История экономики

Дата: 12.03.2014

		

Содержание.

1.  
НАЧАЛО РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И    ЕГО ВЛИЯНИЕ НА
ЭКОНОМИКУ СТРАН ЗАП. ЕВРОПЫ.

2.РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО УКЛАДА В
СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД.

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ЦАРСКОЙ РОССИИ.

4. ЭТАПЫ И ОБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ В
СОВЕТСКОЙ РОССИИ.

5. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ 1947-1970ГГ.

6. ПРИЧИНЫ ЗАМЕДЛЕНИЯ ТЕМПОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР В 70-80ГГ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.               
Начало
развития железнодорожного строительства и его влияние на экономику стран
западной европы.

Первая паровая железная дорога Ливерпуль — Манчестер
была открыта в 1830 г. С этого времени началось быстрое развитие
железнодорожного транспорта. Затем железнодорожное строительство начали одна за
другой европейские страны:

1832-1833 гг.- Франция, Сен-Этьен-Лион, 58 км;

 1835 г.- Германия, Фюрт — Нюрнберг, 7 км;

1835 г.- Бельгия, Брюссель-Мехельн, 21 км;

1837 г.- Россия, Санкт-Петербург-Царское Село, 26,7
км.

Во Франции первая железная дорога была построена в
1832 г. между Лионом и Сент-Этьеном. В 30-х годах железнодорожное строительство
расширилось. В 40-х годах оно получило правительственную поддержку. В 1844 г.
был принят специальный закон о поощрении железнодорожного строительства. В
1859г. Правительство гарантировало дивиденды железнодорожных компаний.
Держателям акций железных дорог гарантировалась прибыль в 4%. Все эти меры
способствовали расширению железнодорожного строительства.

Германия в
1840г. занимала второе место, а в 1880г. – первое место в Европе по длине
рельсового пути. По относительной плотности она уступала лишь Бельгии и Англии.
В 1840-1870гг. железные дороги строились на средства государства и частных
акционерных обществ. За 1865 – 1875гг. в Пруссии государственные железные
дороги выросли на 41%, а частные  — на 103%. В конце 70-х годов казна начала
выкупать частные дороги (в 1919г. только 6,1% всех железнодорожных линий
находилась в частной собственности). Причины огосударствления железных дорог
носили как политический,  так и фискальных характер. Дивиденды частных дорог в
60-е годы составляли 15-20%, что служило стимулом для железнодорожных компаний к
расширению сети, а это, в свою очередь, способствовало росту промышленности.

Государство при постройке железных дорог получало
дополнительные средства за счет выпуска железнодорожных займов. Банковский и
промышленный капитал охотно помогал государству, поскольку железнодорожное
строительство являлось одним из источников его обогащения.

Железнодорожный транспорт отличался быстротой
движения, непрерывностью и всепогодностью, гарантиями сроков доставок и
дешевизной перевозок, что делало его преимущества в сравнении с другими видами
перемещений того времени очевидными

Железные дороги содейство­вали вовлечению в
товарооборот новых райо­нов, они привели к росту специализации районов и
усилению торговли между ними, они упрочили связь хозяйства страны с мировым рын­ком.

Железнодорожное строительство сильно содействовало и
раз­витию промышленности, особенно металлургической, машино­строительной и
угольной, поскольку железные дороги предъяв­ляли этим отраслям непрерывно
растущий спрос на рельсы, паро­возы, вагоны, топливо и т. д. Постройка железных
дорог усилила сбыт промышленной продукции как внутри страны, так и на внешнем
рынке. Наконец, строительство железных дорог имело большое стратегическое
значение.

2.               
Развитие
капиталистического уклада в сельском хозяйстве  России в пореформенный период.

В пореформенный
период в стране в целом ускорилось развитие сельского хозяйства. В наибольшей
степени это касалось частных, или, как их еще называли, владельческих
земель. Частными владельцами высту­пали представители всех слоев российского
общества, землю могли приобретать и иностранцы. Средний размер частного
землевладения в России в конце XIX в. составлял 115 га на од­но хозяйство (для
сравнения: в Англии — 23 га, во Франции — 8 га, в США — 55 га).

В движении земельной
собственности отмечалась основная тенденция: наиболее активно покупали землю
крестьяне, а продавали — дворяне, за вторую половину XIX в. размер дво­рянского
землевладения уменьшился почти в два раза. Это сви­детельствовало о перестройке
сельского хозяйства страны на капиталистический лад.

Для
сельскохозяйственного производства, организованного на частных землях, было
характерно стремление использовать наемную силу, применять усовершенствованные
орудия и ма­шины, удобрения, в том числе и искусственные, производить продукцию
на рынок. Таким образом, в массе своей это были  хозяйства, развивающиеся по фермерскому
пути.

Однако частные земли
составляли только четверть всех земель, участвующих в сельскохозяйственном
производстве. Две  четверти составляли общинные земли, принадлежащие не
конкретному крестьянину, а крестьянской общине в целом: община выступала как
коллективный собственник земли.

Роль общины в жизни
крестьян укрепилась после отмены крепостного права. Без разрешения общины
крестьянин не мог получить паспорт и уйти из деревни, не мог получить свой на­дел
в собственность и свободно им распоряжаться. Община распределяла и
перераспределяла землю между крестьянами, и основой ее политики было желание
уравнительности, равных условий для всех: каждому должна была достаться часть
хоро­шей, средней и неплодородной земли. Эго приводило к чересполосице — крестьянская
семья могла владеть десятками крошечных кусочков в разных местах. Неизбежным
итогом чересполосицы был принудительный севооборот: община диктовала  крестьянину, какую
культуру ему сеять на каком поле, опреде­ляла сроки посева и уборки урожая.

Результатом такой
организации земледелия на общинных землях были незаинтересованность крестьян в
труде, низкое качество обработки почвы, низкая урожайность и товарность. Давая
шанс слабым хозяйствам выжить — освобождая их на время от налогов, помогая в
обработке полей, община сдержи­вала развитие потенциально сильных хозяйств.
Тормозящая роль общины стала настолько очевидной в середине 90-х годов XIX в., что правительство
приступило к работе по подготовке новой аграрной реформы, реализация которой в
жизнь про­изошла уже в XX в.

3.               
Основные направления использования бюджетных средств в царской России.

Государственные
расходы обыкновенного бюджета группирова­лись по министерствам и главным
управлениям, имеющимся тогда в России. В самостоятельные статьи расходов были
вынесены плате­жи по государственным долгам, затраты на содержание император­ского
дома, высших государственных учреждений, Синода. Плате­жи по внутреннему и
внешнему государственным долгам не были разделены. Такая группировка позволяла
прятать некоторые непро­изводительные расходы, например военные. Но даже
несмотря на это, доля прямых военных расходов, проходивших в основном по
Военному и Морскому министерствам, постоянно росла. Постоянно росли и затраты,
связанные с содержанием аппарата управления, проходившие в основном по
Министерству внутренних дел, Министерству Юстиции, высшим государственным уч­реждениям
и Синоду.

Доля
непроизводительных расходов в бюджете постоянно уве­личивалась. В 1913г. она
составляла 59% всей расходной части бюд­жета.

К производительным
расходам относились казенные затраты, направляемые на развитие государственного
и частного секторов экономики, социальной сферы (медицины, образования, культу­ры
и т.д.). Самой крупной статьей среди расходов на развитие соци­альной сферы
были расходы на просвещение. В 1913 г. они выросли по сравнению с 1900 г. в 2,4
раза, но в то же время составляли всего 4,3% расходов бюджета.

Россия имела большой
государственный долг, который значи­тельно вырос в начале XX в. Соответственно
росли и рас­ходы бюджета по его обслуживанию.

В расходную часть
чрезвычайного бюджета включались следую­щие виды расходов: погашение займов;
средства, ассигнуемые на сооружение и выкуп железных дорог, портов;
всевозможные чрез­вычайные расходы, в том числе связанные с перевооружением ар­мии,
ликвидацией последствий войны и неурожаев и др.

4.               
Этапы
и объекты национализации.

Этапы
национализации.

В ходе
национализации промышленности можно выделить три этапа:

1-й этап — до весны
1918г.
Национализация на этом этапе шла стихийно. По разным причинам одно
предприятие за другим пе­реходило в собственность государства. Предприятия
национали­зировались или потому, что были оставлены без управления хозя­евами и
администрацией, бежавшими от советской власти, или потому, что хозяева и
администрация саботировали решения со­ветской власти. На этом этапе предприятия
национализировались в основном решениями рабочих комитетов. Они брали управле­ние
в свои руки, сообщали об этом в центр, а центр только под­тверждал
национализацию.

2-й этап — с марта
по июнь 1918г.
Теперь национализация шла уже организованно, под
руководством ВСНХ. От национализации отдельных предприятий государство перешло
к национализации целых отраслей промышленности. В первую очередь было объяв­лено
о национализации нефтяной и сахарной промышленности. Нефтяной — потому что в
этой отрасли действовали тресты, наи­более высокоорганизованные монополии,
аппарат которых мож­но было использовать для организации государственного управ­ления.
Сахарной — потому что она находилась преимущественно в руках помещиков, которым
принадлежали посевы сахарной свек­лы; и национализация этой промышленности
непосредственно вытекала из декрета о земле. Впрочем, эта национализация была
преимущественно декларативной: основные районы нефтяной и сахарной
промышленности находились вне сферы, контролируе­мой советской властью.

3-й этап начался в
июне 1918г.,
когда декретом была объявлена национализация всей
крупной промышленности, т.е. всех пред­приятий с капиталом свыше 1 млн. руб.

Издание декрета не
означало, что все крупные предприятия сразу, автоматически перешли в руки
государства. Советское го­сударство тогда издавало именно декреты, а не законы.
Декрет — нечто среднее между законом и воззванием. Издавая декреты, госу­дарство
не поручало их исполнение конкретным органам, поэтому их выполнение
определялось конкретной расстановкой сил на местах.

В апреле 1918г. была
объявлена национализация внешней тор­говли: отныне внешней торговлей
могло заниматься только государство. Впрочем, в это время Советское государство
находи­лось в экономической изоляции, его вообще не признавали как государство,
поэтому декрет о национализации внешней торгов­ли имел лишь принципиальное
значение для будущего.

Объекты
национализации.

Первым в руки нового
государства перешел Российский государ­ственный банк. Это не было
национализацией, поскольку он и преж­де был государственный. Акционерные банки
пока оставались в соб­ственности прежних хозяев. Но, поскольку логика революции
тре­бовала ликвидации капиталистической собственности,  декретом от 14
декабря 1917г. была объявлена национализация всех банков в стране и
государственная банковская монополия.
Принято считать, что это было ответом
на саботаж администрации банков, которая наруша­ла соглашение с государством. В
ходе национализации акционер­ные банки закрывались или становились отделениями
Народного банка, как теперь стал называться бывший Государственный банк.

Вторым актом в деле
национализации и стала национализация транспорта, т.е. железных дорог,
морского и речного
флота. Национализацию железных дорог облегчало то
обстоятельство, что важ­нейшие дороги и прежде находились в государственной
собствен­ности. Правда, Викжель — Всероссийский исполнительный ко­митет
профсоюза железнодорожников, выступил против больше­виков и объявил забастовку.
Однако к лету 1918 г. национализа­ция транспорта была закончена.

5.               
Реформирование экономики Японии 1947-1970гг.

Промышленное производство в Японии к концу войны сокра­тилось в 10 раз по
сравнению с довоенным уровнем.  Однако  уже с 1950г. по 1970г. среднегодовые
темпы роста промышленного производства составили около 15%.

В чем заключаются причины хозяйственных успехов Японии ?

1). Особый характер и особые условия обновления основного капи­тала. В Японии степень
военных разрушений потре­бовала особенно полного обновления основного капитала.

Техническое
перевооружение японской промышленности и связанные
с ним структурные изменения можно разделить на два этапа. Со второй половины 50-х гг. начинается
освоение новых технологических процессов и новых отраслей производства.
В эmom период промышленность Японии переключается с трудоемких отраслей производства
на капиталоемкие,
т.е. требующие не столь большого количества живого труда, но
зато больших капиталов­ложений, высокой квалификации рабочих.

С середины 60-х гг. начался второй этап перестройки пере­ход
к кибернетизации производства, к наукоемким отраслям.

Скорость технической перестройки повышало то обстоятель­ство, что вместо
самостоятельных научно-технических разработок Япония пошла по пути приобретения у
других стран их научно-тех­
нического опыта, покупки патентов и
лицензий.
Это оказалось де­шевле и быстрее.

2). Особые формы эксплуатации труда и высокий удельный вес капиталовложений в
национальном доходе.
Здесь до сих пор в хо­зяйство инвестируется около трети валового
национального про­дукта. При этом 70% капиталовложений делается не за счет при­были самих промышленных корпораций, а за
счет банковского кредита.

Около трети капиталовложений составляют “сбережения част­ных лиц”.

Для Японии характер­но пожизненное прикрепление работника к предприятию. Это
при­крепление
обеспечивается эконо­мическими факторами. Заработная плата начинающего работни­ка относительно
низка, но она увеличивается ежегодно надбавка­ми за выслугу лет, так что рабочий в
возрасте 45 лет зарабатывает в 2,5 раза больше, чем начинающий рабочий.

Кроме того, в японской промышленности большое внимание уделяется социально-психологическим
факторам. Администра­ция принимает меры для сплочения членов трудового
коллекти­ва,
для организации семейного отдыха.

3). Высокий удельный вес расходов на развитие хозяйства связан и с низкими военными
расходами.
Согласно японской конституции во­енные расходы не
могут превышать 1 % валового национального про­дукта. Они растут, потому что растет
сам национальный продукт.

4). Наконец, объяснение высоких темпов роста японской про­мышленности было бы
неполным без анализа особенностей государ­
ственного регулирования экономики. В Японии государству
принад­лежит
более трети основных производственных фондов, 20% ва­лового национального
продукта производится по государственным заказам. Через государственный бюджет
проходит 30% валового национального продукта.

Экономическим планированием занимается орган, который так и называется —
“Управление экономического планирования”. Здесь считают, что планирование хозяйства
должно быть делом тех, в чьих руках реально находится хозяйство.

Разрабатываются планы
двух видов — общегосударственные и отраслевые. Цель
общегосударственных планов — обеспечить оп­ределенные темпы роста. Для достижения этой
цели план намеча­ет по каждой отрасли объем капиталовложений, которые должны делать сами
корпорации. Цель отраслевых планов — ликвидиро­вать слабые места японской экономики,
т.е. обеспечить рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без
государственной помощи. Если общегосударственные планы обеспечиваются част­ными инвестициями, то
отраслевые — государственными.

6.               
Причины замедления темпов
экономического развития СССР в 70– 80 гг.

Официально линия на
продолжение реформы сохранялась, но фактически в управлении экономикой
проявлялась двойственность принятия решений. Заявляя о развитии хозрасчета и
самостоятель­ности, предприятиям выдавались все более детальные задания, рег­ламентировались
все доходы и расходы. Усложнялась организаци­онная структура производства.
Образовывались Всесоюзные произ­водственные объединения (ВПО), подчинявшиеся
министерствам, что зачастую создавало удобства только вышестоящим органам — у
них уменьшалось число контролируемых объектов. Эффективность производства при
этом не росла, а многие предприятия стали ра­ботать хуже.

Отход от идеи
полного хозрасчета привел к снижению эконо­мической ответственности предприятий
за результаты своей дея­тельности, что особенно проявлялось в кредитной сфере.
Следстви­ем этого стал опережающий рост кредитных вложений по сравне­нию с
ростом валового продукта и доходов бюджета в девятой и десятой пятилетках.
Материальные запасы предприятий росли быс­трее объемов производимой продукции,
отражая снижение эффек­тивности производства. Рост запасов финансировался за
счет кре­дитов при снижении доли собственных оборотных средств.

Отход от
действительного хозрасчета заметно сказался на росте незавершенного
строительства. За период 1965—1980 гг. «незавер­шенка» выросла почти
в 5 раз. В обороте оказалась масса платежных средств без соответствующего
материального обеспечения.

Отказ от радикальных
преобразований вел к кризису в эконо­мике, который стал очевиден к середине
70-х годов. Однако начав­шийся мировой энергетический кризис (мировые цены на
нефть подскочили в 20 раз), а также активное освоение нефтяных и газо­вых
богатств Сибири отодвинули его на несколько лет.

Основной доход
приносил экспорт топлива из Сибири. Нефте­доллары использовались для закупки
зерна, машин и оборудования, товаров народного потребления. Только за годы
девятой пятилетки импорт машин вырос в 4 раза. Однако вместо роста народнохозяй­ственной
эффективности наблюдались снижение производительно­сти труда и фондоотдачи,
усиление инфляции и всеобщего дефи­цита.

Постоянно снижалось
потребление населением продуктов пита­ния, одежды, обуви, падал жизненный
уровень. В условиях всеобщего дефицита в 1977 г. были введены
талонно-распределительная система на некоторые виды продуктов питания и
внутренняя рас­продажа товаров на предприятиях.

Проводимые реформы
носили пропагандистско-косметический характер. Организовывалось
«массовое» движение «За качество», «За экономию и
бережливость«, лозунгом эпохи стало выражение »Экономика должна быть
экономной». Акцентируя внимание на необходимости повышения эффективности
производства, пятилет­ние планы стали называть пятилеткой «качества»,
пятилеткой «ин­тенсификации» и т.д.

По оценке
независимых экспертов, в 70-е годы вообще не на­блюдался рост
производительности труда, а в начале 80-х годов она снизилась на 8%. Экономика
была построена таким образом, что повышать производительность труда было
невыгодно для предпри­ятия, так как это влекло  за собой повышение плановых
заданий.

Стали очевидны
отрицательные долгосрочные тенденции: сни­жение рождаемости, ухудшение
экологии, дефицит ресурсов. Бога­тые месторождения сырья в обжитых районах
истощались, а осво­ение новых, как правило, менее богатых и удобных для добычи,
требовало огромных капитальных вложений.

Экстенсивная
экономика себя исчерпала, необходимо было ре­ально переходить к интенсивным
формам хозяйствования. Для это­го требовалась смена экономической модели.

ЛИТЕРАТУРА.

1.  
Верт Н. История советского
государства. 1900—1991 гг. /Пер. с

франц. — М.: Юридическая литература, 1992.

2.  
Вощанова Г.П., Годзина Г.С.
История экономики. Учебно-

практическое пособие. — М; Финстатинформ, 1999.

3.  
История мировой экономики. Хозяйственные
реформы 1920—1990 гг.: Учеб. пособие / Под редакцией А. Н. Марковой. — M.:
Закон и

право ЮНИТИ, 1995.

4.  
Тимошина Т.М. Экономическая
история России. Учеб. пособие.

М., 1988.

5.  
Экономика зарубежных стран.
Капиталистические и развивающиеся страны: Учеб. пособие для экономических
вузов. /Под ред. В.П.

Колесова, В.Ф. Железоваидр. — М.: Высшая школа, 1990.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий