Каким видит Лермонтов героя своего времени в романе Герой нашего времени
Каким видит Лермонтов
героя своего времени в романе «Герой нашего времени».
Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова » Герой нашего
времени» жилВ
тридцатые годы девятнадцатого столетия, в годы реакций после декабристского
восстания1825
г., в то время, когда жил Михаил Юрьевич. Автор подчёркивает своё стремление
создать типичный образ героя своего времени. Белинский назвал роман «
грустной думой о нашем времени».Особенностью
романа является то, что портрет героя времени создаётся как история одной
человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много
общего с судьбоюЦелого
поколения: » Мы не способны более к великим жертвам ни для блага
человечества, ни длясобственного
счастья».Автор
этого произведения передаёт принципы и нравы того «водяного
общества», в котором жил не только Печорин, но и сам этот великий русский
писатель и поэт. » Герой нашего времени портрет, но не одного
человека, а портрет, составленный из пороков нашего времени «.Михаил
характеризует черты общества , рассказывая нам об иронии как о
предпочтительной для себя позиции:» Наша публика так ещё молода и
простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения
» Общество, состоящее из молодых людей того времени, не угадывает шутки,
не чувствует иронии; Оно дурно воспитано. Так как главный герой этого романа
родился и вырос среди этого поколения ,То он, конечно, обладает такими
нравственным качествами, как эти: Печорин типичный юноша того времени,
чем-то похожий на пушкинского «денди» своим поведением: «Ему не
хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая
посредственность.»( Белинский) Печорин не может найти настоящую цель в
жизни, так как его искания замкнуты на самом себе. Отсюда его хандра, угасший
жар сердца. Но в отличие от Онегина, примирившегося со своей жизнью, Печоринищет
опасности, стремится к активной жизни и« глубоко страдает» , не найдя
своих единомышленников. Только Вера могла понять и оценить все его недостатки и
достоинства,была
Вера его подруга и любовь с детства.
Печорин-выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для аристократической
молодёжитого
времени воспитание и образование под руководством иностранных учителей и
гувернёров.В
девятнадцатом веке была мода среди аристократов приглашать иностранных
учителей обучать своих детей знаниям, в особенности часто приглашали
французских. Печорин, выйдя из-под опёки своих родных, стал бешено наслаждаться
всеми удовольствиями, которые можно было достать за деньги. Затем пустился в
большой свет: влюблялся и был любим многими девушками.Печорин
имеет« резкий охлажденный ум», который позволяет ему правильно судить
о людях,о
жизни, критически относясь к самому себе и к окружающим. Главный герой уже всё
испытал,ещё
в юности ему опротивели все удовольствия. Это не могло не привести к
разочарованию в жизни.Скука
быстро овладевает Печориным: это их схожесть с Евгением Онегиным Пушкина.Сначала
он пытается заняться наукой, читал книги, но вскоре ему это опять надоело. Он
отправляетсясранствовать,
скитаться: тут он схож с автором «Героя нашего времени», который
пишет:«Тучки
небесные, вечные странники!.. Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники».
Лермонтов как-будто
сравнивает себя с тучками, называя их «вечными странниками», а себя»
изгнанником».Приехав
служить за Терек, Печорин знакомится с Максимом Максимовичем. Это старый
штабс-капитан-человек честный и добрый, накопивший за свои годы значительный
жизненный опыт.Максим
Максимович( можно сказать) сводит его с Белой. Бэла привлекает Печорина
цельностью иестественностью
натуры. В «любви дикарки» он пытается найти забвение от его тоски, но
его ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу,
он обличает еёна
вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и всё в то
время. Он, нежелая,
заставляет её умереть. Печорин приносит страдания всем окружающим его людям.Но,
может быть, он любил её, сам того не осознавая; ведь при встрече с Максимом
Максимовичем,он
не хотел вспоминать прошлое, может быть, прошлое вызывало страдания и чувство
вины у Печорина.Вообще,
наш герой говорил о женщинах и любви с иронией.В
истории с Мэри Печорин, затевая интригу, не преследует никакой цели. Мэри
молода, самолюбива,доверчива.
Но страх потерять свободу заставляет героя подавить зарождающееся чувство.Глубокое
и давнее чувство Печорин испытывал и к Вере. » Она единственная женщина в
мире, которуюя
не в силах обмануть«.В ера лучше, чем кто-либо другой, » проникла во
все тайны» его души.Печорин
способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру. Получив её последнее письмо,
онпрыгнул
на Чернеца и поскакал в Пятигорск. Но, может бать, в некоторых случаях, его
можно назватьэгоистом,
так как, соблазнив Мэри только для того, чтобы соблазнить, он сообщает ей, что
онне
любит её.На
Кавказе он встречается с Грушницким. Грушницкий-пародия на Печорина. Поэтому он
и раздражает главного героя романа. Во время дуэли за Мэри Печорин предлагает
Грушницкому примирение, но ситуация уже не обратима: «Нам на земле вдвоём
нет места!» Накануне дуэли, вспоминая о прожитой жизни, Печорин задумался
над вопросом: зачем он жил? Для какой целиРодился?
На плечи Печорина ложится ещё одна смерть.Ещё
одним другом Печорина был Вернер. Это две различные натуры с противоположными
чертами характера. Вернер способен на истинные чувства..Казалось
бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь
он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то
нет, а вместо него утомление и скука… Почему же судьба героя так трагична?Ответом на этот вопрос является последняя глава «Фаталист». Здесь
решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и
нравственные.
Она начинается с философского спора Печорина с Буличем о предопределении
человеческой жизни. Вулич сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом:
«Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля,
рассудок?» Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными
схватками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в
висок,окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице
пьяным казаком; в-третьих, отважное нападение Печорина на казака убийцу. Не
отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя
смиряться, быть покорным судьбе
Как и в стихотворении «Дума», поэт, ощущая себя внутри поколения,
разделяет его вину и судьбу, своим пониманием общей трагедии, яростным
негодованием и всей горечью размышлений выходит из общей массы, поднимается над
ней на недосягаемые высоты духа.Печально
я гляжу на наше поколенье!Его
грядущее иль пусто, иль темно..Мы
иссушили ум наукоюТая
завистливо от близких и друзейНадежды
лучшие и голос благородный.