ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР ИМАРГАРИТА»
Пока молоды, сильны, бодры, не
уставайте делать добро… Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель.
Вовсе не в нашем счастье, а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро
А.П. ЧеховТема добра и зла волновала
многих замечательных писателей во все времена. Недаром Ф.М. Достоевский писал в
романе «Преступление и наказание» о том, что мы перестаем видеть
грань между хорошим и плохим. Как же относился к этой теме М. Булгаков? Спустя
двадцать пять лет после его смерти, где-то с середины шестидесятых годов
началась бурная публикация произведений этого писателя. В течение всего
нескольких лет одно за другим в свет выходят такие произведения, как
«Записки юного врача» (1963 год), «Белая гвардия» (1966
год), «Мастер и Маргарита» (1966-1967 гг.). Романами Булгакова
зачитывались пенсионеры и студенты, ученые и рабочие, многие цитировали отрывки
его произведений наизусть. Судьба Булгакова подтвердила неожиданный афоризм
предсказания Воланда о том, что «рукописи не горят». Будто заранее
было предсказано, что Михаил, родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной
академии, пройдет через такие испытание эпохи, через войны и революции, будет
голодать, и бедствовать, станет драматургом, узнает вкус славы и гонения, а
спустя четверть века вернется к нам своими книгами.«Добро
и зло» понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы
дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет
«открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Такую борьбу и
представляет нам Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Своеобразие
романа заключается в том, что перед нами представлены два пласта времени. Один
связан с жизньюМосквы.
20-х годов двадцатого века, другой с жизнью Иисуса Христа.Булгаков
создал как бы «роман в романе», и оба эти романа объединены одной
идеей поиском истины. Булгаков создавал роман как исторически и
психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, поэтому роман
стал для нас, русских, уникальнейшим документом той эпохи. И в то же время,
этот роман обращен в будущее. Творческая мысль Булгакова как бы опережала
время. Есть даже основание предположить, что автор мало рассчитывал на
понимание и признание его романа современниками.В
романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческой
фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит бал, а
вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там
прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают,
приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и
Бронные улицы 20-30 гг. нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны
там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна
лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и есть лирико-философская
поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, 06 истинном
творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к
свету и добру.Перенесемся в далекий
Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Перед прокуратором
предстал человек 27 лет, обвиняемый в подстрекательстве к разрушению
ершалаимского храма, у которого руки «связаны за спиной, под левым глазом
синяк». Звали его Иешуа. Он не боится возражать прокуратору, у него своя
жизненная философия: «Злых людей нет, есть люди несчастливые. Понтий сразу
убедился в невиновности арестанта, кроме того, он понял, что Иешуа обладает
загадочной силой, ведь он умеет лечить. Поэтому прокуратор задумал спасти этого
таинственного человека: объявить его сумасшедшим и выслать на остров в
Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Однако осуществить эту
идею не удалось. Иуда из Кариофа за 30 серебряников предал Иешуа, представив
показания, по которым арестанта следовало немедленно казнить. Да и сам Иешуа не
захотел отрекаться от истины. Он считал, что «всякая власть насилие над
людьми«, что »настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой
власти. Человек перейдет в царство истины».
Итак, Иешуа
казнен. Но почему же мучается Понтий Пилат? Иешуа нес людям добро, у него был
высокий уровень сознания и чистая душа. Он, и только он отважился сказать свое
слово о добре и истине. Значит, душа его была свободна. А могущество Понтия
оказалось мнимым. Он трус, он раб своей должности и карьеры. Он всего лишь
пешках руках императора. И хотя у Понтия Пилата было желание спасти Иешуа,
однако преступить цепи рабства свыше его сил. Где же победитель? Иешуа казнен,
Понтий лишен покоя. Но у Учителя остался ученик, продолжающий дело его, Левий
Матвей. Значит истина, свет, добро и правда все же победили.События
«Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в часнебывало
жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столице появляются
Сатана и его свита. Дьяволица, один из любимых авторских мотивов, здесь, в
«Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую и может
служить блистательным примером гротеско-фантастического, сатирического
обнажения противоречий Живой действительности. Воланд грозой проносится над
булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.Сама
идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту,
олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была
глубоко новаторской. Воланд появился в Москве, чтобы «испытать»
героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг
Другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними
вершится не по законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли
Булгакова, в сложившейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы
восстановить справедливость.Вершителем
правосудия в романе является Воланд. Он судит жителей города по совершенным ими
поступкам. И самоуверенный Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Степа
Лиходеев все получают по заслугам. Но вот в чем загадка: совершил ли Воланд
благо? Конечно, он наказывает, карает, творя справедливость, «он не
совершает ни одного Плохого деяния», но это жестоко, так как Воланд вершит
правосудие, рассматривая поступки человека, а не самого человека и его
внутренний мир. На мой взгляд, от дел сатаны в городе ничего не изменилось к
лучшему, так какое же это благо? Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии
Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и
Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру
духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство
добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека,
способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными интересами сегодняшнего
дня.Фантастический
поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей
весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с
нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, лагунских,
майгелей, Никаноров Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со
своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле
«раздевает» некоторых граждан из зала. В Москве есть только одно
заведение, где люди остаются самими собой клиника Стравинского, сумасшедший
дом. Именно там Бездомный излечивается от навязчивых догм Берлиоза, где он
прозревает и становится последователем и учеником Мастера. Мастер в романе не
смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы
художественной правды, изменил бы своем чувству реализма. Но разве пессимизмом
веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный
роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом.На мой
взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань междудобром и злом,
действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и
его свиты. Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки
порождают зло. «Мастер и Маргарита» сложное произведение. О романе
уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований
знаменитого романа. О «Мастере и Маргарите» еще много будут думать,
много писать.«Рукописи
не горят «,- произносит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою
рукопись, но это не принесло ему облегчения.Роман
продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После
смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах
мира. Ныне творчество Михаила Булгакова получило заслуженное признание, стало
неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все осмыслено и освоено.
Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и
открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.