С Л У Ч А Й
М А Н Д Е Л Ь Ш Т А М А
Куда нам пойти?Наша воля
горька.Где ты запоёшь?Где я рифмой
раскинусьНаш посвист,наш рокот распродан с
лотка…Как хочешь, распивочно или
навынос?
БагрицкийПожалуй,нет больше такого поэта судьба которого
была бытак тесно связана с творчеством,как у Мандельштама.Судьба
итворчество,словно переплетённые змеи,проходят через всю
егожизнь,накладывая на всё свой отпечаток.И поэтому я так
подробноостанавливаюсь на его биографии.
Осип Эмильевич Мандельштам родился в
Петербурге 15января 1891 года в семье мелкого
коммерсанта,промышлявшегопродажей и обработкой кожи.
Мандельштам окончил Тенишевское училище,одну из
лучшихпетербургских школ.Каникулы он проводил в Павловске,в
Финляндии,в Прибалтике.Школа дала ему прочные знания,прежде
всего-вгуманитарных науках.
Уже в школьные годы у Осипа Мандельштама
началосьувлечение поэзией,музыкой,театром.Расширению и углублению
еголитературных интересов содействовал директор
Тенишевского 2 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
Мандельштамаучилища В.В. Гиппиус,второстепенный
поэт-символист,печатавшийсяпод псевдонимом «Владимир Бестужев».Живя
в Павловске,Мандельштам посещал музыкальные вечера в
привокзальномконцертном зале.В театре на него сильнейшее
впечатлениепроизвела В.Ф.Комиссаржевская.
Годы 1907-1910 Мандельштам проводит на Западе.От
временидо времени бывая в Петербурге,где завязываются его первые
связис литературной средой.Его занимают проблемы
идеалистическойфилософии,и в 1909-1910 годах он эпизодически
посещает вПетербурге собрания Религиозно-филисофского
общества.Онувлекается идеями и творчеством
писателей-символистов истановится гостем, так называемой
«башни» ВячеславаИванова,квартиры этого поэта и теоретика
символизма,гдерегулярно собирались литераторы,главным образом
разделявшие схозяином дома его идейно-эстетические искания и убеждения.
В 1911 году Мандельштам
поступает наисторико-филологический факультет
Петербургскогоуниверситета,стремясь систематизировать свои знания. К
этомувремени он прочно входит в литературную среду,- у
негопоявляются контакты с организованным Н.Гумилёвым «цехом
поэтов»,складываются добрые отношения с
позднесимволисткимипоэтами-Кузьминым,Сергеем Городецким.
Символизм как литературное течение вступил в ту
пору вполосу глубокого кризиса.От него отошли некоторые из
крупнейшихпоэтов (прежде всех и решительнее всех-Александр Блок),на
неговелась атака со стороны группы писателей-футуристов,у
него 3 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
Мандельштамапоявилась оппозиция в собственной среде,сложившаяся в
группуакмеистов вместе с Н.Гумилевым, А.Ахматовой,
С.Городецким,В.Нарбутом, Зениевичем и другими.Мандельштам стал
сотрудникомтаких изданий, как «завоёванный» акмеистами
«Апполлон» иакмеистический «Гиперборей»,выступал в печати
не только состихами,но и со статьями на литературные темы.
В 1913 вышла в свет первая книга Осипа
Мандельштама«Камень»(затем переизданная в 1916 и 1923 )Этот
сборник сразупоставил автора в ряды зрелых и значительных поэтов.Уже
книга«Камень» показала,что Мандельштам занял в
акмеизме несколькообособленное место,его отличие от большинства
поэтов-акмеистовприобрело социальную отчетливость в годы первой мировой
войны ипосле октября 1917 года.Вот пример одного из
егостихотворений,опубликованных в сборнике «Камень»:
«Смутно-дышащими листьями
Чёрный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В темном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
А над лесом вечереющим
Встала полная луна
Отчего так мало музыки
И такая тишина.»
4 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
МандельштамаВот такими грустно-меланхоличными настроениями
пронизанымногие стихотворения из сборника «Камень».В этом
стихотворениитрудно найти смысл,но здесь есть настроение,очень
точнопереданное автором.
В предоктябрьские годы у Мандельштама появляются
новыезнакомства.Он обменивается стихами с
МаринойЦветаевой,сотрудничает с Ларисой Рейснер в журнале
«Рудин»,в1915 году встречается в Крыму с
МаксимилианомВолошиным.Затем,летом 1917 года,снова приезжает в Крым,в
Алушту.В 1918 году поэт живет то в Москве,то в Петрограде.В 1918
годуон вновь в Крыму,потом в Тифлисе,куда он приехал
ненадолго икуда приезжал снова и снова.
В конце 1920 года Мандельштам поселился в
Петрограде.гдеполучил комнату в Доме искусств,потом Дом
учёныхи.т.д.Н.Чуковский свидетельствует:»…у него никогда
не было нетолько имущества, но и постоянной оседлости-он вел
бродячийобраз жизни.Он приезжал с женой в какой-нибудь город,жил
тамнесколько месяцев у своих поклонников,любителей поэзии ,до
техпор,пока не надоедало,и ехал в кокое-нибудь другое
место.Такживал он в Тбилиси,в Ереване,в Ростове, в Перми.»
Двадцатые годы для Мандельштама были
временеминтенсивной и разнообразной творческой работы.Были созданы
новыестихи,вышли новые
поэтическиесборники-«Tristia»(1922),объединнивший
стихи 1916-1920годов,«Вторая книга»(1923),куда вошли
произведения 1916 1922годов,«Стихотворения»(1928)-книга избранной
лирики за время с 5 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
Мандельштама1908 по 1925 год.Поэт продолжал публиковать статьи о
литературе,и его выбранные критические статьи с 1910 по 1924 год составили
сборник «О поэзии»(1928.Были изданы две книги
прозы-повесть»Шумвремени«(1925) и »Египетская марка»(1928).
Много времени и сил отдал Мандельштам
переводческойработе.Отлично владея француским,немецким,английским
языками,онбрался-нередко в целях заработка-за переводы
прозаическихпроизведений современных зарубежных писателей.Так
былисделаны,зачастую продиктованы на пишушую машинку,
переводыфранцузов Ж.Ромена «Обормоты», Ж,Дюамеля
«Письма к моему другуПатагонцу»,немцев А,Даудистеля
«Жертва»,Ф.Геллера»Тысяча втораяночь«,американца У,Синклера »Машина» и
другие.С большим илюбовным вниманием работал поэт над переводами из
ВальтерСкотта.
«Скудный луч .холодной мукою…»Это
стихотворение былонаписано Мандельштамом в 1911году.Автор как бы вводит
нас всвоеобразный , поэтический мир тонких , сложных
ассоциаций ,воплощенных художественным словом.Стихотворения
Мандельштамаотличает яркая образность. В данном стихотворении душа,окутанная
печалью, ассоциируется у М, с «колокольней
отуманенной» ,скоторой кто-то «снял колокола».Автор как бы
погружает читателя вмир чувств,образов.Потрясает сравнение собственной
печали с«птицей серою».Вот где проявляется
мастерствописателя!Мандельштам стремится передать
неуловимые,чутьзаметные,движения человеческой души:
» …Полуявь и полусон.
6 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
МандельштамаЗабытьё неутолённое
Дум туманный перезвон…»
Мастерство писателя-поэта проявляется в
том,чтомы,читатели,ощущаем и видим то ,о чем поэт пишет.
И стоит осиротелая
И немая вышина
Как пустая башня белая,
Где туман и тишина.
Мандельштам очень точно подбирает
эпитеты:»скудныйлуч,птицу серую, птица раненая и.т.п….»Мои слова
потверждаетстих»На перламутровый
челнок…»Мандельштам сравниваетоднообразные движения человеческих рук с «приливами и
отливами»,а ладонь-с «раковиной», которая»… то
гаснет, к теням тяготея ,то в розовый уйдет огонь …»В своих стихах о любви
Мандельштамочищает это чувство от той скверны, что наносим мы
порой нанего,и показывает нам всю его красоту,заманчивость,прелесть.
… Там я любить не мог
Здесь я любить боюсь …
Осенью 1933 года Осмп Мандельштам написал
небольшоестихотворение:
«Мы живем,под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,-
Там помянут кремлёвского горца.
7 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
МандельштамаЕго толстые пальцы,как черви, жирны,
А слова,как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей,
Кто мяучит,кто плачет,кто хнычет,
Лишь один он бабачит и тычет.
Как подковы куёт за указом указ —
Кому в пах,кому в лоб,кому в бровь,кому в глаз.
Что ни казнь у него, то малина
И широкая грудь осетина.»
В ночь с 13 го на 14 ое мая 1934 года
ОсипМандельштам был арестован.Я думаю, нет нужды объяснять
почему.По просьбе жены поэта за Мандельштама взялся
хлопотатьН.И.Бухарин. Он думал ,что Мандельштама взяли за
«обычныеотщепенческие» стихи (что-нибудь вроде
«Волка») Однако узнав,что Мандельштам арестован «за эппиграму на
Сталина»,Бухарин пришёл в ужас.
Бухарин искренне
симпатизировалМандельштаму,неоднакратно помогал ему,да и в этот раз,
пока невыяснилось,за что тот арестован ,делал всё,чтобы смягчить
егоучасть.Не знаю, понимал ли уже Бухарин в 1934 году на краю
какой 8 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
Мандельштамапропасти он стоит.Но как бы то ни было, он точно знал
,чтозаступничество за человека,написавшего такие
стихи,угрожает нетолько его положению,но и самой жизни.Да и Демьян Бедный
виселна волоске от смерти после того,как неосторожно сказанул
где-то,что терпеть не может,когда Сталин листает редкие книги в
егобибилиотеке своими жирными пальцами.Кстати,отсюда и
строкаМандельштама :»… его толстые пальцы,как черви ,жирны
…!»Когда стало известно о том ,что Мандельштам
арестован застихи о Сталине,друзья и близкие поэта поняли ,что
надеятся нена что.Да и раньше,до ареста,все,кто знал эти
стихи,несомневались,что он за них поплатится жизнью.
И вдруг произошло чудо.Мандельштама не
только нерасстреляли,но даже не послали на
«канал».Он отделалсясравнительно легкой ссылкой в Чердынь,куда вместе с
нимразрешили выехать и его жене.А вскоре и эта ссылка
былаотменена.Мандельштамам было разрешено поселиться
гдеугодно,кроме двенадцати крупнейших городов страны (тогда
этоназывалось «минус двенадцать»).Не имея
возможности долговыбирать(знакомых , кроме как в двенадцати запрещённых
городах,уних не было нигде),Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна
наугадназвали Воронеж.
Сам Мандельштам говорил ,что с момента ареста он
всеготовился к расстрелу:»Ведь у нас это случается и
по меньшимповодам».Следователь прямо угрожал расстрелом не
только ему ,нои всем «сообщникам»(то есть тем,кому
Мандельштам прочёлстихотворение).
9 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
МандельштамаА причина вот в чём.Сталин всю жизнь испытывал
суеверноеуважение к поэтам.
Мандельштам это остро чувствовал.Недаром он
говорилжене:»Что ты жалуешься,поэзию уважают только у
нас.За неёубивают.Только у нас.Больше нигде …»
Уважение Сталина к поэтам проявлялось не только в
том,что поэтов убивали.Сталин прекрасно понимал,что мнение о
нёмпотомков во многом будет зависеть от того ,что о нём
напишутпоэты.Разумеется,не всякие,а те ,стихам которых суждена
долгаяжизнь.Узнав,что Мандельштам считался крупным поэтом,он
решил допоры до времени его не убивать.Он понимал ,что убийством
поэтадействие стихов не остановишь.Стихи
ужесуществовали,распространялись в списках ,передавались
изустно.Убить поэта это пустяки.Это же самое
простое.Сталинбыл умнее.Он хотел добиться большего.Он хотел
заставитьМандельштама написать другие
стихи.Стихи,возвеличивающиеСталина.Стихи в обмен на жизнь.Само собой,все это
толькогипотеза.Но,как мне представляется,весьма правдоподобная.
Стихи,возвеличивающие Сталина,писали многие
поэты.НоСталину нужно было,чтобы его воспел именно
Мандельштам.Потомучто Мандельштам был «чужой».У Сталина был
острый интерес к«чужым».К Булгакову например.Не случайно
он смотрел»ДниТурбиных»п я т н а д ц а т ь раз и не случайно
заставилПоскрёбышева в ночь смерти Булгакова
звонить исправляться:»Правда ли,что писатель Булгаков
умер?»Мандельштам понял намерения Сталина.(А может
ему 10 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
Мандельштаманамекнули,помогли понять).Так или
иначе,доведённый доотчаяния,он решил попробовать спасти жизнь ценой
несколькихвымученных строк.Он решил написать ожидаеммую от него
«ОдуСталину»В результатае на свет явилась
долгожданная«Ода»,завершающаяся такой торжественной кодой:
«…И шестикратно я в сознанье берегу
Свидетель медленный труда,борьбы и жатвы,
Его огромный путь через тайгу
И ленинский Октябрь-до выполненной клятвы.
Правдивей правды нет,чем искренность бойца
Для чести и любви,для воздуха и стали,
Есть имя славное для сильных губ чтеца,
Его мы слышали,и мы его застали.»
Казалось,что расчет Сталина полностью
оправдался.Стихибыли написаны.Теперь Мандельштама можно и убить.
Но Сталин ошибся.Потому что такие стихи мог
написатьЛебедев-Кумач.Или Долматовский.Или Ошанин.Кто
угодно!Чтобынаписать такие стихи не надо быть Мандельштамом.Чтобы
получитьтакие стихи,не стоило вести всю эту сложную игру.
Справедливости ради следует отметить,что
Лебедев-Кумачили Долматовский бесхитростно срифмовали бы
«стали» и«Сталин».Мандельштам ,инстинктивно озабоченный
соображениямиэлементарного вкуса,обманул привычные ожидания
читаталей 11 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
Мандельштамапоследней,чуть менее банальной строкой:»…Его мы
слышали ,и мыего застали…»Слегка превышают
возможностиДолматовского,Ошанина и Лебедева-Кумача слова:»для
сильных губчтеца«.Но »…Есть имя славное…»
это уже чистый,беспримесный,стопроцентный Лебедев-Кумач.
Но Мандельштам был очень слабый человек.Он
боится,что оностанется один.Мандельштам утратил чувство собственной
правоты.Аэто очень опасно для творческих людей.Если поэт или
писатель неверит в то ,что пишет это опасный синдром.А ещё
хуже,когдапоэт вырывает себе право жить своими стихами.На
этом,собственно,и заканчивается Мандельштам поэт,а остается
Мандельштам —рифмопл ёт.Мандельштам начинает судорожно
«перековываться».Изменяй меня,край,перекраивай,
Чуден жар прикреплённой земли!
Захлебнулась винтовка Чапаева
Помоги,развяжи,раздели!
Из последних сил он пытается убедить себя в том ,что
прав был— тот «строитель чудотворный»,а он,Мандельштам
,заблуждался,ичем скорее он откажется от своих заблуждений,тем
вернееприблизится к истине:
«Я должен жить,дыша и большевея,
Работать речь,не слушаясь,сам друг.
Я слышу в Арктике машин советских стук,
Я помню всё немцких братьев шеи
И что лиловым гребнем Лорелеи
Садовник и палач наполнил свой досуг.
12 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
МандельштамаИ не ограблен я и не надломлен,
Но только что всего переогромен
Как Слово о полку,струна моя туга,
И в голосе моём после удушья
Звучит земля последнее оружье
Сухая влажность чернозёмных га.»
Признать разумность происходящего это было
дляМандельштама гораздо больше,чем принять одну историческую
концепцию и отказаться от другой.Это значило для него не
простоотречься от своих взглядов.Это значило отречься от с а м о г
о се б я ,от своей души;стереть, выжечь каленным железом из
самыхглубин подсознания свою прежнюю личность.
И Мандельштам пошёл на это.Слова Мандельштама о том
,чтоон входит в жизнь -«как в колхоз идет
единоличник»-не былириторической фигурой.Он действительно как бы вступал в
мирзаново,отказавшись от всего накопленного им прежде
духовногоимущества,от всех-без исключения!-даже самых
интимных,самыхдорогих ему «предметов» своего духовного обихода.
Закончить я хочу отрывком из Булгакова:
«…-Чтобы убедиться в том,что Достоевский
писатель,неужели женужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых
пятьстраниц из любого его романа и без всякого
удостоверения выубедитесь,что имеете дело с писателем.Да я
полагаю,чтоудостоверения-то никакого не было! Как ты
думаешь?-обратился 13 —
Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай
МандельштамаКоровьев к Бегемоту.
-Пари держу,что не было,-ответил тот….»
Таким образом,засаленная шапочка с буквой
«М»,которуюдемонстрирует булгаковский Мастер Иванушке,заменяет
ему тоудостоверение,которого не оказалось у Коровьева и
Бегемота.Онаудостоверяет,что он писатель Божьей милостью.Писатель не
потому,что кто-то назначил его на эту должность,а потому,что
написанноеим обладает некоей духовной властью.Властью над душами
людей.В этом смысле Мандельштам тоже был М А С Т Е Р.
Использованы материалы:
1)Осип Мандельштам
Стихотворения.Советский писатель.Ленинград 1973 год
2)Осип Мандельштам
Стихотворения.Переводы.Очерки.Статьи.Тбилиси.
«Мерани»1990 год
3)Заложник вечности.Случай Мандельштама.
Бенедикт Сарнов.Москва 1990 год.
4) Мастер и Маргарита
Михаил Булгаков.Москва.«Худ.литер.» 1988
год5)журнал«Москва» номер 8 1964 год
стр. 150-1516)Советский энциклопедический словарь 1990 год
7)Собственная голова в полном объёме.
COPYRIGHT 1993
ALL RIGHTS RESERVED BY VASSILIY THECULAEV COMPANY