РЕФЕРАТ
“Необыкновенная
история”
И.А.Гончарова
ученика
10 класса 577 школы
Коренивского
Сергея
СОДЕРЖАНИЕ:
1)
О И.А.Гончарове
2
2)
“Обыкновенная
история”
3
3)
Список используемой
литературы
8
О И.А.Гончарове
“Обыкновенная
история”,
опубликованная
в 1847 году в “Современнике”,
была
первым художественным
произведением
И.А.Гончарова
, появив-
шимся
в печати.
Над
“Обыкновенной
историей”
писатель работал
в течении трех
лет.
В
статье автобиографического
характера
“Необыкновенная
история”(1875-
1878)
он писал : “ Роман
задуман был
в 1844 году, писался
в 1845, и в 1846
мне
оставалось
дописать несколько
глав “. Гончаров
несколько
вечеров
сряду
читал Белинскому
свою “Нобыкновенную
историю”.Белинский
был
в
восторге от
нового таланта,
выступавшего
так блистательно.
До того,
как
отдать свое
произведение
“на суд” Белинскому,
Гончаров несколько
раз
читал его в
дружеском
литературном
кружке Майковых.
Прежде чем
появиться
в печати, роман
претерпел много
исправлений
и переделок.
Вспоминая
позднее 40-е годы,
мрачную пору
николаевского
царствова
ния
когда огромную
роль в борьбе
с феодально-крепостнической
реак-
цией
играла передовая
русская литература,
Гончаров писал
: ”Крепостное
право,телесное
наказание,гнет
начальства,
ложь предрассудков
обществен-
ной
и семейной
жизни, грубость,
дикость нравов
в массе вот
что стояло
на
очереди в борьбе
и на что были
устремлены
главные силы
русской ин-
теллигенции
тридцатых и
сороковых
годов”.
“Обыкновенная
история” показала,
что Гончаров
был чутким к
интере-
сам
своего времени
писателем. В
произведении
нашли отражение
измене
ния
и сдвиги,которые
происходили
в жизни крепостнической
России 1830-
1840
гг.Призывая
к борьбе с
“всероссийским
застоем”, к
труду на благо
от-
чизны
, Гончаров страстно
искал вокруг
себя те силы,
тех людей которые
могли
бы осуществить
стоящие перед
русской жизнью
задачи.
“Обыкновенная
история”
Сущность
псевдоромантического
миросозерцания,
присущего
значитель-
ной
части идеалистически
настроенной
, оторванной
от действительности
дворянской
интеллигенции
30-х годов, вскрыта
Гончаровым
в образе ос-
новного
героя романа
Александра
Адуева. Почву,
на которой
вырас-
тало
это явление,
художник видел
в дворянско
поместном ,
крепостни
ческом
строе жизни
, в барском
помещичьем
воспитании
.
Романтическое
восприятие
жизни, возвышенные
отвлеченные
мечты
о
славе и подвигах
, о необыкновенном,
поэтические
порывы кто не
про
ходил
в какой то мере
через все это
в молодости
, в “эпоху юношеских
волнений”.
Но заслуга
Гончарова как
художника в
том, что он показал,
как
извращают
и уродуют эти
юношеские мечты
и иллюзии барски
крепост
ническое
воспитание
.
Молодой Адуев
о горе и о бедах
знает только
“по слуху”
“жизнь от пе-
лен
улыбается ему”.
Праздность
, незнание жизни
“преждевременно”
разви
ли
в Адуеве “сердечные
склонности”
и чрезмерную
мечтательность.
Перед
нами
один из тех
“романтических
ленивцев”,
барчуков ,которые
привыкли
беспечно
жить за счет
труда других.
Цель и счастье
жизни молодой
Адуев
видит
не в труде и
творчестве
(трудиться
казалось ему
странным), а в
“воз-
вышенном
существовании”.
В имении Адуевых
царят “тишина..
неподвиж-
ность…
благодатный
застой”. Но в
имении он не
находит поприща
для се
бя.
И Адуев уезжает
“искать счастья”
,”делать карьеру
и фортуну в
Петер-
бург”.
Вся фальшь
житейских
понятий Адуева
начинает раскрываться
в ро-
мане
уже в первых
столкновениях
избалованного
ленью и барством
пле-
мянника
мечтателя с
практическим
и умным дядюшкой,
Петром Иваны-
чем
Адуевым.В борьбе
дяди с племянником
отразилась
и тогдашняя,толь-
ко
что начинавшаяся
ломка старых
понятий и нравов
сентиментальнос-
ти
, карикатурного
преувеличения
чувства дружбы
и любви, поэзия
празд
ности
, семейная и
домашняя ложь
напускных, в
сущности небывалых
чувств
, пустая трата
времени на
визиты, на ненужное
гостеприимство
и
т.д.
Словом, вся
праздная
мечтательная
и аффектационная
сторона ста-
рых
правов с обычными
погрывами
иности к
высокому,великому,изящ-
ному,
к эффектам, с
жаждой высказать
это в трескучей
прозе, всего
более
в
стихах.
Адуев-старший
на каждом шагу
безжалостно
высмеивает
напускную,
беспочвенную
мечтательность
Адуева-младшего.“Твоя
глупая восторжен-
ность
никуда не годиться
“, ”с твоими
идеалами хорошо
сидеть в деревне”,
“забудь
эти священные
да небесные
чувства, а
приглядывайся
к делу”. Но
молодой
герой не поддается
нравоучениям.
“А разве любовь
не дело? “
отвечает
он дядюшке.
Характерно
, что после первой
неудачи в любви
Адуев-младший
жалуется “на
скуку жизни,
пустоту души”.
Страница ро-
мана,
посвященные,
описанию любовных
похождений
героя, разоблаче-
ние
эгоистического,собственнического
отношения к
женщине,несмотря
на
все
романтические
позы, которые
принимает
герой перед
избранницами
своего
сердца.
Восемь
лет возился
с Александром
дядюшка. В конце
концов племянник
его
становится
деловым человеком,
его ждет блестящая
карьера и выгод-
ный
брак по расчету.
От былых “небесных”
и “вогзвышенных”
чувств и
мечтаний
не осталось
и следа. Эволюция
характера
Александра
Адуева,
показанная
в “Обыкновенной
истории”, являлась
“обыкновенной”
для час-
ти
дворянской
молодежи того
времени. Осудив
романтика
Александра
Адуева,
Гончаров
противопоставил
ему в романе
другое, бесспорно
по
ряду
черт более
положительное,
но отнюдь не
идеальное лицо
Петра Ива-
новича
Адуева. Писатель,
не бывший сторонником
революционного
преоб-
разования
феодально-крепостнической
России, верил
в прогресс,
основан-
ный
на деятельности
просвещенных,
энергичных
и гуманных
людей. Одна-
ко
в произведении
нашли отражение
не столько эти
взгляды писателя,
коль-
косуществовавшие
в реальной
действительности
противоречия,которые
нес
ли
с собой шедшие
на смену “всероссийскому
застою” буржуазно
капита-
листические
отношения.
Отвергая романтизм
адуевского
толка, писатель
вместе
с тем чувствовал
неполноценность
философии и
практики буржуаз-
ного
“здравого
смысла”, эгоизм
и бесчеловечность
буржуазной
морали аду-
евых-старших.
Петр Иваныч
умен, деловит
и по-своему
“порядочный
чело-
век”.
Но он в высшей
степени “безразличен
к человеку, к
его нуждам,
инте-
ресам”.”Смотрят,
что у человека
в кармане да
в петлице фрака,
а до осталь-
ного
и дела нет”,-говорит
о Петре Иваныче
и ему подобных
его жена Лиза-
вета
Александровна
о своем супруге
:”….что было
главной целью
его тру-
дов?
Трудился ли
он для общей
человеческой
цели, исполняя
заданный ему
судьбою
урок, или только
для мелочных
причин, чтобы
приобресть
между
людьми
чиновное и
денежное значение,
для того ли,
наконец, чтобы
его не
гнули
в дугу нужда,
обстоятельства?
Бог его знает.
О высоких целях
он раз-
говаривать
не любил, называл
это бредом , а
говорил сухо
и просто, что
на-
до
дело делать”.
Александр
и Петр Иваныч
Адуевы противопоставлены
не только как
про-
винциальный
дворянин- романтик.
и делец-буржуа,
но и как два
психоло-
гически
противоположные
типа. “Один
восторжен до
сумабродства,
дру-
гой
ледян до ожесточения”,
говорит Лизавета
Александровна
о племян-
нике
и муже.
Гончаров
стремился найти
идеал, то есть
нормальный
тип человека
не в
Адуеве-старшем
и не в Адуеве-младшем,
а чем-то ином,
третьем, в гармо-
нии
“ума” и “сердца”.
Ясный намек
на это содержится
уже в образе
Лизаве-
ты
Александровны
Адуевой, несмотря
на то, что “век”
ее “заел” , по
спра-
ведливому
замечанию
Белинского,
Петр Иваныч.
К
числу этих
замечательных
образов следует
отнести не
только Лизавету
Александровну,
но и Наденьку.
Дочь
несколькими
шагами впереди
матери. Она
без спросу
полюбила
Адуева
и почти не скрывает
этого от матери
или молчит
только для
прили-
чия,
считая за собою
право распоряжаться
по-своему своим
внутренним
ми
ром
и самим Адуевым
, которым, изучив
его хорошо,овладела
и командует.
Это
ее послушный
раб, нежный,
бесхарактерно-добрый,что-то
обещающий,
но
мелко самолюбивый
, простой, обыкновенный
юноша,каких
везде куча.
И
она приняла
бы его, вышла
бы замуж и все
пошло бы обычным
ходом.
Но
явиласчь фигура
графа, сознательно-умная,
ловкая, с блеском.
Наденька
увидала
, что Адуев не
выдерживает
сравнения с
ним ни в уме,
ни в характе-
ре,
ни в воспитании.
Наденька в
своем быту не
приобрела
сознания ни
о ка-
ких
идеалах мужского
достоинства,
силы и какой
силы? Ее достало
разгля-
деть
только, что она
видела тысячу
раз во всез
других юношах.,
с которыми
танцевала
, немного кокетничала.
Она на минуту
прислушалась
к его стихам.
Она
ждала , что сила,
талант кроются
там. Но оказалось,
что он только
пи-
шет
сносные стихи,
но о них ни кто
не знает , да
еще дуется про
себя на
графа
за то,что этот
прост, умен и
держит себя
с достоинством.
Она переш-
ла
на сторону
последнего:
в этом пока и
состоял сознательный
шаг русской
девушки
безмолвная
эмансипация,
протест против
беспомощного
для нее
авторитета
матери.
Но
тут и кончилась
эта эмансипация
. Она сознала,
но в действие
своего
сознания
не обратила,
остановилась
в неведении,
так как и самый
момент
эпохи
был моментом
неведения.
“Обыкновенная
история” сразу
же поставила
Гончарова в
первый ряд
прогрессивных
писателей-реалистов.
В “Обыкновенной
истории” в
полной
мере
сказался сильный
и оригинальный
талант Гончарова,
призванного
ма-
стера
русского
реалистического
романа.
Список
используемой
литературы:
1)
Собрание сочинений
И.А.Гончарова
2)
Собрание сочинений
В.Г.Белинского
3)
“Творчество
И.А.Гончарова”
А.Рыбасов