Воплощение антитезы «власть – бунт» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
СВЕТЛАНА
САНДЫРКИНА
ВОПЛОЩЕНИЕ
АНТИТЕЗЫ «ВЛАСТЬ – БУНТ» В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»ПЛАН
1.
Введение. «Вольнолюбивые» и «цареборческие» идеи произведений
А.С.Пушкина как предмет литературоведческого анализа. Генезис антитезы
«власть-бунт» в творчестве Пушкина до создания «Капитанской дочки».2.
Основная часть. «Власть» и
«бунт» в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке».2.1.
История замысла и воплощения
«Капитанской дочки».2.2.
Преломление темы
«оборотня-самозванца»: интерпретация «Капитанской дочки» современными
критиками.2.3.
«Законная власть» и «естественный
порядок вещей» в образной системе «Капитанской дочки».2.4.
«Крестьянство» и «дворянство» – два мира, два народа?3. Заключение. Уваровская «триада» как предмет эксперимента
«Капитанской дочки».4.
Примечания.5.
Литература.1.
ВВЕДЕНИЕ. «Вольнолюбивые» и «цареборческие» идеи произведений
А.С.Пушкина как предмет литературоведческого анализа. Генезис антитезы
«власть-бунт» в творчестве Пушкина до создания «Капитанской дочки».1.1.
До сих пор самым распространенным
взглядом на гражданскую линию пушкинского творчества является убеждение в ее
исключительно «цареборческом», революционном направлении. Между тем,
социальные и политические установки Пушкина еще во времена Лицея чрезвычайно
сложны. Зрелое же, вершинное творчество великого русского художника и мудреца
дает читателю прикоснуться к переплетению идей и мифов о свободе и власти как к
болезненному нервному узлу, распутать который не могли не только Пушкин и его
современники, но и все человечество – по сей день. Да и не дело художника –
распутывать такие узлы. Его задача – представить идею с разных сторон,
запечатлеть ее отражение в лучах того магического кристалла, который мы
называем сегодня «художественной правдой».Пушкинисты последних
двух-трех десятилетий в перекличке с предшественниками придерживаются здесь, –
если сосредоточить внимание на главном – двух диаметрально противоположных
точек зрения. Апологеты первой (традиционной) ведут свою линию от воззрения,
наиболее емко сформулированного Валерием Брюсовым:«…Пушкин был революционером, его
общественно – политические взгляды были революционные как в юности, так и в
зрелую пору жизни …это мое решительное убеждение ». (1)Защитники второй могли бы, наверное, подписаться под
высказыванием православного монархиста Б.Башилова (1999), который утверждает:«Расставаясь в зрелом возрасте с наивным бунтарством и
романтическим социальным фантазированием, от которых многие русские
политические деятели не сумели освободиться до настоящей поры, Пушкин стал
политическим мыслителем, в мировоззрении которого сочетается то, чего никогда
не могли сочетать в себе представители русской революционной мысли и
революционных кругов: любовь к свободе личности, любовь к национальной традиции
и трезвое государственное сознание.Политическое мировоззрение Пушкина слагается из трех
основных моментов:•из убеждения, что историю
творят и потому государством должны править не “все”, не средние люди или
масса, а избранные, вожди, великие люди;•из тонкого чувства исторической традиции, как основы
политической жизни;•наконец, из забот о мирной
непрерывности политического развития и из отвращения к насильственным
переворотам”. (2)Каково же в действительности было политическое
сознание Пушкина? Было ли это сознание «бунтаря», единомышленника декабристов и
смертельного врага русского самодержавия, или это было сознание сторонника
сильной государственной власти, противника всяческих проявлений анархии и
бунтарства, верноподданного слуги российского императорского дома?Наиболее глубокие из современных исследований
представляют художественный мир Пушкина как сложнейшее противоречивое целое,
которое не может быть сведено ни к одному из своих идеологических полюсов.
Цитирую отрывок из статьи американской писательницы Татьяны Лариной (1998): «Глубокое
понимание необходимости привнесения в русское сознание идей свободы,
человеческого достоинства, сострадания и равенства было вложено в Пушкина как
бы изначально. А потом это всю жизнь только отшлифовывалось в нем и
укреплялось. После поражения декабристов Пушкин почти в одиночку вел
беспримерную духовную битву с удушающим режимом Николая. Пушкин очень быстро и
рано стал политически мудр и прозорлив. М. Гершензон в своей книге
«Мудрость Пушкина» (Москва, 1919) писал: » Но странно: творя, он
точно преображается; в его знакомом европейском лице проступают пыльные морщины
Агасфера, из глаз смотрит тяжёлая мудрость тысячелетий, словно он пережил все
века и вынес из них уверенное знание о тайнах».
Пушкин, воспитанный в Лицее, был совершенно равнодушен
к православию, нерелигиозен, но он был искренне верующим человеком с
собственным глубоким мистическим опытом. Отец русской поэзии интересовался не
только гороскопами, которые Эйлер составлял по просьбе Екатерины, но он знал и
тайную силу камней и талисманов. Именно поэтому на его известном портрете вы
можете видеть столько перстней на его пальцах.
Получив разрешение царя на работу с архивами для
написания истории восстания Пугачёва, Пушкин занялся главным для себя делом
исследованием характера и души русского народа. Непрерывное многолетнее
изучение русской и мировой истории и культуры, работа в архивах привели Пушкина
к пониманию необходимости самодержавия и православия для русского народа, хотя
он сам был глубоко чужд любым идеям о монархии, использующей идеологию
религиозного воспитания».(3)
А это выдержка из эссе Тараса Бурмистрова (цикл
«Соответствия»):« Молодой Пушкин с самого начала воспитывался в
атмосфере безудержного вольнодумства и свободомыслия. {*Сейчас такая
формулировка может показаться тавтологией, но оба эти слова имели различные
смысловые оттенки: они противопоставлялись тому, что позже превратилось в
первый и второй члены знаменитой триады Уварова, «православию» и «самодержавию»
соответственно; было еще и «свободолюбие», которое Пушкин в конце жизни
ухитрился противопоставить и заключительному члену триады, «народности»,
сказав: «зависеть от царя, зависеть от народа, – не все ли нам равно? Бог с
ними».} … В ту эпоху, казалось, все русское общество жило одним стремлением –
выступить против власти и, в конечном счете, уничтожить ненавистную
петербургскую империю, тягостное наследие Петра Первого. Режим защищался, как
умел, напряжение все нарастало; наконец, 14 декабря 1825 года глухое противостояние
выплеснулось на Сенатскую площадь, и вековечные противники увидели друг друга
лицом к лицу. Дуэль между ними, как известно, закончилась не в пользу
сторонников прогресса: мрачный бронзовый идол на площади, вокруг которого
беспорядочно теснились мятежники, грозным жестом своей длани как будто вновь
утихомирил очередной бунт, направленный против его твердой и неумолимой власти.Осенью следующего года судьба Пушкина переменилась: он
был вызван из своей ссылки, обласкан новым императором, долго беседовавшим с
ним в Кремле, получил возможность свободно публиковаться и жить там, где ему
заблагорассудится. Началась вторая половина жизни поэта (еще Владимир Соловьев
заметил, что 1826 год делит двадцатилетнюю творческую деятельность Пушкина,
продолжавшуюся с 1816 по 1836 год, на две равные части). Так сказать, физически
Пушкину теперь было легче, чем раньше, но психологически – несравненно труднее:
ему приходилось как-то объяснять, и себе и другим, как это он смог с такой
легкостью перейти в другой лагерь, отказаться от свободолюбивых устремлений
своей «мятежной юности» и открыто поддержать действия императора Николая
Павловича:Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним
Безропотно, как тот, кто заблуждался
И встречным послан в сторону иную?
Популярность Пушкина резко падает, репутация его
кажется почти запятнанной, а само сотрудничество с режимом приносит очень мало
выгод и много огорчений. Разумеется, Пушкин перестал быть фрондером вовсе не потому,
что рассчитывал на какие-то подачки от властей. Восстание декабристов было
высшей точкой либерального движения в России, но, закончившись поражением, оно
со всей очевидностью продемонстрировало, что тот путь, по которому двигалась
страна последние несколько десятилетий, оказался тупиковым. Из этого тупика
надо было искать выход, и Пушкин, в котором как раз в это время пробудился
серьезный интерес к прошлому России, попытался найти его в исторических
аналогиях и сопоставлениях». (4)1.2.
«Православие – самодержавие
– народность»… Знаменитая триада Сергея Семеновича Уварова, занимавшего при
жизни Пушкина (с 1833 года) должность Министра народного просвещения.
«Краеугольный» треугольник российской действительности. «Русская идея» в ее
классическом выражении. «Свобода совести – парламентаризм – космополитизм»
видимо, таков либерально-буржуазный антитезис этой триады. Где же Пушкин? Ясно
же, что не на банальной, хотя и «золотой», середине.«Личность – власть – общество»…
квинтэссенция идеи. Логическая связка между этими тремя – «гармоническое
соответствие» или «террор». В этом «или», видимо, и содержится для мыслителя и
художника проблема, интрига, мотив. Это «или», на наш взгляд, и является
предметом гражданских исканий Пушкина еще с лицейских времен.1.3.
Лицейский период творчества А. С.
Пушкина насыщен поисками гражданского идеала. Это не удивительно – сам дух
Лицея, настроения педагогов и учеников, политические веяния времени великих
потрясений в Европе, необходимость определиться в собственной гражданской
позиции – все это влекло юного Пушкина к размышлениям в социально-философской
тональности. Вот несколько цитат:Е.А. Маймин: «В эти годы Пушкин был исполнен жаркого
свободолюбия и верил в благотворность судьбы…». (5)О.П.Монахов: «Пушкину в этот период
очень близка их идея о необходимости некоего договора между народом и властью:
гармоничным представляется ему государство, где «владыка» правит
народом, сам, беспрекословно подчиняясь мудрому, справедливому Закону». (6)Б. Томашевский: «Свои свободолюбивые взгляды Пушкин
изложил в послании «К Лицинию»… в котором изображено развращающее влияние
рабства». (7)«Жаркое свободолюбие» присуще Пушкину на всех этапах
творческого развития, однако, утверждать, что даже в юношескую пору поэтом
владели исключительно «цареборческие» идеи не позволяют факты
образно-символической целостности произведений, написанных между 1815 и 1817
годами. Толчком к созданию первых «политических» стихов для Пушкина послужила
Отечественная война 1812 года и победа России над Наполеоновской Францией. Ни о
каком «антимонархическом» настроении здесь нет еще и речи. Юный патриот
восхищен торжеством «русского оружия», он верит в высокое предназначение
российского самодержавия, в благотворную миссию внешней политики,
осуществляемой Александром Первым. Яркий пример – «Воспоминание в Царском
селе». Все стихотворение исполнено патриотического державного пафоса, оно дышит
прославлением единства «государства, царя и народа», это единство обретает под
пером юного поэта и имя единое –Росс.«Властелин, гений, представитель Бога на земле…
Царь.Ибо «всякая власть от Бога». Бог это и
есть Естественный Порядок Вещей. Его Закон это и есть Естественное право. И
только художник располагает возможностью (а значит обязанностью) воссоздать
мир в его Божественной перспективе.На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
Это написано годы и годы спустя. Но образ найден еще в
Лицее. «На берегу пустынных волн» мрачным разрушительным думам
предается Наполеон:Вокруг меня все мертвым сном почило,
Легла в туман пучина бурных волн,
Не выплывет ни утлый в море челн,
Ни гладный зверь не взвоет над могилой —
Я здесь один, мятежной думы полн…
( «Наполеон на
Эльбе», 1815г.)«Окружен волнами Над твердой мшистою скалой
Вознесся памятник…» екатерининский обелиск Царскосельского сада,
символ победоносного самодержавия. ( «Воспоминания в Царском Селе»).
Держава знак порядка и защиты, образ мира «возлюбленной тишины».
Художественную разработку идей Власти и Справедливости, Закона и Свободы
Пушкин начинает с обращения к опыту Ломоносова, к знаменитым одам. «Воспоминания
в Царском Селе« и ода »Александру» насыщены ломоносовским
космизмом и всей своей архитектоникой строят апофеоз просвещенной монархии,
всеобщего мира под сенью разума и порядка. «Росс … несет врагу не
гибель, но спасенье и благотворный мир земле». Таково божественное
предназначение российского оружия. Такова внешнеполитическая задача российского
самодержавия.Ты наш, о русский царь! Оставь же шлем стальной,
И грозный меч войны, и щит ограду нашу;
Излей пред Янусом священну мира чашу,
И, брани сокрушив могущею рукой,
Вселенну осени желанной тишиной!..
И придут времена спокойствия златые…
Два героя-властелина отчетливо противопоставлены в
поэтическом мироздании Пушкина-лицеиста: «самовластительный злодей»,
«в могущей дерзости венчанный исполин», супостат и трагический
изгнанник Наполеон против освободителя Европы, храброго и доброго русского
царя Александра. Один дерзкий святотатец, покусившийся на священные основы
трона; другой законный исполнитель Божьей воли. Симпатии Пушкина целиком на
стороне второго.Хотя … Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не
чувствовал под этим шатким равновесием живую бездну неясностей и несоответствий.
Наполеон не только ненавистен, но и привлекателен. Александр не только обожаем,
но и подозрителен. (8)«К Лицинию» одно из первых
пушкинских «свободолюбивых» стихотворений. Пушкин обращается к античности, к
истории Древнего Рима. Фаворит императора Ветулий становится богом для
порабощенного (развращенного?) римского народа. И некогда свободолюбивые,
гордые люди «…пред идолом безмолвно пали в прах: для них и след колес, в грязи
напечатленный, есть некий памятник почтенный и священный». Пушкин показывает
нам, что народ добровольно принимает рабство и чтит «любимца деспота», как
Бога своего. Затем Пушкин вводит еще одного героя: «Куда ты наш мудрец, друг
истины, Дамет!» –«Куда не знаю сам; давно молчу и вижу; навек оставлю Рим: я
рабство ненавижу». Дамет бежит из «развратного города», чтобы не видеть его
падения. Пушкину отвратительны толпы рабов, их правитель … Гораздо ближе ему
бегущий из гибнущего города мудрец, и он спешит уединиться в деревне, «где,
больше не страшась народного волненья,…в сатире праведный порок изображу, и
нравы сих веков потомству обнажу».Как нам кажется,
в образе Рима Пушкин дает модель всякой деспотии. Народы
– при известных условиях могут превратиться в покорные стада овец, и сердце
юного Пушкина пророчески скорбит (в дальнейшем, он напишет: «паситесь, мирные народы!») о поруганной чести как
государства, так и его подданных. Кульминация стихотворения «свободой
Рим возрос, а рабством погублен», как нам кажется, обращена прежде всего к
властителям судеб европейских народов: любое из государств ждет участь Рима,
если «божественный порядок» поколеблен в своих нравственных основах там, на
самой вершине власти человеческой.1.4.
Какими же должны быть «отношения
частей целого», для того чтобы триада «личность – власть – общество»
поддерживалась в гармоническом равновесии? Неужели их сущность неизбежно
сводится к тем или иным проявлениям давления, диктата, террора; в более мягкой
форме или в более жесткой, но все равно – к единовластию, к преобладанию одной
ведущей воли над всеми остальными, ведомыми и подчиняемыми, интересами и
устремлениями? В оде «Вольность» Пушкин представляет мир как разумное
соотношение между властью («просвещенной монархией») и народом («верноподданным»).
На наш взгляд, основная идея здесь – мысль о «богопомазанном» и законном царе.
Здесь, как и в «Лицинии», возникает тема «самозванца». Пушкин считает, что
править государством должен истинный царь, а не тот, кто добился трона или
влияния на государственную власть какими-нибудь другими способами, как Наполеон
или Ветулий.В центре оды – «образ тирана,
развращенного, беззаконного, неправедного. Только такая власть ( Пушкин пишет
Власть, Закон, Слава, Гений, Судьба с заглавной буквы!) толкает (именно
толкает, провоцирует) неправедное же злодейство на преступления и бесчинства.Владыки! вам венец и трон
Дает Закон, а не природа;
Стоит выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать, возможно!
Ни народ, ни царь не являются источником Закона.
Только Бог! И если царь отвергает Бога, преступная секира рано или поздно на
самодержца же падет!И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой». (9)
1.5.
В двадцатые годы Пушкин сближается
с декабристами. Дружба поэта с людьми, для которых революционные, антимонархические
настроения были средоточием идеалов и генератором идей, специальная тема
русской национальной культуры. Прикасаясь к этой теме, сразу вспоминаешь:«Товарищ, верь: взойдет
она,Звезда пленительного
счастья!Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»
Или пушкинское послание «В Сибирь»… Однако,
исследователи уже отмечали не раз, что «говоря о Пушкине и декабристах …
невольно склоняешься к мысли, что Пушкин тяготел к декабристам как человек.
Поэзия же его, с безбрежностью ее тем и подходов к ним, не складывалась в одно
целое с декабристскими убеждениями. И хотя она сделалась знаменем декабризма,
все же нельзя закрывать глаза на то, что декабристов она славила больше как
людей, исполненных безмерной отваги в борьбе за правое дело, оставляя в тени их
программные установки. Но вместе с тем Пушкина беспокоили и средства, которыми
они пользовались, о чем говорит… стихотворение «Дочери Карагеоргия»,
относящееся к 1820 году, когда обстановка была еще не совсем такая, которая
могла бы внушить Пушкину разочарование в революционной инертности народных
масс. Впрочем, узел этой темы – стихотворение о сеятеле, 1823 года.Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя,
Но потерял напрасно время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
В лучшем случае стихотворение это принято считать
разочарованием в революционных порывах народов, а в худшем – вообще в самих
свободолюбивых идеях». (10)Лирика – это первоначальное, инстинктивное отношение
поэта к предмету речи. За лирикой следует поставить драматургию, как более
сознательное творение. А после следует твердая и уверенная проза. В 20-е годы
Пушкин начал интересоваться людьми, творившими историю русского государства.
Прежде всего, – событиями XVII века, когда Россией правил Борис Годунов, когда на
исторической сцене разыгралась страшная драма Лжедмитрия. Так на свет появилась
пушкинская трагедия «Борис Годунов». Пушкин снова затрагивает в ней проблему
взаимоотношений властителя и народа, который привык к тому, чтобы им кто-нибудь
управлял и властвовал.Вот, что пишет о «Борисе Годунове» Б.Бурсов:
«изначальная проблема трагедии – узурпаторство власти. Основной герой –
преступник, проложивший себе путь к царскому престолу путем убийства законного
наследника престола.… путаясь и лукавя в своих исповедях, герои «Бориса
Годунова» набредают на одну величайшую и неопровержимую истину: тот из
властителей, кто не проник в тайну народной психологии, заранее обречен на
бесплодие, а скорее, на гибель в попытке стать подлинным историческим деятелем.В «Борисе Годунове» изображается не столько борьба за
власть, сколько дискуссия о природе власти, о том, какие способы стоит
применять для овладения властью, к каким пагубным, в сущности, трагическим
последствиям приводит достижение этой цели, если эта цель превращается в
самоцель. Выясняется, что в такой власти – причина гибели ее. Значит, и тех,
кто ее олицетворял».(11)1.6. В своих исторических произведениях Пушкин
стремится постичь природу человека. «Согласно художественному видению Пушкиным
человека, в человеке неизменны его человеческие качества, они не меняются, а
только видоизменяются» (Б.Бурсов). Следовательно, интереснее наблюдать за тем,
что происходит с ним в ходе истории. В Пушкине в большей степени преобладал
Поэт, нежели Историк. Он сказал: «История народа принадлежит Поэту». Для
историка главной темой являются события, для поэта – люди, творящие эти
события.Теперь становится понятно, почему Пушкина тянуло к
народно-героическому эпосу: ведь народ для него – подлинная субстанция
истории. Однако для него сущность человеческой природы заключалась не в
народной массе, а в отдельной человеческой личности, которую выдвигал народ из
ряда собственных представителей, будь то царь (как было с Михаилом Романовым)
или разбойник, нарекаемый царем же. Личность – постоянно находящаяся в движении
часть, не отделимая ни от народа, ни от власти. Можно предположить, что в
мировоззрении Пушкина именно масштабная, сильная Личность является тем
огненным, сплавляющим началом, что, находясь «на вершине пирамиды», сплавляет в
единое целое Власть и Общество, образуя тем самым Державу, воплощенный в
строгих формах Дух Нации.Таким образом, мы предполагаем, что:
1.
В основу образной системы
романа «Капитанская дочка» положена антитеза «Власть Бунт», воплощенная в
конфликтах идей и характеров.2.
Эпицентром
конфликта и движущей силой сюжета повести является личность «самозванца»,
исследованию которой Пушкин посвятил свои исторические произведения.II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Власть» и
«бунт» в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке».2.1. История замысла и воплощения «Капитанской дочки».
Ценность «исторических» штудий Пушкина в русской
литературе поистине фундаментальна. В произведениях, посвященных ключевым,
переломным моментам развития русской государственности, он воссоздал самые
значительные его эпизоды от глубокой древности до 1812 года. К замыслу
«Капитанской дочки» Пушкин подходил постепенно, шаг за шагом, обрабатывая и
обдумывая доступную ему информацию. Доступ к информации стал более свободным в
связи с работой над историей пугачевского бунта, благодаря прямому
покровительству императора, а значит, возможности прикоснуться к архивам, до
той поры – секретным.«Капитанская дочка» повествует о драматических
событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин
России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева.«Русская история 18 века виделась ему (Пушкину – С.С.)
как взаимосвязанная, взаимообусловленная цепь политических событий, социальных
столкновений, начатых в эпоху Петра и продолженных во время царствования его
преемников, вплоть до Екатерины II, до грозных потрясений, испытанных
самодержавно-крепостническим государством в пугачевскую эпоху» (12).К 1833 году Пушкин проделал огромную работу. Он изучил
сотни печатных и рукописных источников, добыл мало кому известные документы
эпохи Петра. Одновременно задумывается художественное произведение, в центр
которого он ставит судьбу офицера-дворянина, оказавшегося в водовороте бурных
событий пугачевской эпохи и примкнувшего к пугачевцам.Из документов, попавших в руки Пушкина благодаря царю,
он узнает о неком Михаиле Шванвиче, дворянине, который присоединился к
бунтовщикам. Неординарная судьба этого человека увлекла Пушкина. Он набрасывает
план произведения об этом дворянине. Произведение, которое впоследствии станет
романом «Капитанская дочка», вместе с образом главного героя все отчетливей
вырисовывается перед автором и драматическая фигура Пугачева.«Процесс создания «Капитанской дочки», пишет И.Н.
Петрунина, поразительный пример взаимодействия образно-художественной и
исследовательской мысли. Развитие художественного замысла привело на
определенном этапе к историческим изучениям, из которых возникла «История
Пугачева». Работа историка откорректировала работу художника и дала ей новое
начало».(13)К началу 1833 года возникла необходимость уточнить
значение фактов и обстоятельств гражданской войны той эпохи, побывать в тех
местах, где бушевала пугачевщина.2.2.
Преломление темы
«оборотня-самозванца»: интерпретация «Капитанской дочки» критиками ХХ века.Выдающийся русский философ, писатель и литературовед
В. Шкловский заметил в одной из своих работ: «Характеристики героев создаются
не сами по себе, а под влиянием цельности отдельных кусков композиции, и, в
конце концов, подчиняются всей композиции. Иногда характеристики героев внутри
произведения бывают даже противоречивы, потому что в разные моменты композиции
нужны разные черты героя, их характеристика.Пушкин при помощи анализа архивных и обнародованных
документов, расспросов, случайных сведений построил правильную картину
восстания и смог, применяя все способы художественного выражения создать дать
точную характеристику Пугачева и его сподвижников…Мы не можем до конца проследить путь художника по
созданию произведения искусства. Перед нами как предмет анализа находится само
художественное произведение. Мы можем и должны знать действительность, которую
отобразил художник в целом, но не должны стараться разбивать ее на отдельные
моменты, которые геометрически точно повторяются в художественном». (14)«Капитанская дочка» прямо связана с работой Пушкина
над «Историей Пугачева». Художественное произведение развивается рядом с
научно-исследовательским произведением. Пушкин – художник является в
«Капитанской дочке» как «переводчик» жизненного материала с его фактографией и
исторической закономерностью на язык художественного. Это по-своему
подчеркивает Абрам Терц в «Прогулках с Пушкиным»:«… ураган навел автора на благую мысль о буране, из
которого очень скоро вылупился Пугачев в «Капитанской дочке»… С другой стороны,
снежная буря в степи явилась достойной прелюдией и символом революции,
подхваченной нашими классиками, что тоже плотно ложится на пугачевский бунт». (15)Кто же такой Пугачев в художественном мире Пушкина?
Как он соотносится с Пугачевым историческим?Мы видели, как интересовала Пушкина тема самозванца. И
хотя он признавал лишь власть, данную от Бога, все же он благоговел перед
людьми, осмелившимися бросить вызов истинному правителю. Пугачев был фигурой
таинственной, и Пушкин бесконечно стремился постичь природу и личность этого
человека. Она, эта природа, теснейшим образом связана в романе со стихией. Пугачев
появляется внезапно из «мутного кружения метели», в предварение мужицкого
бунта… Он – оборотень и – как оборотень – не поддается четкой фиксации. Точнее
сказать, в нем совмещаются несколько зрительных образов, создавая перед глазами
притягательную загадку. Фигура материализуется из ночного сумрака и снежного
вихря, и образ Пугачева, знаменуя дальнейшие метаморфозы в романе, с самого
начала вращается: «Вдруг я увидел что-то черное», «Что там чернеется?»; «… Воз
не воз, дерево не дерево, а кажется, что-то шевелится. Должно быть, или волк,
или человек».Развивая эту линию интерпретации образа Пугачева,
Абрам Терц пишет: «Цепь переворотов и насильственных смертей плелась возле
трона. А вы еще спрашиваете: отчего произошла революция в России? Не сочувствуя
революции, Пушкин влекся к Пугачеву. Уж больно интересной и поучительной
казалась ему история, что сама ложилась под ноги и становилась художеством. От
«Истории пугачевского бунта», удостоверенной всеми, какими ни есть,
документами, отделилась ни на что не похожая, своенравная «Капитанская дочка»…
Автор потер глаза. Выполнив долг историка, он словно забыл о нем и наново,
будто впервые видит, вгляделся в Пугачева. И не узнал. Злодей продолжал
свирепствовать, но возбуждал симпатию. Чудо, преподанное языком черни, пленяло.
Автор замер перед странной игрой действительности в искусство. Волшебная
дудочка, как выяснилось, пылилась у него под носом. Смысл и стимул творчества
ему открылись. Он встретил Оборотня».(16).Уже в ответе на критику «Истории Пугачевского бунта»
(1836) Пушкин отмечает пошлые, по его выражению, назидательные сентенции,
которыми его оппонент бесстрашно награждал Пугачева, и приводит разящий пример
подобной нравоучительной пошлости: «Если верить философам, что человек состоит
из двух стихий, добра и зла: то Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к
редким явлениям, к извергам, вне закона природы рожденным; ибо в естестве его
не было ни малейшей искры добра, того благого начала, то духовной части,
которые разумное творение от бессмысленного живого отличают. История сего
злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самых разбойниках и
убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою
адскою злобою может быть переполнено его сердце»(17)Нет, Пушкин не имел охоты мазать Пугачева дегтем: тот
и так был черен. А по мере обдумывания и продвижения романа разбойник ему явно
все больше нравился. Впрочем, и раньше поэту не давала жить слишком тугая
мораль, и он уверял, смеясь, что «можно описывать разбойников и убийц», даже не
имея целию объяснить, сколь непохвально это ремесло». «Поэзия – вымысел,
говорит Пушкин, и ничего общего с прозаической истиной жизни не имеет» (18).
В этом смысле «Капитанская дочка», будучи прозой, принадлежит, безусловно,
поэзии, и отсюда ее пути далеко расходятся с «прозаической истиной жизни»,
воссозданной им в «Истории Пугачева», пускай и то, и другое – одна чистая
правда.Б. Бурсов пишет: «Капитанская дочка» в художественном
построении явно ориентирована на русский фольклор – на легенды и сказки». (19)Сам образ Пугачева воссоздан приемами и красками,
характерными для легенд и сказок:«Между ними на белом коне ехал человек в красном
кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев»Попав в лагерь Пугачева, Гринев чувствует, как все,
что случается с ним, похоже на сказку:« Я не мог не подивиться странному стечению
обстоятельств»« Я думал также о том человеке, в чьих руках
находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств был связан
со мной».Нагнетанием такого рода картин, характеристик душевных
состояний, оговорок и поговорок Пушкин отнюдь не уходит в сторону от углубления
в исторический процесс, он только видит его в свете народных преданий, тем самым,
выставляя народ, по его собственному представлению, в качестве одной из главных
сил, управляющих всем происходящим на свете.Итак, выросший из смутной, природной стихии, темной,
пугающей и не подвластной разуму ( вспомним стихотворение «Бесы» Пугачев
выходит из этого состояния мира «невидимкою луна… мутно небо… ночь мутна…), и
одновременно выдвинутый народом из собственной стихии – столь же мутной, темной
и необходимой, Пугачев оборачивается и так, и сяк – вождь бунта и одновременно
его жертва, самозванец и титан, благодетельствуемый и благодетель, спаситель и
злодей.Пушкин увидел это! Он показал не только безжалостного
тирана, но и чувствующего человека. Поэтому к Пугачеву «Капитанской дочки» мы
проявляем чувство сострадания, в то время как к Пугачеву историческому – лишь
вполне понятную неприязнь. Гринев при первой встрече описывает его так: «Лицо
его не изъявляло ничего свирепого». Наряду с отрицательными характеристиками
самозванца Пушкин представляет нам и обратное, таким образом, вводя нас в
замешательство. Нам представляется, что наряду со всеми ужасами, которые он
сотворил, ему были свойственны простота душевная, веселость и великодушие. «Не
такой еще я кровопийца» – говорит он.Пугачев является здесь в трагическом ореоле. Он не был
причиной восстания. Бунт давно тлел в народе, а Пугачев был лишь орудием, толкнувшим
людей на бунт. «Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием. Никогда
успехи его не были ужаснее, никогда мятеж не свирепствовал с такою силою.
Возмущение переходило от одной деревни к другой, от провинции к провинции.
Довольно было появления двух или трех злодеев, чтобы взбунтовались целые
области. Составлялись отдельные шайки грабителей и бунтовщиков; и каждая имела
у себя своего Пугачева…». Таким образом, получалось, что Пугачев представлял
лишь символ восстания, но не его суть. Бибиков писал фон Визину следующие
замечательные строки: «Пугачев не что иное, как чучело, которым играют воры,
яицкие казаки: не Пугачев важен, важно общее негодование».Для Пушкина была важна личность, занятая не только
заботой о собственном «самоосуществлении», но и всеми человеческими делами как
общими с его делом. Пушкинский Пугачев – в отличие от Гришки Отрепьева – п р и
н я л на себя грех беспощадного народного бунта ( так впоследствии лейтенант
Шмидт примет командование мятежным крейсером, заранее зная, что восстание
обречено, и его поступок , особенно в глазах офицерского сообщества, не только
бессмыслен, но и бесчестен!).На допросе, как следует из документов, он произносит
такую возмутительную фразу: «Богу было угодно наказать Россию через мое
окаянство». Но считал ли Пугачев себя действительно Божьим посланником?
Замечательно, что после пленения он спокойно признается в том, что он не
государь Петр III, а всего лишь Емельян Иванов Пугачев. Речь его,
обращенная к народу, указывает на глубокий внутренний разлад самозванца с теми
силами, которые в действительности, двигали бунтом: « Вы погубили меня; вы
несколько дней кряду меня упрашивали принять на себя имя покойного великого
государя; я долго отрицался, а когда согласился, то все, что ни делал, было с вашей
воли и согласия: вы же часто поступали без ведома моего и часто вопреки моей
воле».2.3. «Законная власть» в образной системе
«Капитанской дочки».«Изобличая» неправедность самозванца, Пушкин, тем не менее,
не противопоставляет ей «разумную» власть монарха. Екатерина Вторая дана в
«Капитанской дочке» слишком традиционно, «культурно» – она словно «срисована» с
известных описаний. Шкловский даже пишет по этому поводу: «Он дает Екатерину
по портрету Боровиковского. Портрет относится к 1791 году… На портрете
Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ее ног –
собака; за Екатериной – деревья и памятник Румянцеву. Лицо императрицы полно и
румяно» (20). Практически такие же характеристики дает Пушкин Екатерине в
«Капитанской дочке». Говорит ли это о том, что Пушкин не хотел изобразить
точный портрет императрицы, показать свое отношение к ее личности? Может быть,
он считал ее такой же самозванкой, как и Пугачев? Ведь и Екатерина узурпировала
власть, так сказать, террористическим путем, значит, «контрмера» – бунт – была
неминуема? Преступление влечет за собой преступление, безбожная власть
«заряжена» бунтом изначально (вспомним оду «Вольность»!).В пятой главе «Капитанской дочке» дается
характеристика семьи Гриневых. Шкловский предполагает, что «… эта семья
опального дворянина, не принявшего участия в возведении Екатерины Второй на
престол. Таким образом, получается, что Петр Гринев, в некотором роде, свободен
от преданности Екатерине, но, даже не смотря на дружественные отношения с
Пугачевым, Гринев всегда помнит о своем долге офицера государства Российского.Бунт поддерживал весь «черный» народ, некоторые низшие
чины. Но дворянство не склонилось на сторону бунтовщиков. Офицеры были преданы
императрице и не присягали самозванцу. Когда Пугачев берет Белогорскую
крепость, он спрашивает коменданта: «Как ты смел, противиться мне, своему
государю?». Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал
твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!».Выходит, что в «КД» представлена борьба двух
«самозванцев» – Пугачева и Екатерины!Читатель волен, догадаться, что имеет в виду Пушкин,
предъявляя читателю «официальную версию» законной правительницы. Образ
Екатерины в «КД» – это именно «парсуна», портрет кисти придворного живописца.
Не потому ли он «пародирован» с такой узнаваемой, обезоруживающей точностью?
Пугачева на власть «помазал» доведенный до крайности народ. Екатерину –
обманутое, замороченное условностями дворянство. Там – голод, здесь – честь.Одно другого стоит.
2.3.
«Крестьянство» и
«дворянство» – два мира, два народа, две правды?Исторические хроники содержат описания таких
чудовищных зверств, такого террора со стороны воинства Пугачева, что становятся,
не просто понятны, а даже пронзительны слова Пушкина о русском бунте –
«бессмысленном и беспощадном». «Безмолвствующий» народ «Бориса
Годунова» и приспешники Пугачева, издевающиеся над ненавистным дворянством,
одна и та же стихия, раздразнить которую – катастрофа! Народ безмолвствующий
заряжен бунтом, народ, восставший – подобен шайке подростков, распаленных
безнаказанностью и не ведающих, что творят. Но является ли «народом»
пугачевское окружение?« Я взглянул наискось на наперсников самозванца. Один
из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе
ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому
армяку. Но ввек не забуду его товарища. Он был высокого росту, дороден и
широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые
сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и щеках придавали
его рябому широкому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в
киргизском халате и казацких шароварах»И в другом месте:
«Необыкновенная картина мне представилась: за столом,
накрытом скатертью и установленном штофами и стаканами, Пугачев и человек
десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные
вином, с красными рожами и блистающими глазами… с любопытством стал я
рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и
подпирая черную бороду свои широким кулаком… все обходились между собою, как
товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю…
Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором…
Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная
песня, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные
голоса, унылое выражение. Которое придавали они словам и без того
выразительным, все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом».В
глазах Пушкина, автора «КД» и «Истории Пугачева», сподвижники самозванца,
конечно, скорее, «люмпены», отщепенцы, чем представители народной массы. Такие
же, между прочим, как Швабрин, аморальность и асоциальность которого
специально подчеркнута. Столь же подчеркнуты специфически русские народные
черты в поведении и речи коменданта Миронова и его семьи. По воле автора в
сознании читателя гораздо более близки друг другу – как носители
общенационального духа – оказываются крестьянин Савельич и дворянин Миронов.
«Злодейство» (в дворянском, «люмпенском» ли обличье) – по другую сторону этой
духовной линии. Замечательно, что сам пушкинский Пугачев и некоторые из его
людей (например, Хлопуша) в этом смысле как бы «колеблются», их нравственный
статус – «мерцает». Будучи злодеями, по существу, они способны на поступки великодушные,
и даже благородные. Все, что касается Пугачева, помимо отвращения и ужаса,
вызывает у Петра Гринева «пиитическое» чувство. Злодейство – в который раз – сопрягается
у Пушкина с каким-то мрачным эстетическим переживанием. Пугачев – в одиночку (мы
убеждаемся, что это так) – бросил вызов могущественной государыне, дал волю
огромной разрушительной силе, скопившейся в глубине его души. И проиграл. Но
ужас и «пиитический восторг» этого взрыва вызывают у читателя чувства особого
рода: он поневоле заражается состраданием к Пугачеву, а к Екатерине и всему,
что за ней стоит, остается равнодушен.Итак, не дворянство и крестьянство сталкиваются в
«Капитанской дочке» – а «бунт» и «порядок», как основополагающие начала бытия.
«Порядочность» Гринева, Мироновых, Савельича подвергается тяжелейшему
испытанию, но даже в буре страстей, в водовороте событий природная (истинно
русская, народная!) гармоничность этих характеров остается не поколебленной.
Пугачев же и пугачевщина являются страшным зеркалом екатерининских «порядков».
Недаром Пушкин подчеркивает жуткую «пародийность» пугачевского «двора»: Пугачев
не знает другой модели для поведения государя и доводит ее до апофеоза, больше
всего похожего на кошмар!Трагедия власти – в ее неправедности. «Помазанника
Божьего» удерживает в границах мирового порядка сам Господь; тиран и самозванец
существуют в непрерывном страхе. Мужик служит барину, но барин его боится.
Народ служит власти, но власть – перед ним трепещет. Вся «уваровская триада» –
по Пушкину – пронизана террором. Противостоять ему могут только неистребимые
ростки человечности, пока и поскольку могут еще подавать сигналы любви каждому
человеческому сердцу.Заключение.
Пушкин всегда
задавался вопросом: почему именно этот человек? Кто или что дает ему право
вершить судьбы тысяч людей? (Его интересовала как власть царя так и власть
поэта). Царь, для русского народа всегда являлся олицетворением высшей и
неприкосновенной власти. И каким бы тираном он не был – его власть от Бога. И то,
что народ восстает против самозванца вполне справедливо и оправданно. Пушкин
заметил это еще в лицейские годы в знаменитой оде «Вольность», и всю жизнь эта
тема волновала его ум. «Капитанская дочка» явилась
воплощением всех предыдущих идей. Мы ясно видим, как Пушкин воплощает
знаменитую уваровскую триаду в образной системе романа. Центром повести
является личность ,как олицетворения власти, личности и общества (Пугачев сочетал
в себе все три части триады) . Но в большей степени Пушкина волнует личность
самозванца (ведь он и сам считал себя таковым), посмевшего бросить вызов
несокрушимому идеалу власти. Грех против неё рушит всю пирамиду.В «Капитанской дочке» не представлена
истинная власть, и исход истории зависит от силы личности, как Екатерины и
Пугачева, так и личности каждого героя.Таким образом, мы доказали, что:
3.
В основу образной системы
романа «Капитанская дочка» положена антитеза «Власть Бунт», воплощенная в
конфликтах идей и характеров.Эпицентром конфликта и движущей
силой сюжета повести является личность «самозванца», исследованию которой
Пушкин посвятил свои исторические произведения.Примечание.
1.
Светлое имя Пушкин/ Сост.,
коммент. В. В. Кунина.- М.: Правда; 1998. – с.1812.
Б. Башилов Высказывания – 1999.3.
Татьяна Ларина Статья о Пушкине –
1998.4.
Тарас Бурмистров Цикл «Соответствия»
М., 1998.5.
Е. А. Маймин6.
Монахов О.П., Малхазова М. В.
Русская литература XIX века. Ч.1.- М. 1994.7.
А.С. Пушкин избранные сочинения/
Сост. Н. А. Чечулина – СПБ.,1968. – с. 178.
Читая Пушкина/ Вс. Рождественский
– СПБ.: Дет. Литература, 1962. – с.249.
Монахов О.П., Малхазова М. В.
Русская литература XIX века. Ч.1.- М. 1994.10.
Судьба Пушкина: роман –
исследование/ Б. Бурсов. – СПБ.: Сов. писатель, 1986. – с. 43711.
Судьба Пушкина: роман –
исследование/ Б. Бурсов. – СПБ.: Сов. писатель, 1986. – с. 43912.
Судьба Пушкина: роман –
исследование/ Б. Бурсов. – СПБ.: Сов. писатель, 1986. – с. 42713.
Путешествие Пушкина в
Оренбургский край/ Смольников И. Ф. – М.: Мысль,1991. – с.1514.
Повести о прозе / Шкловский В. Б.
– М.: Т.2. – М.: художественная литература, 1966. – с.15.
Синявский А. (Абрам Терц)
Путешествие на Черную речку. – М., 200216.
Синявский А. (Абрам Терц)
Путешествие на Черную речку. – М., 200217.
Синявский А. (Абрам Терц)
Путешествие на Черную речку. – М., 200218.
Судьба Пушкина: роман –
исследование/ Б. Бурсов. – СПБ.: Сов. писатель, 1986. – с. 449 – 450.19.
Судьба Пушкина: роман –
исследование/ Б. Бурсов. – СПБ.: Сов. писатель, 1986. – с. 449 – 450.20.
Повести о прозе / Шкловский В. Б.
– М.: Т.2. – М.: художественная литература, 1966. – с. 45Литература.
1.
Судьба Пушкина: роман – исследование/
Б. Бурсов. – СПБ.: Сов. писатель, 1986. – с. 5122.
Повести о прозе / Шкловский В. Б.
– М.: Т.2. – М.: художественная литература, 1966. – с.4633.
Путешествие Пушкина в
Оренбургский край/ Смольников И. Ф. – М.: Мысль,1991. – с.2714.
Светлое имя Пушкин/ Сост.,
коммент. В. В. Кунина.- М.: Правда; 1998. – с.6065.
Синявский А. (Абрам Терц)
Путешествие на Черную речку. – М., 20026.
Читая Пушкина/ Вс. Рождественский
– СПБ.: Дет. Литература, 1962. – с.1887.
А.С. Пушкин избранные сочинения/
Сост. Н. А. Чечулина – СПБ.,19688.
Всеволод Воеводин Повесть о
Пушкине. – Л., 1966.9.
Социальный протест в народной
поэзии. Русский фольклор/ Ред. А.А. Горелов – Л.: «Наука», 1975.10. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений том
четвертый – Красноярск: «Универс», ПСК «Союз», 1999.