Мастерство воплощения мимолетных настроений и переживаний в поэзии А. А. Фета
А.
А. Фет вошел в историю русской поэзии как прекрасный поэт-лирик, чьи
стихотворения поражают нас красотой и возвышенностью чувств, эмоциональной
силой, яркостью и сочностью красок. Ему присуща уникальная способность
поразительно точно передавать каждую деталь, мельчайшую подробность. При этом
поэт не углубляется в смысл происходящего, но интонацией, звуком вызывает
невероятно сильное впечатление.
Своеобразие
поэтического стиля Фета состоит в его умении конкретно и точно передавать
мимолетные душевные настроения и состояния. Он сам очень четко сформулировал и
объяснил эту особенность своего восприятия окружающей действительности: «Для
художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это
впечатление».
Для
его лирики характерна постоянная смена настроения, но поэт всегда придерживается
точности в передаче психологического состояния героя. Он всегда стремился в
своих стихах воплотить само «вещество существованья», отразить реальность и
богатство мира, данное человеку в его непосредственном восприятии. Очень часто
поэт обращается в своих стихотворениях к природе, видя в ней космическую,
всемогущую, захватывающую силу, неподвластную пониманию человека:
Расписные
раковины блещут В переливах чудной позолоты, До луны жемчужной пеной мещут И
алмазной пылью водометы… … Переходят радужные краски, Раздражая око светом
ложным; Миг еще — и нет волшебной сказки, И душа опять полна возможным.
Но
зеркальный месяц и далекие звезды, весенний ручей и искристый снег, печальная
береза и душистая верба — все это для Фета не просто объекты любования, а
своеобразное отражение чувств человека, его надежд и переживаний, его радостей
и тревог. Картины природы, волшебство вечеров и ночей, «весны таинственная
сила», «чудные картины» зимы всегда вызывали живое волнение в душе поэта, они
помогали ему передать те чувства, те настроения, которые он не мог и не хотел
выражать простыми привычными словами.
Своеобразие
видения мира Фетом часто выражается и в самих стихотворных строчках —
прерывистых, как будто поэт что-то не договаривает:
Шепот,
робкое дыханье,
Трели
соловья, Серебро и колыханье
Сонного
ручья, Свет ночной, ночные тени,
Тени
без конца, Ряд волшебных изменений
Милого
лица…
Значительное
место в творчестве Фета занимает любовная лирика. Поэт изображает внутренний
мир любящего человека, его чувства, его радости и страдания. При этом он не
описывает самих героев, не передает процесс развития чувств, а лишь выхватывает
отдельные мгновения, сиюминутные переживания и настроения. При этом каждое
такое мгновение насыщенно живыми деталями, наглядными образами, богатством
красок, разнообразием волнующих слуховых и зрительных ощущений.
Эх,
шутка-молодость! Как ранний снег Всегда и чист и свеж! Царица тайных нег, Луна
зеркальная над древнею Москвою Одну выводит ночь блестящей за другою. Что, все
ли улеглись, уснули? Не пора ль?.. На сердце жар любви, и трепет, и печаль!..
Чуткий
художник зорко вглядывается в окружающий мир, всей душой впитывает его. Но
показывает нам этот мир таким, каким он увидел, почувствовал его в данный
момент. Однако именно эта мимолетность и вызывает удивительную полноту эмоций,
целиком погружает нас в душевный мир лирического героя, заставляет чувствовать,
волноваться, радоваться и грустить вместе с ним:
Снова
в сердце ничем не умеришь
До
ланит восходящую кровь, И душою подкупленной веришь, Что как мир, бесконечна
любовь.
Трудно
переоценить значение лирики этого замечательного поэта. Его стихотворения
способны вызывать в душе самые светлые и искренние чувства. Они делают наш
внутренний мир богаче, светлее, ярче; учат жить настоящей жизнью, полной
разнообразных переживаний и впечатлений.