предмет и структура социальной психологии как науки: изучает следующие явления (5 т. зр. На этот вопрос, которые составляют единство): 1. психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью и т.д.); изучаются, например, общительность и т.д. 2. феномен взаимодействия между людьми (в частности феномен общения): взаимодействие может быть не только межличностным, но и межгрупповым и между группами. 3. психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. 4. массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д. 5. принцип матрёшки (соединяет в себе все предыдущие точки зрения).
Основные объекты: в зависимости от того или иного понимания предмета соц. Ψ-ии выделяются основные объекты её изучения, т.е. носители социально-психологических явлений: например, личность в группе – личность-личность (родитель-ребёнок), малая группа – школьный класс и т.д. (рассматриваются: личность, мг, бсг, общество и различные варианты их взаимодействия).
Строение социальной Ψ-ии: структура соц. п. есть результат взаимодействия 2-х противоположных, но тесно связанных процессов: а) дифференциации – разделения на составные части, разделы и б) интеграции её с другими отраслями науки.
Дифференциация: 1. по основному объекту исследования – соц. Ψ-ия личности, СПМЛО, СПМГ, СПМГО, СПБСГ. 2. по основному методу анализа: теоретическая СП, экспериментальная СП, практическая СП. 3. по ведущей деятельности: психология труда, общения, социального познания и творчества, игры и т.д. 4. по основной сфере общественной жизни: соц. п. рекламы, торговли, массовых коммуникаций и т.д.
Интеграция: 1. внешний критерий – относится к её объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли – соц. п. личности сформировалась как результат интеграции соц. п. с психологией личности и т.д. 2. внутренний критерий – относится к развитию самой соц. п. и проявляется в процессах объединения разделяющихся составных частей, появившихся в результате дифференциации (например, теоретико-экспериментальные исследования; личность и малые трудовые группы в организации; психология руководства научным коллективом и т.д.).
|
7
Социальная установка личности: Томас и Знанецкий (1918-1920) дали первое определение: состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определённым объектом в определённых условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта. Признаки соц. установки: 1. оказывают регулирующее влияние на наше поведение (спортсмен на забеге в соревнованиях – его соц. установка добиться успеха); 2. готовность реагировать на соц. объект; 3. основана на прежнем опыте. Соц. установка по Олпорту: это состояние сознания человека, которое характеризуется готовностью человека вести себя определенным образом – доминирующее понимание на сегодня. Структура соц. установки: в 40 годах Смит выделяет 3 компонента в структуре социальных установок: когнитивный компонент (знание объекта); эмоциолнально-оценочный (аффективный) – отношение к социальному объекту; поведенческий – готовность вести себя определённым образом, но ещё не действовать. Дифференциация соц. установки и простой установки (По Узнадзе): соц. уст. осознаваема, а простая – неосознаваема и представляет, прежде всего, психофизиологическую готовность к определённым действиям; соц. уст. – регулятор в сложной обстановке, а простая – в простой; соц. установки основаны на социальных потребностях, а простые – на витальных (базовых) потребностях; в простой установке минимальна роль когнитивного компонента; а соц. уст. максимально выражены все 3 компонента (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Основные виды соц. установок: 1. соц. уст. на объект-готовность вести себя определённым образом по отношению к объекту; 2. ситуативная установка – отношение в условиях различных ситуаций к соц. объектам; 3. соц. установка, которая тесно связана с конкретными социальными группами, например возрастная установка; 4. частные и общие соц. установки (по обобщённости); 5. перцептивные социальные установки (как воспринимать и оценивать тот или иной соц. объект). Причины расхождения социальных установок и поведения: 1. человек неприятен нам, но при встрече с ним мы ведём себя по дружески; 2. в экстремальных ситуациях и в ситуациях угрозы для жизни других людей (мужчина, заступившийся за женщину); 3. традиции и обычаи в соответствии с которыми человек себя ведёт; 4. взаимодействие доминантных и субдоминанатных установок личности (по степени интенсивности). Частные формы соц. установок: 1. стереотип – чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о соц. объекте. 2. предрассудок – сильно искажённое представление об объекте. 3. Я-концепция – совокупность соц. уст. о себе: каким себя видим, как себя воспринимаем и т.д. (выражены все 3 компонента).
|
8
частные формы социальных установок (Я-концепция, стереотип, предрассудки): Соц. Уст. это состояние сознания человека, которое характеризуется готовностью человека вести себя определенным образом. Стереотип – это социальная установка с застывшим, обеднённым содержанием когнитивного компо-нента. Стереотипное мышление это узость, ограниченность или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Функции стереотипа: 1. идентификация – например, позитивный образ своей группы; 2. идеологизация – формирование и защита идеологий своей группы. Существуют аутостереотипы – представление о самом себе и о других членах своей группы и гетеростереотипы – представления, которые существуют по отношению к чле-нам другой соц. Группы. Свойства стереотипов: неразвитый когнитивный компонент; поляризован-ность оценки; жёсткая устойчивость стереотипа; интенсивное эмоциональное проявление; большая концентрированность. Предрассудок – это соц. уст. с искажённым когнитивным компонентом, вследствие чего индивид воспринимает некоторые соц. Объекты в неадекватном иска-жённом виде. Не-редко с таким когнитивным комп. бывает, связан сильный аффективный компонент. Наиболее распространённым видом таких извращённых соц. установок являются расовые и национальные предрассудки. Основная причина формирования предрассудка кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответ-ствующей среды. Чаще всего предрассудки возникают в детстве (когда у ребёнка не хватает знаний). Я-концепция совокупность соц. уст. о себе: каким себя видим, как себя воспринимаем, как оцениваем себя и т.д. (выражены все 3 компонента). Виды Я-концепции: 1. реальное Я (то, что чел. о себе думает); 2. Я в глазах других людей; 3. рефлексивное Я (как я считаю, что обо мне думают другие); 4. «Зеркальное» Я (отражение моих представлений обо мне в других людях); 5. идеально Я (каким бы я хотел быть); 6. Я-совесть (каким я не должен быть). Механизмы формирования: 1. идентификация (с той или иной группой или человеком) – подражание поведению другого человека; 2. интериоризация; 3. конформистский механизм: то на что делают акцент родители и т.д. Основные функции: 1.способствование достижению внутренней согласованности; 2. определяет характер индивидуальной интерпретации опыта; 3. прогностическая – источник ожиданий; 4.регуляция поведения.
|
9
социализация личности: существуют различные интерпретации этого понятия: 1. социализация понимается как включённость индивида в процесс соц. отношений. 2. социализация понимается как усвоение чел-ком социологического опыта, соц. Норм, традиций и т.д., т.е. социализирована та личность, которая способна усвоить соц. опыт и произвести его в деятельности. 3. социализацией является становление личности по модели или в контексте определённой культуры. 4. социализация рассматривается как навязывание некоторой доктрины образа жизни. социализация – есть процесс усвоения индивидом ценностей и кол-ва соц. групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему соц. установок, котор. определяют позиции и поведение индивида в соц. среде. Основные св-ва социализации: 1. активность-пассивность субъективной социализации; 2. осознанность – неосознанность; 3. система-порциональность. Возрастные особенности социализа-ции: критерии, характеризующие специфику стадий – 1. взаимосвязь биологич. и соц.; 2. ведущая деятельность; 3. роль общения; 4. соотношение интенсивности когнитивных и эмоц. компонентов; 5 Ведущие институты социализации; 6. степень защищённости личности от соц. среды. Например, для дошкольного возраста: 1. биологическое определяет социальное; 2. Игра перенятие опыта через неё; 3. общение ограничено –семья; 4. ведущие эмоц. компоненты; 5. семья; 6. максимальна защищённость.
Существуют следующие возрастные стадии: доподростковый возраст, подростковый, взрослость, пожилой человек. Социализация продолжается в течение всей жизни человека.
|
3
основные направления в развитии западной соц. Ψ-ии: 1. необихивиористское направление – возникло в 30 годы, существует 2 блока теорий: 1 блок – теории агрессии. А) теории агрессии под-ражаний (Миллер, Доллард): фрустрация всегда приводит к агрессии. 40-г: выделены 2 типа фру-страции: смещённая перенос обиды на другого человека или объект и сдерживание. Но здесь нужно отметить, что агрессия явл. естественным следствием фрустрации, но необязательным. Б) теория социального научения (Бандура – наблюдающее научение). 2 блок – теории обмена. А) теория элементарных поведенческих актов (при встрече Хоманс). Б) теория взаимодействия и сходств (Тибо, Келли) – каждый из участников может получать как вклады, так и потери (обмен лекциями). У каждого индивида существ. свой уровень ценности, т.е. он всё сравнивает с ним. 2. теории когнитивного со-ответствия – А) теория структурного баланса Хайдера: приписывание причин поведения и свойств личности (определённые качества по популярности в классе). Б) теория коммуникативных актов (если 2 человека + относятся друг к другу, то они будут стремиться иметь схожие взгляды). В) теория когни-тивного диссонанса: 2 противоречивые инф. Об одном и том же явлении приводят человека к диском-форту. Г) теория конгруэнтности (схожесть). Д) Аш, Крэч, Крачфилд: новые знания об индивиде обобщаются и структурируются со старыми. 3 психоаналитическое – Фрейд: взаимоотношения в семье и со взрослыми переносятся на отношение к другим людям. А) трёхмерная теория межличностного поведения (основа 3 потребности: включения в группу, в любви, в контроле власть); Б) динамическая теория группового функционирования: группа рассматривается как личность. В) теория группового развития: группы тренинга человеческих отношений. 4. интеракционистское направление – основа: взаимодействие между людьми. А) символический интеракционизм: некоторые символы, с помощью которых люди взаимодействуют между собой (жесты и т.д.). Б) теория ролей: роль как существующая система ожиданий в обществе относительно индивида (по отношению к себе, внешние проявления). Когда выполняешь несколько ролей одновременно, может наступить межролевой конфликт. В) теория референтной группы: это те люди, мнение которых для индивида значимо. Феномен референтности может быть позитивным и негативным (мнения человека, который любим, мнения противника).
|
5
социально-психологические теории личности в зарубежной психологии: 1. Адлер: центральными понятиями являются стиль жизни и социальное чувство. Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности, которое возникает вследствие тех или иных органических недостатков или негативных психологических переживаний, а социальное чувство отражает степень заинтересованности человека в общественной солидарности. Это чувство определяет стиль жизни, который при гармоничном сочетании личного и общественного приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности. 2. Фромм: личность у Фромма описывается с помощью понятия «характер». Основным критерием для дифференциации характеров явл. отношение к смыслу жизни. Если человек ориентирован на самореализацию, то он обладает продуктивным характером, означающим успешное сочетание личных и общественных интересов. Доминирующий тип характера в конкретном обществе составляет «социальный тип» этого общества, определяющий отношения между личностью и обществом и между самими людьми. 3. Хорни: основное – взаимоотношения между ребёнком и родителями – главный фактор развития. Базовые потребности: в безопасности и в удовлетворении. Если неудовоетворена потребн. в безопасности, то развивается Базальная тревога. У каждого человека есть 10 невротических потребностей (одна из них доминирует). 4. Эриксон: считает, что развитие личности проходит на протяжении всей жизни. Социализация представлена на 8 стадиях: (развитие соц. возможностей человека поощряется обществом; каждая стадия сопровождается кризисом – на каждой стадии должно развиться высшее базовое чувство). 1. грудной возраст (надежда – доверие-недоверие); 2. ползунковый возраст (воля – автономия-стыд); 3. дошкольный возраст (целеустремлённость – инициатива-чувство вины); 4. предпубертатный (компетентность – прилежание-чувство неполноценности); 5. юность (преданность, верность – идентичность-диффузия); 6. ранняя зрелость (любовь – интимность-изолированность); 7. средняя зрелость (творчество, забота – продуктивность-застой); 8. поздняя зрелость (мудрость – внутренняя стойкость-безнадёжность). 5. Роджерс: все мотивы чел. включены в один – тенденция к самоактуализации. Люди способны строить свою судьбу, явл. целеустремлёнными, самосовершенствующимися. Условия межличностного общения: активн. Слушание, конгруэнтное (подлинное); позитивное, безусловное общение.
|
12
структура, функции и виды общения. Основные стратегии и психологические типы взаимодей-ствия: общение понимается как: 1. взаимообмен – люди обмениваются опытом, информацией, поведенческими актами, эмоциями и т.д. 2. как взаимодействие – всякое общение можно назвать взаимодействием (субъект-субъектные отношения). существует несколько стратегий поведения при общении: А) стратегия содействия – активное содействие 1-го партнёра другому, с целью достижения какого-либо результата. Б) стратегия противодействия – рассогласование общих результатов деятельности. В) уклонение от взаимодействия. Выделяют 7 типов взаимодействия: 1. сотрудничество (содействие 2 партнёров); 2. противоборство (противоборство партн-ов); 3. уклонение (уклонение 2 партн.); 4. одностороннее содействие (1-содействует, 2-уклоняется); 5. одностороннее противоборство (1-противоборство, 2-уклонение);6. компромисс (оба – противоборство, содействие); 7. контрастное взаимодействие (1-содействие, 2-противоборство). 3. как частный случай деятельности. Структура общения: 1. информационный (познавательный, когнитивный) компонент; 2. аффективный (эмоциональный) компонент; 3. поведенческий компонент. Функции общения: 1. по содержанию: коммуникативная, аффективно-коммуникативная (содержание + эмоции, чувства), регуляционно-коммуникативная (содержание + поведение). 2. по цели общения: организационная (происходит при совместной деятельности), познавательная (познание другого человека), отношенческая (установить отношения с другим человеком), регуляционная (воздействие на другого). Виды общения: 1. эффективное, делится на: понимающее (безоценочное общение) и рефлексивное (правильно ли я вас понял?). 2. неэффективное общение, делиться на: принижающее (ущемление прав другого), агрессивное (нападки одного партнёра на другого) и защитно-агрессивное. Главным критерием в2-х видах, (э. И неэф.) является психологический комфорт. Промежуточная форма между эффективным и неэффективным общением – директивное общение: прямое (указывающее) воздействие на другого человека без ущемления его прав. Наиболее часто встречаются: директивное и понимающее общение.
|
13
основные теоретические подходы к исследованию общения. 1. информационный подход – сформи-рован в 40-х годах: главный акцент делается на термин «коммуникация». Общение всегда взаимно, а коммуникация может быть как односторонней, так и двусторонней. Содержание – информация. Основные положения: содержание информации передаётся в различных символах (слова, жесты, знаки, телодвижения и т.д.). человек рассматривается как некий экран на котором проявляется полученная информация. По теории систем Шеннона: любая информация может измеряться. Единицы измерения информации: само сообщение; источник информации, передатчик информации, получатель информации, обратная связь, шум при передаче. 60-е годы – теория коммуникативного обмена (Ирвин-Гоффман): элементы к. о.: содержание, условия общения, форма представления информации, стратегии общения, коммуникативные ограничения, критерии и оценки. 2. интеракционистский подход: начинается с работ Джона Мида – общение как система взаимноориентированных акций и реакций, развёрнутых во времени. Бейлз разработал схему анализа общения как взаимодействия. Пример: «равновесная модель» в общении люди стремятся к балансу: вопрос-ответ; «модель социального навыка» взаимные акции и реакции ответные реакции; «лингвистическая модель» анализ отдельных звуков, то, как они интегрируются в слова и т.д. 3. реляционный подход: наиболее разработанный. Начал формироваться в 50-е годы. Суть общения это взаимные отношения, оценки. Социальный контекст: ребёнок включается в межличностные отношения с самого рождения, посредством общения.
|