Прокушев Ю.Л.
…Я счастлив.
В сонме бурь
Неповторимые
я вынес впечатленья.
Сергей Есенин
В
1814 году в «Вестнике Европы» за подписью «Александр Н. к. ш.
п.« впервые было напечатано стихотворение Пушкина »К другу
стихотворцу». Ровно через сто лет, в 1914 году, в журнале
«Мирок» за подписью «Аристон» было впервые напечатано
стихотворение Есенина «Береза».
Эти
сто лет в русской поэзии по праву могут быть названы эпохой Пушкина. Могучий,
всеобъемлющий пушкинский гений оказал решающее влияние на стремительный взлет
поэзии XIX века.
Лермонтов,
Некрасов, Кольцов, Никитин, Тютчев, Майков, Фет… Всем своим творчеством,
жизнью и прежде всего своими новаторскими, глубоко национальными произведениями
именно Пушкин проложил для них главные вехи на пути к высотам русской и мировой
поэзии. Конечно, каждый из этой блистательной плеяды был рожден своим временем,
каждый был самобытен и талантлив, и вместе с тем каждый, несмотря на свои
личные художественные пристрастия, испытал на себе, на своем творчестве
огромное воздействие Пушкина, каждый стремился к вершинам «нагой»
пушкинской простоты.
В
конце XIX и особенно в начале XX века многим казалось, что знамя реалистической
поэзии поблекло. Нашлись даже «теоретики», «доказывающие»,
что реализм себя исчерпал. Иные горячие головы призывали сбросить с
«парохода современности» Пушкина, Толстого, Достоевского…
Именно
в это время вслед за «Березой» появляются в печати «удивительно
сердечные«, »размашистые» стихи Сергея Есенина. Мог ли тогда, в
1914 году, кто-либо предположить, что неизвестный автор, скрывавшийся под
псевдонимом Аристон, человек, которому суждено стать достойным преемником
пушкинской славы. Поэт, который в пору становления нового, революционного
искусства одним из первых сумел решительно повернуть к наследию русской
классической поэзии и вместе с великими первопроходцами советской поэзии
Владимиром Маяковским и Александром Блоком смело двинуться по пути реализма,
народности, гражданственности. Продолжая, развивая, обогащая традиции Пушкина,
Есенин оставался сыном своего века, своей эпохи. Все это позволило Есенину еще
при жизни, в двадцатые годы, стать тем художником, который прочно и навсегда
соединил реалистическую поэзию XIX века с поэзией социалистического реализма,
рожденной Великим Октябрем.
Писали раньше
Ямбом и октавой.
Классическая форма
Умерла.
Но ныне, в век наш
Величавый,
Я вновь ей вздернул
Удила, —