Путь среди революций (Блок-лирик и его современники)

Дата: 12.03.2014

		

Реферат:

«ПУТЬ СРЕДИ РЕВОЛЮЦИЙ»

(БЛОК-ЛИРИК И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ)

Выполнил: Матвеев
Ф

Проверила:
Понамарёва Т.И.

План:

1) Влияние рев. 1905 г. на творчество
Блока.

2)  
Духовное развитие
Блока.

3)  Блоковедение 20-ых годов.

Цель реферата: Показать творчество   Блока  во время
рев . 1905 г и после.

 В  общественном и
духовном раз­витии Блока огромную роль сыграли революционные собы­тия 1905 г.;
соответственно они имели   необычайно   важное  значение в становлении и ут­верждении
зрелой лирической системы поэта. Уже в со­ветскую пору, при подготовке нового
собрания сочинений, осмысляя внутреннюю логику своей духовно-жизненной и
художественной эволюции, Блок писал: «Если удастся издать — пусть будут все
четыре томика — одной толщи­ны, и в них — одно лучше, другое хуже, а третье и
вовсе без значения, без окружающего. Но какое освобождение и какая полнота
жизни (насколько доступна была она): вот—я—до 1917 года, путь среди революций; верный
путь» (дневниковая запись от 7 января 1919 г.). Наиболее емкой, точной и
содержательной формулой единства творческой судьбы поэта в его собственном
определении оказывается —«путь среди революций»;ощущение внутренней связи с
революционным развитием общества дает максимальную духовную удовлетворен­ность
—«освобождение»; в высшей степени характерно также для Блока, что это же
ощущение является «полно­той жизни». Рубеж 1905 года был для Блока всегда глу­боко
знаменательным поворотом. И в самую ту пору, и в особенности — когда события
миновали, они всегда представлялись Блоку стихийным общественным взрывом,
заново трагически определившим жизненную и твор­ческую судьбу: «…лиловые миры
первой революции за­хватили нас и вовлекли в водоворот… За миновавшей вьюгой
открылась железная пустота дня, продолжавшего, однако, грозить новой вьюгой,
таить в себе обещания ее. Таковы были междуреволюционные годы, утомившие и
истрепавшие душу и тело» (дневниковая запись от 15 августа 1917 г.,  300).
Вторым и еще более значи­мым, определяющим трагедийным взрывом, внутренне
связанным с первым, оказываются события 1917 г.: «Те­перь—опять налетевший
шквал…». Законо­мерность творческого движения устанавливается самим поэтом
именно в органических соотношениях с этими двумя «шквалами», все определяющими.

Люди, хорошо знавшие Блока или постоянно с ним
соприкасавшиеся, утверждали, что он несколько изме­нился и как человек во время
самих событий 1905 г., иным стал его подход к жизни, к людям. Так, учившийся с
Бло­ком на славяно-русском отделении филологического фа­культета Петербургского
университета В. Е. Евгеньев-Максимов вспоминал в личных беседах о подчеркнутой
отчужденности Блока-студента (в пору до 1905 г.) от студенческой среды. А М. А.
Бекетова рассказывает о возникшем у Блока во время революции остром интересе к
окружающему, к тому, что происходит в стране. Встречавшийся с Блоком в
январские дни 1905 г. Андрей Белый в своих первых (относительно наиболее
правдивых) воспоминаниях о поэте сообщает о столк­новениях Блока с отчимом —
гвардейским офицером, вынужденным участвовать в действиях властей в это время.
Обобщенно об изменениях, произошедших в Блоке-человеке, М. А. Бекетова писала
так: «С этой зимы рав­нодушие Александра Александровича к окружающей жизни
сменилось живым интересом ко всему происхо­дящему». Следует понимать, что под
«окружающей жизнью» тут подразумеваются общественные, социальные события;
личный и творческий интерес к жизни и людям у Блока — большого поэта и человека
— был с первых шагов в искусстве.

Для верного понимания эволюции поэта важно не пу­тать
эти две стороны блоковского отношения к действи­тельности. Само собой
разумеется, реально они взаимо­связаны, но трудность развития Блока в том-то и
состоит, что на разных этапах своей эволюции он несколько по-разному
представляет себе их соотношение. В литературе о Блоке и посейчас можно
встретить утверждения, сводящиеся к тому, что Блок до 1905 г. «не знал жизни»,
а пос­ле революции вдруг «узнал» ее. На деле возникающие здесь проблемы
сложнее. Представление о трагедийной взаимосвязи разных сторон действительности
Блок выра­батывал на протяжении всего своего творческого пути. Поверхностно,
вне соотношения с эволюцией поэта пони­маемые суждения его на эти темы могут
подать повод и для утверждений типа «не знал — узнал». Сравнивая подход живописца
и современного писателя к своему жизненному материалу. Блок писал в статье 1905
г.:«Искусство красок и линий позволяет всегда помнить о близости к реальной
природе и никогда не дает погрузиться в схему, откуда нет сил выбраться
писателю» . Игнорируя поэзию раннего Блока, можно сделать вывод из этих слов,
что Блок только сейчас задумался о преимуществе «красок и линий» над схемами.
На деле же у Блока всплывает в открытой форме коллизия, су­ществовавшая и
ранее. То, что Блок сталкивает «схемы» с «красками и линиями»,— говорит о
кризисе мировоз­зрения. Открыто признается неудовлетворительность обобщающих
творческих принципов, и суть именно в этом: «Душа писателя поневоле заждалась
среди абстракций, загрустила в лаборатории слов». Блок и раньше сомневался в
применимости, пригодности «схем и абст­ракций» для художественного обобщения
эмоционально-жизненного материала—еще в 1902 г. он признавался: «Я уже никому
не верю, ни Соловьеву, ни Мережков­скому». Суть у Блока— если воспринимать все
это в единстве его эволюции — не в механическом противо­поставлении
«природного» и идейно-оценочного моментов, но в открытом выражении
кризиса.     

    Вульгарно-социологический подход
возможную проппоречивость, кризисность решительно вменяет в вину самому
художнику. Тем самым отстраняется вопрос и противоречиях действительности, о
движении художника имеете с ними. Поэтому отпадает и проблема измене­ний,
появления нового идейного качества в искусстве. Существенные изменения
происходят и в мировоззрении, и it
творчестве Блока непосредственно в месяцы и годы небывалых событий в стране.
Духовному развитию Блока к тот период, несомненно, свойственна
противоречивость. Наглядно ясно и неоспоримо то, что Блок выходит из
своеобразного «лирического оцепенения», замкнутости в кругу философских
созерцаний и лирических пережива­ний, в котором он пребывал до этих событий.
Примеча­тельно, однако, то, что сами события общественно-поли­тического плана
становятся предметом поэтических раз­думий и лирических переживаний — какова бы
ни была мера понимания их. Подводя некоторый итог пережитому и эти бурные
месяцы, в письме к отцу от 30 декабря 1905 г. Блок говорит, что его отношение к
«освободительному движению» выражалось «одно время даже в сочувствии
социал-демократам» ,— но тут же поясняет, что от подобных крайностей он все
больше отходит и в плане непосредственно политическом готов одобрить
деятельность «умеренных партий». Характерно блоковское пояснение к этому
признанию: «умеренные партии», с точки зрения Блока, годятся «разумеется, не
для жизни, и для «государственной думы» и т. п.». Ненависть к разного рода
либеральным программам была од­ной из наиболее органических черт духовного
облика Блока. Поэтому-то либеральные идеи совершенно не уст­раивают его «для
жизни»— Блоку-человеку они абсо­лютно чужды. Гораздо притягательнее для него
непо­средственная революционная действенность. В письме признается вместе с
тем, что у него проходит и это, более ему по-человечески свойственное,
непосредственное увле­чение революцией. Блок поясняет, что если он и отходит от
прямого увлечения революцией, то не потому, что не видит смысла в революционной
деятельности, «а просто по при­роде, качеству и теме душевных переживаний». Тут
видны и слабые, и сильные стороны блоковской оценки для себя опыта общественных
событий. Отстране­ние от себя и своих поэтических переживаний либераль­ных
программ говорит о здоровых социальных влечениях художника; в попытке же
расположить поэтические искания где-то рядом с общественными отношениями и их
социально-ролитическими  переломлениями, как-то разделить их,- сказывается 
мировоззренческая неясность, незрелость поэта.

Примечательно то, что в начальную пору советского
блоковедения, в 20-е годы, когда вообще социальные ис­толкования искусства
часто были несколько упрощенны­ми, все-таки исследователи не склонны были
усматривать в стихах Блока о первой революции только лишь ошибки и заблуждения.
Гражданский и поэтический подвиг Блока в эпоху новой революции еще был
актуальной современ­ностью в 20-е годы; духовный опыт современников поэта не
допускал возможностей видеть в его прежнем твор­честве специальные
маскировочные действия по сокрытию буржуазной сущности автора. И. Машбиц-Веров
в свое время писал: «…у Блока есть также исключительно цен­ные стихотворения,
посвященные революции 1905 года. Первую революцию поэт приветствовал
прекрасными и восторженными песнями. И зная эту раннюю револю­ционную поэзию
Блока, по-иному воспринимаешь «Две­надцать» и «Скифы»: они оказываются
органическим продолжением революционного творчества поэта». ‘ Ценно в такого
рода суждениях стремление выделить по­ложительные начала в эволюции поэта; без
этого невоз­можна научная постановка вопроса — одностороннее со­бирание
промахов и ошибок писателя представляет собой «проработку». При «проработке» же
исключается соотне­сение блоковского «пути среди революций» с русской
действительностью, русской жизнью начала века. Видеть закономерность в пути
поэта среди революций, само собой разумеется, не означает игнорирования
противоречий этого пути: напротив, только так вопрос о противоречи­вости
становится на реальную почву. Упрощенность ран­них трактовок поэзии Блока и
состоит в некоторой пря­молинейности, недостаточности проникновения в специ­фические
трудности блоковского развития, его противо­речия. Мы видели выше конкретное
проявление общей идейно-творческой незрелости Блока — стремление отде­лить свои
непосредственные интересы лирического поэта, от общественной жизни, ставя их
рядом (но не противо­поставляя их!). Естественно, что такое разделение связано
как с новыми идейно-духовными сложностями, встав­шими перед поэтом в новую
эпоху, так и с ранним, доре­волюционным развитием Блока. Трудно думать, что по­добная
идейно-художественная слабость могла бы разре­шаться помимо творчества, где-то
сбоку, а не в самих стихах, в самой лирике.

        Революционные действия 1905 г.
естественно внесли некоторые изменения в творческую деятельность  Блока.  Для
этого периода творчества Блока характерна некая свобода и более радикальные
настроения.

Список литературы: П. Громов  «А.
Блок его предшественники и современники»

        Бекетова М. А. «А. Блок .
Биограф. Очерк.»

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий