Социально-психологическая и профориентационная адаптация молодёжи
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНИЯКафедра психологии
и педагогикиКОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По
дисциплине: ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФОТБОРСтудент-испонитель:
Литвиненко О.О.
ПС 2000, И/зо, А 1,V курс
Экономико-юридический факультет
Преподаватель:
Ручица Т.С.
г. Донецк,
2004 годПЛАН
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ: ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФОТБОРА3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТЫ
ПЕРВИЧНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ: ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫВ
целях достижения эффективных результатов профориентации молодёжи необходимо
сбалансированное функционирование всех компонентов сложившейся системы
профориентационной работы. Успех в профориентационной работе может быть
достигнут только в результате системного подхода в её осуществлении. При этом
следует реализовывать все компоненты (звенья) системы профориентации. Она включает
профессиональное просвещение, предварительную профессиональную диагностику,
профессиональную консультацию, профессиональный отбор (подбор), социально-профессиональную
адаптацию и профессиональное воспитание.Социально-профессиональная
адаптация способствует дальнейшему утверждению молодежи в своем профессиональном
выборе. Вместе с тем она выявляет недостатки предшествующей работы по
профессиональному самоопределению учащихся и активизирует формирование новых
установок, потребностей, ценностных ориентации, интересов и профессиональной
направленности молодого человека в сфере труда. Поэтому адаптация (в переводе с
латинского означает «приспособление») является своеобразным критерием
эффективности профориентационной работы с молодежью.Социально-профессиональная
адаптация — процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных
школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д.Процесс
социально-профессиональной адаптации, можно подразделить на четыре этапа:
подготовка к труду в семье и школе, выбор профессии, профессиональна подготовка,
начало трудовой деятельности. Этот процесс также можно разделить на два
периода: допроизводственный (в школе, СПТУ, техникуме, вузе) и производственный
(уже непосредственно на работе).Социально-профессиональная
адаптация как процесс приобщения к труду начинается с раннего детского
возраста, когда ребенок выращивает растения дома на приусадебном участке,
ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве или в школьном живом уголке,
участвует в шефской, тимуровской работе. В ходе изучения основ наук, на уроках
трудового обучения, а затем профессионального обучения, во внеклассной и
внешкольной работе, в трудовых объединениях школьников этот процесс углубляется
и расширяется.Для
выпускников IX классов, изъявивших желание учиться
в СПТУ, процесс адаптации продолжается в этом учебном заведении, для учащихся,
поступивших в X класс, — в школе, УПК, в трудовых
объединениях, после окончания школы (или среднего специального учебного
заведения) — непосредственно на работе в производственных условиях или во время
учебы в вузе, а после окончания вуза — на предприятии, в организации,
учреждении.Под
социально-профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический
процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. В ходе приспособления
к конкретной профессии окончательно выясняется, правильно ли ответил человек на
«кем быть?» и «каким быть?». В этот период не только профессиональная
адаптация на своем рабочем месте, но и включение личности в ту или иную социальную
профессиональную группу, трудовой коллектив, освоение
социально-психологических, социально-экономических, производственных отношений
в этой группе (коллективе), следовательно, в компоненте адаптации к профессии
можно выделить три взаимосвязанные стороны: социально-психологическую,
социально-экономическую и непосредственно профессиональную.Социально-профессиональная
адаптация предполагает овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками,
умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях,
производственных отношениях, контролировать и программировать свои действия. В этом
отношении большую роль может сыграть включение учащихся в трудовой процесс на
рабочих местах, выделенных для профессионального обучения базовым предприятием.Социально-психологическая
адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения,
действующим в трудовом коллективе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами
коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными в
условиях демократии и гласности, между смежными подразделениями, с критериями
оценки действий работника в коллективных формах организации труда.Успешность
адаптации молодого человека на производстве во многом зависит от того, как его
встретят, каковы будут его первые впечатления о взаимоотношениях в коллективе,
о своем рабочем месте. Поэтому особую важность приобретают установившиеся во
многих коллективах традиции торжественного посвящения в рабочие, вручение
трудовой книжки, первой зарплаты, принятие молодыми (колхозниками, рабочими,
служащими) торжественной присяги и т. д.На
предприятиях, где работа с молодежью поставлена на высоком уровне, разработан
определенный порядок приема подростков и юношей на работу. С ними беседуют в
отделе кадров выясняют их интересы, жизненные планы знакомят с целями и
задачами коллектива предприятия, его традициями, возможностями для повышения общеобразовательного
и профессионального уровня. Затем с каждым молодым человеком беседует начальник
цеха, мастер. Далее новичка направляют в кабинет или лабораторию профориентации,
в музей трудовой славы. И, наконец, мастер ведет рабочего на место его работы
знакомит с бригадой, оборудованием, наставником.Как
правило, человек быстрее осваивается с работой и входит в жизнь трудового
коллектива, если чувствует доброжелательное, внимательное отношение к себе,
если общественная жизнь коллектива полнокровна и насыщена интересными делами. В
нравственно здоровых коллективах с высоким уровнем социальных отношений степень
удовлетворенности работой и избранной специальностью значительно выше.С
первых дней работы профсоюзная организации должны привлекать молодого работника
к участию в общественной жизни, художественной самодеятельности,
спортивно-массовой работе и т. д.Особого
внимания требуют юноши и девушки, пришедшие на предприятие сразу после
окончания средней школы, имеющие еще слабые производственные умения и навыки.
Лучших результатов в их организации достигают на предприятиях, где рабочих
ставят сначала на рабочее место, на котором можно быстро приобрести опыт и
необходимые знания, умения, навыки, хорошо освоить профессию. Затем молодому
человеку предлагают или остаться на этом рабочем месте, или перейти на другое
место в бригаде.Быстрее
и успешнее протекает процесс адаптации молодых рабочих, которые оканчивают
профессионально-техническое училище. У них более высокий уровень теоретической
подготовки, выше разряд, и работают они, как правило, с большим интересом.Заслуживает
внимание опыт предприятий, имеющих тесный контакт со школами и СПТУ, выпускники
которых приходят к ним на работу.Успешно
решаются проблемы социально-профессиональной адаптации на предприятиях,
формирующих бригады на единый наряд с учетом возраста рабочих. Молодых рабочих
направляют в молодежные бригады. В этих бригадах общность интересов всех членов
бригады, взаимопонимание между ними, возможность совместного труда и отдыха
становятся важным моральным стимулом трудовой активности, способствуют
возникновению увлеченности, удовлетворенности избранной профессией. Все это
положительно сказывается на повышении производительности труда и выполняемой
работы.Большое
значение для адаптации молодежи имеет её профессионально-квалификационный рост.
Если молодым рабочим давать задания, сложность которых постепенно возрастает,
то они быстро совершенствуют свое мастерство, лучше раскрывают свои способности,
повышается их квалификация.Можно
отметить общие принципы организации системы профессионально-квалификационного
продвижения кадров.Во-первых,
это принцип равных возможностей и очередности. Он заключается в том, что для
конкретного продвижения работника (получения разряда, занятия следующей
должности) его заранее знакомят с требованиями, которым должен отвечать
претендент на данную должность или разряд. Если претендентов несколько и
одновременно их нельзя повысить, то устанавливается очередность.Во-вторых,
это принцип примата внутренних перемещений, заключающийся в том, что на
замещение вакансий рабочего высокой квалификации в первую очередь претендуют
рабочие данного предприятия. Это расширяет возможности квалификационного роста.В-третьих,
важным принципом профессионально-квалификационного роста является
систематичность аттестации молодых рабочих. При ежегодной аттестации
учитываются их образовательный уровень, квалификация, совмещение профессий в
коллективных формах организации труда, участие в техническом творчестве и
общественной жизни. Эта работа позволяет подойти к каждому работнику
индивидуально.Текучесть
кадров во многом зависит от условий труда, возможностей отдыха, наличия жилища,
транспорта, культурных учреждений, детских садов, школ и т. д., а главное — от
характера труда, его организации, здорового микроклимата в первичном трудовом
коллективе. Как правило, содержательный, творческий, высококвалифицированный
труд привлекает молодежь и способствует закреплению ее на производстве.Одним
из важных средств успешной социально-профессиональной адаптации молодых
работников является трудовое наставничество. В связи с развитием наставничества
и его успехами в социально-профессиональной адаптации возникла отрасль
педагогики, изучающая это социально-педагогическое явление нашей жизни.В
процессе социально-профессиональной адаптации широко используются и такие
методы, как беседа, поручение, упражнение, трудовое задание, предъявление требований
в труде, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций и др.Таким
образом, социально-профессиональная адаптация — необходимый компонент системы
профориентации молодежи. Это длительный процесс, осуществляемый в школе, СПТУ,
непосредственно на производстве. Творческое применение разнообразных форм и
методов работы по реализации этого компонента системы профориентации позволяет
формировать новаторов производства.2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФОТБОРАТест
Беннета является одним из популярных тестов, изучающих техническое мышление
(техническое понимание). Он представляет собой серию картинок с короткими
вопросами. Для того чтобы на них ответить, необходимо понимание общих
технических принципов, встречающихся в обыденных ситуациях, а также необходимо
иметь определённый уровень развития пространственных представлений.Процедура
тестирования заключается в следующем. Испытуемым выдают блок заданий с 70
вопросами и лист ответов. Экспериментатор даёт возможность испытуемым изучить
инструкцию, отметив при этом, что пока переворачивать страницу нельзя. К работе
все испытуемые должны приступать одновременно только после команды
экспериментатора. Испытуемым не сообщается, что на всю работу отводится 25
минут. Им говориться о том, что они должны по команде начать работать и по
команде завершить.После
этого даётся команда приступить к работе. По прошествии 25 минут работа
прекращается, и материалы тестирования сдаются экспериментатором.При
оценке результатов тестирования учитываются, только количество правильных
ответов за 25 минут по таблице:
Уровень развития технических способностей |
|||||
низкий | Ниже среднего | средний | Выше среднего | высокий | |
Юноши | 26 | 27-32 | 33-38 | 39-47 | 48 |
Девушки | 17 | 18-22 | 23-27 | 28-34 | 35 |
ИНСТРУКЦИЯ
ИСПЫТУЕМОМУ.
Вам
предлагается решить ряд задач по простым техническим проблемам. Ниже приведены
для примера две карточки-задания 01 и 02. Вам следует внимательно рассмотреть
рисунки, прочесть вопрос в нём и выбрать один из трёх предлагаемых ответов. На
листе ответов против номера карточки-задания написаны номера 1,2,3. правильный,
по Вашему мнению, ответ нужно зачеркнуть. Для двух приведенных ниже примеров
это будет выглядеть так:
01 –
1, 2, 3
02 –
1, 2, 3
на
следующих страницах предлагается много таких задач. Решайте их по принципу,
данному в примере, как можно быстрее. Если какая-то задача окажется трудной,
пропустите её. Ответы отмечайте на листе ответов.
Не
переворачивайте лист! Ждите команду!
В
целом тест измеряет уровень достигнутой испытуемым технической осведомлённости,
знаний в области техники, накопленного опыта работы с техническим оборудованием
и приспособлениями. Вполне естественно, что испытуемые с более высокими
показателями выполнения тестовых заданий гораздо быстрее овладеют более
сложными техническими заданиями, чем испытуемые с низкой оценкой. Однако
следует иметь в виду, что специальная организация учебного процесса позволяет
направленно формировать как пространственное представление, так и техническое
мышление в целом.
3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТЫ
ПЕРВИЧНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ
Дата
консультации
Фамилия,
имя, отчество _____________________________________
Возраст..17
лет
Школа
№45
Класс
11-В
Дата
18.11.04
Состояние
здоровья:
а) здоров
+, б) функциональные отклонения, в) хронические заболевания
Заключение
подросткового врача: Практически здорова. На диспансерном учёте не состоит.
II.
Информативность о мире профессий:
а) полная
+
б) недостаточная
в) отсутствует
III. Наличие
профессионального плана:
Профессия:
медсестра учебное заведение Донецкое медицинское училище
IV.
Сформированность профессионального плана:
а) сформирован
+
б) частично
сформирован
в) не
сформирован
V. Осознанность
выбора профессии. Профессия выбрана осознанно, самостоятельно.
VI. Ведущие
мотивы. Получение знаний о клинических проявлениях, мерах профилактики и
методах лечения заболеваний. Научиться практически применять полученные знания
с целью оказания медицинской помощи больным людям.
VII.Сведения из «Анкеты
оптанта»:
любимые
занятия: путешествия.
предпочитаемые
профессии: врач, медсестра, программист.
опыт
работы: нет.
успешность
обучения по дисциплинам:
естественным:
отлично точным: отлично
гуманитарным:
хорошо……………….труду: отлично
VIII. Интересы и
склонности ДЦО:П 3 Т 4 Ч 5 3 5 Х 2
Карта
интересов:
1 — +4 | 2 — 6 | 3 — 6 | 4 — +6 | 5 — +3 | 6 — +5 |
7 — +5 | 8 — +5 | 9 — +4 | 10 — 6 | 11 — 6 | 12 — +2 |
13 – 6 | 14 — 6 | 15 — 5 | 16 — 5 | 17 — 5 | 18 — 5 |
19 — 4 | 20 — 4 | 21 — +5 | 22 — +3 | 23 — +6 | 24 — 4 |
25 — 6 | 26 — 5 | 27 — 6 | 28 — 5 | 29 — 4 |
IX.Коммуникативные
и организаторские склонности: Кк—1,2,3,4,6;
К0—
1,2, 3,4, 5.
X. Выраженность
профессиональных интересов и склонностей:
а)
ярко выражены (в какой области деятельности?) в медицине
б) не
выражены
XI. Особенности
поведения коммуникативность, терпимость, организаторские способности.
XII.Заключение
профконсультанта:
а) оптант
не нуждается в углубленной профконсультации (профплан обоснован,
профплан сформирован в процессе консультации)
б)
оптант нуждается в углубенной профконсультации
Рекомендации
профконсультанта:
область
деятельности, профессия работа в области медицины: врач, медсестра; психолог.
Пути
профессионализации медицинское училище, медицинский институт; факультет
психологии.
Запасной
вариант профессионального выбора преподаватель.
Домашнее
задание посетить день открытых дверей в ВУЗах, познакомиться с работой
медработников на практике, например на каникулах устроиться помощником
медсестры в больницу.
Противопоказанные
сферы деятельности…работа, требующая физических нагрузок.
Психолог-профконсультант:..Литвиненко
О.О.
Вывод:
У оптанта хорошая информированность в мире профессий, профессиональный план
сформирован, профессия выбрана, продуманы пути её получения, имеется
уверенность в правильности выбора. Выбор профессии осознан, что видно из анкеты
оптанта план соответствует познавательным интересам, профессиональной
направленности, индивидуально-психологическим особенностям личности,
указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии.
При
анализе, проведенного исследования с помощью дифференциально-диагностического
опросника четко прослеживается направленность испытуемого к профессиям, в
которых предметом труда является человек, что также соответствует правильности
выбора профессии.
Анализируя
данные, полученные при диагностике познавательных интересов по «Карте
интересов», разработанной А.Е. Голомштоком можно отметить выраженный
интерес к медицине, математике (+6), а также к физике, химии, технике и
юриспруденции (+5), а к таким областям как метало- и деревообработка,
география, геология, транспорт, авиация, иностранные языки и сценическое
искусство интерес отрицается ( 6).
Для
оценки потенциальных возможностей личности, воспользовавшись вопросником
коммуникативных и организаторских склонностей, получен результат (4 балла),
свидетельствующий, что оптант относится к группе с высоким уровнем проявления
коммуникативных и организаторских склонностей, которые не теряются в новой
обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих
знакомых, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, способны
принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Эти качества соответствуют
выбранной профессии.
Следовательно
намерения оптанта необходимо поддержать, одобрить, возможно дополнительно
информировать о имеющихся учебных заведениях, правилах поступления. В качестве
домашнего задания необходимо отметить важность изучения иностранных языков.
Также
необходимо выработать запасной вариант – на мой взгляд это профессия психолога
или педагога. А также определить область профессиональных противопоказаний –
это профессии, связанные с физическими нагрузками; не рекомендуемые области –
сценическое искусство, строительство, металловедение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондарев В.П.Выбор профессии: Из
опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинграда.,М.Педагогика,1989.
197с.
2. Бобровский А.Б., Потапенко Т.М.,
Щекин Г.В. Сиситема методов профессиональной ориентации. Уч метод. пособие.-
К.: МЗУУП, 1993. 164 с.
3. Выпускник перед выбором пути:
социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова , Минск, Народная
Асвета,1988. 113 с.
4. Дейл Карнеги. Путь к счастью.
Киевская книжная фабрика.1991. – 342 с.
5. Йовайша Л.А.Проблемы
профориентации школьников.М., Педагогика, 2002. – 231 с.
6. Профориентация молодёжи. М.,
Высшая школа,1978 – 275 с.
7. Павлютенкова Е. Профориентация
учащихся .К., Рад.школа, 1983. – 158 с.
8. Прошицкая Е.Н. Выбирайте
профессию. М., Просвещение,1991. – 211 с.
9. Федоришин Б.А.
Профконсультационная работа со старшеклассниками. М., Просвещение,2000 – 235 с.