Теперь мне бы хотелось сказать несколько слов о Екатерине II – выдающейся женщине,
волей судьбы оказавшейся на российском престоле. Да, конечно, в том, что
Екатерина стала русской императрицей, присутствует некоторый фактор везения, но
нельзя отрицать и того, что без её трудолюбия она никогда не смогла бы достичь
своей мечты. “…Рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской императрицей” писала Екатерина II.
Каким же человеком была прусская принцесса, сумевшая покорить
Россию?
О происхождении и о детстве
Екатерины Великой можно сказать немногое. Она родилась 21 апреля
1729 года. Отец, принц Христиан-Август Ангольт-Цербстский, был младшим братом
немецкого владетельного князя. Он был очень беден, и ему пришлось служить.
Прусский король Фридрих Великий дал ему место губернатора Померании. Женой принца Христиана стала урождённая
Иоанна-Елисавета Гольштейн-Готторпская. Принц нежно любил свою жену и дочь, был
образцовым семьянином, управлял Померанской провинцией и командовал
Ангальт-Цербстским пехотным полком. Жили родители будущей императрицы бедно, в
обыкновенном доме, а не во дворце. Из записок Екатерины известно, что родители
дали ей образование: у неё в детстве была гувернантка, француженка Кардель, и
два учителя: капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Учили её и
музыке немец Религ давал ей уроки игры на клавесине. Благодаря своей гувернантке,
Екатерина II
познакомилась с Расином, Корнелем, Мольером; учитель немецкого языка Ватер
старался внушить ей любовь к немецкой литературе. Опираясь на эти данные, можно
сделать вывод, что в отличие от Петра, Екатерина получила светское образование.
Он же до конца жизни игнорировал грамматику и орфографию, хотя необразованным
человеком Петра назвать трудно: император вполне прилично владел чуть ли не
полудюжиной профессий.
Весьма привлекательная внешне, Екатерина Алексеевна умела
очаровывать людей, причём не только своим обращением с ними, но и своими
сочинениями. Скажем, она настолько тонко и убедительно дискредитировала в своих “Записках” мужа и
сына, что в памяти поколений они так и остались полусумасшедшими монстрами,
губившими страну и дававшими полную свободу своему самодурству.…императрице,
безусловно, был присущ целый ряд черт истинно государственного человека. Она
обладала ясным умом, отшлифованным чтением Плуарха, Цицерона, Монтескье,
Вольтера, Корнеля. Екатерина приучила себя к напряжённому ежедневному труду, в
первые пять лет царствование она издавала по22 указа в месяц, что не удавалась
даже Петру I. Прекрасно
разбиралась в людях, умея ценить в них
ум и деловые качества (во всяком случае, если говорить о её помощниках в
государственных делах, то случайных персон среди них не было)… Екатерина была
щедра, готова к компромиссам и беспринципна (некоторая доля беспринципности в
политике необходима). В то же время её трудно назвать идеальной правительницей,
сильные стороны уживались у неё со слабостями. Императрица была способной
ученицей, но не могла похвастаться умением творчески подойти к проблеме.
Зачастую она проявляла алогичность, свойственную слабому полу, но
непростительную в государственных людях (по выражению С. Рассадина, “женщина
побеждала в ней политика”, особенно это стало заметно в последние годы её
царствования). Беспринципность Екатерины часто переходила допустимые границы, и
она отказывалась идти против своего окружения даже тогда, когда могла
попытаться сделать это. К тому стоит, наверное, добавить и фаворитизм,
расцветший при Екатерине II;
его трудно объяснить только одиночеством императрицы и государственной
необходимостью”.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru