Конармия. Анализ новеллы Бабеля Мой первый гусь

Дата: 12.03.2014

		

“Конармия” И. Э. Бабеля — это сборник
небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом
повествователя.

“Конармия” написана на основе дневников
Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии). Сражался сам Бабель под
именем Лютова.

На основании этого можно сделать вывод,
что главный герой выражает мировоззрение самого Бабеля.

При
внимательном рассмотрении дневник и рассказы оказываются непохожими. Но это
можно понять. Форма отстранения автора
Дневника от реальности, продиктованная в ситуации гражданской войны
необходимостью самосохранения, в “Конармии” превращается в эстетический прием,
дающий возможность, с одной стороны, — обнажить грубость и варварство казаков,
а с другой — позволяющий акцентировать отчуждение еврейского интеллигента,
пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно жестокой жизни

Новелла «Мой первый гусь». Как и
большинство новелл этого сборника написана от первого лица – Кирилла
Васильевича Лютова.

Автор обнажает грубость и варварство
казаков, акцентирует отчуждение еврейского интеллигента, пытающегося жить в
чуждой ему, чудовищно жестокой жизни.

Это видно буквально с первых же строк рассказа: «Ты грамотный?» спросил Савицкий, и узнал, что Лютов «грамотный» («кандидат прав Петербургского университета»), а ведь это армия рабочих крестьян. Он чужой.Потом, когда он закричал ему: « Ты из киндербальзамов… и очки на носу», когда он смеясь воскликнул: «Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки», — Бабель был точен в изображении того как веками копившаяся  классовая ненависть огрубляет человеческое поведение. Лютов смиренно и покорно сгибается перед казаками. Автор изобразил его поведение с иронией. Что-то есть в его страхе женственное.  Чувствуя , что он здесь чужой, Лютов хочет стать своим. Для достижения этой цели, он бесстрастно убивает гуся. Когда победа, казалось, достигнута, когда казаки наконец говорят: «парень нам подходящий» — Лютов, торжествуя, читает им речь в газете, появляется ощущение ,что победа-то его какая-то странная, неполная. «…Мы спали шестеро там, согреваясь друг от друга».Конфликт тут внешний, и лишь в финале рассказа становится понятным, что  бесстрастие мнимое. А в душе героя томление, «внутренний жар», «пылающий лоб». “ И только сердце, обагренное убийством, скрипело и текло” (“истекает голова убитого гуся под сапогом солдата). Это “сопровождение” любой войны. И это необходимо пережить. Между Лютовым и красноармейцами есть дистанция. В нем ещё осталось что-то человеческое.  Этим и объясняется высокий слог финала.В системе ценностей героя нет будущего. Есть только настоящее. Вся жизнь будто пульсирующее переживание. Наверное именно поэтому так важна жизнь, и так трагична смерть.Бабелевский мир по сути раскрываемых в нем простейших общечеловеческих отношений трагичен — из-за постоянного вмешательства смерти в течение жизни.Необычен пейзаж у Бабеля. «деревенская улица  лежала  переднами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух». Пейзажу задано два противоречащих тона: тепла и всеразрушающей смерти. Всё находится в движении. Отношения «неба» и земли» абсолютно независимы друг от друга. Так и получается, что состояние героя противоречиво. Он ведь делает этот поступок независимо от своего внутреннего состояния.

«Солнце падало на меня из-за зубчатых  пригорков».
Взаимосвязь тут между небесными и земными гранями опять предстает в необычной
форме. Движение солнца вертикально. И эта вертикальность будто не оставляет
выбора для главного героя своей прямолинейностью.

Так, мне кажется, пейзаж непосредственно связан с
действиями героя.

Сюжета
тем не менее как такого нет. . Бабель
намеренно строит сюжет на видении мира, отражающем, главным образом, сознание
одного человека — Лютова. Таким образом, автор “Конармии” освобождает себя от
необходимости мотивации происходящего и, что важнее, от раскрытия
логики собственно военных событий — для книги о войне “Конармия” содержит
удивительно мало фабульного действия как такового. Сюжетный ряд строится таким
образом , чтобы передать зрительное, слуховое восприятие главного героя..

Автор подчеркивает мгновенность, внезапность, отрывочности действий и отсутствие связи между ними. Чтобы показать всю ценность жизни. Этого он добивается использую глаголы совершенного видов: особенно — в глаголах стилистически нейтральных: “закричал”, “прокричал”, “произнес”. Может усиливаться словом “вдруг”, которое чаще всего употребляется именно рядом с нейтральными глаголами речи. Порою действия бессмысленны и оборванны: «…подошел ко  мне  совсем  близко, потом отскочил в отчаянии и побежал в первый двор». Все внутренне-смятенное состояние человека выражено здесь в действии, и наблюдатель-автор, ничего не объясняя, как бы механически восстанавливает последовательность этих безумных “шагов” и “жестов”, логически не связанных между собой. Всё как бы построено по схеме краткости. Структура стиля Бабеля предсталение живого мира как нечто осколочное и оборван, нет в нем цельности. Повествование  ведется на литературном языке. Но тем не мене стилевой рисунок словесной формы пестрый и разноголосый. Во многом этому способствуют казаки, вводя в разговор естественную живую речь: «…обязаны вы принять этого  человека к себе в помещение и без глупостев, потому этот  человек  пострадавший  по ученой части…» Во всех рассказах “Конармии” есть присутствие самого автора, который вместе с ее героями прошел трудный путь к постижению смысла этой кровавой борьбы. В описаниях событий есть жестокая правда могучего кровавого потока жизни.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий