Закон, живущий в нас, называется совестью

Дата: 12.03.2014

		

Таллиннская Тынисмяэская Реальная Школа

Закон, живущий в нас, называется совестью.

(по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание»)

Автор: Филипп Кекс

Таллинн 2002

В

нутри
каждого человека находится некий механизм, регулирующий его поведение. Этот
механизм часто именуют словом «совесть». Но какова природа этого механизма, и
является ли он нашим внутренним законом? На эти вопросы вряд ли  кто-нибудь
сможет дать однозначный ответ.

Я считаю, что в голове у каждого человека находится
некая матрица, содержащая в себе представления об идеальном мире. Информация,
заложенная в матрицу идеального мира, формируется из жизненного опыта. Её
формирование начинается с первых секунд жизни и продолжается до самой смерти. Но
в старости этот процесс замедляется потому, что количество нового опыта во
много раз меньше количества информации, уже накопленной в матрице. Поэтому
жизненный опыт, полученный в старости, мало влияет на представление об
идеальном мире. Человеческая совесть является желанием приблизить окружающий
мир к идеальному. Часть информации, описывающей идеальный мир, можно охватить
своим сознанием, но оставшаяся часть находится в подсознании, и человек часто
не понимает, почему он поступил так, а не иначе. Например, если мы видим, что
кто-либо поступил не так, как он не должен был поступить в нашем идеальном
мире, то мы его осуждаем. А если мы сами поступили не так, как должны были, то
мы осуждаем сами себя. Самоосуждение – это муки совести.

Иногда люди пытаются сопротивляться самим себе. Это
произошло с главным героем романа Достоевского «Преступление и наказание» —
Родионом Раскольниковым. В своём сознании он создал фантомный идеальный мир. По
его теории всё человечество делится на две части: люди «право имеющие» и «твари
ползучие». Человек «право имеющий» – сверхчеловек, он не стеснён ни жалостью,
ни совестью. То есть в его идеальном мире он может использовать любые средства
для достижения своей цели. А «твари ползучие» — немощная толпа, инструмент в
руках высших людей. Не смотря на чрезмерный максимализм теории Раскольникова,
она не лишена логики и здравого смысла. Герой Достоевского пытался заменить
свой идеальный мир миром фантомным и жить по придуманным правилам. Более того,
он относит себя к людям «высшим». И чтобы доказать себе свою принадлежность к
ним, он решает переступить черту, которая отделяет этих людей от толпы. Этой
самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки —
ростовщицы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова,
конечно). Но подсознание берёт верх над сознанием.

Так как Раскольников воспитывался в обычной семье, я
осмелюсь предположить, что в его голове отложились нравственные принципы
свойственные большинству людей. В его идеальном мире нет ни убийств, ни
бедности. В нём его мать и сестра счастливы и довольны им. А сам он прилежно
учится в университете, и параллельно неплохо зарабатывает на интересной работе.
По этому он бескорыстно помогает почти незнакомым ему людям: пьяной девочке на
улице, семье Мармиладовых.

Убив старуху, Родион Раскольников поступает против
своего идеального мира, и подсознательно начинает осуждать себя. Но он также не
хочет отказываться от своего придуманного идеального мира, и это приносит ему
ещё большие страдания.

И так, мы уяснили, что есть совесть, и какое она имеет
влияние на своего хозяина. Теперь мы выясним, может ли совесть называться
законом?

Совесть очень сходна с законами, создаваемыми людьми
для поддержания порядка в обществе. Законодательство каждой страны – есть
разложенное по частям идеальное общественное положение этой страны.
Законодатели пытаются при помощи законов приблизить реальное положение к
идеальному. Но есть одно принципиальное различие между законом общественным и
законом внутренним (совестью): совесть опирается на целый мир, созданный самим
человеком, и поэтому разночтения не могут иметь места, а закон есть лишь
упрощённая копия совести.

Наказание, которое понёс Раскольников по человеческим
законам ничтожно по сравнению с наказанием его внутреннего закона. Но
Достоевский пощадил своего героя, дав ему понять, что он «тварь ползучая», и
позволив раскаяться в содеянном.

Поведение Раскольникова не доказывает мою теорию о
существовании идеального мира, но и не опровергает. Следственно моя идея имеет
право быть.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий