Основные понятия управления

Дата: 12.03.2014

		

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3

1. Понятие управления…………………………………………………..………5

2. Управление как система………………………………………………………6

3. Модель управления………………………………………………………….12

4. Основные функции управления…………………………………….………14

Заключение……………………………………………………………..………..18

Библиографический список…………………………………………………….20

Введение

Управление — это социальный феномен, характерный
абсолютно для всех сфер человеческой жиз­недеятельности, будь то семья,
дружеский коллектив, раз­личные общественные объединения и т. д. Каждый чело­век
в своей жизни в различных
ситуациях применяет те или — иные способы воздействия на поведение человека с целью изменить поведение другой
личности в нужном для себя направлении.  Однако неправильно выбранные методы
могут привести к необратимым последствиям, поскольку человек не машина, и
«поломки» в душе человека, вызванные неумелым управлением со сто­роны
«пользователя», выражаясь на машинном языке, могут навсегда нарушить характер и
структуру межлич­ностных, профессиональных, отношений.

Понятие «управление» очень многогранно, поэтому оно
используется в ряде научных дисциплин, каждая из кото­рых трактует его в
контексте специфики предмета иссле­дования и разрабатываемых ими концепций.
Согласно од­ному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управ­ление
представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на
управляемый объект для обес­печения его функционирования и эффективного
развития, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс.

Управление как система включает в себя управляющую и управляемую
подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В
современной социо­логической литературе за термином «управление» утвер­дилось
следующее определение: это «основанное на досто­верном знании систематическое
воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект
(управляемую подсистему), в качестве каковой мо­жет выступать общество в целом,
на отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также
различные звенья (организации, предприятия, уч­реждения и т. п.) с тем чтобы
обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и раз­витие,
достижение заданной цели».

Не менее важна роль психологического знания в управленческой дея­тельности.
Ведь, эффективность управления зависит не только от профессиональной ком­петентности
руководителя, но и от его психологической подготовки в области управления —
психологической куль­туры управления. Речь идет о том, что психологическое
содержание управленческой деятельности является едва ли не самой главной
составляющей структуры социально­го управления, поскольку только знание
психологических особенностей людей, их поведения и взаимодействия, ха­рактера и
темперамента, их проявления в трудовой и по­вседневной деятельности, способов
воздействия на поведе­ние человека и других психологических особенностей лю­дей
могут обеспечить руководителю тот уровень и характер работы трудового
коллектива, который его (руководи­теля) устраивает.

1. 
Понятие
управления

Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера
Дракера, исторические успехи человече­ства на 80% определяются не природными
ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.

Вопросы, связанные с управлением, интересовали лю­дей на всех
исторических этапах существования человече­ства с самого зарождения
общественной организации, вол­нуют людей на современном этапе и будут волновать
на протяжении всего развития человеческой цивилизации не­зависимо от того, о
каком уровне управления идет речь, поскольку что может быть интереснее и
полезнее, чем эф­фективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В
настоящий момент нет недостатка в управлен­ческой литературе и каждый
управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружает­ся
положениями, разработанными в рамках управленче­ских отраслей знания на основе
теории управления.

Теория управления — это отрасль научного знания, изучающая
процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему
принципов, мето­дов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию
управленческих отношений, эффективность при­нятия управленческих решений и
управления вообще.

В социологической и управленческой литературе сло­жились различные
подходы к управлению.

Управление как наука представляет собой систему зна­ний в виде
концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

Управление как искусство — это способность умело и эффективно применять
на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного
знания.

Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное
воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их
действия на достижение желаемых целей.

Управление как процесс — это совокупность управ­ленческих действий,
направленных на достижение постав­ленных целей.

Управление как аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих
использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения
определен­ных целей.

В наиболее общем виде управление представляет собой
воздействие субъекта управления на его объект. Обозна­ченные элементы являются
подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от
субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления:
государственное управление (субъект управ­ления — государство), общественное
управления (субъект управления — общество и его структуры), менеджмент (субъект
управления — предприниматель, собственник).

2. Управление как система

Вместе с изменением и развитием социально-экономи­ческой и
духовной структуры общества изменяется и со­вершенствуется управление, а вместе
с ним и управлен­ческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной
для всех типов общественно-исторического раз­вития системы управления,
управленческих отношений.

В связи с реформой российской политической системы,
преобразованиями в социально-экономической сфере чрез­вычайно актуальными
становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблеме управления.
Речь идёт не столько о модернизации, сколько о структурной пере­стройке всей
системы управления. Осознание человеческо­го фактора в функционировании
управленческих струк­тур привело к тому, что в центре внимания ученых, ана­литиков,
политиков, руководителей различного уровня оказались проблемы поиска научных и
прикладных мето­дов исследования и анализа системы управления, поскольку
накопленный прежде научно-практический опыт в совре­менных условиях часто не
дает желаемого результата.

Система управления представляет очень сложный объект, который
включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии;
организационные формы выражения, функционирования и развития управленчес­ких
отношений — совокупность организаций, учреждений данного общества, а также
характеризуется такими важ­ными свойствами, как: уникальность,
слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и
адаптации. По своим свойствам системы управления мо­гут быть отнесены к
различным классам: социальным, от­крытым, самоорганизующимся, адаптирующимся,
много­уровневым, иерархическим, активным, полиструктурным, многоцелевым,
динамическим.

В современной науке и практике управление, чаще все­го,
рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании
управления дает возможность все­стороннего анализа данного объекта. Современная
наука рассматривает системный подход как «особую методоло­гическую (в
широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и
специально на­учных исследований, выбор соответствующих объектов, а также
теоретических и экспериментальных средств для их изучения». Системный подход
нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании
политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих
системные объекты высокой сложности, а также управление ими.

Система может рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в
единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и
дру­гим частям занимают соответствующие им места». Мож­но сказать проще, что «система
— это набор взаимосвя­занных и взаимозависимых частей, составленных в таком
порядке, который позволяет воспроизвести целое». Лю­бая система обладает
важными системными принципами, среди которых особое значение для их
исследования и изу­чения имеет принцип структурности, дающий возможность
описания системы через установление ее структуры. Об­щество отвечает всем
признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего
типа, су­персистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды
социальных систем.

Социальная система — это упорядоченное целое, включающее отдельных
индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные
соци­альными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы
являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Таким
образом, соци­альные системы выступают в качестве структурных эле­ментов
общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своем
системном» уровне действия, и поведение входящих в нее индивидов и групп, и
элемент общей социальной структуры. Система управления как элемент единой
социальной системы включает в себя три вида систем управления:

¨                   
машинные
(например, система регулирования тур­бины);

¨                   
человеко-машинные
(например, система управления станком);

¨                   
организационные,
или системы «человек — человек» (например, система управления цехом или концер­ном).

Курс социологии и психологии управления предполагает рассмотрение
и изучение только последнего вида систем.

Система управления — это совокупность принципов, методов, средств
форм и процессов управления.

Важнейший активный компонент системы управления — менеджеры,
принимающие решения, организующие про­цесс их выработки и выполнения, и
специалисты, непо­средственно готовящие решения.

В системе управления, в свою очередь, выделяются та­кие системы
(подсистемы), как:

¨                   
принятия
решений,

¨                   
информационная,

¨                   
планирования,

¨                   
повышения
квалификации,

¨                   
мотивации,

¨                   
учета
и др.

Эффективность системы управления напрямую зависит от
согласованности ее отдельных компонентов.

Абсолютно безупречной оптимальной системы управле­ния создать, к
сожалению, невозможно, однако непрерыв­ный процессе ее совершенствования с
акцентом на способ­ность гибкого реагирования на изменения внешней среды
является необходимым условием эффективности системы управления.

Целостное представление о системе основывается на по­нятиях:

¨                   
открытой
системы;

¨                   
взаимодействия
с внешней средой;

¨                   
анализа
характеристик, при изменении которых ме­няется взаимодействие с внешней средой.

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Одним
из самых важных качеств, присущих от­крытым системам, является признание
взаимозависимос­ти между системой и внешним миром. Соответственно, из­менения
во внешней среде сказываются на системе, либо на ее отдельных элементах. В свою
очередь, изменения в системе влекут за собой изменения в окружающей среде.

Как целостная система управление не наблюдаемый не­посредственно
объект (за исключением отдельных элемен­тов — людей, техники управления,
информации и др.), вследствие чего отдельные аспекты управления проявля­ются
через конкретные виды связей, а потому восприни­маются конкретно, а комплексные
отношения (управлен­ческие отношения в целом) непосредственно не восприни­маются.
При их анализе и описании требуется абстракт­ная формализация.

В управлении могут быть выделены реальные и кон­цептуальные
(абстрактные) системы (подсистемы). В реаль­ной системе в отличие от
концептуальной содержится пол­ный набор системных элементов. В нем выделяют
грани­цы и внешние связи, цели и задачи, процессы управле­ния, организационную
структуру, кадры, системообразу­ющий механизм. В таких системах протекают
реальные процессы, а значит, существуют материальные и. инфор­мационные потоки,
вход и выход.

Одновременно отмечается усиление отношений и свя­зей — возрастает
степень выраженности иерархической структуры системы управления. С позиций
общей теории систем явление иерархии можно определить как «разноуровневое
распределение частей (элементов) целого по сте­пени общности их функций
(свойств). В социальных орга­низациях этот принцип преломляется в сложное
отноше­ние, складывающееся из разных составляющих, разделе­ние последних, пусть
условное, весьма существенно». Характерными особенностями иерархии, являются
центра­лизация, односторонняя личная зависимость и власть.

М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара выделяют в теории систем три
основных вида иерархии: стра­тифицированные, многослойные, многоэшелонные» Эти
структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.

1. Стратифицированные

При таком моделировании уровни абстрагирования опи­сываются
стратами. Например, в модели предприятия мож­но выделить высшую страту —
социальную, затем орга­низационно-экономическую и, наконец, техническую. Вале­но
подчеркнуть, что каждая выделенная страта имеет свои понятийный язык и термины,
концепции и принципы, позволяющие рассматривать и интерпретировать опреде­ленные
характеристики, свойства и проблемы.

2. Многослойные

Сложную исходящую проблему можно разбить на се­мейство
последовательно расположенных более простых подпроблем, так что их решение
позволяет решить и ис­ходящую проблему, то есть выделяется иерархия слоев
принятия решений. Например, в системе управления мож­но выделить три слоя —
концепцию, структурно-функци­ональное строение, управленческую деятельность.

3. Многоэшелонные

В качестве примера можно привести формальные орга­низации людей.
Различные входящие в систему элементы обладают правом принятия решений, имеют,
как прави­ло, противоречащие одна другой цели. В рамках много­эшелонной системы
авторами используется термин «орга­низационные иерархии». Согласно определению,
организационная иерархия представляет собой «распределение ролей (статусов) по
вертикали в структуре организации».

Эволюция научной мысли в рассмотрении управления как системы
сформировала и соответствующий тип мене­джерского мышления — системный
это системное, мно­гомерное мышление, дополняющее, трехмерное мышле­ние
характеризуется скоростью принятия решения, уче­том политических, этических,
экологических последствий и т. д.

Современное менеджерское мышление характеризуется
определенным образом мыслей, складом ума и методом дей­ствий. Его основные
качества следующие.

1.Многодисциплинарность подходов к решению орга­низационных проблем.

2.Многоаспектность рассмотрения системы управления (страты, слои,
эшелоны, реальные и концептуальные эле­менты и т. д.) и понимание
относительности оптимально­го решения.

3.Необходимость учета и нахождения компромисса (кон­сенсуса)
интересов основных субъектов, затрагиваемых ре­шением.

4.Рассмотрение предприятия как открытой системы. Его успех
определяется прежде всего не внутренними фак­торами — рациональной организацией
производства, сни­жением затрат за счет мобилизации внутрипроизводствен­ных
резервов и повышения производительности труда, а внешними, способностью
приспосабливаться к их измене­нию. Это другая организационная культура:
менеджер не исполнитель, а предприниматель; организационные меха­низмы
приспособлены к решению новых проблем в боль­шей мере, чем к контролю за
старыми; жизненно важным для предприятия становится обучение персонала.

5.Рассмотрение предприятия как социальной системы. Это означает
понимание того, что она:

¨                   
включает
совершенно разных людей, которые активно действуют, имеют свои интересы, и их
поведение труд­но предсказать;

¨                   
имеет
обратную связь (отсюда важно прогнозировать поведение людей на то или иное
событие или реше­ние);

¨                   
полна
неопределенностей;

¨                   
эволюционна,
квазисамоорганизуема;

¨                   
склонна
к сотрудничеству, коллегиальности, комп­ромиссу.

3. Модель управления

В современном управлении не обойтись без образа моде­ли. Модель
— это абстракция, акцентирующая с точки зрения цели анализа наиболее важные и
характерные чер­ты объекта в систематическом виде. Модель — это всегда
упрощение действительности, но упрощение, позволяющее исследовать проблему.
Поэтому ее использование требует:

¨                   
правильного
выбора самой модели,

¨                   
понимания
области применения,

¨                   
интерпретации
результатов менеджерами.

Особенно важно правильно выбрать модель для слож­ных
объектов, характеризующихся многоаспектностыо, слабой структуризацией,
комплексностью проблем. Бесспор­но, такими объектами являются предприятия,
системы управления ими и процессы их реорганизации. Для них характерно:

¨                   
иерархическое
строение, требующее для своего ре­шения наличия аналитической команды;

¨                   
отсутствие
готовых образцов решения, которые до­статочно лишь «скопировать»;

¨                   
включение
многих переменных, обладающих много­сторонними связями.

Система управления, являющаяся сложным объектом, не может быть
отражена одной, моделью, пусть далее и сложной, поэтому в подобных ситуациях,
когда речь идет о сложных иерархизированных системах, необходима сис­тема
моделей для наиболее адекватного отражения сущно­сти объекта.

Существует большое число различных модельных пред­ставлений о
предприятии и управлении. Приведем при­мер. Если раньше корпорация понималась
как машина, не имеющая собственной цели, а служащая инструментом для своих
владельцев, средством достижения их цели— извлечения прибыли, то при таком
подходе предполагает­ся, что организация функционирует эффективно лишь тог­да,
когда она «отрегулирована» заранее с помощью уста­новленного порядка,
обязанностей должностных лиц, слу­жебных наставлений.

Если рассматривать корпорацию как организм, то вы­является такая
ее особенность, как наличие собственных целей, главными из которых являются
выживание и рост. «Прибыль корпорации во многом стали рассматривать примерно
так же, как кислород для живого организма: необходимость, но не смысл жизни».

Как и при первом подходе, корпорация не ответственна за достижение
целей ее частей — работников.

Корпорация как организация. При этом подходе орга­низация
представляет собой целенаправленную систему, которая является составляющей
другой целенаправленной системы, а части ее — люди — имеют собственные цели.
Корпорация при таком представлении имеет свои цели, | несет ответственность
перед обществом — более крупной системой, частью которой она является* и перед
своими работниками, которые имеют свои индивидуальные цели.

В последнее время в системе управления выделяют на­ряду с
«твердой» составляющей (оборудование, приборы, материалы, информационные
технологии) «мягкую», к которой относится персонал. Он является носителем:

¨   
стержневой
идеи (миссии) хозяйственной деятель­ности;

¨   
культуры
организации;

¨   
профессионального
состава, квалификационного, ин­теллектуального и амбициозного уровней;

¨   
нормативной
базы (инструкций, правил, актов и тому подобного);

¨   
организационной
«патологии» (недостаточной мотива­ции, нечеткости целей, низкого
управленческого по­тенциала).

4. Основные функции управления

Рассмотрение управления как системы не может быть полным и
глубоким без изучения ее функциональной со­ставляющей. Под функцией
управления
следует понимать особый вид специализированной управленческой
деятель­ности, выделившейся в процессе разделения управленче­ского труда,
которая осуществляется специальными при­емами и средствами.

В отечественной и зарубежной теории и практике управления не сложилось
единого подхода к классифика­ции функций управления.

Так А. Фаойль, основатель школы административного управления,
выделил следующие функции: планирование, организовывание, руководство,
координацию и контроль. Представитель той же школы Л. Гьюлик расширил и уточ­нил
классификацию, предложив семь функций: планиро­вание, организация, работа с
персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность,
составление бюджета. Американский специалист в облас­ти управления Р. Фалмер в
качестве основных функций выделяет планирование, организацию, исполнение (руко­водство)
и контролирование. Г. Кунц и С. О’Доннел — планирование, организацию,
комплектование штатов, ру­ководство и лидерство, контроль.

Рассмотрим в качестве основных функций управления следующие:
целеполагание (миссия — цель), планирова­ние, организация, мотивация,
координирование, контроль и оценка.

Целеполагание как важнейшая функция управления предполагает
наличие хорошо сформулированной цели, которая должна быть: измерима, достижима
(реальна), ориентирована на определенные интервалы времени, вза­имосвязана с
главной целью организации и другими под­целями, адресна и контролируема.

Функция планирования реализуется через план, кото­рый
представляет собой целенаправленный комплекс ме­роприятий, содействующих
достижению поставленных це­лей в соответствии с задачами развития самой
организа­ции, ее потенциалом.

Функция организации непосредственно связана с реа­лизацией
разработанного плана. Она характеризуется преж­де всего распределением
ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также уста­новлением
взаимосвязей между различными направления­ми деятельности. Таким образом,
важным моментом в орга­низации является четкость функциональных обязаннос­тей
каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком
работы.

Эффективность предпринимаемых действий зависит все­цело от уровня
и характера мотивации к развитию со­трудниками организации, поэтому
формирование позитив­ной мотивации у сотрудников, направленной на достиже­ние
профессионального роста и благополучия организа­ции, является одним из важных
условий.

Главная задача координирования — достижение согла­сованности
в работе всех звеньев организации путем уста­новления рациональных связей, коммуникаций
между ними. С помощью различных форм связей устанавливает­ся взаимодействие
между всеми элементами системы уп­равления, маневрирование ресурсами,
обеспечивается един­ство и согласование всех стадий процесса управления, а также
действии руководителя, его управленческой коман­ды и персонала организации.

Под функцией контроля следует понимать вид управ­ленческой
деятельности, благодаря которому можно удер­жать организацию на нужном пути,
сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами или пла­нами.
Функция контроля осуществляется по двум на­правлениям:

•  контроль за выполнением
работ, намеченных пла­ном;

•  меры по коррекции всех
значительных отклонений от плана.

Главные инструменты выполнения этой функции — на­блюдение,
учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент
обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее приня­тых
планов. Эффективно поставленный контроль обяза­тельно должен быть ориентирован
на результат, быть объек­тивным, своевременным, экономичным и простым.

Функция оценки в системе управления призвана обес­печить
сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и
установление обратной связи со всеми участниками процесса (сотрудниками,
группой, ру­ководителем и т. д.).

Накопленный к концу двадцатого века мировой опыт в области
управленческой деятельности свидетельствует о том, что в мире складывается
новая культура управлен­ческой деятельности, в основе которой — использование
инновационных методов в процессе достижения социаль­ного результата. Возрастает
значение не только целевых ориентиров, но и используемых способов, приемов,
опера­ций, процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации
контроля за их выполнением. Особую важность это имеет для России, которая
сравнитель­но недавно ступила на новый для нее путь рыночных от­ношений, не
пройдя длительного этапа социализации рын­ком. Процессу трансформации
подверглись все сферы об­щественной жизни» в том числе и система управления,
которая с вхождением в мировое управленческое поле и приобщением к мировой
управленческой культуре должна преодолеть сложившиеся стереотипы в управлении,
став­шие неэффективными в новых социально-экономических и политических
условиях. Специфика вышеобозначенных управленческих проблем и направлений
находится в ис­следовательском поле социологической науки, а психоло­гическая
составляющая данной проблематики позволит получить комплексное и наиболее
глубокое знание о при­роде социального управления, его закономерностях функ­ционирования
и развития.

Заключение

В данном реферате были выделены основные подходы к управлению,
изучили системы управления, а также модель и функции управления. Подытожим
самое основное, что необходимо знать об управлении.

Управление представляет собой воздействие субъекта управления на
его объект.

Система управления — это совокупность принципов, методов, средств
форм и процессов управления. В системе управления, в свою очередь, выделяются
та­кие системы (подсистемы), как:

¨                   
принятия
решений,

¨                   
информационная,

¨                   
планирования,

¨                   
повышения
квалификации,

¨                   
мотивации,

¨                   
учета
и др.

Целостное представление о
системе основывается на по­нятиях:

¨                   
открытой
системы;

¨                   
взаимодействия
с внешней средой;

¨                   
анализа
характеристик, при изменении которых ме­няется взаимодействие с внешней средой.

М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара выделяют в теории систем три
основных вида иерархии: стра­тифицированные, многослойные, многоэшелонные» Эти
структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.

В современном управлении не обойтись без образа моде­ли. Модель —
это абстракция, акцентирующая с точки зрения цели анализа наиболее важные и
характерные чер­ты объекта в систематическом виде. Модель — это всегда
упрощение действительности, но упрощение, позволяющее исследовать проблему.
Поэтому ее использование требует:

¨        
правильного
выбора самой модели,

¨        
понимания
области применения,

¨        
интерпретации
результатов менеджерами.

Под функцией управления следует понимать особый вид
специализированной управленческой деятель­ности, выделившейся в процессе
разделения управленче­ского труда, которая осуществляется специальными при­емами
и средствами.

Основные функции управления: целеполагание (миссия — цель),
планирова­ние, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.

Библиографический список

1. Атаманчук Г.В. Теория
государственного управления: Курс лекций. — М., 1997. С. 34.

2. Дракер 17.
Посткапиталистическое общество // Новая пост­индустриальная волна на Западе.
Антология / Под ред. В.Л. Ино­земцева. — М., 1999. — 292 с.

3. Гвишиани Д.Н. Предисловие
к книге Кунца Г. и О’Доннела С. Управление: системный и ситуационный анализ
управленче­ских функций. Т. 1. — М.: Прогресс, 1981. — 422 с.

4. Государственная служба
РФ: основы управления персона­лом / Под общ. ред. В.П. Иванова. — М.: Известия,
2003. — 117 с.

5. Гулиев М. А.
Социология и психология управления / М. А. Гулиев, С. Н. Епифанцев, С. И.
Самыгин. – Ростов н /Д : Феникс, 2006. – 409 с.

6. Иванцевич
Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М., 1993.

7. Мильнер Б.З. Теория
организации: Учебник. — 2-е изд., М.: ИНФРА-М, 2002. — 349 с.

8. Урбанович А. Л. Психология
управления: Учебное пособие. — Мн.: Харвеет, 2005. – 329 с.

9. Шепелева Ю.Е.
Муниципальное управление: организацион­но-правовой аспект. — М.: АНО РЖ
«Социально-гуманитарные знания», 2006. – 353 с.

10. Фалмер Р. Энциклопедия современного
управления. В 5-ти томах. Т.1. — М., 1992. — 525 с.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий