Джордж Гордон Байрон — неутомимый, страстный поэт-борец, защитник свободы и справедливости

Дата: 12.03.2014

		

 Зима
1812 года для английского народа была полна бедствий и лише-ний. Многолетняя
война с Францией истощила государственные ресурсы, в промышленности наступил 
кризис, сельское хозяйство в  связи с неуро-жаем предыдущего года не  могло
обеспечить нужды страны. Народ голо-дал. Волнения охватили  большинство районов
Англии. Резко увеличилос число безработных. С новой силой  вспыхнуло движение
рабочих – разру-шителей
машин.                                                                                      
                             

Движение
разрушителей машин началось еще в 60-х годах XVIII века в то
время, когда стали  появляться  первые фабрики с усовершенствован- ными
станками. Ремесленники  разорялись; рабочие подвергались на фаб- риках тяжелой
эксплуатации;  они думали,  что виновниками их бедствий  являются не
хозяева-капиталисты, а сами машины.                                      

Разрушители
машин называли себя луддитами, членами армии «гене- рала Лудда» – рабочего, 
который, согласно легенде,  первый разбил ткац- кую  машину. Рабочий класс  был
еще политически  незрелым и не нашел правильных путей борьбы со своими
угнетателями. Как указывали Маркс и Энгельс, движение луддитов было одной из
ранних фаз классовой борь- бы пролетариата против капитализма.                                                           

Небывалая 
сила,  с которой  вспыхнуло движение  луддитов  в 1811 – 1812  годах,  испугала
правительство. Оно  не  только прибегло  к помощи полицейской расправы, но
ввело в действие  регулярные армейские части. В английский парламент был внесен
проект закона, по которому, рабочий поднявший руку на имущество своего
угнетателя, приговаривался к смерт ной
казни.                                                                                  
                         

27
февраля 1812 года палата лордов обсуждала этот жестокий антира- бочий
законопроект. Его утверждение было предрешено, но палате приш- лось выслушать в
этот  же день страстную речь,  которая заставила насто-   рожиться  собравшихся. 
На трибуну стремительно поднялся еще  никому   не знакомый молодой  человек. Он
выступил  в защиту преследуемых  ра-  бочих-ткачей,  единственной  «несомненной
виной»  которых, по его сло-   вам, была бедность. Он уверждал, что трудящиеся
Англии,  презрительно именуемые «чернью»,  являются основой экономического и 
военного мо- гущества страны. В  наступившей тишине  оратор нервно  говорил о 
том,  что народ, торец всех национальных богатств, влачит нищенское  сущест-
вование, преследуется судом и  полицией,  гниет  в тюрьмах за молейшую  
попытку отстоять  свои права,  обречен на вымирание… Отсюда, с трибу- ны палаты
лордов  он смело заклеймил  английское правительство как ре-  акционное и 
кровавое. Призывая избавить народ  «от благодеяний штыка и виселицы»  и
отклонить билль  о смертной казни, оратор предупреждал, что принятие 
бесчеловечного антирабочего закона  неизбежно приведет к углублению
общественного конфликта.    

Это
было неслыханно!  Среди присутствующих повторялось имя ора- тора – «мятежного
лорда» Байрона, осмелившегося с такой силой страсти   бросить слова негодования
здесь,  в палате лордов, этой цитадели твердо-   любова
консерватизма.                                                                                     

Таков
был первый шаг Байрона – общественного деятеля. В своем по-этическом творчестве
он также выступил на борьбу с реакцией, отстаивая идеи политической
свободы.                                                                                     

Байрон
родился 22  января 1788 года в знатной, но обедневшей семье. Детские  годы он 
провел в  Шотландии,  в небольшом  городке Эбердине.   Первые впечатления
мальчика были связаны с дикой шотландской приро- дой, жизнью и преданиями
горцев. Они послужили основой для целого ря да юношеских стихотворений, в
которых воспета суровая природа горной Шотландии с ее водопадами,  ущельями,  с
ее морем («Хочу я быть ребен- ком вольным…», «Лакин-и-Гар» и
др.).                                                          

Когда
Байрону было 10 лет, он унаследовал титул лорда и фамильный замок  Ньюстед (в
прошлом католический монастырь), пожалованный пре кам Байрона во время
Реформации. Полуразрушенный замок – Ньюстедс-  кое аббатство, его тенистый
парк  впоследствии не раз упоминается в поэ-   зии
Байрона.                                                                                                        

В
1801  году мальчик поступил в школу. Местечко  Харроу,  где была    расположена
школа, с его  холмами и рекой составляла полнеую противо- положность мрачному
Ньюстедскому аббатству. В школе Байрон изучает латинский  и  греческий языки, 
знакомиться с историей  античного  мира,  занимается  английской литературой. 
Он много читает;  книги становятся   его страстью.  Его пытливый ум начинают 
привлекать идеи  французских мыслителей XVIII
века.                                                                                     

В
школьные годы обнаружились многие черты характера Байрона, ко торые он сохранил
на всю  жизнь: серьезность, способность глубоко заду- мываться  над  событиями
окружающей  жизни и  вместе с тем  веселость,  порывистость,
жизнерадостность.                                                                    

В
раннем  детстве Байрон  был малоподвижным,  болезненным ребен- ком; в школе он
вырос и окреп физически, с увлекчением занимался спор- том: греблей, верховой
ездой, стрельбой и плаванием. Его слава спортсме на,  отличного наездника  и
превосходного пловца утвердилась позднее, в университете, и  особенно после того, 
как в 1810 году,  во  время первого путешествия, он  переплыл  Дарданелльский 
пролив.  Итальянцы,  друзья          Байрона, прозвали его
«англичанин-рыба».                                                       

В
школе Байрон всегда брал под свое  покровительство младших,  бо- лее слабых
товарищей, защищая их от нападок старших школьников.  Вер ный друг и хороший
товарищ – таким был  он в школьные годы, таким он оставался и в течение всей
своей жизни.                                                            

В
1805 году,  окончив  школу в Харроу, Байрон  поступил в универси- тет. В годы
студенчества появился первый сборник его лирических стихо- творений – «Часы
досуга», в который он включил свои юношеские произ-
ведения.                                                                                                                

Официальная  
пресса   недоброжелательно  встретила  первую  книгу      Байрона. Но юный поэт
принял вызов и ответил своим противникам сати- рой «Английские барды и шотландские
обозреватели». Он подверг резкой критике  современную английскую  литературу, 
связанную с  интересами собственников, прежде всего ее наиболее реакционное
крыло – поэтов так называемый «озерный школы»: Вордсворта, Кольриджа и
Саути.              

Появление
названия  «Озерная школа»  было связано с спристрастием этих поэтов к одному из
районов  северо-западной Англии, где еще сохра- нялись старые, патриархальные
условия жизни, воспевавшиеся реакцион- ными  романтиками.  В этом  «краю озер» 
част  бывали  Вордсворт  и  его  друзья. Их объединяли общие реакционные
политические и литературные взгляды: страх перед  революционным  движением,
боязнь народа, пропо- ведь искусства,  враждебного передовым идеям
современности. Своей са- тирой Байрон нанес  сокрушительный удар признанным 
певцам буржуаз- но-аристократической Англии – удар, который ему не могли
простить.   

Когда,
отпраздновав свое совершеннолетие, Байрон в 1809 году впер- вые появился  в 
парламенте,  он был враждебно встречан палатой лордов. Кофликт между поэтом и
реакционным английским обществом постепен- но
нарастал.                                                                                                           

Летом 
того же года Байрон  отправился в первое  свое путешествие  в страны Ближнего
Востока;  покидая родину, он, как и герой написанных в результате этого
путешествия первых двух песен поэмы  «Паломничество Чальд Гарольда», грустит о
близких ему людях; среди них – мать и люби- мая сестра Августа, верная дружба
которой осталась для Байрона неизмен ной опорой в течение всей
жизни.                                                                    

Во
время  путешествия Байрон посещает Лиссабон, затем вместе с од- ним из друзей 
верхом пересекает юго-западную Испанию,  из Гибралтара отправляется на остров
Мальта, странствует по Албании и Греции.

 Результатом 
путешествия  были первые  две  песни  «Паломничества Чайльд  Гарольда» –
поэмы,  которая принесла  молодому  поэту мировую
известность.                                                                                                          

«Паломничество
Чайльд Гарольда» занимает особое место среди про- изведений Байрона.  Эта
поэма  с большой и злободневной  общественной темой, проникнутая глубоким
лиризмом. «Паломничество Чайльд Гароль- да» – не  только  рассказ о  судьбе
романтического героя, но политеческая поэма.  Жажда политической свободы, 
ненависть  к  тирании  составляют главное ее
содержание.                                                                       
               

Чайльд 
Гарольд  стал  нарицательным именем романтического героя, молодого человека, 
разочарованного,  неудовлетворенного  и  одинокого. Он не верит ни в
возвышенные чувства,  ни в привязанности;  по его  мне- нию, нет ни истинной
любви, ни истинной дружбы.  Причина разочарова-  ния Чайльд  Гарольда –
столкновение с обществом.  Общество становится для Чайльд Гарольда тюрьмой, а
жизнь в Англии страшнее ада:       

                   
Он звал печаль, весельем
пресыщен,                                                                                  

                
Готов был в ад бежать, но бросить Альбион
.                                                                         

Чайльд
Гарольд отправляется в путешествие. Прощаясь с родными бе регами, он испытывает
горе разлуки, но безрадостно его прошлое,  у  него нет надежды и на
будущее:                                                                                 

                
Мне ничего не жаль в былом,                                                                                              

                
Не страшен бурный
путь,                                                                                                         

                
Но жаль, что, бросив отчий
дом,                                                                                            

                
Мне не о ком
вздохнуть.                                                                                                   

В
первых двух песнях мы видим героя в Португалии,  Испании, Алба- нии и Греции –
в тех странах,  где побывал Байрон. Чайльд  Гарольд жаж- дет личной свободы и, 
не находя ее в окружающем его  мире  «богатств и жалкой нищеты», мечтает об
одиночестве. Он избегает людей,  уходит да- леко  в  горы,  слушает плеск
морской волны,  его восхищает  разбушевав- шаяся стихия.  Лишь  простые  люди, 
мужественные  и  свободолюбивые,    привлекают к себе Чайльд  Гарольда.  С
особой теплотой вспоминает он о сынах Албании.  Албанцы – суровый  и  отважный
народ,  они надежны  в дружбе,
гостеприимны:                                                                                        

                
В суровых
добродетелях,                                                                                                    

                
Албанец твердо свой закон
блюдет.                                                                                   

                
Он горд и храбр, от пули не бежит он,                                                                                 

                
Без жалоб трудный выдержит поход.

                
Он – как гранит его родных высот:                                                                                 

                
Храня к отчизне преданность
сыновью,                                                                         

                
Своих друзей в беде не придает                                                                                           

                
И, движим честью, мщеньем иль
любовью,                                                                       

                
За нож хватается, чтоб смыть обиду кровью.

Чайльд
Гарольд неудовлетворен жизнью,  но протест его пассивен: он размышляет о
причинах своего недовольсва, но не стремится вмешаться в жизнь, принять участие
в освободительной борьбе.

       
И постепенно, по мере развития сюжета поэмы,  образ Чайльд Гароль да все
решительнее отодвигается на второй план. Образ бессильного и не- способного 
бороться с опостылевшей ему жизнью героя все больше и бо- льше  заслоняют 
полные  драматизма  исторические события,  в  которых    сам автор  начинает
выступать не только как современник и наблюдатель, но и как активный их
участник. В поэме появляется второй, не менее важ- ный образ – образ борющегося
народа.                                                            

Во
время пребывания в Испании Байрон стал свидетелем знаменатель ных событий. 
Наполеон I в 1808 году,  стремясь захватить страну,  ввел в ее
приделы свои войска и,  пользуясь поддержкой испанского дворянства, объявил
королем Испании своего брата,  Жозефа Бонапрта. Национально- освободительное
движение охватило значительноую часть страны.Испан- ские партизаны, герильясы,
начали народную войну.  Одним из самых ге- роических  эпизодов  ее  явилась 
оборона  Сарогоссы.  Жители в течении восьми месяцев обороняли свой город. 
Другой твердыней сопротивления стал город
Кадикс.                                                                                             

Об
этих  событиях  рассказывает Байрон в первой песне своей поэмы. С необычайной
поэтической силой  рисует он картины народного патрио- тического подъема, 
уровнявшего в отваге женщину и закаленного  бойца.  Он создает образ нежной 
испанской девушки,  которая  становится бесст- рашной народной героиней, «
Сарагосской девой»:                                      

Та,
кто, иголкой палец уколов                                                                                        

Или
заслышав крик совы,
бледнело,                                                                                     

По
грудам мертвых тел, под лязг штыков                                                                  

Идет
Минервой там, где дрогнуть Марс
готов!                                                                  

Байрон
подчеркивает  решимость  восставших довести борьбу до кон- ца. Он приводит ответ
одного  из  генералов народной армии,  заявившего врагу,  что испанцы  будут 
сражаться с зазватчиками «хоть  на  ножах».       

В
центре  второй  песни  поэмы – порабощенная  Греция,  утратившая свою свободу и
былое величие. Байрон клеймит колонизаторскую деятель ность Англии, которая
вместе с феодальной Турцией наложила на гречес- кий народ двойные цепи рабства.
Так, в первых двух песнях «Паломничес тва Чайльд  Гарольда»  Байрон
приветствует выступления прогрессивных сил, подъем народных масс, в защиту
свободы.                                              

Последующие, 
третья и четвертая  песни  отделены  от  первых  двух несколькими   годами. 
Они   непосредственно  связаны  с  пребыванием Байрона  в   Швейцарии  и 
Италии,  где  он  жил  в  1816 – 1823  годах, окончательно по- кинув
Англию.                                                                                                    

В
третьей песне, опубликованной в 1816 году, Байрон касается важно го вопроса –
об отношении  к  французской революции конца  XVIII века.   
Говоря  о  засилье в анархической  реакции,  особенно после  образования
Священного  союза в 1815 году,  он твердо убежден,  что идеалы свободы,
провозглашенные  революцией,  непременно  должны  восторжествовать;
человечество многому научилось,  поверило в свои силы,  и пусть тираны, ныне
оказавшиеся у власти, знают,  что их  победа временно и час распла- ты не за
горами.                                                                                                 

В
заключительных строфах четвертой песни Байрон  рисует образ мо- ря и образ
отважного  пловца – поэта,  с детства сроднившегося с вольной стихией.
Разбушевавшаяся и  непокоренная  морская стихия олицетворяет неисчерпаемые
силы  народов и как  бы содержит в себе  предупреждение Байрона всем
тиранам:                                                                                       

Нет,
не ему поработить, о
море,                                                                                    

Простор
твоих бушующих
валов!                                                                                 

Твое
презренье тот узнает
вскоре,                                                                                 

Кто
землю в цепи заковать готов.                                                                                 

Сорвав
с груди, ты выше
облаков                                                                               

Швырнешь
его, дрожащего от страха,                                                                         

Молящего
о пристани
богов,                                                                                           

И,
точно камень, пущенный с
размаха,                                                                       

О
скалы раздробишь и кинешь горстью
праха.                                                         

Это
одна  из  тех  совершенных  картин,  которая позволила Пушкину сказать о
Байроне:                                                                                              

Он
был, о море, твой
певец.                                                                                                  

Твой
образ был на нем
означен,                                                                                  

Он
духом создан был
твоим:                                                                                      

Как
ты, могущ, глубок и
мрачен,                                                                                      

Как
ты, ничем не
укротим.                                                                                                 

Прогрессивные,
свободолюбивые мотивы четвертой песни поэмы вы- соко  оценили 
итальянцы-патриоты.  Австрийское  правительство изъяло итальянский  перевод 
песни  и  подвергло  преследованию  переводчика.  Еще больший успех мели поэмы
«Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар» «Лара», «Осада Коринфа», «Паризина», 
появившиеся между 1813 и 1816 годами. Байрон создает особый  жанр романтической
поэмы  и  характер-  ный образ романтического героя. Поэта интересуют острые 
драматичес- кие события прошлого, жизнь экзотических стран
Востока.                        

Герои 
романтических  бунтарских поэм Байрона не имеют положите- льных идеалов. Они борются,
не веря в победу,  они понимают, что не мо- гут  победить  общество,  которое
сильнее  их,  но до  конца остаются  ему      враждебны. «Лучше быть змеей,  —
говорит Конрад,  — чем червем».  Герои Байрона остаются  бунтарями-одиночками. 
В  них привлекают  сила  про-     теста, непримиримый дух борьбы, но отсутствие
связи героя с массой, на- рода, с общими интересами, индивидуализм героя –
свидетельство слабос ти самого
Байрона.                                                                        
                        

Байрон
– вдохновенный  певец  природы. С большой  поэтической си-лой он раскрывает
личные чувства  человека,  и  все-таки  Байрон  прежде всего блестящий мастер
политической, гражданской лирики.                        

Бунтарская,
насыщенная социально-политическим  значением  поэзия Байрона была главной
причиной организованной травли поэта со стороны реакционных кругов английского
общества.  Против  него ополчилась вся реакционная
печать.                                                                                                 

Байрон
решил покинуть родину.  В 1816 году  он  уезжает  в  Швейца-рию, затем в
Италию. Враг официальной Англии, ее лицемерия ханжества пресловутых 
буржуазных  «свобод»,  продажной  буржуазной  печати, он продолжает глубоко
интересоваться  судьбами  родины,  судьбами  своего 
народа.                                                                                                                     

Где
бы поэт не находился – в Швейцарии,  Италии,  Греции, — полити-ческая и
литературная борьба,  происходящая на родине,  неизменно  вол-нует
его.                                                                                                                   

Байрон
с нетерпением  ждал  революционного подъема в Англии и не раз заявлял,  что в
этом случае он вернулся бы на  родину,  чтобы принять личное участие в
борьбе.                                                                                   

Уехав
из Англии, Байрон  вначале  поселился в Швейцарии,  близ Же-невы.  Здесь он
встретился и сблизился с поэтом и передовым английским общественным деятелем
Шелли. Творчество обоих поэтов получило  при-знание у демократического
читателя. «Байрона и Шелли, — писал Энгельс, читают почти только низшие сословия;
ни один «респектабельный» чело-век, если он не желает заслужить самой ужасной
репутации, не смеет дер-жать сочинения Шелли на своем
столе».                                                              

Дружба
связала обоих поэтов, и Шелли оказал благотворное  влияние на формирование
мировоззрения Байрона. Тяжело пережил Байрон преж-девременную  смерть Шелли, 
который погиб во время морской прогулки летом 1822 года в
Италии.                                                                                 
         

В
Швейцарии, помимо третьей песни «Паломничества Чайльд Гароль да», была
написана  поэма  «Шильонский узник».  Почти закончена драма «Манфред», созданы
такие стихотворения,как
«Сон»,«Тьма»,«Прометей».                                                                                                                       

По
сравнению с поэмами  первого периода  «Шильонский узник» – не проповедь
смирения, а негодующий  протест  против угнетения личности. Она  пробуждает  
ненависть к деспотизму,  лишающему человека  самого  дорогого –
свободы.                                                                                          

В
стихотворении «Прометей» звучит  призыв к сопротивлению  тира- нии, 
возвеличивается  благородный  подвиг  титана – защитника и покро- вителя
людей.                                                                                                    

Пессимистическая
оценка действий  деятельности  в «Манфреле», и в стихотворении «Тьма» была
кратковременной. Непосредственное участие  в национально-освободительной борьбе
народов  Италии и Греции  помо-гают Байрону в ближайшие годы постепенно
преодолевать мотивы песси- мизма в своем
творчестве.                                                                                    

В
Швейцарии Байрон пробыл недолго. В конце 1816 года он переехал на север 
Италии, в Венецию, откуда вскоре совершил путешествие в Рим.

Северная 
Италия  изнемогала под пятой Австрии; центральная и юж-   ная ее части были
раздроблены на ряд  деспотических  государств, в кото-  рых  господствовали 
феодальные  порядки. Байрон сближается с членами  тайного общества карбонариев,
при участии  которого  готовилось  воору-  женное восстание.  «Италия
заряжена,  у многих чешутся руки дернуть  за  спусковой  крючок»,  — сообщает 
Байрон в одном из писем. Он принимает самое активное политическое участие в
карбонарском движении,  помога- ет итальянским патриотам деньгами,  в его доме
прячат оружие,  готовясь к восстанию. Освобождение Италии для Байрона
становится «великим де- лом».  В  «Стансах»,  написанных  в  1820 году  он 
выразил  свое  горячее         стремление стать участником этой
борьбы:                                                         

Кто
драться не может за волю свою,                                                                              

      
Чужую отстаивать
может.                                                                                          

За
греков и римлян в далеком краю                                                 
                               

       
Он буйную голову
сложит.                                                                                          

За
общее благо борись до
конца,                                                                     

       
И будет тебе
воздаянье.                                                                                               

Тому,
кто избегнет петли и
свинца,                                                                               

       
Пожалуют рыцаря званье.

В
жизни и творчестве поэта наступает период подъема. Здесь,  в  Ита-  лии,  он
создает  свои крупнейшие произведения: драмы «Марино  Фалье-  ро» и «Каин»,
сатирические поэмы «Беппо»,  «Ирландская аватара»,  «Ви- дение суда»  и  «Бронзовый
век»,  пишет  сатирическую  эпопею в  стихах     
«Дон-Жуан».                                                                                                             

К
числу наиболее зрелых творений Байрона принадлежит  его  мисте- рия  «Каин».  Это 
произведение обладает  большой  силой  философского   обобщения,  касаясь  как
бы  судеб всего человечества  и вместе с тем оно  проникнуто острой
политической злободневностью.                                        

Написанный
в 1821 году,  в  пору разгула политической  и  церковной  реакции в Европе, 
«Каин» был смелым вызовом официальному и общест- венному
мнению.                                                                                                    

Борьба
Байрона  против политической и идеологической  реакции  на-  шла особенно яркое
выражение в его сатирических произведениях.           

Байрон
был мастером политической сатиры.Сатирическая направлен- ность  его  творчества
проявляется со всей силой  именно в годы пребыва-  ния в Италии. «Шутливая»
поэма «Беппо» резко разоблачает пороки  бур- жуазного общества. Она наносит
удары церкви,  реакционной  литературе  Англии. «Беппо» открывают блестящую
серию сатир Байрона.                   

Призывом 
возмущения звучит  «Ирландская  аватара»,  написанная в    1821 году. Само
название ее сатирично: «аватара» в древнейшей  мифоло- гии – воплощение бога в
образе человека.  Байрон иронически отождеств- ляет  Георга IV, 
безжалостного  угнетателя  ирландского народа, с богом, сошедшим  на землю. 
Георг IV – «четвертый дурак»,  носящий имя Геор-   га, — «подлец и тиран».Этот
едкий политический памфлет смог полностью появиться в печати только в 1831
году, через 10 лет после его написания.   

«Видение
суда» явилось острой пародией на одноименную поэму при дворного  поэта  Саути, 
лицемерно  восхвалявшую  английского  короля         Георга III.
Жало своей сатиры Байрон  направляет на реакционную  внеш-  нюю и внутреннюю
политику Англии, разоблачает лжедемократию конс- титуционно-монархического
строя.                                                                 

Разоблачению 
деятельности реакционного Священного союза посвя- щена сатира «Бронзовый век»
(1823).                                                               

Сатира
Байрона была  откликом на конгресс участников  этого  союза  в Вероне. Перед
читателем появляется галерея монархов,  среди которых- русский цaрь
Александр I, игравший в Священном союзе решающую роль испанский 
король  Фердинанд VII,  французский король  Людовик XVIII.
Их власть бессмысленно жестока и безумна, она опирается не на справед- ливость
, а на
силу.                                                                                               

Значение 
«Бронзового века»  заключалось  не  только в разоблачении   реакции, но и в 
противопоставлении  реакционному  лагерю  прогрессив-   ных
сил.                                                                                                              

В 
сатирической  эпопее  «Дон-Жуан»  действие  переносится в  XVIII
век.  Герой  произведения,  Жуан,  из Испании попадает в Грецию, затем в
Турцию, Россию, Польшу, Германию, Англию… По замыслу автора,  «со- вершив 
путешествие по  Европе,  испытав  всякого  рода  осады,  битвы и  приключения»,
Жуан должен был закончить  свои  странствия  «участием во французской
революции».                                                                          

По 
мере  развития  сюжета углубляется  и социальный смысл сатири- ческих
разоблачений Байрона.                                                                          

Дон
Жуан бежит из турецкого рабства и попадает под стены осажден- ного Измаила,
становясь невольным участником русско-турецкой войны. Отдавая должное храбрости
русских воинов, Байрон одновременно пока-  зывает кровавые ужасы войны,
приносящие горе и страдания  миллионам простых людей; он клеймит захватнические
войны.                                     

Попав
в Петербург в качестве посланца Суворова, Жуан знакомится с жизнью  русского 
двора и светского общества. Как и в «Бронзовом веке», Байрон   подчеркивает  
античеловечность   феодально — крепостнических форм
угнетения.                                                                                                      

Мир, 
по которому проходит Жуан, — это мир угнетения, мир социаль- ной
несправедливости, жестокости, морального падения.                            

Но
идейный смысл этого крупнейшего произведения Байрона состоит не  только  в 
страстном  разоблачении.  Байрон  защищает  в  нем  идеалы свободы, рисует
картину пробуждения  народных сил и с надеждой  смот- рит на это
пробуждение.                                                                                    

Его
мечта устремляется вперед,  в светлое будущее.  Он твердо верит, что наступит время, 
когда люди наконец добьются свободы и будут жить в «новом веке»,  с ужасом
вспоминая а позорном прошлом, как о какой-то чудовищной допотопной
поре.                                                                            

До
конца своей жизни Байрон остался поэтом-борцом. Когда в 1821 – 1822 годах 
движение  карбонариев  было  разгромлено,  он  обратил  свои взоры к Греции,
где разгоралось национальное восстание,  ставившее сво- ей целью освобождение
страны от турецкого ига.                                            

В 
июне  1823  года  Байрон выезжает из Генуи на снаряженном им на свои средства
военном корабле «Геркулес». Он останавливается на остро- ве Кефалония, затем
переезжает в Миссолунги. Байрон становится  одним из  вождей  борьбы  за национальную
независимость Греции,  ведет  боль-   шую работу по сплочению сил греческих
повстанцев.  Современники поэ- та  свидетельствуют  о  его блестящих
способностях  организатора и воен-  ного  руководителя.  Он пользуется  любовью
и популярностью  в народе.  Байрон охвачен одним порывом служения высокому
идеалу свободы.       

В
своем последнем стихотворении, написанном не за долго до смерти Байрон  
утверждает,  что  смысл   жизни   заключается  в  борьбе  во  имя             
свободы.                                                                                                                 

Внезапная 
болезнь и преждевременная   смерть оборвала его общест-  венную и творческую
деятельность.  19 апреля  1824 года Байрона  не ста- ло.  Умирая,  он думал  о 
Греции  и с гордостью сказал:  «Я ей отдал   мое    время, деньги, здоровье.
Что я могу ей еще дать?  Теперь отдаю жизнь».    

Смерть 
Байрона  болью отозвалась в душе греческого народа, в серд- цах  всех передовых
людей мира.  В день смерти поэта-борца,  по выраже-нию  Пушкина – «оплаканного
свободой»,  был объявлен  греческими  по- встанцами днем национального
траура.                                                          

Поэт-декабрист 
К. Ф. Рылеев в своем стихотворении «На смерть Бай- рона»
писал:                                                                                                       

В
стране, от родины
далекой,                                                                                             

Убитый
грустию жестокой,                                                                                              

О
нем сказал Европе
грек:                                                                                                

«Друзья
свободы и Эллады —                                                                                             

Везде
в слезах в укор
судьбы,                                                                                           

Одни
тираны и рабы                                                                                                               

Его
внезапный смерти
рады».                                                                                           

Лучшие
произведения Байрона обладают и сегодня огромной полити- ческой силой.  И
сегодня,  в новых  исторических условиях,  они разят тех врагов, которых Байрон
разоблачал полтора столетия назад.                          

Для 
нас,  как и для  всех  передовых  людей на земле, поэзия Байрона    очень дорога. 
Историческое  значение  его  творчества  определяет не ме-    ланхолия и
пессимизм,  которые  появлялись в его  поэзии  под  влиянием политической 
реакции,  не  индивидуалистические и антисоциальные на-   строения отдельных
его героев.  Творчество Байрона, этого Прометея XIX века,
понятно и близко нам,  потому что оно пронизано духом боевого, ге- роического 
протеста  против  всяческого  гнета и порабощения  человека,   вдохновенной
защитой свободы и справедливости.                                         

И
вечно буду я войну
вести                                                                                                 

Словами,
— а случится, и делами!
—                                                                                     

С
врагами мысли. Мне не по
пути                                                                                  

С
тиранами.  Вражды святое
пламя                                                                                

Поддерживать
я клялся и блюсти.                                                                                  

Кто
победит, мы плохо знаем с
вами,                                                                                 

Но
весь остаток дней моих и сил                                                                                   

Я
битве с деспотизмом
посвятил!                                                                                   

Неутомимый, 
страстный поэт-борец,  Байрон имел право с чистой со-   вестью так написать о
себе.                                                                        

План

1. Движение  луддитов  как одна из фаз классовой борьбы
пролетариата против капитализма. Первый шаг Байрона  как  общественного 
деятеля.                                                      2. Краткая 
биография  Байрона.                                              3. Конфликт 
между  молодым  поэтом  и  реакционным       английским 
обществом.                                                               4.
«Паломничество  Чайльд  Гарольда»  –  политическая поэма,  принесшая  Байрону 
литературную  славу.                  5. Бунтарская,  насыщенная  социально —
политическим        значением  поэзия  первого  периода.                                         6.Поэма 
«Шильонский узник» – не проповедь смирения, а   негодующий  протест  против 
угнетения  личности.              7. Байрон  как  мастер  политической 
сатиры.                        8. Байрон – непримиримый поэт-борец и критик
социаль-  ных и моральных  уродств  собственнического  мира.            9.
Историческое  значение  творчества  Байрона.                 

Реферат

на  тему:  Джордж  Гордон  Байрон —

    
неутомимый, страстный поэт-борец,

 защитник свободы и
справедливости.

                                                    
Исполнитель: 

ученица
9-А класса

средней
школы № 10

Рудницкая
Юлия

2001 год

Литература:

  Ю. Кондратьев, Комментарии о
Байроне, Москва, 1960 г.

 Д. Бисти,  Комментарии о
Байроне,  Москва,  1964 г.

Энциклопедия  для  детей,  Т. 11.
Зарубежная  литература,  О Байроне,  Аванта,  1998 г.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий