Нет, пожалуй,
в мире ни одного
поэта, который
бы не писал о
задачах поэзии.
Прозой, стихами,
критичес-
кими
статьями все
равно. Что же
до Маяковского,
то ему приходилось
еще и отстаивать
свое поэтическое
кредо, защищать
свои взгляды
в постоянной
борьбе, защищать
статьями,
выступлениями,
главное, стихами.
Он
считал
себя бойцом
революции и
был им, утверждая,
что стихи пишутся
по “социальному
заказу”.
Маяковский
всегда был там,
где “нужно”.
“Грозный смех”
так назвал
он впоследствии
книгу избранных
текстов
и рисунков к
плакатам. Смех
действительно
был грозный.
А
в годы нэпа
поэт, засучив
рукава, очищает
страну от “разной
дряни и ерунды”.
Грубые, резкие,
уничто-
жающие
насмешливые
строки Маяковского
били без промаха.
“Поэт вылизывал
чахоткины
плевки”, с гор-
достью
скажет он себе
потом.
Молодой Советской
республике
нужна реклама,
и Маяковский
берет на себя
эту задачу. Да,
такого реклам-
щика
страна не видела
и вряд ли когда
увидит. Когда
за дело берется
гений, оживает
и реклама (“Нигде,
кроме
как
в Моссельпроме”,
“Заходите,
покупайте
хорошие соски.
Лучше не было
и нет. Готов
сосать до старости
лет”. Может
быть, еще что
потребуется
?
Не стесняйтесь,
все будет. А
вот “Курить
бросим яд в
папиросе”).
Маяковский
с полным правом
скажет потом:
“Я себя смирял,
становясь на
горло собственной
песне”. Но
поэзия
остается поэзией.
Маяковский,
прежде всего,
лирик. Его стихи
это по-настоящему
искренний и
теплый
разговор
с читателем,
а многие даже
и написаны в
форме разговора.
В
статье “Как
делать стихи”
Владимир
Владимирович
писал о том,
что только
разница в качестве
отделки
стиха
и создает разницу
между поэтами.
Он высмеивает
Уткина, Кириллова,
Жарова за старую
форму, небреж-
ность
в стиле, хотя
с самими поэтами
был связан
теплыми товарищескими
отношениями.
“Первый, купивший
книжку
о рыжем Мотеле,
я”, говорил
он и считал
эту стихотворную
“Повесть о
рыжем Мотеле”
Иосифа
Уткина
талантливой
вещью. Это не
мешало ему
поругивать
Уткина, и в
статье “Как
делать стихи”
Уткин,
кажется,
тоже упомянут.
Очень сложным
было отношение
Маяковского
к классикам.
Поэт
всю жизнь оставался
правоверным
футу-
ристом,
считая
своих
друзей,
особенно
Хлебникова,
гениальными.
Он
принимал
участие в
составлении
мани-феста
футуристов,
однако уже в
дореволюционные
годы его творчество
не умещалось
в рамки этого
манифеста.
Литературоведы
стараются
очистить
поэта
от
“грехов молодости”,
от ниспровержения
классиков.
Очищать не
стоит.
Одно стихотворение
Маяковского
“Юбилейное”,
посвященное
А.С.Пушкину,
делает это
лучше всех:
Я
люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный
глянец.
Вы,
по-моему,
при жизни,
думаю,
тоже
бушевали.
Африканец
!
Александр
Сергеевич,
да не слушайте
ж вы их !
Может,
я
один
действительно
жалею,
что
сегодня
нету вас в
живых.
Маяковский
считает, что
поэт должен
быть не похожим
ни на кого. Не
повторять того,
что уже сделано,
быть новым,
неожиданным.
В “Послании
пролетарским
поэтам” он
тревожится,
как бы не остыл
творческий
поиск, как бы
не почили лирики
на лаврах.
Он
не строгий
папаша, он товарищ,
он понимает,
что поэзия
дело тяжелое.