Мандельштам О.Э. Интерпретация стихотворения Невыразимая печаль….
Интерпретация.
О. Э. Мандельштам
Невыразимая печаль
открыла два огромных глаза,
цветочная проснулась ваза
и выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
так много поглотило сна.
Немного красного вина,
немного солнечного мая –
и, тоненький бисквит ломая,
тончайших пальцев белизна.
1909
Стихотворение О. М. Мандельштама «Невыразимая печаль…» одно из
ранних в творчестве поэта (1909 год). По словам Ахматовой, «десятые годы –
время очень важное в творческом пути Мандельштама…»(Серебряный век. Мемуары. Анна
Ахматова. Листки из дневника. М., 1990, с.407). Действительно, поэт много
эксперементировал. Начало века: еще в моде символизм, интересны
импрессионисткие опыты Иннокентия Анненского. У Мандельштама много образцовых
учителей, но он горд тем, что представляет новое течение в поэзии – акмеизм,
«ясный» поэтический мир.Если назвать поэзию
Мандельштама живописью, то это несомненно импрессионизм. Луч солнца –
неслыханная дерзость в живописи – новаторство Мане, Моризо, Дега и многих
других художников. Яркое освещение в картине делает цвет предметов насыщенным:
зеленая вода, огненные кувшинки, красный бант в петлице, фосфорически белые
перья балерин, желтое тело Олимпии.Мандельштам в
стихотворении называет один яркий цвет – красный («немного красного вина»), но
сколько в картине солнечных бликов: ваза «выплеснула свой хрусталь» ярчайший
блеск, «тоненький» бисквит, «тоньчайших пальцев белизна» тоже белый цвет.«Невыразимая печаль» это небольшой лирический этюд в стиле
натюрморта. Тема этюда утреннее пробуждение, ощущения своего
бытия и связи с предметами действительности: комната, хрустальная ваза,
бисквит, вино. Луч солнца создает движение в картине: сначала он
ударяется о хрустальную вазу, потом освещает всю комнату, наконец будит того,
кто находится в комнате и играет на его пальцах.В картине есть
два плана: воображаемое окно, через которое проникает луч солнца и пространство
комнаты с предметами в ней. Это можно соотнести с внешним и внутренним
состоянием лирического героя – макро и микрокосмосом. Состояние героя, равно
как и положение вещей, может измениться в любую минуту: луч исчезнет, вино
станет терпким, бисквит будет съеден.В этом
стихотворении есть ряд особеностей, относящихся ко всей лирике поэта. Очень
часто в первых строфах Мандельштам отрицает: «Мы напряженого молчанья не
выносим», «Я не поклонник…», «Ни о чем не нужно говорить» и т. д. Здесь тоже
отрицание «невыразимая печаль». Очень странное определение печали, но если
вспомнить Ахматову «Звенела музыка в саду/ таким невыразимым горем…» или
«Слава тебе, безысходная боль!», то можно поставить эти слова в ряд
традиционных сентенций акмеизма. Именно, в боли, страданиях, печали есть
томление, даже «истома – сладкое лекарство». Акмеисты любят подобного рода
оксюмороны.Печаль
открывает «два огромных глаза». Это могут быть окна, которые с рассветом
становятся прозрачными, «открываются». Либо это глаза Мандельштама – красивые,
карие, с длинными ресницами. Акмеисты призывали все называть своими именами, в
отличие от символистов, которые старались вложить в обыденные слова сакральный
смысл, тем самым (по мнению акмеистов) обесценивая сакральность невыразимого.«Вся комната
напоена…» реминисценция на пушкинское «Вся комната янтарным блеском/
Напоена…». Это указание на общее настроение в строфах Пушкина и Мандельштама,
что важно для правильного прочтения стихотворения. Реминисценции, открытая
цитация, интертекстирование постоянный прием в поэзии Мандельштама. Это затрудняет
понимание стихов и одновременно обогащает их. Иногда реминисценция сводится
лишь к повторению сочетания слов в отрыве от контекста оригинала. Такова,
возможно, аллюзия на «сонное царство» Островского («Такое маленькое царство/
Так много … сна»), которую трудно истолковать иначе, как исключительно
звуковое обыгрывание знакомого сочетания слов.Немного
красного винаНемного
солнечного мая…Это напоминает
отрывок из кулинарного рецепта. Мандельштам очень любил сладости. Об этом можно
найти в воспоминаниях у Одоевцой. Например: «…Он рассказывает, как ему в одно
весеннее утро до смерти захотелось гоголь-моголя. Он пошел на рынок и купил у
торговки яйцо. Но по дороге мужик продавал шоколад «Золотой ярлык», любимый
шоколад Мандельштама. Увидев шоколад, Мандельштам забыл про гоголь-моголь, ему
«до зареза» захотелось шоколаду».Третья строфа
снова возвращает нас к технике живописи. В импрессионизме мазок ложится легко,
быстро, на ряби листвы и неба возникают стволы деревьев, паруса, фигуры, лица.
Эффект фрагментарной живописи создает непрерывное движение в картине. Третья
строфа Мандельштама ряд словесных мазков: предметы не выписываются
фотографически (при помощи цельных предложений), а называются одним – двумя
штрихами, которые разворачиваются в сознании читателя в полноценные элементы
картины. Мандельштам дает волю воображению. Грамматически – избегает сказуемых,
а в двух последних строках доводит отрывочность до предела.В стихотворении
присутствуют некоторые черты автопортрета. Глаза и пальцы. По словам
современников, Мандельштам был невысокого роста, с запрокинутой вверх головой
(«Ты запрокидываешь голову…»). Вполне можно представить, что у изящного
Мандельштама «тончайших пальцев белизна». С другой стороны, эта портретная
характеристика также косвенна, как и «два огромных глаза».Стихотворение
гармонично, музыкально. Слова играют друг с другом, ла догоняет два, ась – за и
т. д. Слоги превращаются в ноты (ра, ча, ва, та, на, ла), а ноты – в скрипичное
соло, выводящее хрупкую, нервную мелодию.Так, в коротком
стихотворении с удивительной легкостью и мастерством реализуется магическое
единство трех искусств – поэзии, живописи и музыки.Кристина
Узорко.