Став
сёгуном, Ёритомо основал свой центр военного командования, известный как
полевая ставка или палаточный штаб (бакуфу), в Камакура. Он конфисковал
поместья семьи Тайра и их сторонников, назначил в каждую провинцию
губернаторов/протекторов (сюго), а также поместных начальников (дзито), создав
таким образом финансовую систему, позволяющую содержать регулярные военные силы
и поддерживать их боеспособность. Период правления военного правительства,
основанного Ёритомо, получил название Камакурского сёгуната (1185-1333 гг).
Система землевладения, при которой существовала следующая связь: владелец –
управляющий – арендатор – работник, стала более военизированной. Члены новых
объединений, контролируемые различными кланами, должны были практиковаться с
использовании различных видов оружия. К тому же лидеры гарантировали себе
привилегии, ставшие со временем нерушимыми. После смерти Ёритомо в 1199 году
власть Минамото перешла к семье Ходзё, члены которой ранее были вассалами
Тайра. Они явили себя искусными государственными деятелями, реорганизовав
порядок престолонаследия и правила избрания чиновников, также члены этой семьи
перераспределили конфискованные земли, реформировали механизмы управления и
сбора налогов, развили культуру и искусство, а также способствовали
распространению школы Дзен. Помимо этого Ходзё сплотили кланы для отражения
монгольского нашествия в 1274 и 1281 годах, что сильно опустошило казну. Это
повлекло очередную реформу: торговцам было запрещено требовать долги с
воинского сословия; также чиновники присвоили себе земли, объявив себя их
владельцами, а сильные землевладельцы расширяли свои поместья за счёт более слабых
соседей. В этот период смуты император Годайго попытался объединить недовольных
феодалов против ставки в Камакура и в 1334 ему удалось в некоторой степени
восстановить императорскую власть (не без помощи Такаудзи из клана Асикага).
Однако на следующий год Такаудзи изгнал императора из Киото, посадил на трон
его конкурента и установил свою диктатуру (сёгунат Асикага, 1336-1568 гг.) Такие
события повлекли за собой новый виток междоусобиц, когда Южная династия
императора Годайго противостояла Северной династии марионеточного императора
Такаудзи. В провинцияв в свою очередь возникали локальные очаги власти. В эту
эпоху преданность каждого члена клана своему непосредственному начальству была
лишь бледной тенью того, чем она стала позднее.
Тем
не менее многие западные наблюдатели оставили описания «нечестивого» поведения
японцев – они предавали своего господина, возвращались к нему и снова
предавали; также отмечались общая склонность к грабежам, шантажу и крайней
жестокости. И вот на пике этого общенационального хаоса, в течение эпохи,
отмеченной появлением первых европейцев (1543 г.) и последующим
распространением огнестрельного оружия (танэгасима тэппо, или железные прутья
из Танэгасима), появились три человека, обладающие значительно большей
политической дальновидностью и решительностью, чем их соотечественники: Ода
Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Иэясу провозгласил себя сёгуном в
1603 г., но в 1605 г. номинально отказался от власти в пользу своего сына,
подчеркнув тем наследственный характер власти дома Токугава. Его клан,
установивший в стране военную диктатуру, на протяжении 267 лет определял курс
японской истории вплоть до того момента, когда в 1868 году власть была
номинально возвращена императору, после чего Япония начала быстрый, но мучительный
переход от феодального строя к современному развитому государству. Иэясу
получил «в наследство» хоть и истощённую, но хорошо укреплённую Японию: по всей
стране пестрели замки и форты всех видов и размеров, которые сооружались везде
где только можно было – каждый стратегически важный участок был хорошо
укреплён. Более подробно о строении, назначении и внутренних сооружениях
японских замков Вы можете прочитать в статье Архитектура японских замков. В
этой обширной сети из укреплений, управляемых независимыми воинственными
кланами, обитали простолюдины, которые во всех отношениях были невольниками. К
моменту монополизации власти кланом Токугава воины по всей стране обладали теми
формальными качествами, которые Иэясу пришлось признать и включить в государственный
закон. Воинские ранги были организованы вертикально, в нисходящем порядке,
согласно важности и богатству Верхнюю часть этой иерархической лестницы занимал
даймё, который часто являлся потомком бывшего провинциального протектора или
наместника. Далее располагались: воины высшего ранга (кюнин), имеющие свои
собственные поместья, воины среднего ранга (гокэнин, дзикан), подчиненные
кюнин, пешие воины низшего ранга (асигару) со своими оруженосцами и слугами. Под
ними всеми, на провинциальных территориях, под тщательным надзором трудилась
целая армия крестьян, привязанных к земле. В больших городах гражданское
население было разделено на несколько профессиональных классов и состояло в
основном из небольшого количества крупных землевладельцев, богатых купцов и
ростовщиков, которые управляли различными гильдиями и корпорациями торговцев,
ремесленников и крестьян, привязанных к плодородным землям вокруг городов. Ниже
располагались подмастерья, крестьяне-арендаторы и слуги, чье положение было
близким к рабству. На дне этой социальной лестницы находились артисты,
носильщики, чужеземцы, нищие, а еще ниже, и за пределами общества, влачили свое
жалкое существование парии или неприкасаемые (эта). Все эти классы, со всеми их
категориями и рангами в итоге вступили в конфронтацию с первым сёгуном из клана
Токугава.