Палеография Древней Руси

Дата: 12.03.2014

		

Астраханский Государственный Педагогический университет

Контрольная работа

по вспомогательным историческим дисциплинам

тема: « Палеография Древней Руси»

Выполнила
студентка заочного отделения 1 курса

исторического
факультета

Улевская
Е. Н.

Проверил:
Каазаков

Астрахань 2001


План

1.   Введение………………………………………………………………………………………… 3

2.   Письменность…………………………………………………………………………………. 4

3.   Материал и орудия письма……………………………………………………………… 5

4.   Рукописный орнамент и миниатюра………………………………………………… 7

5.   Заключение……………………………………………………………………………………. 9

6.   Список литературы………………………………………………………………………. 10


Введение

В IX в., в результате
длительного процесса общественно­го, развития образовалось относительно единое
Древ­нерусское государство с центром в Киеве. Возникшее на основе развития
феодальных отношений, оно само активно способствовало дальнейшему укреплению
фео­дального базиса. На протяжении IX—XI вв. на Руси в результате расхищения
князьями, боярами, церковными орга­низациями общинных крестьянских земель росло
феодальное землевладение, происходило закабаление свободных общин­ников.

В состав Древнерусского
государства входила громадная территория с исконным восточнославянским, а также
и несла­вянским населением, издавна связанным в своём историческом развитии со
славянами. С ростом феодальных отношений про­исходил процесс образования
народностей из ряда отдельных племён. К IX—XI вв. сложилась древнерусская
народность, на основе которой в дальнейшем сформировались три братские
народности: русская (великорусская), белорусская, украин­ская. Земли
восточнославянских племён, вошедшие в состав Древнерусского государства,
получили название Русской земли.[1]

Одним из признаков
древнерусской народности была отно­сительная (на раннефеодальной экономической
базе) общность языка, при наличии и стойкости диалектных различий в от­дельных
частях Руси. Общенародный устный язык употреб­лялся в деловой письменности, в
юридических документах. Он сыграл большую роль в формировании древнерусского
литера­турного языка. В то же время на развитие последнего значи­тельное
влияние оказал и старославянский (в своей основе древнеболгарский) язык, употреблявшийся
в церковной пись­менности, в памятниках повествовательной литературы и в свою
очередь испытывавший сильное воздействие общенарод­ного русского устного языка.[2]

Письменность

Письмен­ность а, следовательно, и грамотность, имела распростране­ние и
за пределами церковных учреждений, ею пользова­лись не только феодалы, но и
городские ремесленники и торговцы. Письменность обслуживала производство,
ремесло, торговлю, культуру, быт. Нет никаких оснований для ут­верждения о том,
что она являлась только привилегией господствующего класса и пользование ею
ограничивалось узкой сферой церковных интересов. Это опровергается рядом архео­логических
находок.

Много надписей имеется на
ремесленных изделиях XI— XII вв. Так, сохранились надписи на шиферных пряслицах
(гру­зиках для веретён), свидетельствующие об их принадлежности определённым
лицам: «Потворин прясльнь», «Лолин пряслен», «Молодило», «Тартынъ», «Иулиана»,
«княжо есть», «невесточ[ь]» и др. Последнее слово указывает, возможно, что владелицей
пряслица была девушка-невеста.[3]

Письменность обслуживала потребности развивающегося ремесла. Рост
торговых связей также обусловил развитие письменности. Так, сохранились камни и
кресты XI—XII вв. Это своего рода лоцманские знаки на водных путях. Имеющиеся
на этих камнях и крестах надписи свиде­тельствуют о мероприятиях древнерусских
князей, направлен­ных к освоению водных путей сообщения и созданию условий для
их безопасности.

Из памятников
древнерусской эпиграфики, относящихся к указанным мероприятиям, большой интерес
представляет надпись на камне, найденном в конце XVIII в. на Таманском
полуострове. По своим начертаниям буквы тмутараканского текста напоминают
письмо одного из очень интересных памятников письменности XI в. – Остромирова
Евангелия.

Распространялась
письменность не только в среде господствующего класса, но в среде городского
населения. Гораздо меньше в нашем распоряжении данных о проникновении
письменности в феодальную деревню. Но несомненно, что развитие феодальных
отношений, захваты феодалами общинных земель, рост фео­дальной собственности
требовали применения письменности для обоснования документами
землевладельческих прав.

Письменность обслуживала
потребности феодального госу­дарства, она была необходимым атрибутом
деятельности княжеских агентов.

Материал и
орудия письма

Вопрос о материале для
письма принадлежит к числу важ­ных вопросов палеографии, так как он тесно
связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости
от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень,
распространение означало и распространение письменности среди более широких
общественных слоев в связи с процессом феодализации.

Материалом для русских
письменных памятников до ХIV в.
служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси
«харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».

Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ­ней Руси
употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим,
или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё­зовой
коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная
для письма, предварительно обра­батывалась. Куски бересты с сохранившимися
текстами обре­заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных
трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при
выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен,
затрудняет чтение.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они
глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем
и отличались боль­шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт­ким,
если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому
составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали
соли, же­лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя­лись обычно
так называемые чернильные орешки — особые наросты на местах поражения листьев
дуба насекомыми-вре­дителями.

Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли
дубовой коры.

Для просушки чернил на
бумаге употреблялся мелкий кварцевый песок. Им посыпали лист из
песочницы, имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы
бывали разнообразными по форме и делались из дерева, глины, рога,
металла.

Кроме чернил, для письма
употреблялись краски, особенно красная, издавна служившая для заголовков
и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заго­ловков и
заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от
латинского ruber — красный) или «красная строка».
Последнее название даётся строке, от­крывающей раздел и отмечаемой в печати так
называемым «аб­зацем» — небольшим пропуском в начале текста, передвигае­мого
слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен­тации рукописей (писания
заставок, концовок) и для миниатюр.[4]

При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв
употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на
предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски:
истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской
письменности встречалось редко.

Обычно процесс письма
чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное
письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за­полнявшиеся
красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по
невнимательности писца пред­назначаемые для последующей раскраски места так и
не рас­крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ­ником частых
ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно
буква оказывалась пропущен­ной в копируемом ими оригинале.

При письме золотом, так
же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место,
заполняв­шееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку.
Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю
которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими
рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.

Все русские рукописи
написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых
миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно,
подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.

 

Рукописный орнамент и миниатюра

Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят
название орнамента. Эти украшения бывают нескольких видов:

1)        
заставки — особые
узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или

Художественные украшения,
встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского
слова ото—украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:

1) заставки — особые
узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще
какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;

2)
инициалы — разрисованные за­главные буквы, открывающие соответствующий раздел
текста;

3) концовки —
художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее
сложной конструкции, чем заставки;

4) полевые украшения —
узоры на полях (по термино­логии более поздних старообрядческих письменных
памятни­ков — цветки).

Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисун­ками (иллюстрациями)
в красках, часто на особых листах.


Заключение

Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские
взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литера­турных
памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т.
д.). В этих памятниках прославля­лись древнерусские князья как создатели
государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славян­ских
племён и военные подвиги, давалось религиозное обосно­вание идеи о
необходимости общественного неравенства, осу­ждались народные движения.
Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы
фео­дальной знати, служат и величественные архитектурные соору­жения Киева:
собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже наме­чалась противоположность двух
культур — господствующего класса и непосредственных производителен материальных
благ.

Однако произведения зодчества, изобразительного искус­ства, литературы,
используемые господствующим классом в це­лях идеологического воздействия на
трудящихся для укрепле­ния своей власти, являются памятниками культуры всего
рус­ского народа. Замечательные произведения древнерусской архитектуры,
занимающие одно из первых мест в мировом искус­стве, построены руками русских
зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные
памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широ­кими струями
проникали мотивы народного творчества.

Феодальная литература
Древней Руси имела прогрессив­ный характер. В замечательном памятнике русской
историче­ской мысли и литературы XII в., Повести временных лет, про­водится
идея единства Русской земли и русского народа, — показатель того, что к этому
времени уже сложилась древне­русская народность. Это памятник, в котором отражён
глубо­кий патриотизм.


Список
литературы

1.   Черепкин Л. В. Русская палеография. –
М.: Государственное издательство политической литературы. 1956

2.   Б. А. Рыбаков. Древние русы. – М.,
1951.

3.   Л. П. Якубинский. История древнерусского
языка. — М., 1953

4.  
Б. А. Рыбаков.
Ремесло Древней Руси. – М.. 1948

5.   В. Н. Щепкин. Учебник русской
палеографии. – М, 1967


[1] Б. А. Рыбаков. Древние
русы. – М., 1951.

[2] Л. П. Якубинский. История
древнерусского языка. — М., 1953

[3] Б. А. Рыбаков. Ремесло
Древней Руси. – М.. 1948

[4] В. Н. Щепкин. Учебник русской
палеографии. – М, 1967

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий