Великий
английский сатирик Джонатан Свифт прожил долгую, насыщенную событиями жизнь.
Жители Ирландии относились к нему с уважением и считали его своим защитником.
Именно тесное общение с бедными ремесленниками и сельскими жителями дало
писателю возможность понять, что народ является создателем истории.
В
известном романе «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт в виде
сказки, но остро, сатирично описал жизнь, которая его окружала.
«Путешествие Гулливера» — это рассказ о современной для писателя
Англии в аллегорической форме. Свифт открыто показал, какими в действительности
являются король, парламент, мораль и привычки представителей высшего общества.
Современники увидели в описании выдуманной страны Лилипутии множество тонких
намеков на английскую общественность начала XVIII века. Например, читатели
легко угадывали в войне между Лилипутией и Блефуску напряженные отношения между
Англией и Францией, в лилипутском императоре — короля Георга I, а также многих
известных деятелей Англии того времени.
Свифт
выдумал маленькую страну, чтобы легче было показать несовершенство
государственных устоев Англии. Свифт как писатель-просветитель заявляет, что
современная ему Англия — далека от идеала державы. Он сделал смешным
лилипутского императора с его претензиями на мировое господство. Сквозь
физическую уменыпенность этих людишек острее проступают их жестокость, коварство
и сытое довольство собой. Эти черты характера вполне соответствуют императорам
и министрам. Например, на высокие посты в Лилипутии назначаются те претенденты,
которые выигрывают в соревнованиях танцев на канате, а не те, кто честен,
доблестен и честолюбив. Автор очень умело сравнивает лилипутскую политическую
партию с лидерами английской партии. Политики различаются между собою лишь
высотой каблуков, зато ведут жаркую борьбу друг с другом. Еще одна пародия
присутствует в этой части «Путешествия Гулливера» — высмеивание
протестантской и католической церквей. Они уподобляются сектам, которые спорят,
с какой стороны разбивать яйцо.
Гулливер,
попав в Лилипутию, сразу же капитулирует: не сопротивляется, позволяет заковать
себя в цепи, разговаривает вежливо, склоняет голову перед императором. Но любая
власть не является справедливой. Гулливера обвиняют в измене, и лилипутское
правосудие выносит приговор — ослепить Человека-Гору. Гулливеру удается бежать.
Свифт подчеркивает, что человек, который покорился обстоятельствам,
превращается в духовного лилипута. Это касается даже одаренных людей. К концу
путешествия Гулливер приходит к выводу, что герои человечества — это те, кто
борется с тиранией: «С наибольшим удовольствием я останавливал взгляд на
людях, которые уничтожали тиранов и узурпаторов, и на тех, кто освобождал
угнетенный и обманутый народ».
Никто
так строго, как Свифт, не критиковал пороки тех, кто правит миром. Но писатель
не видел той силы, которая могла бы преодолеть тягу к злу и насилию. Великий сатирик
видел обнищание родной Ирландии и верил в простой народ, в его ум, честность,
энергию. В современной Ирландии все происходит «не по Свифту», но это
уже другая история.