Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)
Многие
поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели
античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции,
ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и
развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у
поэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Тема
моря важна для романтической поэзии Пушкина.Стихотворение
«К морю» написано в 1824 г. Это был переломный период для Пушкина – период перехода
от романтизма к реализму. Оно завершает романтический период пушкинского
творчестваВ
стихотворении «К морю» поэт прощается не только со «свободной стихией», но и
романтическим мироощущением. Поэтическое изображение моря сочетается здесь с
философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителей
дум» современников Пушкина – Наполеона и Байрона.Начинается
стихотворение элегически-величаво, торжественно, раздумчиво:Прощай,
свободная стихия!В
последний раз передо мнойТы
катишь волны голубыеИ
блещешь гордою красой.Это
начало сразу вызывает в памяти поэтические и вместе с тем зрительные
ассоциации. Представляется одинокая, задумчивая фигура поэта на фоне безбрежной
морской стихии.Море
для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не
зависящей от воли человека. Оно вызывает в душе поэта мысли о побеге в
неведомые страны, романтический порыв к другим небесам, к иным, свободным
стихиям.В
стихотворении «К морю» мотив побега звучит не сразу. Ему предшествует пейзажная
зарисовка бескрайнего моря. Оно вольно и безостановочно катит свои «волны
голубые», никто не в силах обуздать его «своенравные порывы». Человек бессилен
перед этой величественной, мощной и своевольной стихией:Смиренный
парус рыбарейТвоею
прихотью хранимыйСкользит
отважно средь зыбей:Но
ты взыграл, неодолимый,И
стая тонет кораблей.Созерцание
моря, его бескрайних просторов приводит Пушкина к раздумью о своей судьбе, о
тех надеждах и мечтах, которые владели поэтом в период южной ссылки. Это были
мечты о «поэтическом побеге» в иные края, иные страны, тщетные надежды «навек
оставить… скучный, неподвижный брег». Но этому не суждено было случиться: поэт
остался «у берегов» окованный, очарованный «могучей страстью».В
стихотворении появляется новое отношение к Наполеону. Пушкин говорит о нем как
о романтическом герое, как о человеке, который оставил заметный след в истории,
в судьбах людей. Затерянная посреди моря скала – последний приют Наполеона, его
«гробница славы» – символ крушения честолюбивых надежд этой противоречивой
исторической личности:Одна
скала, гробница славы…Там
погружалась в хладный сонВоспоминанья
величавы:Там
угасал Наполеон.В
стихотворении Пушкин говорит о трагичности судьбы Наполеона: «Там он почил
среди мучений».Образ
Наполеона по ассоциации в памяти вызывает образ «другого гения», другого
«властителя дум» – Байрона. Незаурядная личность Байрона, его вольнолюбивое
творчество, его героическая смерть в сражающейся за свободу Греции не могли не
волновать воображения Пушкина.Строфы
о Байроне – певце свободы человека, певце моря – находятся в непосредственной
внутренней связи с темой стихотворения, посвященного морю, «свободной стихии».
Впечатления от созерцания моря помогают Пушкину раскрыть образ мятежного поэта,
который был как бы создан «духом моря», был, как океан, «могущ, глубок и
мрачен» и также «ничем не укротим», как неукротимы море и океан.В
стихотворении звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушли
гениальные «властители дум: один „погрузился“ „в хладный сон“, „угас“, другой
„умчался“, „как бури шум“:Мир
опустел…Теперь куда жеМеня
б ты вынес, океан?Судьба
земли повсюду та же:Где
капля блага, там на стражеУж
просвещенье иль тиран.В
последних двух лирически-взволнованных строфах поэт вновь, теперь уже навсегда,
прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые и бескрайние
просторы, в последний раз любуется его «торжественной красотой». Свободный и
величавый гул моря еще долго будет слышен поэту «в глуши, во мраке заточенья»
михайловской ссылки:Прощай
же, море! Не забудуТвоей
торжественной красыИ
долго, долго слышать будуТвой
гул в вечерние часы.В
леса, в пустыни молчаливыПеренесу,
тобою полн,Твои
скалы, твои заливы,И
блеск, и тень, и говор волн.Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fictionbook.ru/