Криницын А.Б.
Многие
не понимали «сурового» лиризма Некрасова. О стихотворении «В больнице» Боткин
писал поэту, что его стихи «действуют на душу, как сырой холодный туман на тело
– проникают исподволь и страшно холодят». Вместо пушкинского благозвучия мы
найдем у Некрасова нагоняющую тоску инструментовку гласных на у и ы[i], а согласных –на шипящие и «р» (так, в стихотворении
«Утро» звукопись на «ж» передает душераздирающий скрежет метала о камень:
«Жутко нервам – железной лопатой /Там теперь мостовую скребут»).Благодаря
своим картинам петербургской действительности Некрасов стал одним из первых поэтов-урбанистов
в русской поэзии (так называют поэтов, избравших своей темой изображение города
и его жизни). Особенно выделяются циклы стихотворных очерков «О погоде», «На
улице», стихотворения «Утро», «Еду ли ночью по улице темной…», «Секрет (опыт
современной баллады)», «Петербургское утро». И надо сказать, что город в его
изображении предстает неизменно отталкивающим: либо бесчеловечно морозным
зимой, либо пасмурным, сырым и промозглым осенью, либо раскаленно душным,
чадящим и задымленным летом.Надо
всем, что ни есть: над дворцом и тюрьмой,И
над медным Петром, и над грозной Невой,До
чугунных коней на воротах застав(Что
хотят ускакать из столицы стремглав) –Надо
всем распростерся туман.Душный,
стройный, угрюмый, гнилой,Некрасив
в эту пору наш город большой,Как
изношенный фат без румян… («О погоде»)В
цикле «О погоде» есть один особенно пронзительный рассказ, вызывающий
пронзительное чувство жалости, – об жестоком избиении извозчиком своей лошади:Под
жестокой рукой человекаЧуть
жива, безобразно тоща,Надрывается
лошадь-калека,Непосильную
ношу влача.Вот
она зашаталась и стала.«Ну!»
погонщик полено схватил(Показалось
кнута ему мало) –И
уж бил ее, бил ее. бил!Ноги
как-то расставив широко,Вся
дымясь, оседая назад,Лошадь
только вздыхала глубокоИ
глядела… (так люди глядят,Покоряясь
неправым нападкам).Он
опять: по спине, по бокам,И
вперед забежав, по лопаткамИ
по плачущим, кротким глазам!Это
– одна из самых сильных картин изображения человеческой жестокости как таковой
в русской литературе (позднее Достоевский в романе «Братья Карамазовы»,
сопоставляя разные типы жестокости, выберет именно избиение кнутом в качестве
примера жестокости «по-русски»). Лошади придаются разумные, кроткие
человеческие черты, а сам погонщик их лишается, превращаясь в озверевшего,
безрассудного палача.Образ
музы и лирический герой НекрасоваС
этим стихотворением перекликается другое, знаменитое своей афористичностью, где
речь так же идет о прилюдном избиении:Вчерашний
день, часу в шестом,Зашел
я на Сенную;Там
били женщину кнутом,Крестьянку
молодую.Ни
звука из ее груди,Лишь
бич свистал, играя…И
Музе я сказал: «Гляди!Сестра
твоя родная!»Некрасов
не просто пишет о том, как избивают крестьянку, но говорит о ней как о молодой
женщине, чтобы возбудить в нас самое живое сочувствие. Тем самым он
сосредотачивает внимание прежде всего на общечеловеческом в несчастной жертве.
Заканчивается же стих риторическим сравнением истязаемой крестьянки с Музой. В
дальнейшем это уподобление стало устойчивым в лирике Некрасова. «Рыдающим
звукам» его стихов соответствует образ «неласковой и нелюбимой Музы, /Печальной
спутницы печальных бедняков, /Рожденных для труда, страданья и оков, – /Той
Музы плачущей, скорбящей и болящей, /Всечасно жаждущей, униженно просящей…»
(«Муза» 1852). В конце своей жизни Некрасов вновь возвратится к излюбленной
метафоре, отождествив музу с бичуемой кнутом крестьянкой: «Не русский —
взглянет без любви /На эту бледную, в крови, /Кнутом иссеченную Музу…» («О
Муза! Я у двери гроба!» 1877).Но
наиболее ёмкое определение Некрасовым своей Музы, пожалуй, следующее – «Муза
мести и печали», ибо часто она вдохновляет поэта не любовью, а ненавистью. В
1852 году он пишет стихотворение на смерть Гоголя, являеющееся поэтическим
переложением одного из авторских отступлений «Мертвых душ»[ii].
Стихотворение построено на противопоставлении двух художников:
романтика-идеалиста и сатирика. Под первым поэтом легко угадывается Пушкин.Блажен
незлобивый поэт,В
ком мало желчи, много чувства:Ему
так искренен приветДрузей
спокойного искусства,<…>
Дивясь великому уму,Его
не гонят, не злословят,И
современники емуПри
жизни памятник готовят…Под
вторым поэтом подразумевается Гоголь, хоть его имя и не упоминается по
цензурным соображениям (месяц спустя за напечатание некролога о смерти Гоголя в
«Московских ведомостях» был на месяц посажен под арест Тургенев). Но у
читателей того времени с художником-сатириком ассоциировался прежде всего сам
Некрасов. Этот поэт не угождает моде и вкусам публики, но решается говорить ей
нелицеприятные истины, изобличать ее пороки и слабости, служа не ей, но – в
случае Некрасова – крестьянам и беднякам, которые никогда не прочтут
посвященных им стихов. Некрасов как бы отрекается от своего «я», делаясь
голосом вечно «безмолвствующего» народа. Поэтому он никогда не будет моден и
прославлен среди читающего высшего сословия. Он призывает его к самоотречению,
к жертвам, осуждает его спокойную и беззаботную жизнь, что, разумеется, не может
понравиться большинству. Сознательно вызывает он на себя шквал возмущения и
критики:Но
нет пощады у судьбыТому,
чей благородный генийСтал
обличителем толпы,Ее
страстей и заблужденийПитая
ненавистью грудь,Уста
вооружив сатирой,Проходит
он тернистый путьС
своей карающею лирой.Его
преследуют хулы:Он
ловит звуки одобреньяНе
в сладком ропоте хвалы,А
в диких криках озлобленья.И
веря и не веря вновьМечте
высокого призванья,Онпроповедует
любовьВраждебным
словом отрицанья…Таким
образом, вместо известного выражения Гоголя: «озирать всю громадно несущуюся
жизнь <…> сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»
Некрасов использует другой оксюморонный образ: любви-ненависти («Онпроповедует
любовь враждебным словом отрицанья»). Конец стихотворения уже напоминает
лермонтовскую «Смерть поэта» по ожесточенности конфликта поэта с обществом,
когда поэт подвергается настоящей травле и гибнет в неравной борьбе:Со
всех сторон его клянутИ,
только труп его увидя,Как
много сделал он, поймут,И
как любил он — ненавидя!С
точки зрения Некрасова, в этом как раз и заключается истинный патриотизм –
обличить пороки, чтобы исцелить от них общество. Но Некрасов заостряет этот
мотив: общество нужно активно изменить, и возможно, не только через искусство.
Некрасов призывает к активной гражданской позиции («Страшись их участь
разделить, Богатых словом, делом бедных, И не иди во стан безвредных, Когда
полезным можешь быть!..»).В
стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов окончательно формулирует свою
поэтическую и идеологическую программу. Стихотворение построено как диалог
поэта с гражданином, являющегося представителем общественности и требующим от
поэта служения обществу своей поэзией. Этот диалог можно понять как диалог
внутренний, поскольку за обоими голосами стоит сам Некрасов, который осознает
себя одновременно и художником и патриотом. Произведение явно соотносится по
форме и по тематике с пушкинскими стихами «Разговор книгопродавца с поэтом» и
«Поэт и толпа», тоже построенными в форме диалога. Некрасов, таким образом,
вступает не только в демонстративный спор сам с собой, но и в полемику с
Пушкиным, цитируя в своем стихотворении от лица Поэта пушкинские строки:Не
для житейского волненья,Не
для корысти, не для битв,Мы
рождены для вдохновенья,Для
звуков сладких и молитв.Некрасов
приводит их для того, чтобы их опровергнуть устами Гражданина:…
я восторг твой разделяю,Но,
признаюсь, твои стихиЖивее
к сердцу принимаю…<…>
Нет,
ты не Пушкин. Но покудаНе
видно солнца ниоткуда;С
твоим талантом стыдно спать;Еще
стыдней в годину горяКрасу
долин, небес и моряИ
ласку милой воспевать…Таким
образом, Отечество находится, по мысли Гражданина, в опасности, в бедственном
состоянии, и посему им объявляется своего рода «военное положение» в искусстве
(хотя по видимости и нет никакой войны). Но Некрасов именно зовет в бой, «в
огонь» – за освобождение народа, в бой, который закончится, только когда народ
избавится от своей скорбной участи.Не
может сын глядеть спокойноНа
горе матери родной,Не
будет: гражданин достойныйК
отчизне холоден душой —Ему
нет горше укоризны…Иди
в огонь за честь отчизны,За
убежденье, за любовь,Иди
и гибни безупречно –Умрешь
не даром: дело прочно,Когда
под ним струится кровь…Поэт
признает в конце концов правоту гражданина, но жалуется на отсутствие дара и
вдохновенья, на потерю сил («Под игом лет душа погнулась, остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась, презренья горького полна»).Некрасов
постоянно изображает себя слабым, грешным, лишенным сил, не могущем далее
бороться за свои идеалы. Достойных борцов он видит лишь в своих соратниках:
Белинском, Добролюбове, Чернышевском. В их облике он всякий раз подчеркивает
самоотверженность и :Суров
ты был, ты в молодые годыУчил
рассудку страсти подчинять.Учил
ты жить для славы, для свободы,Но
более учил ты умирать. («Памяти Добролюбова»).О
Чернышевском:Но
любит он возвышенней и шире,В
его душе нет помыслов мирских.«Жить
для себя возможно только в мире,Но
умереть возможно для других!»В
этих стихах появляется церковная лексика (например, упоминание о «помыслах
мирских»): Некрасов описывает борцов за идею освобождения народа как
христианских мучеников за веру. Так, в облике Добролюбова он подчеркивает
аскетизм («Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Ты
жажде сердца не дал утоленья; как женщину, ты родину любил…»), самоотреченность
и готовность к смерти, всемирность любви. Чернышевского он даже прямо
сравнивает со Христом:Его
еще покамест не распяли,Но
час придет – он будет на кресте;Его
послал Бог гнева и печалиРабам
земли напомнить о Христе».Сам
Некрасов считал себя недостойным своих товарищей-подвижников. В его лирике с
годами все усиливаются покаянные мотивы. В стихотворении «Замолкни, Муза мести
и печали…» он повествует о минуте слабости и отчаяния, когда истощаются все
душевные силы, и близкой кажется одинокая смерть. Месть и злоба, которыми он
привык «питать свою грудь» и свои стихи, не проходят даром для души: они
выжигают ее, отучая от любви: «То сердце не научится любить, которое устало
ненавидеть». При этом лирический герой презирает и себя, и собственные
страдания: «Мне самому, как скрип тюремной двери, /Противны стоны сердца
моего». Так дорого обходятся художнику его язвительные сатиры.Наиболее
полно раскрывает поэт свое внутреннее состояние в поэме «Рыцарь на час» – одном
из самых задушевных своих стихотворений.Если
пасмурен день, если ночь не светла,Если
ветер осенний бушует,Над
душой воцаряется мгла,К
герою приходит тоска, усиленная бессонницей, «вспоминается пройденный путь,
совесть песню свою запевает…», и он решает припасть к груди всеисцеляющей
природы:Слава
Богу! Морозная ночь –Я
сегодня не буду томиться.По
широкому полю иду,Раздаются
шаги мои звонко,Разбудил
я гусей на пруду,Я
со стога спугнул ястребенка,<…>
Отдаешься
невольно во властьОкружающей
бодрой природы;Сила
юности, мужество, страстьИ
великое чувство свободыНаполняют
ожившую грудь;Жаждой
дела душа закипает…Некрасов
создает в этом стихотворении один из своих лучших пейзажей, вслед за Пушкиным,
который тоже некогда опоэтизировал позднюю осень:Даль
глубоко прозрачна, чиста,Месяц
полный плывет над дубровой,И
господствуют в небе цветаГолубой,
беловатый, лиловый.Воды
ярко блестят средь полей,А
земля, прихотливо одетаВ
волны белого лунного светаИ
узорчатых, странных теней.Поэт
переносится в воображении в детство, в родную деревню, представляет старую
церковь с «колокольней руиной», тень от которой протягивается через освещенные
луной луга, на старинный церковный погост[iii], где под
крестом затеряна могила его матери. Образ матери связывается у Некрасова с
самыми святыми идеалами и лучшими сторонами его души. Далее следует страстная
исповедь-плач, похожая одновременно на молитву Богородице, покаяние блудного
сына в грехопадении.Я
кручину мою многолетнююHa
родимую грудь изолью,Я
тебе мою песню последнюю,Мою
горькую песню спою.О
прости! то не песнь утешения,Я
заставлю страдать тебя вновь,Но
и гибну — и ради спасенияЯ
твою призываю любовь!Я
пою тебе песнь покаяния,Чтобы
кроткие очи твоиСмыли
жаркой слезою страданияВсе
позорные пятна мои!Чтоб
ту силу свободную, гордую,Что
в мою заложила ты грудь,Укрепила
ты волею твердоюИ
на правый наставила путь…Так
покаяние незаметно переходит в призыв к самому себе о возрождении и восстании
от душевной слабости для новых свершений, под которыми подразумевается
дальнейшая борьба за дело освобождения крестьян, становящаяся для Некрасова и
гражданским, и по-своему интерпретированным христианским долгом. Отсюда
возникает метафора «тернистой дороги» – в христианстве это путь подвижника,
который трудами и молитвами стяжает благодать Божию и спасение души, избавляясь
от страстей и суетных, греховных помыслов. Для Некрасова «тернистая дорога» –
это путь революционной борьбы, связанный с служением высокой, надличностной
идее, с отказом от комфорта и земных наслаждений, с готовностью принять
страдания тюрьмы и каторги. Поэтому когда образ матери пробуждает в герое былое
стремление к очищению и обновлению, то это надо понимать как решимость
полностью отдаться общественной борьбе.Увлекаем
бесславною битвою,Сколько
раз я над бездной стоял,Поднимался
твоею молитвою,Снова
падал — и вовсе упал…Выводи
па дорогу тернистую!Разучился
ходить я по ней,Погрузился
я в тину нечистуюМелких
помыслов, мелких страстей.От
ликующих, праздно болтающих,Обагряющих
руки в кровиУведи
меня в стан погибающих,За
великое дело любви!Но
с приходом утра решимость пропадает, вновь душу охватывают бессилие и отчаяние.
Подобно Лермонтову в его стихотворении «Дума», Некрасов изображает свою личную
боль и слабость как горькую судьбу и трагедию всего своего поколения:Всё,
что в сердце кипело, боролось,Всё
луч бледного утра спугнул,И
насмешливый внутренний голосЗлую
песню свою затянул:«Покорись,
о ничтожное племя!Неизбежной
и горькой судьбе,Захватило
вас трудное времяНеготовыми
к трудной борьбе.Вы
еще не в могиле, вы живы,Но
для дела вы мертвы давно,Суждены
вам благие порывы,Но
свершить ничего не дано…»Изображение
народа у НекрасоваСама
жизнь давала Некрасову богатый материал для стихов о печальной участи народа.
Он, как и все поколение русской интеллигенции 60-х годов, ощущал свою неизбывную
вину перед простым народом, который высшие сословия лишили как материальных,
заставив трудиться на себя даром, так и духовных благ, оставив без образования
и средств для развития. Некрасов чувствовал как личную вину, так и коллективную
– всего своего сословия.Пожелаем
тому доброй ночи,Кто
всё терпит, во имя Христа,Чьи
не плачут суровые очи,Чьи
не ропщут немые уста,Чьи
работают грубые руки,Предоставив
почтительно намПогружаться
в искусства, в науки,Предаваться
мечтам и страстям;Кто
бредет по житейской дорогеВ
безрассветной, глубокой ночи,Без
понятья о право, о боге,Как
в подземной тюрьме без свечи…По
мысли поэта, каждый совестливый человек должен отдать свой долг народу, помочь
ему вернуть несправедливо у него отнятое.Разница
в социальном положении, материальном благосостоянии и культуре между народом и
дворянами действительно была катастрофически огромной, как ни в одной западной
стране (где по крайней мере не было крепостного права, и если рабочие на
фабриках там по-настоящему бедствовали, то крестьянство оставалось весьма
зажиточным). Поэтому даже плохие качества народа: темнота, невежество,
пьянство, нечистоплотность, грубость, лакейское самоуничижение (у дворовых)
понимались передовой интеллигенцией как следствие его угнетения, причиной
которого были они сами. Народ становился в их глазах носителем нравственности,
трудолюбия и подвижничества, идеализировался ими и делался объектом поклонения.Среди
студенческой молодежи возникло целое движение – хождение в народ: они отправлялись
работать в сельские школы, шли в грузчики и в батраки, с одной стороны, чтобы
на своем опыте узнать народные тяготы, а с другой стороны, чтобы просветить
народ, рассказать ему, как несправедливо попраны его человеческие права и
убедить в том, что существующее его положение можно и должно изменить. Это
хождение в народ приобрело массовый характер, хотя не все у пылких разночинцев
получалось. Народ видел фальшь в том, что «господа» переодеваются в мужицкую
одежду и трудятся на черной работе, не имея в том никакой нужды, да еще и
пытаются поссорить их с властями. Зачастую мужики сами выдавали «агитаторов» в
полицию, в чем наивные и обескураженные юноши и девушки видели лишнее
доказательство как своей чужести народу, так и его невежества. Вследствие многих
неудач движение вскоре пошло на спад и угасло.Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru