Криницын А.Б.
Картины
природы никогда не были для Некрасова главной поэтической темой: обыкновенно
все его внимание поглощали напряженные человеческие отношения. Пейзажные
зарисовки, если и возникают в его стихах, то в связи с этими отношениями или
как своеобразная к ним иллюстрация. К примеру, за изображением несжатой полосы
пшеницы поздней осенью встает судьба несчастного пахаря, надорвавшегося на
тяжелой работе и умирающего от мучительного недуга:Поздняя
осень. Грачи улетели,Лес
обнажился, поля опустели,Только
не сжата полоска одна…Грустную
думу наводит она.Кажется,
шепчут колосья друг другу:«Скучно
нам слушать осеннюю вьюгу,Скучно
склоняться до самой земли,Тучные
зерна купая в пыли!<…>
Ветер
несет им печальный ответ:«Вашему
пахарю моченьки нет.Знал,
для чего и пахал он и сеял,Да
не по силам работу затеял.<…>
Руки,
что вывели борозды эти,Высохли
в щепку, повисли как плети,Очи
потускли, и голос пропал,Что
заунывную песню певал,Как,
на соху налегая рукою,Пахарь
задумчиво шел полосою».(«Несжатая
полоса» 1854 г)Еще
более резко проступает идеологическая направленность в стихотворении «На
Родине» (1855г.), где красоту «родимых нив» отравляет в сознании поэта тот
факт, что они «возделаны рабами»:Роскошны
вы, хлеба заповедныеРодимых
нив, Цветут,
растут колосья наливные,А
я чуть жив!Ах,
странно так я создан небесами,Таков
мой рок,Что
хлеб полей, возделанных рабами,Нейдет
мне впрок!Точно
так же и Волга, на которой прошло детство Некрасова, несмотря на все ее
великолепие, воспринимается им как «река рабства и тоски», поскольку над ней
раздается стон бурлаков («На Волге» 1860г.). Все это типичные примеры
социального пейзажа в лирике Некрасова.Мы
привыкли, что пейзажи у Некрасова зачастую хмуры и унылы, подобно описанию
дождливого осеннего дня в уже разобранном нами стихотворении «В деревне», или
же в отрывке «Утро»:Бесконечно
унылы и жалкиЭти
пастбища, нивы, луга,Эти
мокрые, сонные галки,Что
сидят па вершине стога;Эта
кляча с крестьянином пьяным,Через
силу бегущая вскачьВ
даль, сокрытую синим туманом,Это
мутное небо… Хоть плачь!Однако
встречаются у него картины природы, свободные как от социальной проблематики,
так и от тоскливой хандры. В первой части поэмы «Железная дорога» тоже рисуется
осенняя природа, но автор бесхитростно восторгается ею. Некрасов вступает в
своеобразное поэтическое состязание с Пушкиным, для которого осень являлась
любимейшим временем года и который в своем знаменитом стихотворении («Осень»
1833г.) описал ее подчеркнуто реалистическим языком, но при этом опоэтизировал.
Некрасов воспроизводит пушкинскую «поэзию действительности»:Славная
осень! Здоровый, ядреныйВоздух
усталые силы бодрит;Лед
неокрепший на речке студенойСловно
как тающий сахар лежит;Около
леса. как в мягкой постели,Выспаться
можно покой и простор!Листья
поблекнуть еще не успели,Желты
и свежи лежат, как ковер.Славная
осень! Морозные ночи.Ясные,
тихие дни…Нет
безобразья в природе! И кочи,И
моховые болота, и пни Все
хорошо под сиянием лунным.Всюду
родимую Русь узнаю…Вслед
за Пушкиным Некрасов показывает, как осенняя природа гармонирует с его телесным
и духовным состоянием[viii] и пробуждает в душе новые
жизненные силы («Воздух усталые силы бодрит»). По словам Н. Скатова,
«некрасовский стих распахнут в природу». Он обновляет поэтические средства,
находя конкретные, до него ни разу не употреблявшиеся сравнения и эпитеты
(воздух – «ядреный», «Лед неокрепший <…> словно как тающий сахар
лежит»). Замечание о том, что «около леса, как в мягкой постели, выспаться
можно…» – звучит просто и непритязательно, но именно своей прозаичной
конкретностью оно позволяет нам лучше войти в состояние поэта и ощутить почти
физически тот «покой и простор», о котором он пишет.Пусть
Некрасов никогда не вдумывался в метафизику и философию природы, подобно
Тютчеву, но он прочувствовал с детства ее животворную силу и величавую красоту.
Глубокое проникновение в ее бытие, противопоставленное суетным человеческим
устремлениям, мы находим в маленькой лирической зарисовке, принадлежащей,
несмотря на свою немногословность, к вершинам русской пейзажной лирики:В
столицах шум, гремят витии,Кипит
словесная война,А
там, во глубине России Там
вековая тишина.Лишь
ветер не дает покоюВершинам
придорожных ив,И
выгибаются дугою,Целуясь
с матерью-землею,Колосья
бесконечных нив…Русский
пейзаж дан всего несколькими чертами, но сразу связывается с концептами тишины,
вечности (как и в знаменитом пейзаже И. Левитана «Над вечным покоем»),
матери-земли, дороги, а завершается образом медленно зреющих, наливающихся
жизнью и новой силой колосьев. Задается и идея любви, которой движется мир –
через поцелуй колосьев Земле. Подобный прием резкого переключения из одного
смыслового плана (житейского, временного, суетного) в иной (природный, вечный,
безмолвный) позже с необыкновенной силой убедительности применил Лев Толстой в
сцене ранения князя Андрея Болконского под Аустерлицем, когда тот неожиданно
видит над собой только бесконечное спокойное небо.Природа
оказывается для Некрасова средством успокоения, отдохновения от тягот жизни,
исцеления душевных ран; именно к ней, на ее грудь он припадает, черпая новые
жизненные силы. Особую роль играют восторженные описания весенней природы,
поражающие ликованием жизненных сил и кипящей радостью бытия:Но
люблю я, весна золотая,Твой
сплошной, чудно смешанный шум;Ты
ликуешь, на миг не смолкая,Как
дитя, без заботы и дум.<…>
По
холмам, по лесам, над долинойПтицы
севера вьются, кричат,Разом
слышны напев соловьиныйИ
нестройные писки галчат,Грохот
тройки, скрипенье подводы,Крик
лягушек, жужжание ос,Треск
кобылок, в просторе свободыВсе
в гармонию жизни слилось…Я
наслушался шума иного…Оглушенный,
подавленный им,Мать
природа! иду к тебе сноваСо
всегдашним желаньем моим Заглуши
эту музыку злобы!Чтоб
душа ощутила покойИ
прозревшее око могло быНасладиться
твоей красотой.Другой
ликующе радостный пейзаж мы найдем в стихотворении «Зеленый шум», где
рассказывается о том, как приход весны исцелил душу крестьянина, заставив его
отказаться от задуманного «косматой зимой» греха смертоубийства изменившей ему
жены:Как
молоком облитые,Стоят
сады вишневые,Тихохонько
шумят;Пригреты
теплым солнышком,Шумят
повеселелыеСосновые
леса;А
рядом новой зеленьюЛепечут
песню новуюИ
липа бледнолистая,И
белая березонькаС
зеленою косой! <…>Идет
гудет Зеленый Шум,Зеленый
Шум, весенний шум!Природа
исцеляет душу лирического героя и в поэме «Рыцарь на час» (с очень редким в
поэзии ночным осенним пейзажем), и в поэме «Тишина», где природа должна утишить
боль от поражения России в Крымской войне:Все
рожь кругом, как степь живая,Ни
замков, ни морей, ни гор…Спасибо,
сторона родная,За
твой врачующий простор!Уже
по приведенным примерам нетрудно заметить, как Некрасов любил в русском пейзаже
вид колосящихся полей. Они давали ощущение широты, простора, кроме того,
являлись зримым воплощением народного труда и богатства страны, соединением
открытой красоты и производительной силы земли. Образы зерна и колоса, кроме
того, являются древнейшими символами созидательного труда, культуры и развития
(само слово «культура» происходит от латинского «colo, cultum» – пахать,
обрабатывать поле), а в религиозном контексте – вечной жизни и воскресения,
восходящими к евангельским словам: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное
зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт
много плода» (Ин.12, 24)[ix]. Иисус Христос в одной из
Своих притч называет Себя сеятелем, сеющим в людских душах семена веры и
Царствия Небесного (Мф. 13; 3-8). Если Пушкин в свое время написал горделивый
стих «Свободы сеятель пустынный…», в котором, уподобляя себя Христу,
отказывался от проповеди свободы для крепостных, то Некрасов пишет, скрыто полемизируя
с предшественником, стихотворение «Сеятелям», напротив, призывая народных
просветителей к самоотверженному служению:Сеятель
знанья на ниву народную!Почву
ты. что ли, находишь бесплодную.Худы
ль твои семена?Робок
ли сердцем ты? слаб ли ты силами?Труд
награждается всходами хилыми,Доброго
мало зерна!<…>
Сейте
разумное, доброе, вечное.Сейте!
Спасибо вам скажет сердечноеРусский
народ…Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru