Всемирная Литература.
КОМЕДИИ АРИСТОФАНА. МЕСТО
КОМЕДИИ В АФИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ.Драматические
представления в Афинах ведут своё начало то обрядов, посвящённых богу Дионису-
покровителю виноградарства и виноделия. Культ Диониса, постепенно вобравший в
себя космические представления древних греков о смене времён года, о вечной
«борьбе» зимы и лета пользовался особенно широким распространением
среди земледельцев, и, позднее стал государственным культом Афин. Именно в
рамках культа бога Диониса произошло формирование основных жанров греческой
драмы сначала трагедии, позже, комедии. При этом включение трагедийных
постановок в состав всенародных празднеств в честь Диониса относится к концу
шестого века до нашей эры.В Афинах
существовало несколько праздников, посвящённых Дионису: Великие Дионисии и
Ленеи. Театральные представления, проходившие дважды в год носили общенародный
характер. На них собиралось всё взрослое население Аттики. Представления
проходили в Театре Диониса, расположенного под открытым небом естественным
амфитеатром на склоне Акрополя, вмещавшим порядка семнадцати тысяч человек. На
праздники в Театр Диониса приходило втрое больше человек, чем на самое важное и
многолюдное собрание. Представления были не только развлечением, но также они
были составной частью религиозного праздника и открывались торжественным
жертвоприношением в честь бога Диониса, совершаемым от лица государства. У
афинского театра была ещё одна интересная особенность, дающая наиболее
наглядное представление о его месте в жизни афинского общества: театральные
представления носили характер художественного соревнования, происходившего
перед многотысячной аудиторией. Театральные представления разыгрывались перед
многотысячной толпой зрителей, а в конце, судейская коллегия из 10 человек,
выносила решение о достоинствах и недостатках трагических и комических поэтов.
Имена победителей, что очень характерно и важно, с точки зрения значимости этих
состязаний, заносились на мраморную доску. Кроме самого автора, который был и
постановщиком своих произведений, на мраморной доске гравировались имя артиста,
исполнившего главную роль, и хорега, человека, обычно богатого афинского
гражданина, который брал на себя расходы по содержанию хора.МЕСТО ХОРА, СТРУКТУРА
АНТИЧНОЙ КОМЕДИИ.Каждая
комедия открывается прологом, в начале которого, обычно, в диалогической форме,
излагается содержание пьесы и действующие лица. Часто, пролог является
достаточно большой сценой, с участием нескольких лиц, и неизменными шуточными
обращениями к зрителям. В прологе выясняются намерения главного героя, и те
силы, которые ему противостоят. Так завязывается сюжетный конфликт, получающий
своё дальнейшее развитие уже при непосредственном участии хора. Так называемый
парод выход хора на сценическую площадку означает начало новой части комедии.В античной
комедии хор занимает одну из главных ролей и оживлённо участвует в действии.
Хор, может состоять из реальных людей: женщин, стариков, всадников, или из
животных, птиц, или чего другого, к примеру, облаков. Аристофан, например,
назвал иногда свои комедии по тем одеждам, в которых выступал хор:
«Лягушки», «Облака». Хор оживлённо участвует в действии:
приходит на помощь герою, попавшему в беду или выступает против его замыслов.
При этом вступительные песни хора, исполняемые поочерёдно двумя полу хореями
строятся симметрично, а непосредственный контакт между действующими лицами и
хором устанавливает корифей предводитель хора. Именно корифею принадлежат
реплики в диалоге с актёрами. Выход хора придаёт новую остроту намеченной в
прологе борьбе, так как возникает необходимость открытого столкновения мнений,
которое находит выражение в сцене агона- спора, так же имеющего симметричное
построение. Сначала хор исполняет песнь, выражающую его отношение к предстоящей
борьбе оду -, затем, корифей обращается со словами одобрения к одной из
противоборствующих сторон, после чего начинается развитие аргументов. Обычно,
последним в споре выступает персонаж, которому волей автора суждено одержать
победу в схватке. Следующая часть античной комедии парабаса, являющаяся
обращением хора к зрителям, обычно не связана с сюжетом комедии. Она является
своеобразным лирическим отступлением, в котором поэт обращается к аудитории,
выдвигая свою точку зрения на актуальные проблемы. Таково обычно содержание
первой части парабасы анапестов, исполняемых корифеем. Затем следуют
симметричные выступления двух полу хорей. Ода и антода, эпиремма и антэпиремма,
содержащие прославление родины, богов, и здесь же, отметим этот факт, нападки
на граждан полиса, чьё поведение автор считает несовместимым с гражданской
моралью. Предполагают, что парабаса представляет собой древнейшую хоровую
часть комедии, обличительную по своему основному назначению. В нескольких
комедиях Аристофана в их второй части встречается ещё одна хоровая партия,
построенная на чередовании од и эпирем. Её принято называть малой парабасой.
Поскольку чаще всего конфликт исчерпывается в конце агона, эписодии, следующие
за парабасой, уже не развивают основного действия, а только подчёркивают значение
победы одержанной одним из героев. В этот момент появляются другие претенденты
на победу, помимо главного героя, и тогда, он нередко пускает в ход дубину или
палку, высмеивая их недостатки. Наконец, всё приходит к благополучному финалу,
заключительная песня хора завершает античную комедию.АРИСТОФАН.
«ЖЕНЩИНЫ В НАРОДНОМ СОБРАНИИ»В
своих комедиях Аристофан затрагивает насущные проблемы афинского полиса
государства. Иногда, в его комедиях жёстко высмеиваются лица, которые были
хорошо известны современникам, но история сохранила для нас лишь их имена.Комедия
«Женщины в народном собрании» впервые была поставлена на Ленеях в 392
году до нашей эры. Это время тяжелейшего кризиса афинской демократии,
формального восстановления правления «тридцати тиранов». Сильно упала
политическая активность граждан. За участие в народном собрании пришлось
устанавливать плату: сначала один, а затем и три обола. Комедия «Женщины в
народном собрании» с точки зрения композиции является новаторской. Парод ещё
сохраняется, но парабаса уже отсутствует, хор утрачивает свою ведущую роль.Комедии
Аристофана поразили меня своей физиологичностью, и отсутствием у Аристофана
внутренней цензуры. Они написаны по принципу » что естественно, то не
позорно.» Так, в самом начале комедии, происходит диалог между Блепиром и
его соседом. Они разговаривают на улице, возле дома соседа, где Блепир
устраивается, чтобы справить нужду. Диалог происходит между испражняющимся
Блепиром и стоящем не вдалеке соседом. После достаточно длинного диалога, во
время которого Блепир всё время методично испражняется, сосед, наконец, его
спрашивает: «Да ты решил сходить канатом якорным?»Может
быть, во времена древних греков не существовало каких- то условностей,
моральные нормы отличались от нынешних. Но всё равно, я как то плохо
представляю ту же сцену в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Вот, как я её
вижу, в стиле комедии Аристофана.Джульетта,
выглядывая из окна, обращается к Ромео, сидящему внизу, под кустом.Джульетта:
Ромео, где ты?Ромео:
Да здесь я, дура, под кустом внизу сижу.Джульетта:
«Что делаешь, приятель, положить присел?»Ромео:
«Да, говорят все кошки ночью серы. Никто и не приметит, как присяду
я.»Джульетта:
«Давай быстрее, или ты сходить решил канатом якорным?»Бред.
Всё, что стоит в кавычках
взято из первого эписодия комедии «Женщины в народном собрании»
Аристофана. Всё же, цивилизация не стоит на месте.Комедия поражает
с самого начала: в прологе, подробно описывается процесс эпиляции в области
бикини, по древне гречески, с помощью зажжённого фонаря. Комедия «Женщины
в народном собрании» была написана на актуальную тему кризиса полисной
демократии. Женщины решают захватить власть в городе, и, для этого переодевшись
мужчинами, явиться на народное собрание в облике мужчин и проголосовать за передачу
властных полномочий женщинам. Для этого, вечером, они похищают у своих мужей
плащи, башмаки и, нацепив бороды, отправляются на народное собрание. Имея
численное преимущество, женщины «протаскивают» законопроект, по
которому, вся власть в их городе переходит к женщинам, то есть к ним. Своей
предводительницей женщины избирают Праксагору, наиболее умную из всех.Далее мы встречаем идею о
коммунизме: женщины издают постановление, по которому, все должны сдать всё в
общую казну, не остаётся частной собственности, впрочем, как и частной жизни.
Женщины предлагают жить счастливой коммуной детей цветов. Общие жёны, общие
мужья, общие дети. И всё было бы хорошо, если бы не закон, по которому, молодые
девушки должны уступать места в постели лицам пожилого возраста. И в четвёртом
эписодии, юноша, идущей к своей любимой, оказывается атакованным сексуально
неудовлетворенными старухами. Сразу тремя. А если, всё по тому же закону, он
откажется , то его оставят без обеда. Совсем. По своему построению комедия
заканчивается пиром победивших женщин, но логически, на мой взгляд, комедия
заканчивается терзаниями юноши: зайти «на чашку чаю» к старухе или
остаться без обеда. Я предпочёл бы остаться без обеда.Куликов
Никита, 21.05.03