Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»
В.М. — мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему
изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и
партии, поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В.М. во имя
революции наступал на «горло собственной песне», отдавая «звонкую силу
поэта» пролетариату. «У каждого поэта своя драма..»-писала Анна Ахматова.
Есть она и у В.М. Он верил в революцию, боролся стихом с ее врагами, видя
их не только в Колчаке и Деникине, но и в советских, новых мещанах,
«дряни». А сегодняшние противники поэта не хотят этого замечать. Не знают
они и другого: есть ранний М., тонкий лирик, необычайно одаренный стилист,
подлинный новатор стихосложения, экспериментатор в области формы.
Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово становится
значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы «внутренняя»,
чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как
выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии-самое главное,
сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В.М. надо кричать,
надрывая голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей». Но в
ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности.
Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в
себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и
душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Именно такого В.М. я и люблю.
Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году. В стихах этого
периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые,
пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней
бравадой-ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая
порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени,
внутренняя убежденность в правоте своих нравственных и эстетических идеалов
обособляли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта
обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не
было высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал.
Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к
людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает
свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой
стихотворения не просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово,
отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его
проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на
человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом,
человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в
том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди
рождаются для счастья.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой
бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают,
а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут,
поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные
выражения. И лирический герой их находит.(ЦИТАТА).
А дальше…Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах
антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном,
общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены
очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного
звезды «плевочки», а для другого-«жемчужины».
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для
кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от
одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.(ЦИТАТА).
Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную
муку».
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у
В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из
одной-единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая»
настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы
видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный
для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно
естественно заменяется, как видим, просто «рукой». Значит Господь Бог,
будто пахарь или хлебопек,-простонародный.
Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и
переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми.
Вот он Говорит кому-то:(ЦИТАТА).
И ели первые два предложения вопросительные, то третье-вопросительное, и
восклицательное одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим
героем, так силен , что иначе их не выразить как только этим многозначным
емким словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и
обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, и любовь…Я не
один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот
мир, небо, Вселенную всей душой, всем сердцем.
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он
бы так не убеждал, не увещевал, не волновался…Последняя строфа
стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же
слова:(ЦИТАТА).
Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более
оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в
первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно
утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.
(ЦИТАТА).В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..
«Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя.
Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд,
очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается
с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд
глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только
динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального
слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само
лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю
обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация
стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и
неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую
сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и
выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют
самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»),
смятения, затаенную даль.
Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой
иносказательный смысл-«не хлебом единым жив человек». Кроме насущного
хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота.
Нам нужны звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки». Имманиула Канта
поражали более всего на свете две вещи: «звездное небо над нами и
нравственный закон внутри нас». В.М. тоже волнуют вечные философские
вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и
бессмертия, добре и зле.
Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не
думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере
не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост
от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный
полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку
подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные
образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в
Человека, в его разум и великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в
нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом,
отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из
лириков, и стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой
поэзии.Макс Майдак.