Словарь библейских терминов

Дата: 12.03.2014

		

(ПИРКЕ)
АВОТ (евр. «Изречение отцов»), — сборник афоризмов, принадлежащих
иудейским мудрецам периода Второго храма и примыкающей к нему эпохи. Наиболее
ранняя часть талмуда.

АГРАФЫ
(греч.) — не написанные в Евангелиях изречения Христа.

АМ-ХААРЕЕЦ
(евр. «народ земли») — в евангельскую эпоху презрительная кличка,
означающая деревенщину, невежду в Законе.

АПОКАЛИПТИКА
(от греч. апокалипсис, откровение) — книги, написанные в форме откровения тайн
истории. Расцвет А. приходился на II-I вв. до н.э. Некоторые книги пророков
(или их части) относятся к жанру А. Христианским апокалипсисом является
Откровение Иоанна.

АПОКРИФЫ
(греч. «сокровенные») — произведения, притязавшие на авторитет,
равный Св. Писанию, но не включенные в канон Библии. Начиная со средних веков
А. стали называться свободные литературные вариации на библейские темы.

АРАМЕЙСКИЙ
ЯЗЫК — язык арамеев, народа, жившего в Сирии и Месопотамии. В последние века до
н.э. А. Я. был разговорным среди иудеев Палестины.

АРХИЕРЕЙ
(греч.) — термин означает: а) первосвященника, б) представителя высшего
духовенства в Иудее, в) епископа Греческой и Русской Церквей.

БИБЛИЯ
(греч. «КНИГИ») — собрание священных Писаний иудаизма и христианства.
Дохристианская часть Б. состоит из трех сборников: Закона или Пятикнижия (см.
Тора), Пророков и Писаний (или Учительных книг). Христиане именуют этот раздел
Б. Ветхим Заветом (см. Завет). Христианская часть Б., или Новый Завет, состоит
из 4-х Евангелий, Деяний Апостолов, Посланий и Откровения Иоанна. Создавалась
Б. с XIII в. до н.э. (см. канон).

ВОЛХВЫ
— см. маги.

ВТОРОГО
ХРАМА ЭПОХА — период между 516 г. до н.э. и 70 г. н.э. когда существовал Второй
иерусалимский храм. Первый — был разрушен в 587 г, до н.э.

ГАЛАХА
(евр.) — правовые и церковно-канонические нормы иудаизма.

ГЕЕННА
(евр. Генном) — долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей там совершались
ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г. была превращена в
свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со II в. до н.э. Г. стала
символом загробного воздаяния за грехи.

ГЕННИСАРЕТ
(евр. Киннерет) — одно из названий Галилейского озера (Тивердиадского моря) и
области к западу от него (земля Геннисаретская»).

ДЕКАЛОГ
(греч. «десятословие») — десять заповедей Моисея (Исх. 20, 2-17;
Втор. 5, 6-21).

ДЕКАПОЛИС
(греч. «Десятиградие») — союз заиорданских городов: Пеллы, Диона,
Каната, Рафаны, Скифополиса (Бет-Шана), Гиппоса, Гадары, Герасы (Гергесы),
Дамаска, Филадельфии (Раббат-Аммона, нынешнего Аммана). Д. был населен
преимущественно язычниками.

ДИАСПОРА
(греч. «рассеяние») — термин, обозначающий иудейские общины, которые
обитают вне Палестины.

ЕССЕИ,
или ЭССЕНЫ (от арам, хасайя, «благо честивые»), — члены
полумонашеского ордена, возникшего в иудаизме ок. 150 г. до н.э. Самоназвания
Е.: «Сыны света», «Простецы», «Избранники» и др.
Большинство Е. жило обособленными колониями в пустынях (см. Кумран), но
некоторые селились в городах.

ЗАВЕТ
(слав.) — союз или договор между Богом и Общиной верных Ему людей, согласно
которому Община обязуется соблюдать заповеди Господни, а Бог обещает (см.
Обетование) не оставлять ее. Слово 3. обозначает также единение Творца с
человеком в богооткровенной религии.

ЗАКОН
— синоним пяти первых книг Библии (Пятикнижия). См. Тора.

ЗЕЛОТЫ
(греч), или КАНАИТЫ (арам.), «ревнители» — партия воинствующих
мессианистов, отрицавших любую власть над народом Божиим, кроме власти Самого
Бога. 3. призывали к вооруженной борьбе против Римской империи. Партия 3.
возникла в первые гг. н.э. Сторонники ее радикального крыла — сикарии
(кинжальщики) избрали путь террористических действий.

ИДУМЕИ,
или ЭДОМИТЫ, — племя, родственнное израильтянам. И. жили у южного побережья
Мертвого моря. В период царей И. воевали с Израилем. В евангельскую эпоху они
были уже обращены в иудаизм.

ИСКУПЛЕНИЕ
(слав.) — выкуп из рабства, дарование свободы. Этим термином в Библии часто
обозначается спасение Богом от зла.

КАНОН
(греч. «правило») — словом к. обозначаются книги Св. Писания (см.
Библия), принятые Церковью. Ветхозаветный К. был установлен в конце I в н.э.
Новозаветный — был в основном определен к концу II в., а окончательно лишь в
начале V в. В широком смысле слова К. означает также церковный устав или
правило.

КЕСАРЬ
или ЦЕЗАРЬ (лат.) — титул римских императоров, ведущий свое происхождение от
имени Гая Юлия Цезаря. В некоторых случаях слово К. употребляется как синоним
государственной власти вообще.

КНИЖНИК
(евр. софер) — термин, означающий: а) переписчика Библии, б) летописца, в)
толкователя Писания, г) хранителя Предания. Среди книжников были саддукеи,
фарисеи и лица, не входившие ни в какую группировку.

КУМРАН
или ХИРБЕТ-КУМРАН — местность у с/з берега Мертвого моря, где находился один из
главных поселков ордена ессеев. Название К., вероятно, происходит от имени г.
Гоморы, который был некогда расположен в этом районе.

КУЩЕЙ
ПРАЗДНИК (евр. Суккот) — иудейский праздник, связанный с воспоминаниями о
странствиях Израиля в пустыне. В послемоисееву эпоху считался также праздником
урожая. Справлялся с 15 по 22 число месяца тишри (сентябрь-октябрь). В дни К.
паломники жили в шалашах (сукках), сделанных из ветвей.

ЛЕВИТ
— человек, происходящий из израильского колена Леви (Левия). В эпоху Второго
храма Л. были в нем младшими служителями.

МАГИ
(иранск.) — жрецы персидской религии (магдеизма). В более широком смысле слова
М. — знатоки заклинаний, тайных обрядов и астрологии. Синодальный перевод
передает слово М. в Мф 2, 1 ел. славянским словом «волхвы».

МЕСИТ
(арам.) — совратитель, лжеучитель, обманщик.

МЕССИЯ
— см. Христос.

МИЦВОТ
(евр.) — заповеди Торы и Предания.

МИШНА
— см. Талмуд.

МЫТАРЬ
(евр. габай) — сборщик имперских налогов в Палестине.

НАГОРНАЯ
ПРОПОВЕДЬ — собрание речей Христовых, помещенных в 5-7 гл. МФ. Названо так
потому, что евангелист отнес эти речения к проповеди Иисуса на одной из гор
Галилеи (5, 1).

Параллели
Н. П. есть у Лк. Н. П. обычно считается наиболее полным выражением
религиозно-нравственных основ Евангелия.

НИСАН
или АВИВ — весенний месяц иудейского календаря. Соответствует марту-апрелю. В
древности был первым месяцем года.

ОБЕТОВАНИЕ
(слав, «обещание») — то или иное библейское пророчество, которое
содержит весть о грядущих дарах Божиих.

ОККУЛЬТИЗМ
(лат.) — доктрины о способах познания откровенных духовных миров. К оккультным
учениям древности относятся: орфизм, пифагорейство, гностицизм. В новое время
традиции О. продолжают теософия, антропософия и т. п.

ОПРЕСНОК
(слав.) — пресный хлеб (маца), выпекаемый в виде тонких лепешек. Пастушеский
праздник Опресноков существовал до Моисея, а с XIII в. до н.э. он стал
связываться с праздником Пасхи (см.) Справлялся с 15 по 21 нисана.

ОСАННА
(евр. Хошиана — «спасший нас») — возглас, которым в Иудее
приветствовали царей.

ПАСХА
(арам.) или ПЕСАХ (евр.) — буквально -«переход». Название главного
ветхозаветного праздника. Установлен Моисеем во время исхода из Египта в память
об этом событии. П. праздновалась в первое весеннее полнолуние, с вечера 14 по
вечер 15 нисана. В христианской Церкви П. — праздник Воскресения Христова.

ПЛОТЬ
(слав.) — слово, обозначающее в Библии: а) человека, б) его психофизическую
природу.

ПРЕДАНИЕ
— в иудаизме и христианстве религиозное учение, которое передается устно от
учителя к учителю. Словом П. обозначается также сам дух и сущность вероучения,
хранимые в Общине Церкви.

ПРЕТОРИЯ
(лат.) — резиденция римского военачальника.

ПРЕФЕКТ
(лат.) — римский правитель города или области, а также военачальник. Титул П.
Иудеи носил прокуратор (см.) Понтий Пилат.

ПРОЗЕЛИТ
(греч.) — принявший иудейскую религию иноплеменник.

ПРОКУРАТОР
(лат.) — римский чиновник, отвечавший за сбор податей в провинциях.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА
(евр. шавуот, «недели») — праздник, справляющийся через 7 дней после
ветхозаветной Пасхи (см.). Посвящен воспоминанию о Божиих благодеяниях, в
частности о даровании Закона на Синае. В христианской Церкви П. — праздник
сошествия Духа Божия на апостолов.

РАВВИ
(евр. рабби) или РАВВУНИ (арам, раббони), «МОЙ учитель» —
почтительное обращение к наставнику веры среди иудеев. Иоанна Крестителя и
Иисуса Христа называли Р.

САДДУКЕИ
(евр. цадоким) — религиозно-политическая прослойка, состоявшая из иудейских
аристократов и высшего духовенства. С. отрицали устное предание (см.), веру в
воскресение мертвых, в ангелов и последний Суд. С. держались буквы Библии,
преимущественно Торы (см.). В евангельские времена С. составляли большинство в
Синедрионе.

САМАРЯНЕ
— жители палестинской области Самарии (Шомрона). Происходят от смешения
израильтян с колонистами из Сирии и Двуречья. Религия С. основана на Торе
(см.). В IV в. до н.э. С. полностью обособились от иудеев. В настоящее время
осталось всего несколько сот С. Их религиозный центр находится на горе Гаризм,
где прежде был самарийский храм.

СЕПТУАГИНТА
(греч.) — так наз. «перевод семидесяти». Первый перевод Библии на
греческий язык, осуществленный в Александрии в III-I вв. до н.э. Согласно
легенде, перевод был выполнен 70-ю толкователями из Иерусалима. Перевод С. был
принят христианской Церковью для употребления с первых же лет ее существования.

СИНАГОГА
(греч. «сообщество»), или БЕТХАКНЕСЕТ (евр. «ДОМ собрания»)
— молитвенный дом в иудейской религии. С. появились ок. VI-V вв. до н.э.

СИНЕДРИОН
(евр. Санехедрин или Бет-дин, т.е. «дом суда»). — В эпоху Второго
храма С. назывались: а) советы старейшин в городах Иудеи, б) центральный Совет
богословов во главе с «наси», представителем-раввином, в)
иерусалимский религиозно-политический трибунал или Великий С. Последний включал
72 человека. В экстренных случаях собирался Малый С. (23 чел.). Главой
трибунала был первосвященник. Перед войной 60-70 гг. в этом С. были представлены
и саддукейская и фарисейская группировки.

СИНОПТИКИ
— три первых евангелиста: Матфей, Марк, Лука.

СЛАВА
— в Библии — синоним Богоявления.

СОТЕРИОЛОГИЯ
(греч.) — учение о спасении.

СУККОТ
— см. Кущей праздник.

СЫН
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (арам. Бар-наша) — в Библии и апокрифах (см.): а) синоним
человека, смертного, б) один из титулов Мессии.

ТАЛМУД
(евр. «учение») — сборник документов иудейского гражданского и
церковного права, богослужебных уставов, этических норм, афоризмов, притч и
легенд. Создавая Т. в среде раввинов-таннаев (см.), преемников фарисеев (см.),
в первые века н.э. Т. делится на Мишну («повторение»), Тосефету
(комментарий к Мишне) и две Гемары («завершение») — Иерусалимскую и
Вавилонскую. Трактаты, входящие в Мишну и Гемары, имеют одинаковые названия.
При цитировании главы Мишны указываются латинскими цифрами, а раздел Гемар —
арабскими.

ТАННАИ
(от арам, тени, «учитель») — законоведы иудаизма I-III вв. до н.э.

ТЕТРАХ
(греч. «четверовластник») — правитель одной из четырех областей
страны. В эпоху проповеди Христа тетрахами Палестины были Лисаний и сыновья
Ирода: Антипа и Филипп. Четвертой областью правил римский прокуратор.

ТЕФИЛЛИН
(от евр. тефилла, «молитва») или ХРАНИЛИЩА — небольшие тексты из Торы
(см.), которые укрепляются на лбу при помощи ремешков. Считаются составной
частью богослужебной одежды в иудаизме.

ТОРА
(евр. «наставление») — одно из названий Пятикнижия (см. Библия) или
Закона. По верованиям позднего иудаизма, кроме письменной Т. Моисею была дана
Богом и устная Т. (см. Предание).

ТОСЕФТА
— см. Талмуд.

ТРИБУН
(лат.) — один из высших чинов римского офицерского состава.

ФАРИСЕИ
(евр. нерушим, арам, перушайя — «отделившиеся») — религиозная партия
или группировка (евр. хабурот, от хабер, «товарищ»), возникшая в
Иудее во II в. до н.э. ф. были толкователями и ревностными исполнителями Закона
(см.), верили в воскресение мертвых, в ангелов, скорый приход Мессии и
последний Суд. Ф. делились на консервативных (учеников Шаммая) и более
либеральных (учеников Галлеля).

ХАЛЛЕЛ
(евр.) — пасхальные иудейские молитвословия, состоящие из псалмов с припевом
«Аллилуя» (Халлелуйа).

ХАНУКА
— иудейский праздник Обновления храма, или праздник Огней. Был установлен с 164
г. до н.э. в честь освобождения храма от язычников. X. справлялся 8 дней,
начиная с 25 кислева (ноябрь-декабрь).

ХАСМОНЕИ
(евр. Хашмоним, «потомки Хашмона») — династия иерусалимских
царей-первосвященников, основанная братьями Иуды Маккаавея. Правила со 140 по
63 гг. до н.э.

ХРИСТОС
(греч.) или МЕССИЯ (евр. Маши’ах, арам. машиха), — помазанник. Лицо,
посвященное Богом на служение Ему: пророк, или чаще всего -царь. В узком смысле
слова X. — обетованный в 83 Спаситель. Христианство исповедует веру в то, что
Иисус Назаретянин есть X. — Спаситель.

ШАВУОТ
— СМ. Пятидесятница.

ШЕХИНА
(арам, «пребывание вблизи») — богословский термин, означающий
пребывание Бога в мире. Понятие Ш. возникло в иудаизме ок. I в. н.э.

ЭКЗЕГЕТИКА
(греч.) — изучение и толкование библейского текста.

ЭСХАТОЛОГИЯ
(греч. «учение о конце») — система представлений о последних судьбах
мира и о посмертной участи человека.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий