План
Введение
Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об
административных правонарушенияхУчастники производства по делам об административных правонарушениях
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Административная ответственность за умышленную порчу паспорта
Заключение
Список литературы
Введение
Административное право — это система юридических норм,
регулирующих общественные отношения в сфере государственного
управления, и отношения, управленческого характера, возникающие при
осуществлении иных форм государственной деятельности
(законотворчества, правосудия), а также отношения, которые возникают в
сфере негосударственного управления в связи с осуществлением общественными
объединениями некоторых функций органов государственного управления,
исполнительной власти.
Административный процесс представляет собой такую деятельность
по разрешению органами управления (должностными лицами), иногда и
другими компетентными органами, индивидуально-конкретных дел в
сфере государственного управления, которая регулируется нормами
административного права. В нем можно выделить следующие составные части
или производства: по делам об административных нарушениях, по
применению мер административного пресечения и восстановления, по
применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного
права.
В структуре административного процесса производство по делам об
административных правонарушениях является важным элементом. Его
можно рассматривать как деятельность уполномоченных субъектов по
применению административных взысканий и совокупность возникающих при этом
отношений, урегулированных нормами административного права.
Общие нормы, регулирующие производство, содержатся в КоАП РСФСР.
Особенности производства по отдельным категориям административных
нарушений устанавливаются специальными нормами (Таможенный кодекс РФ (ст.
289-286, 449-454)).
Особую группу составляет ряд уточняющих, конкретизирующих
КоАП положений, содержащихся в подзаконных актах (инструкции
различных министерств и ведомств).
Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с
гражданским судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при
исполнении имущественных взысканий.
В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно
различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф
налагается прямо на
месте нарушения), обычное и особое (рассмотрение судьями дел о мелком
хищении, мелком хулиганстве).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях
являются:
а) своевременное, всестороннее, полное и объективное выявление
обстоятельств каждого дела;
б) разрешение его в точном соответствии с
законодательством;
в) обеспечение исполнения 'вынесенного постановления;
г) выявление причин и условий, способствующих совершению
административных правонарушений;
д) воспитание граждан в духе соблюдения законов. Производство
представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной
деятельности, в котором действуют ее общие принципы: законности,
демократизма, оперативности.
Производство осуществляется на основе общих норм и принципов
административного права. Одновременно здесь действуют и специфические,
обусловленные задачами данной деятельности, принципы: объективной истины,
обеспечения права на защиту ( ст. 235, 247, 266 КоАП).1.Органа (должностные лица), уполномоченные рассматривать деда об
административных правонарушенияхЧеткое определение круга органов (должностных лиц) , правомочных
вести производство по делам об административных
правонарушениях, имеет важное значение для обеспечения его эффективности.
При этом ведущая роль отводится вполне закономерно судьям; их деятельность
по рассмотрению и разрешению административных дел характеризуется
в качестве существенной гарантии прав привлекаемых к административной
ответственности лиц.
а) Судьи (в перспективе мировой судья) районных (городских) судов
рассматривают значительное число административных дел по
правонарушениям, посягающим на права граждан (например, нарушения
избирательных прав, законодательства о труде и его охране); на здоровье,
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную
нравственность (например, незаконное врачевание); собственность
(например, мелкое хищение) ;
основы коммерческой деятельности (например, занятие запрещенными
видами такой деятельности); финансы и систему налогообложения
(например, воспрепятствование
обследованию органом налоговой службы или налоговой полиции
производственных, складских и иных помещений) ;
порядок управления (например, неповиновение законному требованию или
распоряжению сотрудника милиции) ;
общественный порядок и общественную безопасность (например, мелкое
хулиганство).
Дала об административных правонарушениях, за совершение
которых предусматривается административное взыскание в виде
административного выдворения из пределов Российской Федерации иностранных
граждан и лиц без гражданства, административного ареста либо
конфискации или возмездного изъятия предметов, являющихся орудием
совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения
специального права, предоставляемого лицу, рассматриваются судьей.
б) Комиссии по защите прав несовершеннолетних рассматривают дела
об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а
также о неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязательств
по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении
несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих
веществ.
в) Органы Федеральной инспекции труда при Министерстве
труда и социального развития Российской Федерации рассматривают
дела о нарушениях законодательства о труде и охране труда, а
также о непредоставлении информации, необходимой для проведения
коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением
коллективного договора, соглашения.
г) Органы внутренних дел (милиции) рассматривают значительное
количество дел об административных правонарушениях. Например, это
дела о потреблении наркотических средств без назначения врача, о
мелком хищении, о превышении установленной скорости движения, о незаконных
операциях с иностранной валютой, о применении насилия в отношении
должностных лиц органа, уполномоченного осуществлять
административно-процессуальные действия, о проживании граждан Российской
Федерации без удостоверения гражданина (паспорта) или без регистрации, о
мелком хулиганстве и т. п.
д) Государственные органы, на которых возложено осуществление
контрольно-надзорных функций и полномочий. В настоящее время к числу таких
органов отнесено 51 подразделение государственного аппарата. Все
они осуществляют надзор за соблюдением физическими, а нередко
и юридическими лицами специальных общеобязательных правил,
нарушение которых влечет за собой административную
ответственность. Это, например, органы санитарно-эпидемиологического
надзора, государственного ветеринарного надзора, государственного
экологического контроля, государственного контроля в сфере охраны и
использования недр, государственной налоговой службы, государственного
контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, государственной
жилищной инспекции и т. д.2.Участники производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях
складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой
деятельности играют государственные и общественные органы, их
должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные
законом меры по выявлению и предупреждению административных
проступков, применению и исполнению взысканий, в производстве действуют
и другие участники:
одни защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при производстве
отдельных процессуальных действий, содействуют производству. Всех
субъектов производства можно разделить на несколько групп.
1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом
принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие
движение и судьбу дела (лидирующие субъекты).
2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле:
а) лицо, привлекаемое к ответственности;
б) потерпевший — лицо, которому административным правонарушением
причинен моральный, физический или имущественный вред;
в) законные представители — граждане, которые в силу закона выступают
во всех учреждениях, в том числе судебных, в защиту личных и
имущественных прав и законных интересов недееспособных, ограниченно
дееспособных либо дееспособных, но в силу своего физического состояния (по
старости, болезни и т. п.) не могущих лично осуществлять свои права и
выполнять свои обязанности. Это родители, усыновители, опекуны, попечители;
г) адвокат — юрист, оказывающей профессиональную правовую помощь
лицу, привлекаемому к административной ответственности.
В отличие от субъектов первой группы, никто из представителей
данной группы не пользуется 'властными полномочиями.
3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства:
а) свидетели — лица, которым могут быть известны обстоятельства,
подлежащие установлению по данному делу;
б) эксперты — лица, обладающие специальными знаниями и привлекаемые
органами (должностными лицами), в производстве которых находятся дела
об административных правонарушениях, в случаях, когда возникает
необходимость в их знаниях;
в) переводчики — лица, участвующие в судебном процессе и
владеющие языками, необходимыми для перевода имеющихся в деле
материалов, представленных в суде документов, а также данных в
судебном заседании заявлений, показаний, объяснений;
г) понятые — независимые, не заинтересованные в данном деле
лица, приглашаемые в качестве свидетеля, наблюдателя при производстве
осмотра, обыска, выемки корреспонденции, очной ставки и других
следственных действиях.
Участники производства по делам об административных правонарушениях
обладают различными правами и обязанностями.
Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности,
вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять
доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела
пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и
пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на
котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.
Дело об административном правонарушении рассматривается в
присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В
отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда
имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени
рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении
рассмотрения дела.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях,
предусмотренных статьями 49 (Мелкое
хищение чужого имущества), 158 (Мелкое хулиганство) и др. КоАП присутствие
лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В
случае его уклонения без уважительных причин от явки, это лицо может быть
органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу '(КоАП ст. 247) .
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять
ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об
административном правонарушении.
Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля (КоАП ст. 248).
Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном
правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела;
заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить
от его имени жалобы на постановление по делу. Полномочия адвоката
удостоверяются орденом, выдаваемым юридической консультацией
(КоАП ст. 250).
Законные представители вправе представлять интересы лица,
привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего (КоАП ст.
249).
Свидетель обязан по вызову органа (должностного лица), в
производстве которого находится дело, явиться в указанное время, дать
правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на
поставленные вопросы (КоАП ст. 251) .
Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по
поставленным перед ним вопросам.
Эксперт вправе:
а) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету
экспертизы;
б) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных
материалов, необходимых для дачи заключения;
в) с разрешения органа (должностного лица), в производстве
которого находится дело об административном правонарушении, задавать
лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям
вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;
г) присутствовать при рассмотрении дела (КоАП ст. 252) .
Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного
лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод (КоАП ст.253).Кроме того, потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам
возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой
в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело
об административном правонарушении.
За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей,
экспертов и переводчиков, сохраняется, в установленном порядке,
заработок по месту их работы за время их отсутствия в связи с явкой
в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело
об административном правонарушении (КоАП ст. 254).3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
3.1. Система стадий и этапов производства по делам об
административных правонарушениях
Деятельность участников административного процесса развивается во
времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных
действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит
несколько сменяющих друг друга фаз развития или стадий.
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную
часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет
свойственные только ей задачи, документы и другие особенности.
На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются
частными по отношению к общей цели производства. Решение задач
каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который
как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается
новая стадия.
Стадии органично связаны между собой: последующая, как правило,
начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии
проверяется то, что было сделано раньше.
Производство состоит из четырех частей (стадий):
а) административное расследование;
б) рассмотрение дела;
в) пересмотр постановления;
г) исполнение постановления.
На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения
проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй —
компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На
третьей -факультативной — стадии постановление пересматривается по
жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения
об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой —
реализуется принятое постановление.
На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных
действий. Схематически система стадий и этапов производства по делам
об административных правонарушениях может быть представлена так:
1.Административное расследование:
а) возбуждение дела;
б) установление фактических обстоятельств;
в) процессуальное оформление результатов расследования;
г) направление материалов для рассмотрения по
подведомственности.
2.Рассмотрение дела:
а) подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
б) анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
в) принятие постановления;
г) доведение постановления до сведения.
3.Пересмотр постановления:-
а) обжалование, опротестование постановления;
б) проверка законности постановления;
в) вынесение решения;
г) реализация решения.
4.Исполнение постановления:
а) обращение постановления к исполнению;
б) фактическое исполнение;
в) окончание исполнения (дела).3. 2. Административное расследование
Расследование дела, являясь начальной стадией производства
по делам об административных правонарушениях, представляет
собой комплекс процессуальных действий, направленных на
установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию
деликта.
Основанием возбуждения административного дела и производства
расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки
административного нарушения.
Началу административного расследования предшествует получение
информации о деянии, имеющем признаки нарушения, то есть наличие
повода.
Поводами к возбуждению дела являются:
непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта
совершения административного правонарушения;
материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других
государственных органов, органов местного самоуправления, общественных
объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц;
сообщения в средствах массовой информации.
В процессе расследования должны быть установлены фактические
обстоятельства совершенного проступка, которые можно разделить на три
группы. Первую составляют обстоятельства, имеющие непосредственное
значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава
проступка. В другую группу входят обстоятельства, находящиеся за
рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и
размера взыскания. Одна из задач административного производства
заключается в выявлении причин и условий, способствующих совершению
нарушений, их предупреждении (третья группа).
Выяснение фактических обстоятельств дела осуществляется
различными способами. Основным является опрос. Для опроса и получения
объяснений могут быть вызваны любые лица, располагающие сведениями,
которые имеют значение для дела.
Исследование фактических обстоятельств может осуществляться
и с помощью материальных носителей информации (вещественных
доказательств и документов), получаемых в результате задержания
деликвента, личного досмотра и досмотра вещей, изъятия предметов.
Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных
данных, указывающих на признаки административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с
момента составления протокола о его совершении или вынесении
прокурором постановления о возбуждении административного производства.
Протокол об административном правонарушении -процессуальный
документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного
деяния (конечно, предположительно). Его составляют
уполномоченные должностные лица — представители тех органов, которые
правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях
(например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.
п.).В протоколе (постановлении) об административном правонарушении
указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя,
отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя;
место, время совершения и существо административного правонарушения;
нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное
правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они
имеются; объяснение нарушителя;
иные сведения, необходимые для разрешения дел (КоАП ст. 235) .
Протокол (постановление) подписывается лицом, его составившим и
лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии
свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими
лицами.
В случае отказа лица, совершившего административное правонарушение,
от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее
правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу
объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить
мотивы своего отказа от его подписания.
При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и
обязанности (КоАП ст. 235).
Протокол составляется сразу же после выявления факта административного
правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение
обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о
юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента
выявления правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составляется не
во всех случаях. Так при совершении административных правонарушений,
предусмотренных статьей 76 (Нарушение требований пожарной безопасности в
лесах) (если размер штрафа не превышает 1/10 МРОТ), статьей 128
(Безбилетный проезд) и некоторыми другими статьями КоАП, статьями 383-386
ТК РФ протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенное
нарушение и налагаемое на него административное взыскание. Протокол не
составляется и в иных случаях, когда в соответствии с
законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение
оформляется на месте совершения правонарушения.
Протокол не составляется также в случаях, если производство по
делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора
(КоАП ст. 237).
Завершающим этапом первой стадии производства по делам об
административных правонарушениях является направление материалов
расследования на рассмотрение.
Дело, по которому проведено расследование, направляется:
а) органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать
соответствующую категорию административных нарушений;
б) в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки
преступления;
в) на рассмотрение общественной организации или трудового
коллектива;
г) командиру воинской части, ректору ВУЗа, соответствующему
органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего
административный проступок, к дисциплинарной ответственности.
Законодательством в порядке исключения
предусматривается упрощенное производство по делам об административных
нарушениях.
Производство может быть ускоренным при обязательном наличии сразу трех
условий:
а) если совершено оно из правонарушений, которое считается
малозначительным;
б) если за данное деяние на виновного может быть наложено такое
взыскание, как предупреждение или штраф до 1/5 МРОТ;
в) если гражданин не оспаривает налагаемое на него взыскание.3. 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Рассмотрение дел об административных правонарушениях центральная стадия,
в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные
юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.
Прежде всего орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать
дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению. При этом должны
быть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится ли
данное дело к компетенции данного органа (должностного лица) ;
правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются;
извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и
времени рассмотрения;
имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения
дела; достаточно ли имеющихся по делу
материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и
отводы (КоАП ст. 255) .
При этом учитывается, что данное дело не может, рассматриваться
в случаях родственных связей между участниками производства либо
наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела
судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих
обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники
производства вправе заявить отвод этим официальным лицам (ТК РФ ст.316,
319).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются
открыто. Слушание начинается с объявления состава коллегиального органа
или представления должностного лица, рассматривающего данное дело.
Затем председательствующий коллегиального органа или должностное
лицо объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто
привлекается к административной ответственности, разъясняет участникам
производства их права и обязанности. После этого оглашается протокол об
административном нарушении. На заседании заслушиваются лица,
участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и
разрешаются ходатайства. Если в рассмотрении дела участвует прокурор,
заслушивается его заключение.
В процессе рассмотрения дела важное значение имеют анализ и оценка
фактической ситуации (деяния), выбор и анализ правовой нормы и
принятие постановления. Анализируя ситуацию, субъект административной
юрисдикции определяет характер совершенного деяния, степень
виновности деликвента, оценивает все доказательства; он обязан внимательно
разобраться в существе дела, принять меры для объективного разрешения
вопроса. Объективная истина по делу устанавливается на
основании представленных материалов, а также в соответствии с
данными, полученными в ходе слушания дела.
На этом этапе необходимо установить: был ли совершен проступок,
виновно ли лицо, подлежит ли оно ответственности, причинен ли
имущественный ущерб, а также каковы отягчающие и смягчающие обстоятельства,
причины и условия, способствовавшие нарушению; имеются ли основания для
применения альтернатив административной ответственности.
Подведение итога всей предшествующей работе -принятие
постановления. В нем дается окончательная оценка поведения лица,
привлеченного к административной
ответственности, определяется мера воздействия. В зависимости от
результатов рассмотрения дела компетентный орган принимает один из двух
вариантов постановления по делу:
а) о наложении административного взыскания;
б) о прекращении дела производством.
Постановление по делу представляет собой юридически властный —
административный акт, обязательный как для нарушителя, так и для любых
организаций, которые должны его исполнять. Оно должно надлежащим образом
оформляться и содержать установленные законом реквизиты: наименование
органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения
дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;
изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;
указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за
данное административное правонарушение; принятое по делу решение.
В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и
документах
Постановление по делу об административном правонарушении
подписывается должностным лицом, рассматривающим дело, а
постановление коллегиального органа — председательствующим и секретарем
(КоАП ст. 261) .
На заключительном этапе стадии рассмотрения дела чаще всего
совершаются следующие действия: постановление доводится до сведения
субъектов производства, имеющих личный интерес в деле, о принятом
решении сообщается администрации или общественной организации по месту
работы, жительства или учебы виновного, вносятся предложения об
устранении причин и условий нарушений.
Постановление должно быть доведено до сведения лиц или организаций,
которым оно адресовано. Нон объявляется немедленно по окончании
рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней
вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.
По просьбе потерпевшего, прокурора ему тоже должна быть выдана
такая копия. 3.4. Обжалование, опротестование постановлений по делам
об административных правонарушенияхл
Возможен пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по
делам об административных правонарушениях на определенных
основаниях. По существу имеется в виду обжалование или опротестование
таких постановлений в рамках производства.
Право на обжалование предоставляется лицу, в отношении
которого ведется производство по делу, потерпевшему, законным
представителям физического и юридического лица, защитнику и
уполномоченному представителю. Опротестование осуществляется прокурором.
Жалобы и протест подаются: на постановление, вынесенное судьей — в
вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по
месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным лицом —
вышестоящему должностному лицу.
Установлен следующий порядок обжалования и опротестования.
Жалоба и протест направляются судье, в орган (должностному
лицу), вынесшему постановление по делу, который обязан в трехдневный
срок со дня их поступления направить со всеми материалами дела в
соответствующий суд, вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).
Они могут быть поданы или внесены (имеется в виду протест)
непосредственно в суд, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному их
рассматривать. Жалоба и протест на постановление судьи о наложении
взыскания в виде административного ареста подлежат направлению в
вышестоящий суд в день их получения. Если рассмотрение жалобы, протеста
не относится к компетенции судьи, вышестоящего должностного лица,
жалоба и протест направляются по подведомственности.
Жалобы государственной пошлиной не облагаются.
Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или
получения копии постановления. В случае пропуска этого срока он может
быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству
автора.
Срок рассмотрения жалобы, протеста следующий:
десятидневный со дня их поступления; сутки с момента подачи жалобы или
протеста на постановление об административном аресте, если лицо
отбывает этот арест.
Подготовка к рассмотрению жалобы, протеста судьей, вышестоящим
должностным лицом в единоличном порядке предполагает обеспечение всех
условий, необходимых для
проверки законности и обоснованности вынесенного постановления.
Рассмотрев жалобу, протест судья, вышестоящее должностное лицо
принимает одно из следующих решений:
а) об оставлении постановления о наложении административного
взыскания без изменения, а жалобы, протеста без удовлетворения;
б) об изменении постановления, если при этом не усиливается
административное взыскание или иным образом не ухудшается положение
лица, в отношении которого вынесено постановление;
в) об отмене постановления и прекращении дела при наличии хотя бы
одного из обстоятельств, исключающих производство, а также при
недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено
постановление;
г) об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение
судье, в орган, должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в
случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это
нарушение не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а
также в связи с необходимостью применения закона, влекущего наложение
более строгого административного взыскания (если по делу внесен протест
или подана жалоба потерпевшим на мягкость примененного взыскания);
д) об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по
подведомственности, если при рассмотрении жалобы, протеста установлено,
что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом
(должностным лицом).
Решение по жалобе, протесту принимается судьей в форме определения.
Вышестоящее должностное лицо принимает по этому вопросу постановление.
Определение судьи по жалобе, протесту является окончательным и может
быть опротестовано лишь в порядке пересмотра вступивших в законную
силу постановлений о наложении административных взысканий. Что касается
определения вышестоящего должностного лица по жалобе, протесту, то оно
может быть в десятидневный срок обжаловано или опротестовано в
районном суде.
Определение судьи по жалобе, протесту оглашаются немедленно после
его вынесения.
Постановление по делу об административном правонарушении
вступает в законную силу: после истечении срока, установленного для его
обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно
после
вынесения судьей определения по жалобе, протесту, если оно не
отменяет постановления о наложении административного
взыскания; после истечения десятидневного срока для
обжалования определения, вынесенного вышестоящим должностным лицом по
жалобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано.3. 5. Исполнение постановлений
Постановление о наложении административного взыскания обязательно для
исполнения всеми органами государственной власти, органами местного
самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями,
юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента вступления его в
законную силу и приводится исполнение уполномоченными на то органами в
порядке, установленном КоАП Российской Федерации, федеральным
законодательством и принимаемыми на их основании постановлениями
Правительства Российской Федерации.
Вопросы об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении
исполнения постановлений о наложении административных взысканий,
а также о взыскании административного штрафа, наложенного
на несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих,
рассматриваются судьей, органом (должностным лицом), вынесшим
постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для
разрешения соответствующего вопроса. При разрешении вопроса об уклонении от
отбывания административного ареста присутствие лица, подвергнутого этому
взысканию, обязательно. В других случаях оно не является таковым.
Отсрочка исполнения постановления на срок до одного месяца относится
к компетенции судьи, органа (должностного лица), вынесшего
постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых
исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде
административного ареста, лишения специального права или административного
штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в
установленные сроки. С учетом материального положения лица,
привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может
быть рассрочена на срок до трех месяцев теми же органами (лицами).
Судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление о
наложении административного взыскания,
прекращает исполнение постановления в случаях: издания акта амнистии,
если он устраняет применение административного взыскания; отмены
закона или отдельный его положений, устанавливающих
административную ответственность; утраты силы законом или его положениями,
устанавливающими административную ответственность, вследствие
признания их не соответствующими Конституции Российской Федерации,
федеральным законам (аналогичное положение распространяется на законы
субъектов Российской Федерации); смерти лица, привлеченного к
административной ответственности или объявления его в установленном
законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения
постановления.
Давность исполнения постановлений о наложении
административного взыскания определяется следующим образом:
постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в
исполнение в течение года со дня вступления его в законную силу. Течение
срока давности может быть прервано, если лицо, привлеченное к
административной ответственности, уклоняется от его исполнения. В
этом случае исчисление срока давности возобновляется со дня обнаружения
лица.
Постановление о наложении административного взыскания, по
которому взыскание произведено полностью, с отметкой о произведенном
взыскании, возвращается органом, исполнившим взыскание, судье, органу
(должностному лицу), вынесшему постановление. Если по постановлению
исполнение не производилось или оно произведено не полностью, его
возвращение имеет место в случае, когда по адресу, указанному в
постановлении, привлеченное к ответственности физическое лицо не
работает, не проживает или не учится, а юридическое лицо не находится; если
у привлеченного к ответственности лица отсутствуют имущество или
доходы и меры по отысканию имущества оказались безрезультатными;
наконец, если истек срок давности исполнения постановления. При этом
должностное лицо, на исполнении у которого находится постановление,
составляет акт, утверждаемый вышестоящим должностным лицом. Однако
возвращение постановления не является препятствием для его нового
предъявления к исполнению.
Лицо, привлеченное к административной ответственности,
может в течение десяти дней со дня осуществления действия по
принудительному исполнению постановления подать жалобу судье, органу
(должностному
лицу), вынесшему постановление. Жалоба подлежит рассмотрению в
течение пяти дней.
Вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц по
принудительному исполнению постановления, подлежит возмещению по
правилам, установленным Гражданским и Гражданско-процессуальным
кодексами Российской Федерации.
Порядок исполнения отдельных видов административных взысканий
следующий:
а) Постановление о наложении административного взыскания в виде
предупреждения исполняется судьей, органом (должностным лицом), вынесшим
постановление.
б) Постановление о наложении административного штрафа на физическое
лицо исполняется следующим образом. Штраф должен быть уплачен
лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее
тридцати дней со дня вступления постановления о его наложении в законную
силу (или со дня истечения срока отсрочки). При отсутствии
самостоятельного заработка у несовершеннолетнего сумма
штрафа взыскивается сего родителей или лиц, их заменяющих. Сумма штрафа
вносится или перечисляется в банк или иное уполномоченное кредитное
учреждение. Таков порядок добровольного исполнения. Возможно и
принудительное исполнение. При неуплате штрафа физическим лицом в
установленный срок постановление о наложении штрафа направляется
судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление,
администрации предприятия, где привлеченное к ответственности
лицо работает либо получает вознаграждение, пенсию или стипендию,
для удержания суммы штрафа из его заработной платы или иных видов дохода.
Для принудительного удержания суммы штрафа установлен срок, не превышающий
шести месяцев. В случае увольнения лица с работы или невозможности
взыскания штрафа из его заработной платы или иных доходов,
администрация предприятия в десятидневный срок со дня его увольнения или
наступления события, влекущего невозможность взыскания, возвращает
постановление о наложении взыскания судье, органу (должностному
лицу), вынесшему постановление, с указанием нового места работы лица,
привлеченного к ответственности (если оно известно), причин
невозможности взыскания, а также с отметкой о произведенных взысканиях,
если таковые имели место.
Если физическое лицо, подвергнутое административному штрафу, не
работает или взыскание штрафа из его заработной платы или иных
видов доходов невозможно,
постановление направляется судьей, органом (должностным лицом), вынесшим
постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения взыскания
на имущество этого лица.
Принудительное исполнение постановления о наложении административного
штрафа на юридическое лицо осуществляется следующим образом. При
неуплате штрафа в установленный срок судья, орган (должностное лицо),
вынесший постановление, направляет его в банк или иное кредитное
учреждение для взыскания из денежных средств или доходов юридического лица.
Банк обязан перечислить сумму штрафа в соответствующее учреждение Сбербанка
или ЦБ РФ.
При отсутствии денежных средств на счетах юридического
лица постановление о принудительном взыскании суммы штрафа
направляется судебному приставу-исполнителю для обращения взыскания
на имущество. юридического лица.
Административный штраф может быть взыскан непосредственно
на месте совершения административного правонарушения. В таких случаях
физическому лицу выдается квитанция, являющаяся документом строгой
финансовой отчетности.
В случае неуплаты штрафа на месте совершения правонарушения
начинается производство по делу на общих основаниях.
в) Постановление о возмездном изъятии предмета, явившегося
орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения
исполняется судебным приставом-исполнителем, а оружия и боевых припасов
— органами внутренних дел.
г) Постановление о конфискации таких же предметов исполняется
аналогично, то есть судебным приставом-исполнителем или органами
внутренних дел. Реализация конфискованных предметов осуществляется в
порядке, установленном федеральным законодательством.
д) Постановление о лишении специальных прав исполняется
путем изъятия водительского удостоверения, удостоверения на право
управления судами, удостоверения тракториста-машиниста, если водитель
лишен права управления всеми видами транспортных средств. Исполнение
постановления о лишении права охоты производится путем изъятия охотничьего
билета. Лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или
высокочастотных устройств производится путем изъятия специального
разрешения на
таковую эксплуатацию. Постановление о лишении права хранения и
ношения оружия исполняется путем изъятия органами внутренних дел
соответствующего удостоверения и оружия.
Должностные лица органов внутренних дел исполняют постановления о
лишении права управления транспортными средствами, за исключением
тракторов, самоходных машин. В последнем случае исполнение отнесено к
компетенции должностных лиц органов государственного надзора за
техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Постановление о лишении права управления судами исполняется должностными
лицами органов государственного надзора за соблюдением правил
пользования судами. Должностные лица органов государственного надзора
за связью исполняют постановления о лишении права на эксплуатацию
радиоэлектронных средств.
Течение срока лишения специального права начинается со дня
вступления в законную силу постановления о наложении такого вида
административного взыскания. В случае уклонения лица, лишенного
специального права, от сдачи удостоверения (специального разрешения),
течение срока прерывается; оно начинается с момента сдачи или изъятия
удостоверения или иного документа. По истечении срока лицу возвращается
изъятое у него удостоверение, специальное разрешение или иные документы.
е) Постановление об административном аресте исполняется
органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лица,
подвергнутые аресту, содержатся под стражей в местах, определяемых
этими органами. Арестованный повергается личному осмотру. Срок
административного задержания засчитывается в срок административного
ареста. Если лицо, подвергнутое административному аресту,
самовольно оставляет место его отбывания до истечения срока, отбытый срок
может быть постановлением судьи полностью или частично не засчитан в срок
ареста. Судья при этом вновь устанавливает начало срока отбывания ареста.
Общий же срок административного ареста не может превышать одного месяца.
ж) Постановление об административном выдворении исполняется
органами Федеральной пограничной службы РФ и органами внутренних дел.
Исполнение производится путем передачи иностранного гражданина или лица без
гражданства представителю властей иностранного государства, на
территорию которого лицо выдворено, либо путем
контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого лица
из Российской Федерации.
Следует отметить, что вступившие в законную силу постановления по
делам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены.
Предусмотрен исключительный порядок их пересмотра в судебном порядке по
протесту Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации/
Председателя Верховного Суда РФ, председателей судов субъектов РФ (их
президиумами).4.Админстративная ответственность за умышленную порчу паспорта
Статья 179. Умышленная порча паспорта или утрата его по небрежности
Умышленная порча паспорта, а также небрежное хранение паспорта,
повлекшее его утрату, —
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти
рублей.Комментарий к статье 179
1. Согласно п. 17 Положения о паспорте гражданина Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля
1997 г. N 828 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 1999
г. N 1091), гражданин, являющейся субъектом данного правонарушения,
обязан бережно хранить паспорт, являющейся объектом правонарушения.
Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в орган
внутренних дел. До оформления нового паспорта гражданину по его
просьбе выдается органом внутренних дел временное удостоверение личности,
форма которого устанавливается Министерством внутренних дел РФ.
2. Под умышленной порчей паспорта понимается причинение
невосполнимых повреждений его бланку, искажающих сведения, отметки,
записи, внесенные в паспорт. Деформация бланка паспорта по
неосторожности, а также утрата паспорта, обусловленная совершением
противоправных действий в отношении его владельца, не содержат
признаков данного административного правонарушения.
3. Использование заведомо подложного документа квалифицируется как
преступление (ч. 3 ст. 327 УК) ; по смыслу УК паспорт относится к личным
документам (см. ч. 2 ст. 325 УК).Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом,
удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории
Российской Федерации (далее именуется — паспорт).
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации,
достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской
Федерации.
Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской
Федерации образцу и оформляются на русском языке.
К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках,
находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться
вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и
предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой
республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается
органами исполнительной власти указанных республик и Министерством
внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Геральдическим
советом при Президенте Российской Федерации. Образцы печатей,
штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления
паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются
Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия,
имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.
В паспорте производятся отметки:
о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с
регистрационного учета — соответствующими органами регистрационного учета;
об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-
летнего возраста, — соответствующими военными комиссариатами и
органами внутренних дел;
о регистрации и расторжении брака — соответствующими органами записи
актов гражданского состояния и органами внутренних дел;
о детях, не достигших 14-летного возраста, — органами записи актов
гражданского состояния и органами внутренних дел;
о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина
Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — органами
внутренних дел или другими уполномоченными органами.
По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в
паспорте также производится отметка о его группе крови и резус — факторе.
Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не
предусмотренные настоящим Положением.
Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не
предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.
Срок действия паспорта гражданина:
от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;
от 20 лет — до достижения 45 летнего возраста; от 45 лет — бессрочно.
По достижении гражданином (за исключением военнослужащих,
проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт
подлежит замене.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта
выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании
установленного срока военной службы по призыву.
Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляется
органами внутренних дел.
Нарушение требований настоящего Положения влечет за собой
ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по
месту жительства граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних
дел Российской Федерации.
Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов
производятся органами внутренних дел по месту их пребывания.
Для получения паспорта гражданин представляет:
заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел
Российской Федерации;
свидетельство о рождении;
две личные фотографии размером 35 х 45 мм.
В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт
может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения,
необходимые для получения паспорта.
При необходимости для получения паспорта представляются
документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству
Российской Федерации.
Замена паспорта производится при наличии следующих оснований:
достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего
Положения; изменение гражданином в установленном порядке фамилии,
имени, отчества, изменение сведений о дате (число/ месяц, год) и / или
месте рождения;
изменение пола;
непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие
износа, повреждения или других причин;
обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте
записей.
Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для замены паспорта гражданин представляет:
заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел
Российской Федерации;
паспорт, подлежащий замене;
две личные фотографии размером 35 х 45 мм;
документы, подтверждающие указанные в пункте 12 настоящего
Положения основания для замены паспорта.
Граждане для получения или замены паспорта представляют
необходимые документы и личные фотографии соответствующим должностным
лицам жилищно —
эксплуатационных организаций государственного и муниципального
жилищных фондов, жилищно — строительных и жилищных кооперативов, домов —
интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц —
приютов и других учреждений социального назначения, государственных и
муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве
хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также
акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд.
Указанные должностные лица обязаны представить в 3-дневный срок
переданные гражданами документы и личные фотографии в органы внутренних
дел для оформления паспорта.
Граждане вправе также представлять необходимые для получения или
замены паспорта документы непосредственно в органы внутренних дел.
Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны
быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств.
Паспорт выдается гражданину в 10-дневный срок со дня принятия
документов органами внутренних дел.
Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин
должен незамедлительно заявить в орган внутренних дел.
До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе
выдается органом внутренних дел временное удостоверение личности,
форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской
Федерации.
Лица, у которых прекратилось гражданство Российской Федерации, обязаны
сдать паспорта в органы внутренних дел по месту жительства или месту
пребывания, а лица, проживающие за пределами Российской Федерации, —
в дипломатическое представительство или в консульское учреждение
Российской Федерации в государстве пребывания, которые пересылают их в
органы внутренних дел по последнему месту жительства или месту
пребывания этих лиц на территории Российской Федерации.
Паспорт умершего гражданина сдается в органы записи актов гражданского
состояния по месту регистрации смерти, которые направляют его в орган
внутренних дел по последнему месту жительства или месту пребывания
умершего гражданина на территории Российской Федерации.
Паспорт гражданина, умершего за пределами Российской Федерации,
сдается в дипломатическое представительство или в консульское учреждение
Российской Федерации для последующего направления его в соответствующий
орган внутренних дел на территории Российской Федерации.
Найденный паспорт подлежит сдаче в органы внутренних дел.
Паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению
свободы, временно изымается органом предварительного следствия или
судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-
под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт
возвращается гражданину.
Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.Заключение
Административный процесс представляет собой такую деятельность
по разрешению органами управления (должностными лицами) , иногда и
другими компетентными органами, индивидуально-конкретных дел в
сфере государственного управления, которая регулируется нормами
административного права. В нем можно выделить следующие составные части
или производства: по делам об административных нарушениях, по
применению мер административного пресечения и восстановления,
по применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм
административного права.
В структуре административного процесса производство по делам об
административных правонарушениях является важным элементом. Его
можно рассматривать как деятельность уполномоченных субъектов по
применению административных взысканий и совокупность возникающих при этом
отношений, урегулированных нормами административного права.
Общие нормы, регулирующие производство, содержатся в КоАП РСФСР.
Особенности производства по отдельным категориям административных
нарушений устанавливаются специальными нормами (Таможенный кодекс РФ).
Особую группу составляет ряд уточняющих, конкретизирующих
КоАП положений, содержащихся в подзаконных актах (инструкции
различных министерств и ведомств).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях
являются:
а) своевременное, всестороннее, полное и объективное выявление
обстоятельств каждого дела;
б) разрешение его в точном соответствии с
законодательством;
в) обеспечение исполнения вынесенного постановления;
г) выявление причин и условий, способствующих совершению
административных правонарушений;
д) воспитание граждан в духе соблюдения законов. Органы
(должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об
административных правонарушениях:
а) судьи;
б) комиссии по защите прав несовершеннолетних;
в) органы Федеральной инспекции труда при Министерстве
труда и социального развития Российской Федерации;
г) органы внутренних дел (милиции);
д) государственные органы, на которых возложено осуществление
контрольно-надзорных функций и полномочий.
Всех участников производства по делам об административных
правонарушениях можно разделить на несколько групп.
1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом
принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие
движение и судьбу дела (лидирующие субъекты).
2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле:
а) лицо, привлекаемое к ответственности;
б) потерпевший;
в) законные представители;
г) адвокат.
В отличие от субъектов первой группы, никто из представителей
данной группы не пользуется властными полномочиями.
3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства:
а) свидетели;
б) эксперты;
в) переводчики;
г) понятые.
Участники производства по делам об административных правонарушениях
обладают различными правами и обязанностями.
Производство состоит из четырех частей (стадий):
а) административное расследование;
б) рассмотрение дела;
в) пересмотр постановления;
г) исполнение постановления.
На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения
проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй —
компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На
третьей факультативной — стадии постановление пересматривается по жалобе
гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об
отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой —
реализуется принятое постановление.
На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных
действий. Схематически система стадий и этапов производства по делам
об административных правонарушениях может быть представлена так:
5.Административное расследование:
а) возбуждение дела;
б) установление фактических обстоятельств;
в) процессуальное оформление результатов расследования;
г) направление материалов для рассмотрения по
подведомственности.
6.Рассмотрение дела:
а) подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
б) анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
в) принятие постановления;
г) доведение постановления до сведения.
7.Пересмотр постановления:
а) обжалование, опротестование постановления;
б) проверка законности постановления;
в) вынесение решения;
г) реализация решения.
8.Исполнение постановления:
а) обращение постановления к исполнению;
б) фактическое исполнение;
в) окончание исполнения (дела).
В заключение следует отметить, что в целом административно-
процессуальное законодательство у нас развито слабо. Кодекс об
административных правонарушениях явно устарел, общих процедур не хватает,
особенно с сфере взаимоотношений органов исполнительной власти и по
«вертикали», и особенно по «горизонтали».
В практике управления возникает много споров и конфликтов между
центрами и регионами, между областной (краевой) администрацией и
районами, областными (краевыми) службами, между ведомствами и
т. п. Настоятельно необходим нормативный порядок урегулирования
разногласий и разрешения споров между различными структурами
исполнительной власти.
Имеется много устаревших и противоречивых норм об административных
правонарушениях, требующих пересмотра, особенно в сферах права
собственности, труда, здоровья населения, охраны природы, транспорта.
Назрел вопрос о формировании административной юстиции — положения,
уже названного в ст. 118 Конституции РФ. Главное здесь — это включение
независимого суда в рассмотрение управленческих споров.
Список литературы1.0всянко Д. М. Административное право: Учебное пособие для студентов
юридических факультетов и институтов. — М., Юристъ, 1995. — 304 с.
2.Батрах Д. Н. Административное право. Учебник для вузов. — М.,
Издательство БЕК, 1999. — 368 с.
3.Административное право. Учебник для вузов. Под
ред.Ю.М.Козлова, Л.Л. Попова — М., Юристъ, 2000.-
728 с. 4.Четвериков В.С. Административное право. Учебное
пособие. — М., Новый Юрист, 1998.-286с.
5.Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Под
редакцией И. И. Веремеенко.-3-е изд., переработанное и
дополненное М.,Проспект,1999.-912 с.
6.Кодекс РСФСР об Административных правонарушениях. Официальный текст по
состоянию на 22 марта 1999 года-М., Филинъ,1999.-288с.
7.Таможенный Кодекс Российской Федерации.
8.Гражданский Кодекс Российской Федерации.
9.Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.
10. ПОЛОЖЕНИЕ О ПАСПОРТЕ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред.
Постановлений Правительства РФ от 25.09.1999 N 1091,от 05.01.2001 N 7)
11. Карамурзаев Т.Д. «Коллизии административного законодательства», М.,
Юрист, 1999 г.
12. Лячко П.Л. «Комментарии к некоторым статьям Административного
кодекса», М., Наука, 2000 г.
13. Прямицкий Д. К. «Особенности административного законодательства на
современном этапе в России», М., Прогресс, 1999 г.
14. Яковлев П.Ж. «Вопросы законодательства», М., Век, 1999 г.
15. Ященко О.Д. «Современная юриспруденция», М., Век, 2000 г.