Шпаргалки по психологии

Дата: 12.03.2014

		

предмет и структура социальной психологии как науки: изучает следующие явления (5 т. зр. На этот вопрос,
которые составляют единство): 1. психологические процессы, состояния и
свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения
с другими людьми, в различные социальные группы (семью и т.д.); изучаются,
например, общительность и т.д. 2. феномен взаимодействия между людьми
(в частности феномен общения): взаимодействие может быть не только
межличностным, но и межгрупповым и между группами. 3. психические
процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных
образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было
индивиду. 4. массовые психические явления, такие как: поведение толпы,
паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д. 5.
принцип матрёшки (соединяет в себе все предыдущие точки зрения).

Основные объекты: в
зависимости от того или иного понимания предмета соц. Ψ-ии выделяются
основные объекты её изучения, т.е. носители социально-психологических
явлений: например, личность в группе – личность-личность (родитель-ребёнок),
малая группа – школьный класс и т.д. (рассматриваются: личность, мг, бсг,
общество и различные варианты их взаимодействия).

Строение социальной Ψ-ии: структура соц. п. есть
результат взаимодействия 2-х противоположных, но тесно связанных процессов:
а) дифференциации – разделения на составные части, разделы и б) интеграции её
с другими отраслями науки.

Дифференциация:
1. по основному объекту исследования
– соц. Ψ-ия личности, СПМЛО, СПМГ, СПМГО, СПБСГ. 2. по основному методу
анализа: теоретическая СП, экспериментальная СП, практическая СП. 3. по
ведущей деятельности: психология труда, общения, социального познания и
творчества, игры и т.д. 4. по основной сфере общественной жизни: соц. п.
рекламы, торговли, массовых коммуникаций и т.д.

Интеграция:
1. внешний критерий –
относится к её
объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми
возникли относительно самостоятельные подотрасли – соц. п. личности
сформировалась как результат интеграции соц. п. с психологией личности и т.д.
2. внутренний критерий – относится к развитию самой соц. п. и
проявляется в процессах объединения разделяющихся составных частей,
появившихся в результате дифференциации (например,
теоретико-экспериментальные исследования; личность и малые трудовые группы в
организации; психология руководства научным коллективом и т.д.).

7

Социальная установка личности: Томас и Знанецкий (1918-1920) дали первое определение: состояние
сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определённым
объектом в определённых условиях, и психологическое переживание им социальной
ценности, смысла объекта. Признаки соц. установки: 1. оказывают регулирующее
влияние на наше поведение (спортсмен на забеге в соревнованиях – его соц.
установка добиться успеха); 2. готовность реагировать на соц. объект; 3.
основана на прежнем опыте. Соц. установка по Олпорту: это состояние
сознания человека, которое характеризуется готовностью человека вести себя
определенным образом – доминирующее понимание на сегодня. Структура
соц. установки: в 40 годах Смит выделяет 3 компонента в структуре социальных
установок: когнитивный компонент (знание объекта); эмоциолнально-оценочный
(аффективный) – отношение к социальному объекту; поведенческий – готовность
вести себя определённым образом, но ещё не действовать. Дифференциация
соц. установки и простой установки (По Узнадзе):
соц. уст. осознаваема, а
простая – неосознаваема и представляет, прежде всего, психофизиологическую
готовность к определённым действиям; соц. уст. – регулятор в сложной
обстановке, а простая – в простой; соц. установки основаны на социальных
потребностях, а простые – на витальных (базовых) потребностях; в простой
установке минимальна роль когнитивного компонента; а соц. уст. максимально
выражены все 3 компонента (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Основные
виды соц. установок:
1. соц. уст. на объект-готовность вести себя
определённым образом по отношению к объекту; 2. ситуативная установка –
отношение в условиях различных ситуаций к соц. объектам; 3. соц. установка,
которая тесно связана с конкретными социальными группами, например возрастная
установка; 4. частные и общие соц. установки (по обобщённости); 5.
перцептивные социальные установки (как воспринимать и оценивать тот или иной
соц. объект). Причины расхождения социальных установок и поведения: 1.
человек неприятен нам, но при встрече с ним мы ведём себя по дружески; 2. в
экстремальных ситуациях и в ситуациях угрозы для жизни других людей (мужчина,
заступившийся за женщину); 3. традиции и обычаи в соответствии с которыми
человек себя ведёт; 4. взаимодействие доминантных и субдоминанатных установок
личности (по степени интенсивности). Частные формы соц. установок: 1.
стереотип – чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о соц.
объекте. 2. предрассудок – сильно искажённое представление об объекте. 3.
Я-концепция – совокупность соц. уст. о себе: каким себя видим, как себя
воспринимаем и т.д. (выражены все 3 компонента).

8

частные формы социальных установок (Я-концепция, стереотип,
предрассудки):
Соц. Уст. — это состояние сознания человека, которое
характеризуется готовностью человека вести себя определенным образом.
Стереотип –
это социальная установка с застывшим, обеднённым содержанием
когнитивного компо-нента. Стереотипное мышление — это узость, ограниченность
или устарелость представлений человека о тех или иных объектах
действительности или о способах взаимодействия с ними. Функции стереотипа: 1.
идентификация – например, позитивный образ своей группы; 2. идеологизация –
формирование и защита идеологий своей группы. Существуют аутостереотипы –
представление о самом себе и о других членах своей группы и гетеростереотипы
– представления, которые существуют по отношению к чле-нам другой  соц.
Группы. Свойства стереотипов: неразвитый когнитивный компонент;
поляризован-ность оценки; жёсткая устойчивость стереотипа; интенсивное
эмоциональное проявление; большая концентрированность. Предрассудок – это
соц. уст. с искажённым когнитивным компонентом, вследствие чего индивид
воспринимает некоторые соц. Объекты в неадекватном иска-жённом виде. Не-редко
с таким когнитивным комп. бывает, связан сильный аффективный компонент.
Наиболее распространённым видом таких извращённых соц. установок являются
расовые и национальные предрассудки. Основная причина формирования
предрассудка кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря
чему индивид некритично воспринимает влияния соответ-ствующей среды. Чаще
всего предрассудки возникают в детстве (когда у ребёнка не хватает знаний). Я-концепция
совокупность соц. уст. о себе: каким себя видим, как себя воспринимаем,
как оцениваем себя и т.д. (выражены все 3 компонента). Виды Я-концепции: 1.
реальное Я (то, что чел. о себе думает); 2. Я в глазах других людей; 3.
рефлексивное Я (как я считаю, что обо мне думают другие); 4. «Зеркальное» Я
(отражение моих представлений обо мне в других людях); 5. идеально Я (каким
бы я хотел быть); 6. Я-совесть (каким я не должен быть). Механизмы формирования:
1. идентификация (с той или иной группой или человеком) – подражание
поведению другого человека; 2. интериоризация; 3. конформистский механизм: то
на что делают акцент родители и т.д. Основные функции: 1.способствование
достижению внутренней согласованности; 2. определяет характер индивидуальной
интерпретации опыта; 3. прогностическая – источник ожиданий; 4.регуляция
поведения.

9

социализация личности: существуют
различные интерпретации этого понятия: 1. социализация понимается как
включённость индивида в процесс соц. отношений. 2. социализация понимается
как усвоение чел-ком социологического опыта, соц. Норм, традиций и т.д., т.е.
социализирована та личность, которая способна усвоить соц. опыт и
произвести его в деятельности. 3. социализацией является становление личности
по модели или в контексте определённой культуры. 4. социализация
рассматривается как навязывание некоторой доктрины образа жизни.
социализация – есть процесс усвоения индивидом ценностей и кол-ва соц. групп
и общества в целом и формирование их в осознанную систему соц. установок,
котор. определяют позиции и поведение индивида в соц. среде. Основные
св-ва социализации:
1. активность-пассивность субъективной
социализации; 2. осознанность – неосознанность; 3. система-порциональность. Возрастные
особенности социализа-ции:
критерии, характеризующие специфику стадий –
1. взаимосвязь биологич. и соц.; 2. ведущая деятельность; 3. роль общения; 4.
соотношение интенсивности когнитивных и эмоц. компонентов; 5 Ведущие
институты социализации; 6. степень защищённости личности от соц. среды.
Например, для дошкольного возраста: 1. биологическое определяет социальное;
2. Игра — перенятие опыта через неё; 3. общение ограничено –семья; 4. ведущие
эмоц. компоненты; 5. семья; 6. максимальна защищённость.

Существуют
следующие возрастные стадии: доподростковый возраст, подростковый,
взрослость, пожилой человек. Социализация продолжается в течение всей жизни
человека.

3

основные направления в развитии западной соц. Ψ-ии: 1. необихивиористское направление – возникло в 30 годы, существует 2 блока теорий: 1
блок – теории агрессии.
А) теории агрессии под-ражаний (Миллер, Доллард):
фрустрация всегда приводит к агрессии. 40-г: выделены 2 типа фру-страции:
смещённая — перенос обиды на другого человека или объект и сдерживание. Но
здесь нужно отметить, что агрессия явл. естественным следствием фрустрации,
но необязательным. Б) теория социального научения (Бандура – наблюдающее
научение). 2 блок – теории обмена. А) теория элементарных
поведенческих актов (при встрече — Хоманс). Б) теория взаимодействия и
сходств (Тибо, Келли) – каждый из участников может получать как вклады, так и
потери (обмен лекциями). У каждого индивида существ. свой уровень ценности,
т.е. он всё сравнивает с ним. 2. теории когнитивного со-ответствия – А)
теория структурного баланса Хайдера: приписывание причин поведения и свойств
личности (определённые качества по популярности в классе). Б) теория
коммуникативных актов (если 2 человека + относятся друг к другу, то они будут
стремиться иметь схожие взгляды). В) теория когни-тивного диссонанса: 2
противоречивые инф. Об одном и том же явлении приводят человека к
диском-форту. Г) теория конгруэнтности (схожесть). Д) Аш, Крэч, Крачфилд:
новые знания об индивиде обобщаются и структурируются со старыми. 3
психоаналитическое –
Фрейд: взаимоотношения в семье и со взрослыми
переносятся на отношение к другим людям. А) трёхмерная теория межличностного
поведения (основа 3 потребности: включения в группу, в любви, в контроле —
власть); Б) динамическая теория группового функционирования: группа
рассматривается как личность. В) теория группового развития: группы тренинга
человеческих отношений. 4. интеракционистское направление – основа:
взаимодействие между людьми. А) символический интеракционизм: некоторые символы,
с помощью которых люди взаимодействуют между собой (жесты и т.д.). Б) теория
ролей: роль как существующая система ожиданий в обществе относительно
индивида (по отношению к себе, внешние проявления). Когда выполняешь
несколько ролей одновременно, может наступить межролевой конфликт. В) теория
референтной группы: это те люди, мнение которых для индивида значимо. Феномен
референтности может быть позитивным и негативным (мнения человека, который
любим, мнения противника).

5

социально-психологические теории личности в зарубежной психологии: 1. Адлер:
центральными понятиями являются стиль жизни и социальное чувство. Стиль жизни
определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности, которое
возникает вследствие тех или иных органических недостатков или негативных
психологических переживаний, а социальное чувство отражает степень
заинтересованности человека в общественной солидарности. Это чувство
определяет стиль жизни, который при гармоничном сочетании личного и
общественного приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности. 2.
Фромм:
личность у Фромма описывается с помощью понятия «характер».
Основным критерием для дифференциации характеров явл. отношение к смыслу
жизни. Если человек ориентирован на самореализацию, то он обладает продуктивным
характером, означающим успешное сочетание личных и общественных интересов.
Доминирующий тип характера в конкретном обществе составляет «социальный тип»
этого общества, определяющий отношения между личностью и обществом и между
самими людьми. 3. Хорни: основное – взаимоотношения между ребёнком и
родителями – главный фактор развития. Базовые потребности: в безопасности и в
удовлетворении. Если неудовоетворена потребн. в безопасности, то развивается
Базальная тревога. У каждого человека есть 10 невротических потребностей
(одна из них доминирует). 4. Эриксон: считает, что развитие личности
проходит на протяжении всей жизни. Социализация представлена на 8 стадиях:
(развитие соц. возможностей человека поощряется обществом; каждая стадия
сопровождается кризисом – на каждой стадии должно развиться высшее базовое
чувство). 1. грудной возраст (надежда – доверие-недоверие); 2. ползунковый
возраст (воля – автономия-стыд); 3. дошкольный возраст (целеустремлённость –
инициатива-чувство вины); 4. предпубертатный (компетентность –
прилежание-чувство неполноценности); 5. юность (преданность, верность –
идентичность-диффузия); 6. ранняя зрелость (любовь –
интимность-изолированность); 7. средняя зрелость (творчество, забота –
продуктивность-застой); 8. поздняя зрелость (мудрость – внутренняя
стойкость-безнадёжность). 5. Роджерс: все мотивы чел. включены в один
– тенденция к самоактуализации. Люди способны строить свою судьбу, явл.
целеустремлёнными, самосовершенствующимися. Условия межличностного общения:
активн. Слушание, конгруэнтное (подлинное); позитивное, безусловное общение.

12

структура, функции и виды общения. Основные стратегии и
психологические типы взаимодей-ствия:
общение понимается как: 1. взаимообмен – люди обмениваются
опытом, информацией, поведенческими актами, эмоциями и т.д. 2. как
взаимодействие
– всякое общение можно назвать взаимодействием
(субъект-субъектные отношения). существует несколько стратегий поведения при
общении: А) стратегия содействия – активное содействие 1-го партнёра другому,
с целью достижения какого-либо результата. Б) стратегия противодействия –
рассогласование общих результатов деятельности. В) уклонение от
взаимодействия. Выделяют 7 типов взаимодействия: 1. сотрудничество
(содействие 2 партнёров); 2. противоборство (противоборство партн-ов); 3.
уклонение (уклонение 2 партн.); 4. одностороннее содействие (1-содействует,
2-уклоняется); 5. одностороннее противоборство (1-противоборство,
2-уклонение);6. компромисс (оба – противоборство, содействие); 7. контрастное
взаимодействие (1-содействие, 2-противоборство). 3. как частный случай
деятельности.
Структура общения: 1. информационный
(познавательный, когнитивный) компонент; 2. аффективный (эмоциональный)
компонент; 3. поведенческий компонент. Функции общения: 1. по
содержанию: коммуникативная, аффективно-коммуникативная (содержание + эмоции,
чувства), регуляционно-коммуникативная (содержание + поведение). 2. по цели
общения: организационная (происходит при совместной деятельности),
познавательная (познание другого человека), отношенческая (установить
отношения с другим человеком), регуляционная (воздействие на другого). Виды
общения:
1. эффективное, делится на: понимающее (безоценочное
общение) и рефлексивное (правильно ли я вас понял?). 2. неэффективное
общение
, делиться на: принижающее (ущемление прав другого), агрессивное
(нападки одного партнёра на другого) и защитно-агрессивное. Главным
критерием в2-х видах, (э. И неэф.) является психологический комфорт.
Промежуточная
форма между эффективным и неэффективным общением – директивное общение:
прямое (указывающее) воздействие на другого человека без ущемления его прав.
Наиболее часто встречаются: директивное и понимающее общение.

13

основные теоретические подходы к исследованию общения. 1. информационный подход – сформи-рован в 40-х годах: главный акцент делается
на термин «коммуникация». Общение всегда взаимно, а коммуникация может быть
как односторонней, так и двусторонней. Содержание – информация. Основные
положения:
содержание информации передаётся в различных символах (слова,
жесты, знаки, телодвижения и т.д.). человек рассматривается как некий экран
на котором проявляется полученная информация. По теории систем Шеннона: любая
информация может измеряться. Единицы измерения информации: само сообщение;
источник информации, передатчик информации, получатель информации, обратная
связь, шум при передаче. 60-е годы – теория коммуникативного обмена
(Ирвин-Гоффман): элементы к. о.: содержание, условия общения, форма
представления информации, стратегии общения, коммуникативные ограничения,
критерии и оценки. 2. интеракционистский подход: начинается с
работ Джона Мида – общение как система взаимноориентированных акций и
реакций, развёрнутых во времени. Бейлз разработал схему анализа общения как
взаимодействия. Пример: «равновесная модель» — в общении люди стремятся к
балансу: вопрос-ответ; «модель социального навыка» — взаимные акции и реакции
— ответные реакции; «лингвистическая модель» — анализ отдельных звуков, то,
как они интегрируются в слова и т.д. 3. реляционный подход: наиболее
разработанный. Начал формироваться в 50-е годы. Суть общения это взаимные
отношения, оценки. Социальный контекст: ребёнок включается в межличностные
отношения с самого рождения, посредством общения.

15

социальная перцепция: понимание, функции, типичные феномены: соц. перцепция – это восприятие соц.
действительности, восприятие жизни в целом (оценка человеком
действительности), наиболее элементарный процесс – восприятие человека
человеком. (1. один человек воспринимает другого; 2. человек воспринимает
группу; 3. группа воспринимает одного человека; 4. группы воспринимают друг
друга). Функции социальной перцепции: 1. инициация общения –
запускающая функция – восприятие разных хар-к человека. 2. познавательная –
воспринимая человека, мы познаём, изучаем его. Задачи соц. перцепции: Опознание
другого чел., адекватно оценить другого человека, установить отношения между
людьми, воздействие на другого человека. Основные феномены соц. перцепции:
1. феномен рефлексии. А)
саморефлексия (напр., оценка своего внешнего
вида); Б) собственно рефлексия (сознание индивидом того, как он выглядит в
глазах того, кто его воспринимает); В) взаимная рефлексия (2 человека
задумываются, как они выглядят в глазах друг друга). Рефлексивные игры –
человек задумывается, как он выглядит в глазах другого и при этом он сознаёт,
что тот другой задумывается о том, как он выглядит в глазах первого. 2.
аттракция (привлекательность для других людей).
Эта характеристика
является динамичной – например, человек молчал и был привлекательным, а когда
заговорил, потерял свою привлекательность. Антиаттракция –
непривлекательность для других, динамичная характеристика. 3. атрибутивные
процессы (феномен приписывания):
казуальная атрибуция – рассматривается
некоторая причинность (поведения, эмоц. состояния и т.д.). 4. феномен
идентификации.
Отождествление субъекта восприятия с другим человеком или
с группой лиц. 5. взаимопонимание. Тождество тех значений, смыслов,
поведенческих актов у 2-х лиц, воспринимающих друг друга. 6. феномен
социально-перцептивных способностей.
Способность к адекватности оценки.
Феномен социально-перцептивной компетентности – система знаний, умений,
навыков, которые обеспечивают успешное взаимодействие с другими людьми.

14

невербальное общение: понимание, особенности, структура, функции: невербальное общение – это коммуникация между
индивидами без использования слов, т.е. без речевых и языковых средств,
представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения
становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи
информации или обмена ею. Основными средствами являются: поза, движения
(жесты), мимика, взгляд, «пространственное поведение», характеристики голоса.
Особенности. Это общение может быть осознанным и неосознанным, а также
намеренным и ненамеренным. В большинстве обычно люди не осознают или мало
осознают своё невербальное поведение. При помощи языка тела люди передают от
60 до 70 % всей информации в процессе общения. В одном случае инф. может
передаваться одним субъектом с осознаваемой целью довести эту инф. до другого
(указательный жест). А в другом отправитель не имел намерения передавать
какую-то инф. или даже пытался скрыть её (плохое настроение), а другие тем не
менее эту инф. получали (воспринимали). Функции невербального общения: неверб.
Средства общения помогают людям ориентироваться в различных ситуациях и
регулировать своё поведение, глубже понимать друг друга. Невербальное общение
позволяет передать инф. о: признаках расовой, социальной,
социально-демографической принадлежности; физическом и психологическом
состоянии; об эмоциональном отношении к чему — кому-либо; возможных вариантах
поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях; степени
воздействия на чел. тех или иных событий, обстоятельств; психологическом
климате в группе и в обществе; личностных и индивидуальных свойствах между
субъектами общения. Структура. 1 система – оптическая: 80-85% инф.
получается с помощью зрения: жесты, мимика и т.д. Отдельная подструктура:
контакт глаз (интимная зона – 45 см, личная – 45-120, социальная – 120-320,
публичная – от 7 м). 2 система – тактильная: это инф., которую мы получаем
при помощи тактильных ощущений (поглаживания, шлепки и т.д.). 3 система –
ольфакторная: система запахов (естественный и искусственный). 4 система –
акустическая система: темп, тембр голоса, частота, экстралингвистика –
кашель, вздох, пауза, смех и т.д.

11

понимание общения в социальной психологии. Сравнение общения и
деятельности:
общение понимается
как: 1. взаимообмен – люди обмениваются опытом, информацией, поведенческими
актами, эмоциями и т.д. 2. как взаимодействие – всякое общение можно
назвать взаимодействием (субъект-субъектные отношения). Существует несколько
стратегий поведения при общении: А) стратегия содействия – активное
содействие 1-го партнёра другому, с целью достижения какого-либо результата.
Б) стратегия противодействия – рассогласование общих результатов
деятельности. В) уклонение от взаимодействия. Выделяют 7 типов
взаимодействия: 1. сотрудничество (содействие 2 партнёров); 2. противоборство
(противоборство партн-ов); 3. уклонение (уклонение 2 партн.); 4.
одностороннее содействие (1-содействует, 2-уклоняется); 5. одностороннее
противоборство (1-противоборство, 2-уклонение);6. компромисс (оба –
противоборство, содействие); 7. контрастное взаимодействие (1-содействие,
2-противоборство). 3. как частный случай деятельности: существует 2
точки зрения на этот вопрос: 1. общение рассматривается как деятельность; 2.
общение и деятельность, относительно самостоятельные категории. Критерии
рассмотрения общения и деятельности:
1. типичные отношения, которые
реализуются в: А) деятельности (S-O отношения), Б)
а в общении (S-S отношения). 2. основной результат: А) в деятельности
результатом является продукт (материальный или нематериальный); Б) в общении,
результат – это изменение отношения. 3. «единица» анализа деятельности: А) в
деятельности – действия, операции; Б) в общении – взаимодействия между
людьми.

Уровни анализа общения: 1.
макроуровень – общение как компонент образа жизни человека в целом. 2.
мезоуровень – анализируются различные ситуации общения. 3. микроуровень –
единицей анализа общения выступает отдельный акт общения (напр., заданный
вопрос).

6

отечественные социально-психологические теории личности (Мясищев,
Парыгин, Ядов):
1. теория
Мясищева «Психологические отношения личности»:
отношение – целостная, активная, избирательная,
основанная на опыте связь индивида с различными сторонами социальной
действительности. Связь и оценка: Отношения личности образуют систему с 3
подсистемами: 1. отношение к другим людям (группам); 2. отношение к себе; 3.
отношение к внешнему миру (природа, предметы и т.д.). Личность – это ансамбль
отношений, её главная роль отношение к другому человеку, которая формируется
в деятельности, общении. Параметры отношений: модальность (+, -, нейтрально),
дифференцированность, избирательность, осознанность, устойчивость,
стереотипность (изменение одной подсистемы приводит к изменению всей
системы). 2. Ядов «Диспозиционная концепция»: диспозиция – продукт
столкновения потребности и ситуации, который фиксируется в личностной
структуре. Диспозиционные образования формируются в структуру: 1. низший
уровень – простые установки на основе витальных потребностей и низкой
осознаваемостью. 2. социально-фиксированные установки – аттетюды. 3. высший
уровень диспозиционной иерархии образует систему ценностных ориентаций на
достижение цели. (Фанзетивность – перенос знания или основанного на знании
отношения с одного объекта на другой). Эмоциональные аспекты диспозиционной
организации характеризуются свойствами напряжённости или центрированности в
отношении ведущих потребностей личности. Важнейшая функция диспозиций –
психическая регуляция поведения субъекта в данной сфере. 3. Парыгин
«Представления о структуре личности»:
личность – интегральное понятие,
которое характеризует человека в качестве объекта социальных отношений и
объединяет в нём общечеловеческие, социально-специфические,
индивидуально-психические особенности. 1. модель — статической структуры
личности: Личность как набор образований – общечеловеческие качества,
соц.-специфические, индивидуально-неповторимые. Это предельно отвлечённая от
реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные
аспекты, пласты психики индивида. 2. модель – динамической структуры личности
модель психического состояния и поведения человека: внутренний и
поведенческий аспекты. Особую роль, Парыгин отводит эмоциональному фактору –
психическому настрою.

10

исследования ранней этнической и политической социализации: социализация – есть процесс усвоения индивидом
ценностей и кол-ва соц. групп и общества в целом и формирование их в
осознанную систему соц. установок, котор. определяют позиции и поведение
индивида в соц. среде.
Этническая
психология
занимается исследованием
психологических особенностей народа, обусловленных единством его
происхождения. Существуют этнические стереотипы – широко распространённые
традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне
обыденного сознания имеют обычные люди о представителях разных этнических
групп. (гетеростереотип – представление об облике другого народа и фиксация
на нём определённого отношения; автостереотип – представление о своём народе
и фиксация, как правило, позитивного отношения). В 3-4 года у детей
появляется симпатии и антипатии. В 6-7 лет каждый ребёнок либо проявил
агрессию по отношению к другому ребёнку (др. национальность), либо испытал её
на себе, т.е. к 6-7 годам, в многонациональной стране, завершается процесс
социализации. Основной механизм этнической социализации – конформистский:
проявление и соблюдение традиций.

Политическая
социализация:
(проводились
исследования с детьми и флагами, гербами – в Америке). Политическая
психология изучает психологические компоненты политической жизни общества,
которые формируются и проявляются в политическом сознании наций, социальных
групп и индивидов и реализуются в практических действиях всех субъектов
политических процессов.

2

история зарубежной социальной психологии: ключевые события: 1.исследования
начинались с исслед. БСГ. Начало исследованиям было положено В. Вундтом,
который работал над книгой «Психология народов» 60 лет – вся эта работа и
является социальной психологией. Высшие психические функции, по его мнению,
должны были изучаться с позиции «психологии народов». Следующий этап – работы
Лебона: психика народа инстинктивна; психику необходимо изучать в
неорганизованном поведении (в толпе); основной механизм, который действует в
толпе – внушение, оно порождает социальность. Тард – говорит о подражании.
Вводит понятие «групповой разум» — то, что рождается благодаря подражанию.
2.
исследования МГО: 1906 г. – Самнер: первая работа по МГО, в которой
рассматрив. межэтнические отношения. Он выделил этноцентрический механизм
(межнациональное восприятие и оценка). 3. Запад делает акцент на экспериментальных
исследованиях. 1908 г. – Макдаугал – первый учебник по соц. Ψ. Его
концепция состоит в том, что причиной соц. поведения людей является
врождённые инстинкты, через которые выражается стремление людей к
определённым целям (гл. инстинкт — стадный). 4. личность в группе:
20-30 гг. – Томас Знанецки – изучение поведения эмигрантов в новой среде,
выделил феномен «социальной установки» — готовность индивида действовать
определённым образом, согласно предыдущему опыту. 5. межличностные
отношения: 20-30 гг. – Богардус – феномен соц. дистанции
(симпатия\антипатия). Джордж Мид – родоначальник теории ролей: все мы
являемся носителями различных ролей. 6. характеристика малой группы:
1918 г. – Мёде изучал процессы, происходящие в МГ. Изучал, как общение в группе
отражается на мышлении, памяти и др. процессах человека. 1924 г. Флойд Олпорт
– в группе хар-ки деят-ти человека изменяются. Выделил феномен фасилитации
– присутствие др. людей оказывает влияние на индивида (может быстрее решить
задачу), деят-ть улучшается. Ингибиция – человек может увеличить
скорость решения, но совершить при этом больше ошибок, чем обычно. Курт Левин
– теория групповой динамики: 3 стиля руководства: авторитарный,
демократический, попустительский.

4

особенности зарождения и периоды развития отечественной социальной
психологии:
особенности:
1 т. зр. – отечественная СП и зарубежная развивались параллельно (1879г. –
1-ая экспериментальная лаборатория Вундт Лейпциг, 1885г. – Бехтерев открытие
лаборатории в Казанском университете), в 20-е г. в разных странах проводились
похожие исследования. 2 т. зр. – история отечественной СП самобытна. 3 т. зр.
– зарождение отеч. СП восходит к западной науке (переводы на русский
иностранной литературы, стажировки отеч. Психологов за рубежом). Для зарождения
СП в России была благоприятная почва – войны, радикальные преобразования.
Интерес к теории за рубежом (Россия – теория, запад — практика).
Двойственность происхождения СП (с 1 стороны из общественных наук, с другой —
естественные). В России развитие науки зависит от власть имущих – времена
застоев. Периоды: 1. 60 г. 19 в. – начало 20: СП зарождалась в
смежных науках – этнография, психиатрия, социология и т.д. Соц. – псих.
проблемы определялись практическими задачами этих наук. Исследо-вания
специалистов не психологов были не регулярными, по необходимости (Бессонов –
массовые преступления и геройство). Петражицкий – мотивы поступков – это
эмоции. Михайловский – массовая психология: психологическими факторами
развития общества являются подражание, общественное настроение, соц.
поведение, а также, вожак, которого выдвигает толпа, управляет ею. 2.
начало 20 гг. 20 века
– работы Бехтерева: предметом соц. психологии
является изучение психологической деятельности собраний, сборищ, составляемых
из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое.
Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность интересов и
задач, побуждающих коллектив к единству действий. Выделил основные законы,
которым подчиняется деят-ть коллектива: з-он тяготения, отталкивания, инерции
(общественное движение, набрав силу, а потом, прекратив существование,
продолжает действовать), сохранения энергии. 3. 20 – 30 гг. 20 века:
одним из направлений в СП в это время было исследование проблемы коллективов.
3 т. зр.: 1 – коллектив является механическим агрегатом, простой суммой
составляющих его индивидов; 2 – поведение индивида предопределено общими
задачами и структурой коллектива; 3 – поведение индивида в коллективе
изменяется, а коллективу как целому присущ самостоятельный творческий
характер поведения. 4. 30-50 гг. – ситуация меняется, начинается
изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестают печататься
переводы трудов западных психологов, идеологический контроль.

4
вопрос (продолжение):

основным
источником и сферой применения СП в этот период были педагогические
исследования и педагогическая практика. Центральная тема – психология
коллектива. Взгляды Макаренко (основные) – исследователь коллектива и
воспитания личности в коллективе. 5. 50-80 гг.: период возрождения СП.
Основные критерии возрождения: возобновление публикаций, организация
исследований, проводятся конференции и симпозиумы, возобновляется подготовка
специалистов в СП. 6. 1989-1994 гг.: период вынужденной стагнации СП
при отсутствии финансирования. 7. 1995 г. по наст. Время – период
восстановления.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий