Хеппенинг

Дата: 15.05.2014

		

2
ЭПОХА ПОСТМОДЕРНИЗМА

Слово «постмодернизм появилось в период Первой мировой войны в работе Р.
Панвица «Кризис европейской культуры» (1914г).
Х. Кюнг предлагает использовать термин во всемирно историческом плане.
Спецификой модернизма Кюнг считал возникновение в 17 – веке новой веры
– веры в разум и прогресс, приведшие к господству четырех доминирующих сил
– естествознание, техника, индустрия и демократия. Недаром системы
модернизма Кюнг связывает с крушением евро-центрической картины мира в
эпоху Первой мировой войны, когда возникла возможность самоуничтожения
человечества.
Типичным признаком постмодернизма является глобальное утверждение
изначальных, более важных чем любые интересы государства, прав человека,
гуманное отношение к науке, технике, индустрии, демократии. Это новое
отношение выражается в осознании наукой своей ответственностью перед
требованиями этики; соотношениями технических достижений с идеалами
человека и человечности; развитии природоохраняющей, экологической
индустрии; осознании подлинно социальной демократии, способной сочетать
принципы свободы и справедливости.
Появляются новые ценности, убеждения, нормы и стереотипы поведения.
Появляются альтернативные движения – феменизм, экологизм, движение за мир и
т.д.
Если раньше предпочтение отдавали развитию таких качеств человека, как
усердие, любовь к порядку, основательность, пунктуальность,
работоспособность, то теперь гораздо большее значение приобретают
человечность, сила воображения, эмоциональность, душевная теплота,
надёжность.
По мнению Кюнг, переход к постмодернизму ни в чём так ярко не
проявляется, как в возращении религиозной культуры.
Существенные трансформации в контексте постиндустриальной культуры
переживает и искусство, переориентирующееся с художественного произведения
на процесс его создания; с автора на массовую аудиторию; с вербальности на
телесность, жест, ритуал.
Постмодернизм в искусстве зарождается в США в конце 50 – х годов и
вступает в свою первую фазу в 60 – е годы. Его концептуальная новизна
состоит в неприятии установившегося в то время деления искусства на
элитарное и массовое и выдвижении идей их диффузии. Борьба против
стереотипно высокого модернизма приобретает многообразные формы. Здесь
можно говорить и об молодёжном движении, и об антивоенных акциях, и о
тенденциях карновализации, эстэтизации политики и повседневной жизни.
Хиппи, рок, фолк, постмодернизм, постперфоманс, поп и т.д. Но всё более
отчётливо посматривается синтез прошлого и
3
настоящего, высокого и низкого в искусстве, установка на амонгальмность
эстетических вкусов.
Вторая фаза постмодернического искусства связана с его распространением
в Европе в 70 – е годы.
Третья, современная, начавшаяся в конце 70 – х годов, ассоциируется с
временем его зрелости; распространяется в странах Восточной Европы и в
нашей стране.

ПОНЯТИЕ ХЕППЕНИНГА

Начало двадцатого века взорвало все предыдущие представления об
искусстве. Произошел полный отказ от классических форм: атональная музыка,
абстрактная живопись, сюрреализм.. Дальше — больше. Искусство в наше время
лишилось даже предмета (картины, книги, и т.д.) и отличительным признаком
его остался лишь творческий акт сам по себе, настолько, насколько считает и
объявляет его творческим сам художник. Делайте что угодно, и это будет
«хеппенинг», или «перформанс».
Хэппенинг (англ. happening — случающееся, происходящее) — разновидность
акционизма. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем
организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и
зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В
дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской
среде или на природе занимаются художники. Они рассматривают эту форму как
род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют
не меньшую роль, чем живые участники акции. Действие хэппенинга провоцирует
свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия
развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако,
большое значение отводится импровизации, дающей выход различным
бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и
фольклора.

ХЕППЕНИНГ И ТЕАТР
Джон Кейдж для узкого круга зрителей поставил в одном из колледжей
первый [pic]хеппенинг. Наиболее элементарная форма хеппенинга — «event»
(«случай»). Пример такого «случая»: На сцену выходит дирижер, кланяется,
поднимает палочку, занавес опускается; появляются два трубача. Они начинают
дуть в трубы, из которых вылетают резиновые рукавицы, разлетающиеся над
залом. На сцене появляется мужчина во
4
фраке, подходит к фортепиано, ударяет по очереди по всем клавишам, потом
перекрашивает инструмент в белый цвет. Далее выходит ребенок с отцом и
матерью. Мать (или отец) купает ребенка, одевает его, оставляет на сцене с
игрушками. Конец зрелища наступает тогда, когда ребенок, которому надоела
игра, уходит со сцены. Самым выдающимся после Кейджа американским
«хеппенингистом», который и дал название этому типичному зрелищу, считается
Алан Капроу. «Хеппенингисты» предлагают идентифицировать жизнь и сцену,
утопическое «соучастие « («со») зрелища и зрителя, зрелища и
действительности — сочетание актерской работы и втянутой в игру публики.
Они уничтожают литературный текст, сохраняя при этом только сценарий как
основу для импровизации, а также предпочитают не традиционные зрительные
залы, а «органическую» среду — улицу, мастерскую, церковь, сарай, хлев,
погреб, горы, морской берег и тому подобное. «Хеппенингисты»
акцентируют такие средства выразительности, как гипербола, гротеск,
грубость в речи, жесте, мизансцене. В хеппенинге нет «героя», есть только
ряд жизненных ситуаций. Наиболее популярный технический термин хеппенинга —
коллаж (нагромождение вещей, участников, эпизодов) и «деколаж» — деструкция
и уничтожение аксессуаров, скандал и нарушение моральных и эстетических
норм.
Хеллоуин — это очень веселый хеппенинг, когда с утра до вечера все (даже
на работе) ходят в маскарадных костюмах, загримированные и угощают друг
друга конфетами. Вечером принято ходить по домам и просить сладкое. Дети
ходят от дома к дому и говорят хозяину «Treat or trick». Это сокращение от
«Give me treat or I will make a trick on you». To есть: или давай угощение,
или будем шалить. Это, конечно, не более чем формальность. Иногда дети
ничего не говорят или просто не успевают сказать, так как им сразу же дают
в руки конфеты, пряники и мелкие деньги. Если хозяин дома желает, чтобы к
нему заходили, он кладет перед своей входной дверью на крыльцо обычную, но
довольно большую тыкву (pumpkin), которую перед этим разрезает пополам,
вынимает внутренности (из них, кстати, варят что-то вроде сладкой каши) и
вставляет внутрь пустой тыквы горящую свечку. Сбоку у тыквы вырезаются
отверстия в виде глаз и рта, и вечером в темноте, когда пламя свечки
подрагивает, кажется, что тыква живая. В Хэллоуин все друг друга
разыгрывают и веселятся от души. Это такой местный аналог нашего Нового
Года (который, как и Рождество, проходит здесь гораздо тише), но гораздо
свободнее и раскрепощеннее. Учащихся школ (начиная лет с 10) отряжают по
домам собирать деньги в фонд детей, попавших в беду.

5
ХЕППЕНИНГ И МУЗЫКА
С 50х гг. в музыке, как и в других видах искусства (например, в театре),
существует такое направление, как хепенинг. Его истоком можно считать
произведение «4'33» (1954 г.) американского композитора Джона Кейджа
(родился в 1912 г.). На сцену выходит пианист, который четыре минуты
тридцать три секунды… молча сидит за роялем, потом встаёт и уходит.
Премьера прошла со скандалом: просвещённая публика решила, что над ней
просто издеваются, а обы ватель получил возможность снисходительно
заметить: «Так и я могу». Намерение шокировать публику, безусловно, входило
в планы автора, но оно не было самоцелью. По мнению исследователей, Кейдж
превратил в музыкальное произведение явления окружающей действительности:
тишину в ожидании начала игры, звуки, производимые слушателями
(покашливания, шёпот, скрип стульев и т. д.). Публика и музыкант таким
образом выступали и в роли исполнителей, и в роли авторов стихийно
возникшей пьесы. Музыка превращалась из слухового образа в образ
зрительный. Это и стало в дальнейшем отличительной чертой хеппенинга:
исполнение произведения становится, фактически, беззвучной пантомимой.
Появление новых методов и стилей привело к изменениям в системе записи
музыки. Композиторы стали искать способы, передающие только общее
направление движения мелодии, так как нередко изменения высоты звуков были
столь тонкими, что не поддавались точной записи. Музыкальный текст мог
приобрести вид графика или сложной схемы. Иногда это приводило к совершенно
неожиданным результатам. Так, партитура оркестровой пьесы «Мета стазис»
(1953 г.) известного греческого композитора Яниса Ксенакеса (родился в 1922
г.) одновременно являлась и архитектурным проектом павильона фирмы «Филипс»
на Всемирной выставке в Брюсселе. Произошло это, конечно, не случайно:
композитор помимо музыки занимался ещё в мастерской французского
архитектора Ле Корбюзье. Движение авангарда насчитывает немало крупных
имён. Одно из них — французский композитор Пьер Булёз. Он родился в 1925
г., музыкальное образование получил в Парижской консерватории в классе
Оливье Мессиана. Творческую жизнь Булёз начинал как сторонник серийной
техники Арнольда Шёнберга, затем стал использовать пуантилизм — метод
композиции, при котором музыкальная ткань создаётся из коротких звуков —
точек, разъединённых паузами. Отсюда название: французское слово point в
переводе значит «точка». Так построен цикл пьес «Структуры» (1952- 1961
гг.) для двух фортепиано или произведение для голоса и инструментального
ансамбля «Молоток без мастера» (1954 г.). В музыке Булёза есть также
элементы сонорики и алеаторики.
6
Значительную роль в становлении авангардной музыки сыграл другой ученик
Мессиана — немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен (родился в 1928 г.). Он
много работал с электронной музыкой. Например, произведение «Пение отроков»
(1956 г.) предназначено для пяти магнитофонов, а в вокальной пьесе
«Спираль» (1969 г.) «живое» пение певца соединено с шумами радиоприёмника.
Под влиянием восточных музыкальных традиций композитор пришёл к мысли, что
музыка должна быть построена на импровизации, которая введёт слушателя в
состояние абсолютного покоя и сосредоточенности на «чистой» жизни звука (т.
е. в состояние, близкое к медитации). Давая исполнителю полную свободу,
Штокхаузен порой вообще не пишет нотного текста. Так, партитура сочинения
«Семь дней» (1968 г.) содержит только словесные указания типа: «Возьми
аккорд», «Держи аккорд», «Ни о чём не думай» и т. п. Любопытным
экспериментом стал цикл «Свет», длящийся семь вечеров. Каждая часть носит
название одного из дней недели и представляет собой сценическое действо с
элементами оперы, балета и хеппенинга (персонажи имитируют игру на разных
инструментах, не издавая при этом ни звука).

ХЕППЕНИНГ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Около 1960 года США сформировали первое и наиболее важное течение:
абстракционный экспрессионизм или живопись действия («action painting»). В
это же время в Германии образовалось движение Fluxus. Его основоположник Й.
Мачунас выдвинул лозунг: «искусство — игра». После этого последовало
образование поп-искусства в Америке. Позже — гиперреализма. Около 70х годов
открываются новые течения искусства: хеппенинг, перформанс. Таким образом,
уже в 70-ые годы искусство разрушило все границы и искусством можно было
смело назвать всё, что происходит. Однако сушествует и иное мнение.
То новое, что появляется в искусстве в 60–70-е гг. XX в., представляет
собой продукты распада, элементы деконструкции классической изобразительной
системы, приобретающие автономный характер и используемые для создания
различных визуальных форм игровой деятельности. Другие изначально не
связаны с изобразительным искусством: хеппенинг, перформанс, имеют свою
собственную – отличную от изобразительной деятельности – генеалогию,
восходят к ритуальным, обрядовым действиям. Магия, колдовство, танец и т.п.
имеют такие же глубокие корни, как изготовление графических, живописных,
скульптурных образов и знаков, но при этом они разведены у истоков.

7
ХЕППЕНИНГ В РОССИИ
Публичное появление хеппининга в России, возможно началось со
следующего события: Владимир Уфлянд (именно он составил книжки, сопроводив
их эссе и стихами, посвященными памяти поэтов — своими и Льва Лосева)
пишет: «1 декабря 1951 года на лекцию в аудиторию филфака Ленинградского
государственного университета имени А.А.Жданова пришли три студента в
рубахах навыпуск и, записав лекцию гусиными перьями, приготовили из хлеба,
кваса и лука тюрю и стали есть деревянными ложками, распевая «Лучинушку».
Этот первый и единственный в сталинской фараониии хеппенинг проходил с
успехом, пока один по-большевистски крепко закаленный студент не вышел из
оцепенения и не завопил: «Это же троцкистско-бухаринская провокация!». Двое
из этих студентов были Юрий Михайлов и Михаил Красильников (о нем речь
впереди). За «хеппенинг» молодых людей исключили из комсомола и
университета, но не посадили. По словам Уфлян! да, «Юрий Михайлов вместе с
Михаилом Красильниковым исповедовали тогда русский футуризм скорее каменско-
асеевского, нежели хлебниковско-крученыховского толка».
Хеппенинг: необычное мероприятие, имеющее оттенок сенсационности и
потому интересное для средств массовой информации.
Несколько вырезок из репортажей о празднике русского искусства:
— На другом полюсе фестиваля были традиции — да-да, пресловутые «Очи
черные» с «Барыней», но какие! Ансамбль песни и пляски Северного флота
предложил ошалевшей публике чертову смесь из «Яблочка», гопака, чечетки,
присядки, церковных хоралов, советской песни и высококлассного джаза.
Ансамбль народных инструментов «Серпантин» из Ярославля давал концерты
симфонического уровня.
— Праздник русского искусства закончился императорским ужином в отеле
«Негреско»: пианист Николай Саввиди играл Рахманинова и Скрябина, подавали
«царскую закуску», «киевские котлеты» и гурьевскую кашу на сладкое. Вдова
знаменитого французского художника Жака Куртанса Изабель объявила о
присуждении приза Courtens d'Or за 2002 год фильму Николая Лебедева
«Звезда». Эту премию, учрежденную на фестивале четыре года назад, уже
получили Инна Чурикова, Андрей Разенков и Никита Михалков.
— Так праздники духа и бренного тела, как жизнь-игра, сплелись на этом
фестивале, образовав шальной хеппенинг, куда публика входила как в
приключение — озираясь и ожидая сюрпризов. Финал прошел на ура, пресса
8
соревновалась в количестве восторженных определений: «великолепно»,
«восхитительно», «виртуозно». Французская пресса просто не знает, что ни
эту виртуозную «Барыню», ни восхитительные гармони-домры, ни эти
великолепные традиции древней и глубокой культуры в самой России узреть уже
почти невозможно. Приходится ехать в Ниццу.
Интерес представляют театры хепенинги.
«Тень», напомню, создана на стыке театра и графики. Это театр, где
сюжетом сделали сам процесс творчества, театр-хеппенинг: зритель
зачарованно следит за тем, куда понесет шальную руку художника. В
«Метаморфозах» на теневом экране из «точки-точки-запятой» может явиться что
угодно — публика разгадывает каждый новый виток как ребус и почти всегда
ошибается в предположениях: это театр, где мистификация стала законом
жизни. Придя на «Лебединое озеро», попадаешь на хулиганское оперное
действо, причем до спектакля его авторы скучающе, как говорят с
непонятливым, просвещали меня насчет того, что Чайковский вначале написал
лебединую оперу и только потом сварганил балет. Этот трюк они повторяют с
каждым, включая публику. Многие охотно верят, другие еще охотнее включаются
в игру. Спектакли «Тени» — сложная смесь театров кукольного, теневого,
эстрадного и детского для взрослых. Обстановка там семейная и
необязательная, все напоминает игру в картонный театр-коробочку, где
главный маг и волшебник — собственное воображение. Игра и жизнь сплелись
воедино.
Импровизацию подхватил питерский Формальный театр — лидер нашего
театрального авангарда, тоже известный Европе, Новой Зеландии, Южной
Америке, Зимбабве и немногим избранным в России. В зале оперного типа этот
театр — как рыба килька на берегу: традиционный для него хеппенинг —
путешествие зрителя сквозь предметный мир лестниц-фойе к всегда
неожиданному сценическому пространству, медленное погружение в игру — здесь
невозможен. Но замешенный на импровизации, Формальный немедленно меняет
условия игры, играючи берет языковой барьер — и зал аплодирует стоя.
«Школа для дураков» — визуальные вариации на темы писателя-эмигранта
Саши Соколова, в сущности новый и, кажется, универсально пригодный
театральный метод. Никто не думает об идеях и «посланиях»: здесь высший
смысл — игра как некий гул сюрреалистической жизни и ее квинтэссенция. Два
актера дуэтом играют мальчика с раздвоенным сознанием как некий сон о
прошлом, где опять-таки все возможно, все зыбко и неказисто, как усы у
Джоконды. В самом воздухе спектакля, в том, что зовется стилем, зашифрована
советская эпоха приблизительно так, как
9
в гоголевском «Ревизоре» — эпоха досоветская; обе эпохи оказываются едины и
неделимы.
Различные акции носят хеппенинговый характер. Акции галереи «Риджина»,
где кошки выступают в роли собаки Баскервилей; попугаи, посаженные в клетки
в виде букв «С-О-Б-А-К-И» — симулякры последних; перформантс «Пятачок
раздаёт подарки» сулит натуралистическое зрелище всех этапов превращения
хрюкающего кабанчика в куски парной свинины.
Нудистские манифестации «Грачи прилетели».
Эксгибиционистские акции на вышке бассейна «Мрсква» «артиста —
провокатора» А. Бренера.
Хеппенинги «Бесконечное пускание слюней»; «Непрерывное стояние в воде и
гыканье».
Очевидна творческая неоднородность такого рода поисков, их эпигонский
характер и издержки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая новая эпоха рождала, с одной стороны, становление и выделение
новых видов искусства, их трансформацию, углубление, расширение
выразительных средств, языка искусства, а с другой — их слияние,
взаимодействие и взаимовлияние. В переходные этапы активизировался поиск
новых средств, нащупывание новых путей развития искусства. Сопутствующее
развитию культуры развитие техники также обогащало искусство, определенным
образом воздействуя на выразительные возможности искусства. Так,
усовершенствование строительной техники способствовало переходу от
романского стиля к готике в архитектуре; появление проекционного фонаря
породило такие новые виды искусства как кино, фотография. Примеры можно
продолжать. Таким переломным, переходным этапом был рубеж XIX — XX вв.,
когда художественное творчество обогатило свой язык, расширило возможности
каждого отдельного вида искусства, сформировало новые формы синтеза
искусств. Нечто подобное наблюдается столетие спустя. Современная эпоха в
развитии культуры отличается всеми чертами переходности.
Технообразы, виртуальная реальность, транссентиментализм – это те
художественно – эстэтитеские феномены, которые подтвердили в 90 – ые годы
некоторые из высказывающихся раннее гипотез о возможной
10
эволюции постмодернизма в 21 веке, о возникновении нового этапа в искусстве
и эстетике – постпостмодернизма.

11
Список используемой литературы:

1) Надежда Маньковская «Эстетика постмодернизма»;
издательство «Алетейя», СПб 2000год.

1

ПЛАН

1. Эпоха постмодернизма.

2. Понятие хепенинга.

3. Хепенинг и театр.

4. Хепенинг и музыка.

5. Хепенинг и изобразительное искусство

6. Хепенинг в России.

7. Заключение.

Санкт – Петербургский институт машиностроения

Кафедра философии и социологии

Реферат на тему:

«ХЕППЕНИНГ»

Группа
№1440
Студент
Гусак Е. В.

Санкт – Петербург
2004 год.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий