Смысл названия комедии. Проблема ума и безумия (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Само
название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия
носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии
отказался. В какой-то степени заглавие пьесы «перевертыш» русской
пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки?
Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе?
Вот
Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича:
Сурьезный
взгляд, надменный нрав.
Когда
же надо подслужиться,
И
он сгибался вперегиб…
…А?
как по-вашему? по-нашему смышлен.
И
сам Фамусов не менее «смышлен» в такого рода делах. Откровенно глуп и
примитивен Скалозуб фигура чисто фарсовая. Но и он отлично умеет устроиться:
«И золотой мешок, и метит в генералы». Помните, как сам он
формулирует свое жизненное кредо:
…как
истинный философ я сужу:
Мне
только бы досталось в генералы.
«И
славно судите»,- всецело одобряет его Фамусов. Не случайно заговорил
Скалозуб о «философском» взгляде на жизнь: это и есть
«философия» фамусовского общества. Ведь и Фамусов понимает философию
так же:
Куда
как чуден создан свет!
Пофилософствуй
ум вскружится;
То
бережешься, то обед:
Ешь
три часа, а в три дни не сварится!
Каков
полет мысли, какова глубина философских размышлений этого государственного
мужа!
Когда
речь заходит об истинных философах, о мятежном духе проникновения в тайны
мирозданья, московский свет заявляет устами Скалозуба: «Ученостью меня не
обморочишь». Более того, фамусовский мир переходит в наступление, атакует:
«Ученость вот чума», «Забрать все книги бы да сжечь».
Таковы «тузы». Они не глупы, нет. Они умны по-своему. Пьеса
Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости, это было бы слишком
слабо, слишком упрощенно для высокой комедии. Она строится на конфликте
различных типов ума. Великолепно формулирует эту идею Софья, сравнивая своего
избранника Молчалина с Чацким:
Конечно,
нет в нем этого ума,
Что
гений для иных, а для иных чума,
Который
скор, блестящ и скоро опротивит,
Который
свет ругает наповал,
Чтоб
свет о нем хоть что-нибудь сказал;
Да
этакий ли ум семейство осчастливит?
Вот
она, суть противопоставления: ум «гений», «который скор,
блестящ«, ум критический, »который свет, ругает наповал» и ум
«для себя», способный «семейство осчастливить». Софья
приняла светскую мораль, согласно которой ценен, почетен второй тип ума.
Разумеется, с точки зрения фамусовского общества, критический, скорый,
блестящий гений «чума». Ум же «для семейства» приносит
сплошные дивиденды: его обладатель всегда умеет «и награжденья брать, и
весело пожить». Выгодный ум. Удобный. И философствовать можно на уровне
обеда и добыванья чинов не выше… А что «гений»? «Ум, алчущий
познаний», стремящийся к вечному самосовершенствованью и горько страдающий
от несовершенства мира, как бы открытый вовне, бичующий пороки, ищущий новые
пути… Он странен и страшен обществу. Общество бежит такого гения, ощущая его
органически чуждым. Общество защищается.
Сам
Грибоедов считал своего героя умным: «В моей комедии двадцать пять глупцов
на одного здравомыслящего человека». Отчего же Пушкин усомнился в уме
Чацкого? «Первый признак умного человека с первого взгляду знать, с кем
имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» писал он А.
Бестужеву, разбирая достоинства и недостатки «Горя от ума». Прав ли
Пушкин, утверждая, что Чацкий недостаточно ясно видит, с кем говорит, кому
проповедует? Прав, и мы помним, что пьеса построена на комедийном приеме
«разговора глухих». Да, это слабость Чацкого, и все же это черта,
ставящая его в особый ряд литературных героев безумцев, чудаков: Гамлет, Дон
Кихот, ростановский Сирано де Бержерак. Самая сущность образа Чацкого в этом:
он человек, вопреки всему, верящий, что можно разбудить в каждом Человека.
Такие герои всегда существовали в жизни и в литературе.
Чацкого
ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы, с точки зрения фамусовского
общества? По каким законам оно живет? Его жизнь предельно регламентирована, это
жизнь догмы и нормативов, жизнь, где «Табель о рангах» почитается за
Библию; жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и
навсегда еще дедами и прадедами:
Спросили
бы, как делали отцы?
Учились
бы, на старших глядя…
Вот
основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то,
что выгодно. Идеал его сугубо прагматический, грубо материальный: «Сто
человек к услугам… Весь в орденах… Век при дворе… В чины выводит… и
пенсии дает»… Не человек важен, а степень его нужности, способности
услужить. Поэтому картежник, вор и доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде
принят: ведь «мастер услужить». Здесь царят отношения не между
людьми, а между чинами и титулами. Подумайте, может ли московский свет считать
Чацкого здравомыслящим человеком? Ведь это значило бы, что его убеждения
-разумны, нормальны. А может ли ум «для себя», ум эгоистический
считать нормой ум «гений»? Конечно, нет. Более того, общество
объявляет его вне закона, Чацкий для московского света либо «карбонарий»,
либо сумасшедший. И самому обществу много удобнее видеть в нем безумца: ведь
тогда все обличения Чацкого лишь плод больного воображения, ему можно даже
посочувствовать:
А
Чацкого мне жаль.
По-христиански
так; он жалости достоин…
Чацкий-сумасшедший
обществу не страшен вот что главное, вот почему клевете Софьи так искренне,
легко и быстро поверил свет! «Безумный по всему», выносит Чацкому
приговор фамусовский мир устами шута Загорецкого. И с этого момента
звуконепроницаемая стена навеки встает между Чацким и окружающими: на нем
отныне клеймо безумца. К нему начинают относиться снисходительно, даже
проявляют внимание, как к больному, слабоумному:
Любезнейший!
ты не в своей тарелке!
С
дороги нужен сон. Дай пульс. Ты нездоров.
И
призрак безумия встает перед самим Чацким: «И слушаю, не понимаю…
растерян мыслями… чего-то ожидаю…»
И
вот, наконец, произнесено главное:
…из
огня тот выйдет невредим,
Кто
с вами день пробыть успеет,
Подышит
воздухом одним,
И
в нем рассудок уцелеет.
Чацкий
и фамусовское общество несовместимы, они живут как бы в разных измерениях.
Свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий, же,
конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь
сосредоточие пороков:
…Мучителей
толпа,
В
любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков
неукротимых,
Нескладных
умников, лукавых простаков,
Старух
зловещих, стариков,
Дряхлеющих
над выдумками, вздором…
Он
видит не реальных людей со своими слабостями и пусть невеликими
достоинствами. Перед ним кунсткамера, сборище монстров. Вот почему через всю
комедию проходят приемы «разговора глухих» и «кривого
зеркала»: тому, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в
«кривом зеркале», другого не понять…
Список литературы
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. М. 1994.