Система образов комедии. Проблема прототипов (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Героев
комедии можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные,
герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии
роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского
общества начала XIX века.
К
главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет
комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с
другом и движет ход пьесы.
Второстепенные
герои Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие тоже участвуют в развитии
действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.
Образы
героев-масок предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они
занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные
человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон
для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Их
участие в комедии основано на приеме «кривого зеркала». К
героям-маскам можно отнести Репетилова, Загорецкого, господ N и D, семейство
Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из шести княжон, они важны в
комедии лишь как социальный тип «московской барышни». Это воистину
маски: все они на одно лицо, мы не отличим реплику первой княжны от
высказывания второй или пятой:
3-я.
Какой эшарп cousin мне подарил!
4-я.
Ах! да, барежевый!
5-я.
Ах! прелесть!
6-я.
Ах! как мил!
Эти
барышни смешны Чацкому, автору, читателям. Но вовсе не кажутся смешными Софье.
Ибо при всех ее достоинствах, при всех сложностях ее натуры, она из их мира, в
чем-то Софья и «стрекочущие» княжны очень и очень близки. В их
обществе Софья воспринимается естественно и мы видим героиню уже в несколько
ином свете.
В
отличие от княжон, которых Грибоедов лишь пронумеровал, даже не сочтя нужным
дать им имена в афише, их отец имеет и имя, и отчество: князь Петр Ильич
Тугоуховский. Но и он безлик, и он маска. Ничего, кроме «э-хм»,
«а-хм» и «у-хм» не произносит, ничего не слышит, ничем не
интересуется, собственного мнения начисто лишен… В нем доведены до абсурда,
до нелепости черты «мужа-мальчика, мужа-слуги», составляющие
«высокий идеал московских всех мужей». Князь Тугоуховский вот
будущее приятеля Чацкого, Платона. Михайловича Горича. На балу сплетню о
безумии Чацкого разносят господа N и D. Вновь ни имен, ни лиц. Олицетворение
сплетни, ожившая сплетня. В этих персонажах сфокусированы все низменные черты
фамусовского общества: безразличие к истине, равнодушие к личности, страсть
«перемывать косточки», ханжество, лицемерие… Это не просто маска,
это, скорее, маска-символ.
Герои-маски
играют роль зеркала, поставленного напротив «высшего света». И здесь
важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в
комедии черты современного общества, но заставить общество себя в зеркале
узнать.
Задаче
этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются,
но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если
основные герои «Горя от ума» не имеют каких-то определенных
прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и
внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора.
Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто «шумит» в
Английском клубе:
Не
надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной
разбойник, дуэлист,
В
Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И
крепко на руку нечист.
И
не только Чацкий, но и большинство читателей «узнавали по портрету»
колоритную фигуру того времени: Федора Толстого Американца. Занятно, к слову,
что сам Толстой, прочитав в списке «Горе от ума», себя узнал и при
встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом:
«В картишках на руку нечист». Он собственноручно переправил так
строку и приписал пояснение: «Для верности портрета сия поправка
необходима, чтобы не подумали, что ворует табакерки со стола».
В
сборнике научных трудов «А. С. Грибоедов. Материалы к биографии»
помещена статья Н. В. Гурова «Тот черномазенький…» («Индийский
князь« Визапур в комедии »Горе от ума«)». Помните, при
первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой
непринужденности, перебирает давних общих знакомых, над которыми оба они три
года назад потешались. В частности, поминает он и некоего
«черномазенького»:
А
этот, как его, он турок или грек?
Тот
черномазенький, на ножках журавлиных,
Не
знаю, как его зовут,
Куда
ни сунься: тут как тут,
В
столовых и гостиных.
Так
вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого «проходного»
внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена
Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к
описанию Чацкого.
Зачем
потребовалось искать прототип «черномазенького»? Не слишком ли мелкая
он фигура для литературоведения? Оказывается не слишком. Для нас, спустя
полтора века после издания «Горя от ума», безразлично, был ли
«черномазенький» или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель
(в идеале зритель) комедии немедленно понимал, о ком идет речь: «узнавал
по портрету». И исчезала пропасть между сценой и зрительным залом,
вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа
оказывались «общие знакомые» и довольно много. Таким образом,
Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной
жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом
обретая напряженное публицистическое звучание, ни на йоту не теряла в
художественном отношении.
Проблема
прототипа главного героя комедии требует особого разговора. Прежде всего
потому, что о прототипе Чацкого нельзя сказать с той же определенностью,
однозначностью, что о прототипах внесценических персонажей. Образ Чацкого
меньше всего портрет того или иного реального человека; это собирательный
образ, социальный тип эпохи, своеобразный «герой времени». И все же в
нем есть черты двух выдающихся современников Грибоедова П.Я. Чаадаева
(1796-1856) и В.К. Кюхельбекера (1797-1846). Особый смысл скрыт в имени главного
героя. Фамилия «Чацкий», несомненно, несет в себе зашифрованный намек
на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело
в том, что в черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя
героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже
нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно
так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега
Тавриды…«: »Чадаев, помнишь ли былое?..»
Чаадаев
участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском
походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м внезапно прервал
блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по
1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения,
познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в
1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат:
«Философические письма». Взгляды, идеи, суждения словом, сама
система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько
неприемлема для николаевской России, что автора «Философических
писем» постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично
императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный
персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.
Список литературы
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. М. 1994