сильнейший удар
абсолютизму и феодальным пережиткам в предреволюционной Франции, критика
указывала, что «Бомарше и Грибоедов… с равною колкостию сатиры вывели на
сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя
гордым взглядом народную нравственность своих отечеств»'. А впоследствии
историка В.О. Ключевский даже назвал
' «Библиотека для чтения», 1834, т. 1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также и
А. И. Герцен, говоря о социально-историческом значении «Горя от ума»,
вспомнил в этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по словам Герцена,
значение «государственного переворота».
комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением русской
литературы XIX века» '.
Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И
не только потому, что «Горе от ума» является одним из самых замечательных
памятников русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и
потому также, что в комедии есть богатое позитивное, положительное
содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же сильное
общественно-политическое звучание, как и гневное разоблачение
крепостнического мира.
«Горе от ума», конечно, остается одним из шедевров карающей социальной
сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-
сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда
обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения
некоего положительного идеала — общественного, политического, морального.
Также и Грибоедов в «Горе от ума» не только разоблачал мир крепостников,
но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-
политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе
единственного истинного героя пьесы — Чацкого.
Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог
ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен был
отразить в своей исторической картине и другую сторону действительности —
брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни
самодержавно-крепостнического строя.
Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное
содержание «Горя от ума», конечно, не исчерпывается обличением порядков и
нравов крепостнического общества. В комедии дана действительно широкая и
во всех деталях верная историческая картина всей русской жизни в
грибоедовское время — и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не
только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным
преданиям «времен Очаковских и
' В. Ключевский. Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958,
стр.248.
покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи — ту борьбу нового
со старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов,
складывалась в России революционная идеология.
Фамусовщина — это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз
навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех —
не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тревожное, не
укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит
сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где «Молчалины
блаженствуют на свете». И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной
грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о
народе. Он — настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых,
Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он открыто, во
всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, — о
вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь
подхватила вся передовая русская литература XIX века.
Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком
«возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и
ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую
перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания
образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и
общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского
направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и
нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и
другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно-
политического воспитания, возбуждать любовь к «общественному благу» и
воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только
клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.
Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и
ходом освободительной борьбы.
Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева о том, что в
«Горе от ума» дан почти научный анализ русской исторической
действительности декабристской
эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в
историю и в нашу жизнь все же не как ученый-исследователь и не как
мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт. Изучая
действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом
как смелый новатор. Он нарисовал свою точную и достоверную картину,
пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения.
Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И
от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху
оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже
самый внимательный ученый-исследователь.
Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее
воздействия на мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и
состоит «тайна» искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо
известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда — и с новой, еще не знакомое
стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся,
будучи преображенным великой обобщающей силой искусства зачастую
предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается
перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им недоступна.

«Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных произведений
русской мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно
определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель
эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы
высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной
задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем и зрителем свой
положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и
общественные идеи.
Грибоедов не отступил в «Горе от ума» перед открытой
тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо
никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит
искусству, если она будет художественно претворена, если она будет
логично и естественно вытекать из существа и содержания положенного в
основу произведения конфликта, из столкновения страстей, мнений,
характеров.
В «Горе от ума» воплощена целая система идейных взглядов в связи с
самыми острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но
выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом — не в форма прямых
деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в речевых
характеристиках, короче говоря — в самой художественной структуре комедии,
в самой ее художественной ткани.
С этим связан важный вопрос о том, как Грибоедов решил основную
проблему «формировавшегося художественного реализма — проблему типичности.

Задача создания типического характера в типических обстоятельствах,
которую ставит перед собой реалистическое искусство, предусматривает
вскрытие смысла того явления социально-исторической действительности, на
котором остановилось внимание художника. В «Горе от ума» типична сама
общественно-историческая ситуация, поскольку она верно н глубоко отражает
конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все
человеческие образы, созданные Грибоедовым. В этой связи нужно
остановиться прежде всего на образе Чацкого. В индивидуальном и особенном
воплощении его характера ярко и отчетливо выражено существо той новой,
прогрессивной общественной силы, которая в грибоедовское время вышла на
историческую сцену с тем, чтобы вступить в решительную борьбу с
реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе. Художник-реалист
зорко разглядел в окружавшей его действительности эту тогда еще только
назревавщую силу и понял, что ей принадлежит будущее.
Во времена Грибоедова дело освободительной борьбы осуществляли
немногие «лучшие люди из дворян» (по характеристике В.И. Ленина), далекие
от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало, потому
что, как сказал Ленин, они «…помогли разбудить народ»', потому что они
подготовили дальнейший подъем революционного движения в России.
' В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23, стр. 398.
Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов,
фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-
крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины,
Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как
социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание.
Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу,
которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.
Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в
художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную
правду жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного
протестанта и борца — в типических обстоятельствах его исторического
времени.
Столь же типичны и исторически характерны представители другого
общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин,
Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня
Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в
своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и
заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на
страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического
мира.
Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности.
Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков,
сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил
фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и
идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял
в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро
наделив его характер героическими чертами. Грибоедов тем самым решил и
политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-
политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей
убедительностью идейная направленность его творчества.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий