Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова

Дата: 15.05.2014

		

«Герой нашего
времени»
М.Ю.Лермонтова
Нравственно-психологоческий роман( его
художественные особенности ).

«Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический
роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же
муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не
события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое
богатство романа заключено прежде всего в образе «героя времени». Через
сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что
нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное,
которое глубже слов, идей.
Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание
раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печерина ( в первых
трех повестях ) к их мативам ( в 4 и 5 повестях ), тоесть от загадки к
разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печерина, а
его внутренний мир, психология.
Автор использует принцып хронологической инверсии ( отказ от
последовательного изображения ). Такая разочарованная позиция в точности
соответствует «разачарованной», противоречивой личности человека.
В первых трех повестях («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»)
представленны лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры
печеринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо
как жертвы его страстей ( Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета (
бедные контабандисты ). Невольно напрашивается вывод, что психологическим
нервом Печерина является власть и эгаизм: «какое дело мне: странсвующему
офицеру, до радостей и бедствий человеческих ?»
Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед
нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В
«Княжне Мери» звучит трезвый отчет Печерина. Он понимает скрытый механизм
своей психологии: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого
слова, другой мыслит и судит его.» А позже Григорий Александрович открыто
формулирует свое жизненное кредо: «Я смотрю на страдания к радости других
только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы…»
На основании этого правила Печерин развивает целую теорию счастья: «Быть
для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого
положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что
такое счастье ? Насыщенная гордость.» Казалось бы, умный Печерин, знающий в
чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо
пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него
утомление и скука… Почему же судьба героя так трагична ?
Ответом на этот вопрос является последняя повесть
«Фаталист». Здесь решаются уже проблемы нестолько психологические, сколько
философские и нравственные.
Повесть начинается с философского спора Печерина с Вуличем
о предопределении человеческой жизни. Вулич — сторонник фатализма. Печерин
же задается вопросом: «Если точно есть предопределения, то зачем же нам
дана воля, рассудок ?» Этот спор прверяется тремя примерами, тремя
смертельными схваиками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя
выстрелом в висок окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство
Вулича на улице пьянымказаком; в-третьих, отважный брасок Печерина на
казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о
том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом
философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печерин, о смерти
которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней
повести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые
совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в
финале романа звучат поздравления с победой над смертью: «офицеры меня
поздравляли — и точно было с чем «.
Герой относится к фатвлизму прредков двойственно: с одной
стороны он иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой
стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера —
благо. Но отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время 30-е
годы нечем заменить утраченные идеаллы. Несчастье Печерина в том, что он
сомневается не тоолько в необходимости добра вообще; для него не только не
существует святынь, он смеётся «над всем на свете»… А безверие порождает
либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для
умного и энергичного человекаю
Показывая мужество своего героя Лермонтов одновременно
утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович
очень дорожит своей свободой: » Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать
раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам». Но такая
свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, что Печерин постоянно
пытается подавить голос своего сердца: «я давно уже живу не сердцем, а
головой».
Однако Печерин не самодовольный циник. Выполняя «роль
палача или топора в руках судьбы», он сам страдает от этого не меньше, чем
его жертвы,весь роман — это гимн мужественной, свободной от предрассудков
личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному
человеку который не смог «угадать своего высокого назначения».

Набито: Диденко Александром.
27 марта 1996 г.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий