Детство Пушкина

Дата: 12.03.2014

		

Род Пушкиных – старинный дворянский род, ведущий
свою родословную с 13 века, к концу 18 века этот род, отмеченны        й
летописями, обеднел. Но бедность эта была весьма относительной.

Отец
поэта, Сергей Львович, служивший в молодости в гвардии, а потом в Коммисариате,
менее всего был склонен заниматься серьезными делами, читал французские романы,
не удосужился побывать в своих деревнях, полагаясь на крепостного приказчика.

Когда
однажлы к нему пришла депутация крестьян сжалобами на мошенника-управляющего,
он прогнал ее, не потрудившись даже узнать. В чем дело. Сергей Львович терпеть
не мог деревни.

Такой
же беспечной была и мать поэта, Надежлда осиповна, урожденная Ганнибал, внучка
арапа Ибрагима, о котором правнук- поэт рассказывал в совей повести «Арап Петра
Великого». Красавица, прозванная на свете за смуглый цвет лица «парекрасной
креолкой», поглощенная выездами и успехами на балах, она мало вникала в
домашние дела, а если и вникала , То , по врожденной вспыльчивосати и
экцентричности, только увеличивала беспорядок в доме, управление которым
всецело предал ей Сергей Львович.

Но
домашнее нейстройство было скрыто доском светской жизни. Жизнь родителей была
сосредоточена в гостинной, а дети росли под присмотром бабушки и крепостной
няни, да гувернеров –иностранцев. Будущий поэт в раннем детстве приводил в
отчаяние своих светских рлдителей. Его насильно заставляли бегать и играть со
свертснпиками. Еще в детстве между ним и продителями возникла та сухость
отношений, которая продолжалась до конца его жизни. Его заставляли быть
любехзным, светским ребенком, но он и в детстве не терпел насилия, оно
проьбуждало в нем гнев и досаду.

Лоднажды
на прогулке, он «незамеченный никем, отстал от общества и преспокойно уселся
посереди улицы. Ситдел он до тех пор, пока не заметил , что из одного дома
кто-то смострит на негь и смеется. Замкнутый, молчаливый, бегающий от гостей,
теряющий носовые платки- вот ччто мы узнаем из воспоминаний о дестве поэта.
Внутренний мир был скрыт от окружающих.

Кудрявый
мальчик со смуглым лицом и живыми глазами рос и развивался для всех незаметно.
Семи лет он впервые попал в деревню, в поджмомковноеимениек Захарово. Здесь
характер его резко изменился. Он стал до крайности резвым. Родители теперь были
уже в отчаянии от его шалостей, сменявшихся капризной угрюмостью. Даже добрая
бабушка, Мария Алексеевна Гваннибал, говаривала про своего люьбимца:»Не знаю,
что выйдет из моего старшщего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится
плохо, редко когда урок свой порядком сдаст, то его не расшевелишь, не прогонишь
играть с детьми, то вдруг так развернется и расходжится, что ничем его не
уймешь, нет у него середины».

Теперь
малени=ький Пушкин уже не убегал в жетскую из гостинной, где в числе
посетителей бюывали Карамзин, Батюшков, жуковский. «Он внимательно прислушивался
к их суждениям и разговорам, знает корифееев нашей словесноти не по одним их
произведениям, но и по живому слову, выражающему характер человека, западающему
часто в юный ум невольно и неизгладимо».

Среди
разговоров светских знакомых и литературных друзей отца, в обществе, где
ценились тонкие мадригалы, эпиграммы, каламбуры, находило пищу и остроумия
Пушкина.

Воспитание,
полученное Пушкиным в родном доме, черезвычайно характерно для полуфранцукзских
нравов русского дворянсткого общества начала 19 в. Учебные занятия с
гувернерамиЮ, большей частью плохими педагогами, не понимавшими своего живого и
своенравного ученика, пользы принесли ему немногоЮ но немало доставили ему
огорчений. В плане автобиографических записок пушкин упоминает:»Первые неприятности-
гуавернантки. Моли непричтные воспоминания – Кат.П. и Ан.Ив. – Нестерпимое
состояние». Сведения о первых учителях пушкина сохранились очень сукудные. Сам
он в упомянутом плане автобиографии называет две фамилии- Монфор и Русло, но не
указывает, ьбыли ли они гувернерами или приходящими учителями.

В
воспоминаниях сестры полэта Павлищевой сказано, что воспитание детей «вверено
было иностранцамиЮ гувернерам и гувернанткам. Первым восмпитателем был эмигрант
граф Монфор, челдовек образованный, музыкант и живописец, потом русло, который
писал хорошо французские стихи, далее Шедель и другие, им как воджилось тоггда,
была дана полная воля над детьми.

Настоящим
и делтеным наставником в русском языке был священник Беликов, принадлежавший к
числу образвоанных представителей духовенства. Воспитанник
Славяно-греко-латинской академии в Москве, он влажал латинским, французским,
немецкими языками. Детям пушкиных он преподавал закон Божий, русский язык  и
арифметику.

Пушкин
вспоминал :»Гувернантки были сноснее гуверненво , хотя и не бличстали
напускными педагогическими ухватками. Но из них большая часть по образвоанию и
уму стояла ниже всякой критики, поражая своей наивностью. Так одна их них
удивлялась, поячему волки не гуляют по Москве, почему десертом не служат сальные
свечи.»

В
программу воспитания детей входили и танцы. Маленьких пушкиных родители водили
на уроки танцев к Трубейким и сушковым. Пол четвергам детей возили на
знаменитые детские балы танцмейстера Иогеля.

Для
развития будущего поэта большое значение, нежели уроки, имело самостоятельное
чтение. «Чтение – вот лучшее учение». Мальчик забирался в отцовскую библиотеку
и пожирал книгу одну за одной, в основном фрванцузскипе роиманы. При
поступлении в лицей пугкин поразил сверстников своей начитанностью. «Все мы виели,-
вспоминал пушин, друг пушкина,- что Пушкин нас опередитл, многое прочел, о чем
мы и не слыхивали, все. Что читал, помнил»

Чтение
пробудило в ребенке творческую фантазию. Он стал писать по-французски маленькие
комедии и разыгрывал их перед сестрой, которая изображала публику. Позднее
пушкин считал такого роджа упражнения в чужом зяке вредными для русской
поэтической техники.

 Лет
десяти пушкин сочинил героико-комическую поэиту в шести песнях. Содержанием ее
была война между карлами и карлицами во времена короля дагоберта. Поэма
называалась «Толиада». Гувернантка похитила тетрадку юного поэта и отдала ее
гевернеру Шеделю, жалуясь, что мальчик не знает своего урока. Шедель прочитал
первые стихи и рахохотался. Тогда маленький автор расплакался и в пылу оскорбленного
самолюбия бросил свою поэму в печку.

Воспитание
Пушкина «мало заключало в себе русского». Но, к счастью, чсреди его
воспитательниц были две замечательные русские женщины:бабушка Мария
Александровна и няня Арина Родионовна, крепостная из вотчины Ганнибалов –
Кобрино,

Бабушка,
много испытавшая на своем веку, носохзранившая душевную бодрость и мягкость,
внесла в детскую пушкиных тот уют, которого дети не могли видеть в светской
гостинной. У бабушки поэт учился читать и писать по-русски. Нужно хаметить, что
она отдичнгол писала по-русски, бабушка была и хранительницей семейных
преданий. Внучек залезал в рабочую корзину и жадно слуал ее рассказы и старине.
От нее, как волшебгую сказку. Он узнал повесть и жизни своего прадеда, арапа
Ибрагима.

От
бабушки пушкин еще в детстве мог слышать расскащзы и о прошлом немекой слободы,
связаной с реформами петра, от нее мог узнать предания о годунове и Дмитрии
Самозванце. В жвух верстах от Захарова находится село Вязекмы, где был
похоронен брат поэта николай. Село вяземы принадлежало борису Годунову. Которым
были построены каменная двухярусная церковь и каменная звонница. Память о
годунове жила в рассказах и преданиях местных жителей.

Таким
образом, когда впоследствии пушкин встретид название годжуновского села в рассказе
Карамзина о подмосковных воиснких потехах самозванца и о прибюлижении Марины
Мнишек к Москве, то мог допнолнить картину повестевования ихз собственых
воспоминаний о вяземах.

Захзарово
было богатой деревней, в ней раздавплись русские песни, устраивались праздники,
хороводы, и пушкин имел возможность принять впечатьления народа. В мир народной
поэзии, к тому зеленому дубу у лдукоморья, вокруг которого ходит кот ученый,
уводиои ребенка сказки и песни арины Роджионовны. Образы бабущки и няни
сливались в его стихах с образом музы, которая посетила его на слабом утре дней
златых, она склонялась над колыбелью поэжта веселой старушкой. В шушуне и в
больших очках. Няня и бабушка- предания старины и мир народной поэзии – были
для поэта связующим звенолм с историческим прошлым и с живой жизнью народа. Им
поэт обязан своим трезвым реалихзмом и глубоким пониманием родного языка.

Когда
пушкин подрос, он перешел на попечсенье крепостного дядтьки никиты Тимофеича
Козлова. Никитьа среди дворни пушкиных был человек выдающийся: он любил читать
и даже сочинял стихи. С нНикитой Козловым пушкин совершал далекие прогулки по
москве и ее окрестностям, взбирался на колокольню Ивана Великого, посещал
монастыри, народные гуляния, джадно впитывал впечатленияуличной жизнги, прислушивался
к живому и образному говору московской толпы. Разговорный язык простого народа
(не читающего иностранных книг, не выражающего, как мы, своих мыслей на
французском языке) достоин также глубюочайщего изучения»- писал Пушкин в 1830
г., замечая, что писателям следует «иногда прислушиваться к московским
просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком».

Совершая
прогулки по московским улицам, Пушкин видел многое, что вскоре было уничтожено
опустошительным пожаром !*!»г.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий