Габдулла Тукай

Дата: 12.03.2014

		

Зеленодольский Механический
Колледж

Реферат На Тему:

Габдулла
Тукай

Выполнил: студент I курса

гр.221

Газеев Марат

Проверил: Галимова Н. З.

2002 год

Габдулла Тукай

Габдулла Тукай

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и
далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию.
Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и
общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он
сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.

Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне
Кушлавыч бывшей Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое
время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895
году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись
рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил
мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к
двоюродной сестре.

В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он
поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке
молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов — Пушкина и
Лермонтова. Их стихи покорили сердце начинающего поэта.

Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла
Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять
рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении
жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо
защищать свои права и не бояться хозяина.

Хозяин типографии заметил, что молодой корректор
подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как
боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше
загрузил работой вольнодумца.

Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил
дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с
требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил
разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.

Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому
времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие,
владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них
была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева
«Вакыт» («Время»). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что
у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань,
где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в
Казань.

Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей
прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух
народности, как сделал это он.

Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у
него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много
горьких минут.

Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в
единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею,
которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не
с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали…

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного
его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф.
Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым
способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет
о первом татарском большевике X. Ямашеве.

Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил
ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее «светозарной», городом
науки и искусства.

Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать
лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного
денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне
поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев
больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт
шутливо ответил:

Музей классика татарской
литературы народного поэта Габдуллы Тукая

Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения
поэта. Дом, в котором расположился музей, — бывший коммерческий особняк,
памятник архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе.

Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г.
Тукая: здесь он жил дважды — в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из
Уральска после учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист,
общественный деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе.

Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания
Габдуллы Тукая. Среди мемориальных вещей — подлинные фотографии поэта разных
лет. Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой
интерес представляют и личные вещи — фаянсовая шкатулка, которую поэт купил
сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра, металлический
стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для путешествий. Здесь же
посмертная маска поэта и фотографии его похорон.

Габдулла Тукай

Габдулла Тукай

 Имя Габдуллы Тукая известно не только в
Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто
любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный
критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры
он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.

 Работая в типографии корректором и
экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь
царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В
таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал
рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.

 Хозяин типографии заметил, что
молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не
стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он
только побольше загрузил работой вольнодумца.

 Но Тукай всегда был верен тому,
что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к
выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером,
хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.

 Перед молодым Тукаем встал
вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом
восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе
на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника
Рамеева «Вакыт» («Время»). И хотя Тукай знал, что Рамеев
поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой
стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он
устремился в Казань.

 Тукай любил свой народ и,
пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и
художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.

  Тукай горячо, самозабвенно любил
Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в
Казани он пережил и много горьких минут.

 Разоблачая националистическую
буржуазию, ее идеологов, поэт говорит, что татарский народ найдет счастье
только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает
идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю.
Акчура. Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали…

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

 Казань, в которой поэт прожил
свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк.
Поэт называет ее «светозарной», городом науки и искусства.

 Борьба с самодержавием, с
буржуазными националистами отняла у поэта много силы. Здоровье Тукая резко
ухудшилось. Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это
средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но
болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить
Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не
обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: «Мне говорили, что
больница — это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на
свете».

 В пять часов вечера 11 апреля
1913 года поэта не стало. Габдулла Тукай умер в расцвете творческих сил и
таланта, как писал Горький, «от голода и чахотки».

 Татарский народ высоко чтит память о
выдающемся народном поэте. Именем Тукая в республике названы госфилармония,
премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения
искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были
две — Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к
Кабану.

Габдулла Тукай

 Тукай жил в номерах
«Булгар» (угол Кирова и Татарстан). На этом доме установлена
мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц Островского и Кави
Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа).

 Прах Габдуллы Тукая покоится на
татарском кладбище в Приволжском районе.

Как
я горд, народ прекрасный,

Что
тебе принадлежу!

Быть
хочу твоим поэтом,

За
тебя стоять стеной.

Близок
сердцу дух народный,

Я
мечтаю, край родной,

Жить
с тобой одной печалью

Или
радостью одной

Чувства
выше нет на свете,

Чем
любовь к тебе народ,

Одержим
одной я страстью –

сердцем
быть всегда с тобой

23
марта 2002года Президент Татарстана посетил Музей изобразительных искусств РТ и
ознакомился с развернутой здесь большой выставкой, посвященной 105-й годовщине со
дня рождения основоположника татарского профессионального изобразительного искусства
Баки Урманче. По ходу экскурсии необходимые пояснения к выставке, на которой представлено
130 живописных, графических и скульптурных работ мастера, Президенту давали заместитель
директора музея по науке Ольга Пиульская и вдова художника — старший научный сотрудник
ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Флора Вагаповна Ахметова-Урманче, рассказавшая, в частности,
об истории создания произведений, которые привлекли особое внимание высокого гостя.

На выставке Президент внимательно вглядывался в те
картины, которые экспонируются впервые, восхищался иллюстрациями к произведениям
Габдуллы Тукая, портретами деятелей культуры и татар — полководцев Великой Отечественной
войны, многоцветьем пейзажей родного Татарстана. А картина «У сепаратора»
так понравилась Минтимеру Шариповичу, что он выразил пожелание, чтобы она стала
украшением художественной галереи Президентского дворца. Это полотно относится к
лучшим произведениям раннего периода творчества Баки Урманче, когда он в 20-е годы
прошлого столетия преподавал в Казанском художественном техникуме.

Картина, по словам Шаймиева, всколыхнула у него
воспоминания детства.

 В этой картине все, как в жизни, — сказал он.
— Сепаратор в то далекое время был еще большой редкостью. Помню, как мама делала
сметану на таком сепараторе, а потом масло. И мы, дети, ждали, когда все это будет
на столе.

Президент охотно отвечал на вопросы журналистов
и подчеркнул в беседе с ними, что творчество Баки Урманче составило целую эпоху
в татарском изобразительном искусстве.

После знакомства с выставкой Минтимер Шарипович
оставил теплый отзыв о ней в Книге почетных гостей: «Творчество нашего великого
мастера Баки Урманче поражает своей философской глубиной, входит в наши души, восхищает.
Это одна из самых прекрасных страниц нашей истории. Я благодарю от всей души тех,
кто хранит это бесценное наследие».

На прощание Флора Вагаповна подарила Президенту
Татарстана альбом «Баки Урманче. Графические портреты» и свою новую книгу
«Татарский эпос», а директор музея Анатолий Сластунин — прекрасно выполненное
издание, только что увидевшее свет в Москве, — «Государственный музей изобразительных
искусств Республики Татарстан».

Материал взят из книги В. Белокопытова и Н. Шевченко, Их
именами названы улицы Казани. Казань, Таткнигоиздат, 1973 год.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий