Раскольников и его оппоненты. «Преступление и наказание» как полифонический роман
Несмотря
на одиночество, столь остро им ощущаемое, Раскольников все время окружен
людьми, которые помогают ему понять себя и мир.
Самопознание
личности происходит в романе через диалог, через спор с самим собою, со
своими прежними мыслями и с другими героями. «Достоевский творец
полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. <…> В
его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится
голос самого автора в романе обычного типа, а не голос героя. Слово героя о
себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не
подчинено объектному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит
рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в
структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым
образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев. <…>
не только действительность самого героя, но и окружающий его внешний мир и быт
вовлекаются в процесс самопознания, переводятся из авторского кругозора в
кругозор героя… Рядом с самосознанием героя, вобравшим в себя весь предметный
мир, в той же плоскости может быть лишь другое сознание, рядом с его кругозором
другой кругозор, рядом с его точкой зрения на мир другая точка зрения на
мир. Всепоглощающему сознанию героя автор может противопоставить лишь один
объективный мир мир других равноправных с ним сознаний» (М.М. Бахтин.
Проблемы творчества Достоевского. М.: «Алконост», 1994). Человек у
Достоевского не статичен ни в одной точке своего бытия. Он в постоянном
развитии, суете, вопросах-ответах, рефлексии. Окружающие для Раскольникова и
прежде всего Наполеон, Соня, Свидригайлов суть позиции, отношения с миром, в
которых он также пытается разобраться, чтобы самому себе ответить на вопрос,
главный вопрос: кто я и что я.
Каждый
из вышеупомянутых персонажей создает еще одну «систему координат», в
которой можно рассматривать героя. Причем эти «системы» противоречиво
сталкиваются друг с другом, и перед нами предстает Раскольников разный,
освобожденный от власти настоящего времени, и в каждый последующий момент
своего романного бытия отвергающий собственный предыдущий опыт. Это стало одним
из важнейших художественных открытий Достоевского изображение человека таким
быстро меняющимся, подвижным, как ртуть, открывающим читателю мельчайшие
подробности своей внутренней жизни. Замечательно определил это русский
литератор серебряного века Вячеслав Иванов: «бормотание человеческой
души«. Безудержный, непривычный и пока еще странно пугающий »поток
сознания» открывает новый стиль, который в двадцатом веке даст иной
уровень описания человека, проникновения в тайное тайных его души.
Как
же действует в романе принцип диалога?
«Да,
страшна была ему Соня…» Соня Мармеладова главный оппонент
Раскольникова в романе. Она всей своей судьбою, характером, выбором, образом
мыслей, самоощущением противостоит его жестокой и страшной жизненной схеме.
Соня, поставленная в те же, что и он, нечеловеческие условия существования, еще
более, чем он, униженная, Соня другая. Иная система ценностей воплотилась в
ее жизни. Принеся в жертву себя, отдав свое тело на поругание, она сохранила
живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает
«преступивший» нравственный закон и терзаемый кровью, пролитой во имя
идеи, Раскольников.
«Ненасытимое»,
подвижническое страдание Сони лежит, как это ни странно, в основании ее душевной
гармонии. В страдании Сони искупление греха, без которого не существует мир и
творящий его человек, заблудившийся и потерявший дорогу к храму.
В
образе Сони писатель «пробует» свою излюбленную идею «Божьего
человека», не утратившего столь необходимой, по Достоевскому, связи с
Господом, страстного стремления к «жизни во Христе». В каждом романе
писателя есть герой, который напоминает другим персонажам о грехах мирской
жизни, о необходимости покаяния. В этих образах Достоевский воплощает свое
представление о глубинах подсознательной жизни русской души. Страданием
очищается душа, «в страдании яснеет истина» (Ф.М. Достоевский), через
него приходит к себе, познает свое высокое предназначение Соня.
В
страшном мире романа Соня тот нравственный абсолют, светлый полюс, который
притягивает всех.
Итак,
все герои романа ведут друг с другом и прежде всего с главным героем
своеобразный диалог позиций и мировоззрений. Сонина смиренная жертвенность
никогда не станет позицией Раскольникова но в этом противостоянии заложена
любимая идея самого автора, его фундаментальная этическая и эстетическая
концепция происходящего. Многоголосие (полифонизм) противоречивое и
противоборствующее есть неотъемлемое свойство мира.
Теперь
обратимся к герою, о котором ничего еще не было сказано. Это Аркадий Иванович
Свидригайлов помещик, домогающийся Авдотьи Раскольниковой, сестры героя.
Каков Раскольников в этой системе отсчета?
«Свидригайлов
очень интересно представлен в повествовании. Его не разместить ни у
положительного, ни у отрицательного «полюсов» Раскольникова. Если
отношения Сони и Порфирия с Раскольниковым открытая борьба, то, в отличие от
них, Аркадий Иванович все время провоцирующе, снисходительно одобряет его,
иронически соглашается с ним, хвалит его. Но, как будто бы все время одобряя
героя, своим согласием с ним он тоже приводит Раскольникова к отречению от себя
такого, каким он нравится Свидригайлову» (Жук Л.Л. Русская проза второй
половины XIX века. М.: «Просвещение», 1981).
О
Свидригайлове ходят странные слухи мы так никогда и не узнаем, правда ли то,
что о нем говорят, или обычные провинциальные бредни. Говорят, он отравил
собственную жену, довел слугу до самоубийства, растлил ребенка… Этот душегуб,
впервые встречаясь с героем, заявляет ему буквально с порога: «Мы с Вами
одного поля ягоды», чем приводит Раскольникова в трепет ведь тот
уверяет себя, что содеянное им самим «не преступление». Нет, убеждает
его Свидригайлов. Ты такой же, как и я. Свидригайлов ни во что не верит. Жизнь больше
не представляет для него ни интереса, ни смысла. В ней не осталось ничего
запретного, ничего непознанного: в ней не осталось тайны.
А
ведь Свидригайлов бонвиван, человек, живущий страстно и со вкусом, игрок и
почитатель женской красоты. И вот этот игрок и шулер, получающий удовольствие
просто от самого процесса своей безбедной жизни, встретил Дуню Раскольникову
и чем-то она потрясла его воображение: красотой, гордостью, но было еще что-то,
от чего он «сошел с ума», потерял голову, захотел бросить мир к ее ногам,
переделать жизнь. А в результате всего этого получилась довольно грязная
интрига, о которой мы узнаем из письма Пульхерии Александровны Раскольниковой.
К слову сказать, Свидригайлов был женат, и все деньги принадлежали Марфе
Петровне, его жене. А он был любимый и балуемый, ни в чем не знающий отказа,
но приживал. Значит, надо искать какие-то выходы из создавшейся ситуации.
Читателю
неизвестно, как это все произошло, но в один ненастный день Марфа Петровна
умирает. Таким образом Свидригайлов оказывается единственным законным
наследником солидного состояния. Путь к Дуне открыт и вновь девушка
отказывает ему! Свидригайлов уже не может отступить теперь Дуня для него
сверхцель, та вершина, для покорения которой он может пожертвовать всем. Весь
азарт игрока, невероятные способности вести интригу все брошено на то, чтобы
добиться благосклонности Дунечки. Но она непреклонна, и последняя надежда
рассеивается как дым, когда Дуня, отчаявшись, стреляет в Свидригайлова,
заманившего ее обманом на свидание. Он увидел в этот момент ее глаза и в них
то, во что так невозможно было поверить: он понял никогда. Но понял еще и
другое отчетливо и ясно в этой женщине была скрыта тайна его странной жизни,
только она могла помочь, только такая дала бы руку и спасла и руку он бы
принял. Лишившись этой последней возможности что-то сделать со своей жизнью,
Свидригайлов «уезжает». И его самоубийство не просто самоприговор:
я согрешил и поэтому грех свой смертный искупаю собственной жизнью. Он ведь,
еще только появившись впервые у Раскольникова, говорил, что собирается в
далекое путешествие. Не составляет труда догадаться, что имелось в виду.
Самоубийство Свидригайлова акт отчаяния человека, который убедился, что в нем
нет Бога. Поэтому и вечность вызывает только тоску, поэтому так страстно влечет
к Дуне. Свидригайлов страшен сам себе. Все, что он сделал, если сделал, было
ему, осмелимся сказать, легко. Может быть, поэтому Достоевский и не говорит о
его душегубствах прямо что было, чего не было; наверное, и сам Свидригайлов так
ощущал свою жизнь: смешение чудовищных фантазий и реальных поступков. Вот
только тени умерших стали являться ему в последнее время то Петрушка с
чубуком, то Марфа Петровна напомнит, чтоб часы завел…
Свидригайлов
не чувствует никаких моральных преград. И главной раскольниковской муки
совершил то, чего не должен был совершать, для Свидригайлова не существует.
Просто он вне морали. Он стремится в мир людей, ищет дорогу и, встретившись с
Дуней, наконец почувствовал, что вступает в новый мир, перед ним открывается
дорога к новому благодатному знанию. Потому так бесповоротно определил его
дальнейшую судьбу ее отказ.
Свидригайлов,
поставленный рядом с Раскольниковым, открывает еще одну сторону философской
проблематики романа. Нравственное чувство может угаснуть в человеке под
влиянием определенных обстоятельств, может поколебаться под обаянием странных
идей, но мораль, нравственный закон от этого не исчезнет, не прекратит своего
существования, потому что он, как и звездное небо над нами, одно из чудес мира,
онтологическое свойство человека.
Разнообразные
позиции, стремясь навстречу, тем не менее никогда не сольются. Они корректируют
одна другую, регулируют самосознание и познание и в этом их главная задача.
Антитеза нравственная и мировоззренческая древнейшее свойство и духовной, и
материальной жизни человечества. И автор не занят, в отличие, скажем, от своего
современника Толстого, решением этой вечной проблемы. У него нет готовых
рецептов, он не способен обольщаться. Его психологический метод давал
возможность беспредельного проникновения в человека, в сокрытую даже от самого
героя внутреннюю жизнь. И этот «человек заветный» не оставлял автору
никаких иллюзий. Ощущая современную ему русскую жизнь как время глубочайшего
национального духовного кризиса, Достоевский занят был не поисками пути: его
задача открыть и показать феноменологию человеческого духа, его муки и
превращения.