Производственные возможности и экономические ограничения

Дата: 15.05.2014

		

Саратовский
государственный аграрный университет

им. Н.И.
Вавилова

Кафедра Экономической
теории

Факультет
заочного обучения

Специальность
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Курсовая
работа

по
дисциплине: Экономическая теория

на тему:
Производственные возможности и экономические ограничения

Выполнила: Корабель
Ульяна

Ивановна, группа Бс — 15

шифр № Б — 070152

Саратов

2008 г

Введение

Центральная проблема
экономики — проблема выбора хозяйственных решений в условиях ограниченности
ресурсов. Простейшая модель функционирования экономики — Граница
производственных возможностей — позволяет проиллюстрировать решение основных
задач выбора: что, как и для кого производить, а также ввести ряд
фундаментальных экономических понятий.

Граница
производственных возможностей показывает максимально возможный объем
производства двух товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
Каждая точка на кривой (границе) производственных возможностей характеризует
определенную комбинацию двух товаров.

Поскольку
ресурсы ограничены и применяются целиком, экономика сталкивается с необходимостью
выбора между альтернативами. Всякое увеличение объема производства одного
товара потребует переключения части ресурсов с производства другого товара,
т.е. влечет за собой сокращение его производства.

Количество
одного товара, которым надо пожертвовать для увеличения производства другого
товара, экономисты называют альтернативной стоимостью или вмененными издержками
— издержками упущенных возможностей.

В
экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная
стоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зрения
потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов
деятельности, требующих того же самого времени или тех же ресурсов.

Возрастание
альтернативной стоимости дополнительных единиц товара объясняется отсутствием
абсолютной взаимозаменяемости (эластичности) ресурсов. В силу того, что ресурсы
не обладают равной производительностью во всех возможных процессах их
использования, возникает необходимость увеличения количества ресурсов, переключаемых
с производства одного продукта на производство другого. Следовательно,
возрастают затраты на единицу дополнительной продукции. По мере приближения к
любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, т.е.
будут расти вмененные издержки.

Границы производственных возможностей
— максимальные объемы производства, которые могут быть получены при полном и
эффективном использовании всех экономических ресурсов — труда, земли, капитала.
Учитывая, что экономические ресурсы ограничены, общество не может производить
неограниченные объемы товаров и услуг.

Производственные возможности
характеризуют производственный потенциал общества. Имеющиеся производственные
ресурсы должны распределяться и комбинироваться так, чтобы их использование обеспечивало
наибольший вклад в производство необходимых благ и услуг. Эффективность
использования имеющихся ресурсов зависит также и от применения наиболее
прогрессивных технологий производства.

1. Производственные
возможности и экономические ограничения

1.1 Производственные
возможности

1.1.1 Сущность
производства и его основные формы

Производство – это
процесс создания материальных жизненных благ, необходимых для удовлетворения
общественных и личных потребностей.

Различают материальное и
нематериальное производство и непроизводственную сферу. В материальном
производстве создаются необходимые для жизни и развития общества материальные
блага и услуги. В материальное производство входят промышленность, сельское
хозяйство, транспорт, связь, сфера услуг.

Нематериальное
производство отличается от материального продуктом, имеющим материальную форму:
научные значения, информация, произведения искусства и т. д. Нематериальное
производство включает такие сферы как наука, искусство и культура, образование,
здравоохранение и др.

Непроизводственная сфера
производством благ не занимается, но она необходима обществу и включает в себя:
оборону страны, правоохранительные, судебные и юридические органы, различные
общественные организации.

Различают два уровня
производства:

· 
Индивидуальное
производство – это деятельность в масштабах предприятия, фирмы;

· 
Общественное
производство – это вся система промышленных связей между предприятиями страны,
включая производственную инфраструктуру.

Производству объективно
присуще разделение труда, то есть специализация трудовой деятельности,
приводящая к выделению и осуществлению различных ее видов.

Различают четыре вида или
ступени специализации:

· 
попредметная
(производство готовых конечных продуктов)

· 
подетальная
(производство отдельных деталей, комплектующих)

· 
поузловая
(производство отдельных узлов машин и оборудования)

· 
технологическая
или пооперационная (выполнение отдельных операций, например на конвейере).

Углубление специализации
производства ведет к его кооперации, то есть к современным действиям
предприятий в процессе производства.

Важной формой развития
производства в современных условиях является диверсификация производства, то
есть расширение номенклатуры производимой продукции, зачастую не связанной с
основным производством.

Процесс производства
одновременно предполагает и потребление. Можно сказать, что производство – это
создания материальных благ и процесс потребления их как факторов. Продукт как
результат одного производства потребляется в последующем производственном процессе.
В этой связи следует различать промежуточный продукт, который направляется в
производственное потребление, и готовый (конечный продукт), поступающий
непосредственно в потребление.

Производство
сопровождается не только изготовлением продукции, но и появлением отходов
производства, причем количество отходов растет с увеличением масштаба
производства. В последние десятилетия это привело к масштабной экологической
проблеме.

1.1.2 Факторы
производства, их взаимоотношение и комбинация

В экономике факторы
производства – это все то, что, участвуя в производственном процессе,
производит товары и услуги. Существую разные подходы в определении факторов
производства и их классификации.

Выделяют три основных
фактора производства: труд, земля, капитал.

Труд – это процесс
расходования человеком его физической, умственной и нервной энергии. Труд
представляет собой потребление рабочей силы.

Прибавочный труд – это
труд, затраченный в течение рабочего дня сверх необходимого. Продукт
производимый прибавочным трудом, называется прибавочным и не оплачивается.

Труд характеризуется
интенсивностью и производительностью. Интенсивность – напряженность труда,
которая определяется затратами труда в единицу времени. Производительность
труда – это результативность труда. Она измеряется количеством продукции,
произведенной в единицу времени. Ее уровень зависит от технического оснащения
производства, организации труда и эффективности управления. С повышением
производительности труда величина стоимости единицы продукции уменьшается.

Второй фактор
производства является земля. Термин «земля» употребляется в широком смысле
слова. Земля – это ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной
продукции, для строительства домов, городов, заводов, фабрик, железных дорог,
добычи полезных ископаемых.

Следующим фактором
производства является капитал. Капитал – это создание людьми средства
производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и
услуг.

В экономической теории
выделяют еще информационный, технологический, экологический факторы и время.

1.1.3
Проблема ограниченности ресурсов

Экономическая теория
является фундаментальной общественной наукой, изучающей способы организации
жизнедеятельности, формы взаимодействия производства и потребления отдельных
экономических субъектов и общества в целом. Микроэкономика представляет собой
важную составную часть экономической теории.

Как отдельный человек,
так и общество ограничены в своих возможностях. Ограничены физические и
интеллектуальные способности людей, ограничены блага, которые используются для
удовлетворения их потребностей, ограничено время.

Поэтому постоянно
ощущается недостаток наличных ресурсов, выступающий весьма жестким
ограничителем общественного и личного благосостояния и возможностей его роста.
Другими словами, экономическая жизнедеятельность людей протекает в условиях
недостаточности, т. е. в такой ситуации, когда, чтобы удовлетворить в полном
объеме потребности и желания каждого, ресурсов не хватает.

Однако человечество за
тысячелетия своей истории существенно раздвинуло рамки этих ограничений. Это
говорит о том, что ограниченность ресурсов носит относительный характер.
«Истина заключается в том, — отмечает Я. Корнаи, — что общество, может быть, и
способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает
этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно
способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень
удовлетворения других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения.
Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не
только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало
благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать
дальнейшему увеличению материальных потребностей»[1].

Ограниченность ресурсов
«навязывает» обществу и отдельным экономическим субъектам проблему выбора,
состоящую в решении следующих трех фундаментальных задач.

1. Что, т. е. какие
товары и услуги и в каком количестве производить?

2. Как, т. е. с помощью
каких ресурсов и технологических способов это делать?

3. Для кого предназначены
результаты производства, как распределяется произведенный продукт между людьми?

Выбор того, какие товары
и услуги и в каком количестве следует производить, обладая ограниченными
ресурсами, можно проиллюстрировать на примере производства двух альтернативных
товаров: X и Y. В силу ограниченности ресурсов не может быть обеспечен
достаточный объем производства этих товаров, чтобы удовлетворить всех. В каждый
момент приходится выбирать, в каких количествах эти продукты производить.

Для того чтобы произвести
любой продукт, необходимо скомбинировать множество редких производственных
ресурсов: земли и других природных ресурсов, капитала и труда. Труд включает в
себя затраты, совершаемые людьми в процессе производства. Капитал представляет
собой те производительные ресурсы, которые созданы людьми (машины,
оборудование, инструменты, производственная инфраструктура и т. д.). Природные
ресурсы (плодородные земли в сельском хозяйстве, земля для строительства, леса,
полезные ископаемые и др.) — это все, что используется в производстве в
натуральном виде, без предварительной обработки. Очень часто четвертым фактором
производства называют предпринимательство. Однако по этому вопросу среди
экономистов до сих пор нет единого мнения.

Производительные ресурсы,
используемые для производства одного товара, не могут в то же самое время
использоваться в производстве других товаров. Поскольку при производстве товара
X используются ресурсы, которые могли бы быть использованы при изготовлении
товара Y, увеличение выпуска одного товара влечет за собой сокращение выпуска
другого товара.

Если для производства
одной единицы товара X необходимо отказаться от изготовления определенного
количества товара Y, то эти единицы товара Y определяют издержки упущенных
возможностей производства единицы товара X или его альтернативную стоимость.

Однако в любой
экономической системе производятся не только товары X и Y, а множество
разнообразных товаров и услуг. Поэтому альтернативную стоимость товаров и услуг
принято выражать через общую единицу измерения — деньги.

Каждая точка кривой AE
показывает, какой набор товаров X и Y можно произвести, используя в полном
объеме ограниченные ресурсы. Если все ресурсы направляются на выпуск товара X,
то его будет произведено E единиц, но ни одной единицы товара Y. В точке A все
ресурсы направлены на производство товара Y, а товар X вовсе не производится. Во
всех остальных точках необходимо делать выбор между тем, сколько единиц товара
X произвести за счет отказа от выпуска какого-то количества товара Y (точки B,
C и D).

Каждая точка кривой AE
показывает все возможные соотношения выпуска при полном использовании всех
имеющихся ресурсов, поэтому она называется кривой производственных
возможностей, или кривой трансформации. Точки, лежащие вне кривой, недостижимы
при данном объеме ресурсов (точка K). Точки, находящиеся внутри кривой,
свидетельствуют о неполном использовании имеющихся ресурсов (точка F).

1.2
Экономические ограничения

1.2.1
Понятие государственного регулирования

Изучение
роли государства в народном хозяйстве является одной из важнейших составных
частей системы экономических наук. На протяжении всей истории человечества
государство в разной степени и формах, но постоянно участвовало в экономических
процессах в рамках в народного хозяйства, в сферах экономики (промышленности,
сельском хозяйстве, финансах, транспорте и т.д.), в отраслях и регионах, в отдельных
субъектах хозяйствования, во внешнеэкономической деятельности. Для обозначения
исследуемой роли государства в народном хозяйств в экономической литературе
используются разные термины: «государственное вмешательство в экономику»,
«государственное регулирование экономики», «государственная экономическая
политика».

Наименее
соответствующим сущности явления представляется первый термин, часто
встречающийся в советских публикациях вплоть до 70-х гг. XX столетия. Он вызывает представление
о вмешательстве одной самостоятельна системы (государства) в другую аналогично
хирургическое вмешательству в человеческий организм. В действительности
государство является не внешней системой, а ставной частью, элементом
современной экономики.

Наиболее
соответствующим сущности явления являются термины «государственное
регулирование экономики» (ГРЭ) и «государственная экономическая политика»
(ГЭП).

Государственная
экономическая политика представляет собой целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы
на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рамочных условий
экономического развития в соответствии с определенным общественным строем. На
первый взгляд понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, так как первая может основываться
на принципе неучастия государства в хозяйственной жизни. Однако это не так.
Государство не может существовать, не собирая налогов, не оплачивая армию и
аппарат управления, не осуществляя закупки и подряды на строительство, не
регулируя денежное обращение и внешнеэкономические связи.

В
современных условиях немыслимо неучастие государства в социально-экономических
процессах, организации и финансировании научных исследований, образования,
социального обеспечения, охраны окружающей среды. Поэтому термины
«государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая
политика» в условиях рыночного хозяйства можно считать идентичными.

В
России, отстававшей в своем экономическом развитии от ведущих держав, всегда
был особый интерес к государственной экономической политике, призванной
компенсировать это отставание. Так, в историческом прошлом трижды были
проведены успешные перестройки, менявшие цели, критерии хозяйствования и
социальную базу государства (при Иване IV, Петре I и
Александре II). Эти перестройки проводились
сверху; с народно-хозяйственной точки зрения они были недостаточно
подготовлены, но проводились в жизнь последовательно в соответствии с четкой
концепцией в значительной мере административными средствами с опорой на четко
определенную социальную базу и в целом были довольно успешными. В теорию и
практику государственной экономической политики дореволюционной России большой
вклад внесли П.А. Столыпин, СЮ. Витте. В годы Второй мировой войны большая
заслуга в перестройке управления экономикой страны принадлежала Н.А.
Вознесенскому. В 60 – 70 гг. Н.С. Хрущев и А.Н. Косыгин так же сверху и
административными средствами пытались либерализировать бюрократическую
экономическую систему социализма. Однако их попытки не удались.

В России
перемены в генеральных линиях развития обычно происходили сверху. Менялась
генеральная концепция социально-экономического развития верховой власти, а
иногда вместе с ней и сама верховная власть; государство начинало подводить под
новую политическую систему соответствующую социально-экономическую базу
производственные отношения. В короткий срок возникала крыша на слабых опорах, а
затем под нее подводили фундамент, столбы и стены. Нагляднее всего это
прослеживается на истории социалистических преобразований после Октябрьской
революции. Не миновал отечественных традиций административного создания нового
экономического строя и переходный период в нашей стране. Чтобы избежать
повторения многих ошибок в развитии экономики России целесообразно изучение и
применение практику государственного регулирования развитых стран.

Исторически
сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной
экономики раз витых стран: кейнсианская школа (теория государственного
регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчас
консервативных доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь
общества. Оба этих теоретических течения имеют общие основы. Они
рассматриваются государством как субъект экономической системы, обладающий
определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической
политики, направленной на достижение стратегических целей общества.

Различия
между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия
вплоть до полного его отрицания. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что
государство должно выполнять лишь «ночного сторожа», не вмешиваясь в
экономические процессы.

Дж. М.
Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием
параметров рынка является одной из функций государства (правительства).

Следует
отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство
неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное),
консервативное и неоклассическое.

Левое
кейнсианство ищет
выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов
государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение,
социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение
доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.

Консервативное
направление кейнсианство
делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем
максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.

Неоклассическая
школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и
фискальной политики можно осуществить интеграцию микро — и макровмешательства
государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию
инвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры и т.д.

Какими объективными
обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования
экономического роста?

Государство
призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как
известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению
невоспроизводимых ресурсов и защиты окружающей среды; не может регулировать
использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных
богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные
последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров
и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не
обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке.
Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров,
а на удовлетворение запретов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному
развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государство
берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для
взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции,
для ограничения монополизированного производства. Государство должно направлять
экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать
производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической
жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах о детях,
стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению
безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного
баланса и валютных курсов.

В целом
государство реализует политические и социально-экономические принципы
сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро — и микроэкономических
процессов.

Таким
образом, в условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ)
представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего
характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям хозяйствования.

Государственное
регулирование экономики в современных условиях является составной частью
процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, которые выдвигаются на передний
план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социальной сфере:
стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных
сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержание внешнеэкономического
равновесия.

Вокруг
ГРЭ постоянно ведутся теоретические дискуссии и политическая борьба, но они
ведутся не по поводу необходимости ГРЭ, а о его целесообразных масштабах,
формах, интенсивности и эффективности.

Конкретные
направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных
проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объективная возможность ГРЭ появляется
с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации
производства и капитала.

Необходимость, превращающая эту
возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с
которыми и призвано справиться ГРЭ.

Именно
острота экономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем,
осознанная и интерпретированная государственными и общественными субъектами,
вызывает конкретные акции со стороны государственных органов.

1.2.2 Объекты и цели
государственного регулирования экономики

Многие
экономисты признают, что государственное регулирование экономикиэто
целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия
правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством
микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста
общей экономической системы.

Цели
государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению,
масштабам воздействия и последствиям. По отношению друг к другу цели
макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и
нейтральны.

Взаимозаменяемость
целей означает, что
невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример –
контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстрирует
наглядно данную ситуацию.

Взаимодополняемые
цели макроэкономической
политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост
национального дохода и рост занятости.

Нейтральные
цели, то есть не
влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение
безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции.

В дереве
целей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей
приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности,
обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности,
адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Примером
конкретных целей ГРЭ может служить Программа социально-экономического развития
РФ (2003-2005 гг.). Данная программа российского правительства перечисляет
много задач, группируя их по следующим направлениям:

· 
приведение
институциональных условий и инфраструктуры в соответствие с потребностями
бизнеса (в том числе задачи улучшения конкурентной среды на рынках, развития
малого бизнеса, развития финансовой системы, расширение доступа частного
капитала к продукции и услугам естественных монополий);

· 
реализация
административной реформы, создание эффективной системы государственного
управления (в том числе задачи приватизации и реструктуризации государственной
собственности, проведения военной реформы);

· 
повышение
открытости экономики (в том числе задачи либерализации валютного регулирования,
снятия избыточных государственных ограничений внешней торговли);

· 
инновационное
развитие отраслей промышленности (в том числе задачи повышения привлекательности
для капитала перерабатывающих секторов и сферы услуг, повышения роли науки в
экономическом развитии);

· 
формирование
эффективной системы предоставления социальных услуг, создающих благоприятные
условия для развития «человеческого капитала» (прежде всего — задача
реформирования отраслей социальной сферы);

· 
обеспечение
благоприятных макроэкономических условий развития (в том числе задачи снижения
налогового бремени, снижения инфляции и процентных ставок, сокращения
вмешательства государства в экономику и социальную сферу).

Итак,
конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но
всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. Объекты
ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также условия социально-экономической
жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, мешающие нормальному
функционированию экономики и не разрешаемые без вмешательства государства. Основные
объекты ГРЭ:

· 
экономический
цикл;

· 
секторальная,
отраслевая и региональная структуры хозяйства;

· 
условия
накопления капитала;

· 
занятость;

· 
денежное
обращение;

· 
платежный баланс;

· 
цены;

· 
НИОКР;

· 
условия
конкуренции;

· 
социальные
отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а
также социальное обеспечение;

· 
окружающая среда;

· 
внешнеэкономические
связи.

Субъектами
ГРЭ выступают
центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы
управления.

Объекты
охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала
в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже
отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и
объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Суть
государственной антициклической политики состоит в том, чтобы во время
кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и
занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные
финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиций. В
условиях фазы подъема задача ГРЭ — притормозить рост спроса, капиталовложений и
производства.

ГРЭ в
области отраслевой и территориальной структур осуществляется при помощи
финансовых стимулов, обеспечивающих привилегированные условия отдельным
отраслям и регионам, находящимся в состоянии затяжного кризиса, или поощрения
развития новых отраслей и видов производств.

Важнейшим
объектом ГРЭ является накопление капитала. ГРЭ в этой области в первую
очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

Регулирование
занятости — это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики
соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно
удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, но не
приводить к чрезмерному росту заработной платы и резкому снижению занятости.

Основная
направленность регулирования денежного обращения — борьба с инфляцией,
представляющей серьезную опасность для экономики. Государство осуществляет
регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт,
движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также
путем участия в международной экономической интеграции.

Еще один
из основных объектов регулирования — цены. Динамика и структура цен отражают
состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру
хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты,
социальную атмосферу.

Приоритетное
положение отдельных целей ГРЭ постоянно изменяется в зависимости от
хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план.

2. Практическая часть

2.1 Понятие границы
производственных возможностей

Экономические ресурсывсе природные, людские и
произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства
товаров и услуг, т.е. благ. Виды ресурсов: материальные (земля, или сырьевые
материалы, и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность).

Поскольку наши потребности
безграничны, а ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все
потребности. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а
от каких в определенных условиях следует отказаться. При этом возникает
проблема рационального ведения общественного хозяйства. Эта проблема выбора
всегда была и будет. Производственные возможности – возможности
страны по производству экономических благ при полном и эффективном
использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне технологий.

Кривая производственных
возможностей иллюстрирует четыре фундаментальных положения:

1.
Ограниченность ресурсов.

2.
Необходимость выбора.

3.
Существование издержек упущенных возможностей.

4.
Увеличение издержек упущенных возможностей с увеличением выпуска продукта.

Двигаясь
по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом
структуру производства в пользу увеличения объемов товара X, приходится
отказываться от все большего количества товара Y при росте выпуска товара X на
единицу.

Принятие
решения о том, как производить, предполагает достижение эффективности в
производстве, или технологической эффективности, т. е. производства товаров
наиболее дешевым способом.

Ответ
на вопрос о том, для кого производить товары, как распределять произведенный
продукт между членами общества, требует оптимального сочетания эффективности в
распределении и справедливости.

Эффективность
в распределении считается достигнутой тогда, когда невозможно путем
перераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая при
этом уровня жизни другого. Этот принцип получил название эффективности по
Парето[2].

От
принципов распределения, существующих в обществе, от величины вознаграждения за
участие в производстве зависит:


предложение и степень продуктивности такого фактора производства, как труд;


мотивация предпринимательской деятельности.

Однако
при решении вопроса о том, для кого производить, возникает не только проблема
эффективности в распределении, но и проблема справедливости. На эту проблему
существуют две крайние точки зрения.

В
соответствии с первой, основой справедливости считается равенство, т.е. такая
ситуация, когда весь доход и все произведенные товары распределяются между
членами общества поровну.

Согласно
другой точке зрения, распределение считается справедливым, если соблюдается
принцип частной собственности и отсутствует расовая и половая дискриминация.
Распределение по такому принципу создает равенство возможностей, которое значительно
важнее, чем равенство доходов. Однако при таком подходе низкие доходы членов
общества, не способных к труду и не обладающих собственностью, приходится
считать «справедливыми».

Таким
образом, недостаточность, ограниченность ресурсов обусловливает конкуренцию
между альтернативными целями их использования и трансформируется в проблему
выбора. Данная проблема является, по существу, проблемой эффективности
использования ограниченных ресурсов и выступает в качестве основной проблемы
экономики. Достижение эффективности использования ресурсов позволяет принимать
решения о том, какие товары и услуги и в каком количестве необходимо
производить в целях удовлетворения разнообразных потребностей.

Данная
проблема имеет два аспекта:

1.
Эффективность в производстве, позволяющая решить вопрос о том, как производить.

2.
Эффективность в распределении, отвечающая на вопрос о том, сколько и для кого
производить.

Граница
производственных возможностей показывает максимально возможный объём
производства товара или услуг при заданных ресурсах и знаниях, которыми
располагает конкретная экономика, и заданных объёмах производства других
товаров или услуг[3].

Предположим,
что существует такая экономика, которая ограничена неким количеством машин для
производства, и некоторым количеством инструментов для создания услуг
(например, развлечения). Для такой экономики мы нарисовали график (рис. 1).

Отсюда
видно, что для каждого возможного уровня производства PPF показывает
максимальное количество услуг (в нашем случае это развлечения), которое может
быть произведено при имеющихся ресурсах. Например, в точке В экономика
производит 280 т. продовольствия. И тут же видно, что при данной ситуации
максимально возможное количество услуг составит 100 единиц.

Если
бы данная экономика работала бы на производство продукции по максимуму, то
тогда бы количество произведённых услуг было бы равно 0. Точно также и
наоборот, т. е. при максимальном производстве услуг, будет нулевое производство
продовольствия.

Альтернативная
стоимость. Допустим, экономика у нас сейчас находится в том состоянии, когда
производство продукции на максимуме, и, следовательно, производство услуг равно
нулю. И вот люди решили начать небольшое производство услуг. Логично
предположить, что для этого потребуется направить часть ресурсов от
производства продукции к производству услуг. Стало быть, если люди захотят
больше развлекаться, то им придется, меньше есть.

Т.е.
любой прирост потребления развлечений связан с жертвой — сокращением
производства продукции. Альтернативная стоимость — то количество товара,
которым нужно пожертвовать, что бы получить другой товар.

Например,
если люди решат производить 100 единиц развлечений, то новое распределение
ресурсов опишется точкой В на графике. Рисунок показывает, что альтернативная
стоимость производства 100 единиц развлечений составят 20 единиц продовольствия
(300-280), которыми придётся пожертвовать при движении экономики из точки А к
точке В.

Каким
бы не было начальное распределение ресурсов, если большое количество машин для
производства продовольствия в производство развлечений, то выпуск развлечений
увеличится, а продовольствия уменьшится. Поэтому кривая PPF всегда изогнута в
них и имеет отрицательный угловой коэффициент.

Альтернативные
издержки приведены в таблице 1. Например, если в экономике происходит
перераспределение ресурсов, описываемое движением из А в В, то альтернативные
издержки прироста выпуска развлечений на 100 единиц составит 20 единиц
продовольствия (300-280); на участке между точками E и F альтернативная
стоимость последних 100 единиц развлечений будет гораздо выше: 100 единиц
продовольствия (100-0).

Таблица
1. Альтернативные издержки

Точка Выпуск (в единицах) Альтернативная
стоимость 100 единиц развлечений (в единицах продовольствия)
развлечений продовольствия
А 0 300 20
B 100 280 30
C 200 250 50
D 300 200 100
E 400 100 100
F 500 0

Предположим, что
экономика в настоящий момент производит 250 единиц продовольствия и 200 единиц
развлечений. Такое распределение описывается точкой С. Чтобы произвести 200
единиц развлечений, экономика должна отказаться от 50 единиц продовольствия
(300-210).

В
общем можно сделать два вывода. Первый — не существует однозначного ответа на
вопрос «Какова стоимость развлечений?». Правильная оценка измерения стоимости
зависит от характера рассматриваемого выбора. Второй — чтобы оценить любое
возможное действие, необходимо сосредоточиться на тех результатах — издержках и
выгодах, к которым оно привело бы.

Т.е.
фирме, чтобы решить вопрос о производстве ещё одной дополнительной машины в
каком-то месяце, необходимо сопоставить прирост доходов, которые она может
получить, с увеличением издержек, на которые ей пришлось бы пойти. В то же
время средняя стоимость всех произведённых в каком-то месяце машин не имеет
значения, как и средняя стоимость развлечений. Вот в принципе это и
представляет собой граница производственных возможностей.

2.2 Эффективность
производства, ее показатели и факторы роста

Важнейшая категория
экономической науки – эффективность. В самом общем виде эффективность можно
определить как отношение результата к затратам, обеспечившим его получения.

Производственные возможности и экономические ограничения

Необходимо различать
эффективность общественного производства, эффективность деятельности
предприятия и экономическую эффективность.

Эффективность
общественного производства – экономическая категория, характеризующая его
результативность, то есть соотношение результата и затрат производственной
деятельности в масштабе всего общественного производства в целом.

Результатом
функционирования национальной экономики является национальный продукт. Это
может быть валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП),
национальный доход (НД).

В самом общем виде
затраты общественного производства – это совокупные затраты общественного
производства – это совокупные общественные затраты прошлого и живого труда.

Затраты прошлого труда –
это израсходованные в процессе производства средства производства, исчисленные
в денежной форме (амортизация основных производственных фондов, материалы,
сырье, топливо, энергия и др.).

Затраты живого труда
исчисляются как оплата труда всех работников производства в денежной форме со
всеми начислениями.

На уровне предприятия
главным оценочным показательности результативности работы является прибыль.

Обобщающими показателями
эффективности работы предприятия являются показателями рентабельности
продукции, рентабельности производственных фондов, производство продукции на
один рубль затрат и др.

Показателями
эффективности использования различных ресурсов производства являются:

· 
показатели
использования трудовых ресурсов (производительность труда и трудоемкость
продукции);

· 
показатели
использования основных производственных фондов (фондоотдача и фондоемкость);

· 
показатели
использования материальных ресурсов (материалоотдача и материалоемкость).

Факторами роста
эффективности общественного производства являются:

· 
структурная
перестройка экономики;

· 
широкое
использование достижений НТП, новых технологий;

· 
прогрессивная
система организации и управления производством;

· 
рациональная
система специализации и кооперирования производства;

· 
повышения
качества продукции;

· 
повышение
квалификации работников;

· 
совершенствование
системы стимулирования и мотивации труда;

· 
более полное
использование преимуществ международного разделения труда.

Выше были рассмотрены
понятия производственной эффективности. Эффективность экономики (экономическая
эффективность) – несколько иное понятие или показать. Эта категория
используется для всесторонней оценки результативности всего общественного
производства. С точки зрения всей экономики будет считаться такое ее состояние,
когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных
ограниченных ресурсах.

2.3 Методы,
формы и инструменты государственного регулирования экономики

Реализация
целей экономической политики предполагает использование определенных
инструментов, совокупность которых образует механизм государственного
регулирования. Ведущими элементами этого механизма (как это исторически
сложилось) выступают финансовая (фискальная) и денежно-кредитная политика. В
качестве общих принципов использования экономических инструментов можно
отметить следующие аспекты:

· 
эффект
регулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики;

· 
регулирующие меры
должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер
(следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между
различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

Стремление
к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующего
механизма предполагает знание его структуры. Как известно, принято выделять в
системе государственного регулирования две формы: экономическую и
административную (то есть институционально-правовую).

К экономическим
инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько
предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах влияния,
например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное
предложение, степень централизации капитала, социальные, структурные и
региональные элементы экономики).

Совокупность
административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые
связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых
мер при этом — создание наиболее разумных частного сектора правовых рамочных
условий.

Административное
регулирование с помощью системы административных мер (в виде мер закрепления,
разрешения, принуждения) осуществляет государственный контроль над ценами,
доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Степень активности применения административных
мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее
настойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных
слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.

Существует
и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные меды воздействия на экономику.

Методы
прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором
поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом
выборе, сколько — на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать
влияние налогового законодательства. В каждой стране за ном предписана
обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части
получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также
порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчета
издержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод
воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.

Методы
косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые
субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при
самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам,
которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действий
можно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также
– модуляцию налоговых ставок.

Оба
метода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В
каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во
многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой
политики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования,
в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план
выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то
обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию
финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного
аппарата. В отличие от этого, Центральный банк имеет, согласно конституции
многих стран, относительно самостоятельный статус.

С точки
зрения более конкретного, прагматического подхода разумно обозначить два ведущих
инструмента, используемых правительством для регулирования:

· 
воздействие с
акцентом на использование государственных финансов (финансовая политика);

· 
воздействие с
акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная,
денежно-кредитная политика).

Указанные
варианты классификации, безусловно, связаны между собой. Взаимосвязь подходов и
характерные особенности обоих конкретных методов можно обозначить следующим
образом (табл. 2)

Таблица
2. Способы реализации экономической политики

Финансовая (фискальная) политика Монетарная (денежно-кредитная) политика
Тип воздействия на экономические процессы

Метод преимущественно прямого воздействия на
экономику

Метод преимущественно

косвенного воздействия на экономику

Объект воздействия

В первую очередь – совокупный спрос (кейнсианский
вариант регулирования)

В первую очередь — совокупное предложение

(неоклассический, неолиберальный вариант регулирования)

Сильные стороны данного инструмента Высокая степень получаемого эффекта

Адаптационность по

отношению к рыночным условиям

Слабые стороны данного инструмента

•Достаточно высокая степень «помех» рыночным

процессам.

Бюрократизм процесса «запуска» данных
методов

(парламентские слушания,

лоббизм)

Относительная замедленность в достижении результата

В историческом
развитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенного перемещения
регулирования, с прямых методов — на косвенные. Финансово-бюджетные процессы
(то есть преимущественно прямые методы) активно нарастали уже с середины XIX столетия, достигнув пика своего
развития к 60-м годам XX в.
Отметим, что финансовая политика стояла в эпицентре кейнсианской системы
регулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увеличиваться лишь с
первой трети XX в. Установка, которой придерживаются
сегодня правительства разных стран, — наиболее активно использовать тот
инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма (то
есть монетарную политику).

Среди
методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно
неэффективных. Нужны все, и вопрос состоит лишь в том, чтобы определить для
каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные
потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая
чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя
забывать и о том, что экономическими регуляторами следует пользоваться
предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночных стимулов. Если
государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их
действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь
денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику
сравнима с централизованным планированием.

Надо
иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального.
Любой из них, принося положительные эффекты в одной сфере экономики, непременно
дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить.
Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их
контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится
обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с
инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и
банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее
финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития.

Заключение

Государственное
программирование в рыночной экономике носит целевой,
рекомендательно-стимулирующий характер. Оно индикативно, так как окончательные
экономические решения всегда принимают собственники хозяйственных ресурсов
исходя из своих интересов и индивидуальной оценки условий.

«Рыхлость»
государственного управления народным хозяйством в сегодняшней России дает
основание полагать, что среднесрочное общегосударственное программирование в
формах, оказавшихся эффективными в экономике рыночного типа и особенно
необходимых в экономике переходного периода, должны быть представлены
государственном регулировании экономики России гораздо полнее, чем сейчас.

В экономике России в
настоящее время отсутствуют специальные органы организации как центрального,
так и индикативно-прогнозного планирования. Частично эту работу осуществляет
Министерство экономики, которое определяет важнейшие направления-индикаторы
приватизационных мероприятий, изменения структуры промышленного и аграрного
производства, стабилизации экономики, повышения уровня жизни различных слоев
населения.

Список используемой
литературы

1. Экономика и бизнес (теория и практика
предпринимательства). / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им.
Н.Э.Баумана, 2003.

2. Учебник по основам экономической
теории. / Под ред. В.Д. Камаева. — М.: Владос: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана,
2004.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория:
Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрийт-Издат, 2004. 399 с.

4. Макконнелл К., Брю С. Экономикс:
Принципы, проблемы и политика: В 2-х т.: Пер. с англ. – М.: Республика, 2002. —
Т. 2.

5. Мэнкью Н. Принципы экономикс: Учебник
для вузов. — 2-е международное изд. – М., 2005.

6. Симкина Л., Корнейчук Б.
Микроэкономика: Учебное пособие. 2-е изд. – М., 2005.

7. Экономика: Учебник /Под ред. д. э.
н., проф. Ю.Ф. Симионова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 477 с.

8. Экономика: Учебник /Под ред. д. э.
н., проф. Ю.Ф. Симионова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 477, [1] с.


[1] Мэнкью Н. Принципы
экономикс: Учебник для вузов. — 2-е международное изд. – М., 2005.

[2] Макконнелл К., Брю С.
Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т.: Пер. с англ. — М.:
Республика, 2002. — Т. 2.

[3] Экономика и бизнес
(теория и практика предпринимательства). / Под ред. В.Д.Камаева. — М.: Изд-во
МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий