Реферат:
«ПУТЬ СРЕДИ РЕВОЛЮЦИЙ»
(БЛОК-ЛИРИК И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ)
Выполнил: Матвеев
ФПроверила:
Понамарёва Т.И.План:
1) Влияние рев. 1905 г. на творчество
Блока.2)
Духовное развитие
Блока.3) Блоковедение 20-ых годов.
Цель реферата: Показать творчество Блока во время
рев . 1905 г и после.В общественном и
духовном развитии Блока огромную роль сыграли революционные события 1905 г.;
соответственно они имели необычайно важное значение в становлении и утверждении
зрелой лирической системы поэта. Уже в советскую пору, при подготовке нового
собрания сочинений, осмысляя внутреннюю логику своей духовно-жизненной и
художественной эволюции, Блок писал: «Если удастся издать — пусть будут все
четыре томика — одной толщины, и в них — одно лучше, другое хуже, а третье и
вовсе без значения, без окружающего. Но какое освобождение и какая полнота
жизни (насколько доступна была она): вот—я—до 1917 года, путь среди революций; верный
путь» (дневниковая запись от 7 января 1919 г.). Наиболее емкой, точной и
содержательной формулой единства творческой судьбы поэта в его собственном
определении оказывается —«путь среди революций»;ощущение внутренней связи с
революционным развитием общества дает максимальную духовную удовлетворенность
—«освобождение»; в высшей степени характерно также для Блока, что это же
ощущение является «полнотой жизни». Рубеж 1905 года был для Блока всегда глубоко
знаменательным поворотом. И в самую ту пору, и в особенности — когда события
миновали, они всегда представлялись Блоку стихийным общественным взрывом,
заново трагически определившим жизненную и творческую судьбу: «…лиловые миры
первой революции захватили нас и вовлекли в водоворот… За миновавшей вьюгой
открылась железная пустота дня, продолжавшего, однако, грозить новой вьюгой,
таить в себе обещания ее. Таковы были междуреволюционные годы, утомившие и
истрепавшие душу и тело» (дневниковая запись от 15 августа 1917 г., 300).
Вторым и еще более значимым, определяющим трагедийным взрывом, внутренне
связанным с первым, оказываются события 1917 г.: «Теперь—опять налетевший
шквал…». Закономерность творческого движения устанавливается самим поэтом
именно в органических соотношениях с этими двумя «шквалами», все определяющими.Люди, хорошо знавшие Блока или постоянно с ним
соприкасавшиеся, утверждали, что он несколько изменился и как человек во время
самих событий 1905 г., иным стал его подход к жизни, к людям. Так, учившийся с
Блоком на славяно-русском отделении филологического факультета Петербургского
университета В. Е. Евгеньев-Максимов вспоминал в личных беседах о подчеркнутой
отчужденности Блока-студента (в пору до 1905 г.) от студенческой среды. А М. А.
Бекетова рассказывает о возникшем у Блока во время революции остром интересе к
окружающему, к тому, что происходит в стране. Встречавшийся с Блоком в
январские дни 1905 г. Андрей Белый в своих первых (относительно наиболее
правдивых) воспоминаниях о поэте сообщает о столкновениях Блока с отчимом —
гвардейским офицером, вынужденным участвовать в действиях властей в это время.
Обобщенно об изменениях, произошедших в Блоке-человеке, М. А. Бекетова писала
так: «С этой зимы равнодушие Александра Александровича к окружающей жизни
сменилось живым интересом ко всему происходящему». Следует понимать, что под
«окружающей жизнью» тут подразумеваются общественные, социальные события;
личный и творческий интерес к жизни и людям у Блока — большого поэта и человека
— был с первых шагов в искусстве.Для верного понимания эволюции поэта важно не путать
эти две стороны блоковского отношения к действительности. Само собой
разумеется, реально они взаимосвязаны, но трудность развития Блока в том-то и
состоит, что на разных этапах своей эволюции он несколько по-разному
представляет себе их соотношение. В литературе о Блоке и посейчас можно
встретить утверждения, сводящиеся к тому, что Блок до 1905 г. «не знал жизни»,
а после революции вдруг «узнал» ее. На деле возникающие здесь проблемы
сложнее. Представление о трагедийной взаимосвязи разных сторон действительности
Блок вырабатывал на протяжении всего своего творческого пути. Поверхностно,
вне соотношения с эволюцией поэта понимаемые суждения его на эти темы могут
подать повод и для утверждений типа «не знал — узнал». Сравнивая подход живописца
и современного писателя к своему жизненному материалу. Блок писал в статье 1905
г.:«Искусство красок и линий позволяет всегда помнить о близости к реальной
природе и никогда не дает погрузиться в схему, откуда нет сил выбраться
писателю» . Игнорируя поэзию раннего Блока, можно сделать вывод из этих слов,
что Блок только сейчас задумался о преимуществе «красок и линий» над схемами.
На деле же у Блока всплывает в открытой форме коллизия, существовавшая и
ранее. То, что Блок сталкивает «схемы» с «красками и линиями»,— говорит о
кризисе мировоззрения. Открыто признается неудовлетворительность обобщающих
творческих принципов, и суть именно в этом: «Душа писателя поневоле заждалась
среди абстракций, загрустила в лаборатории слов». Блок и раньше сомневался в
применимости, пригодности «схем и абстракций» для художественного обобщения
эмоционально-жизненного материала—еще в 1902 г. он признавался: «Я уже никому
не верю, ни Соловьеву, ни Мережковскому». Суть у Блока— если воспринимать все
это в единстве его эволюции — не в механическом противопоставлении
«природного» и идейно-оценочного моментов, но в открытом выражении
кризиса.Вульгарно-социологический подход
возможную проппоречивость, кризисность решительно вменяет в вину самому
художнику. Тем самым отстраняется вопрос и противоречиях действительности, о
движении художника имеете с ними. Поэтому отпадает и проблема изменений,
появления нового идейного качества в искусстве. Существенные изменения
происходят и в мировоззрении, и it
творчестве Блока непосредственно в месяцы и годы небывалых событий в стране.
Духовному развитию Блока к тот период, несомненно, свойственна
противоречивость. Наглядно ясно и неоспоримо то, что Блок выходит из
своеобразного «лирического оцепенения», замкнутости в кругу философских
созерцаний и лирических переживаний, в котором он пребывал до этих событий.
Примечательно, однако, то, что сами события общественно-политического плана
становятся предметом поэтических раздумий и лирических переживаний — какова бы
ни была мера понимания их. Подводя некоторый итог пережитому и эти бурные
месяцы, в письме к отцу от 30 декабря 1905 г. Блок говорит, что его отношение к
«освободительному движению» выражалось «одно время даже в сочувствии
социал-демократам» ,— но тут же поясняет, что от подобных крайностей он все
больше отходит и в плане непосредственно политическом готов одобрить
деятельность «умеренных партий». Характерно блоковское пояснение к этому
признанию: «умеренные партии», с точки зрения Блока, годятся «разумеется, не
для жизни, и для «государственной думы» и т. п.». Ненависть к разного рода
либеральным программам была одной из наиболее органических черт духовного
облика Блока. Поэтому-то либеральные идеи совершенно не устраивают его «для
жизни»— Блоку-человеку они абсолютно чужды. Гораздо притягательнее для него
непосредственная революционная действенность. В письме признается вместе с
тем, что у него проходит и это, более ему по-человечески свойственное,
непосредственное увлечение революцией. Блок поясняет, что если он и отходит от
прямого увлечения революцией, то не потому, что не видит смысла в революционной
деятельности, «а просто по природе, качеству и теме душевных переживаний». Тут
видны и слабые, и сильные стороны блоковской оценки для себя опыта общественных
событий. Отстранение от себя и своих поэтических переживаний либеральных
программ говорит о здоровых социальных влечениях художника; в попытке же
расположить поэтические искания где-то рядом с общественными отношениями и их
социально-ролитическими переломлениями, как-то разделить их,- сказывается
мировоззренческая неясность, незрелость поэта.Примечательно то, что в начальную пору советского
блоковедения, в 20-е годы, когда вообще социальные истолкования искусства
часто были несколько упрощенными, все-таки исследователи не склонны были
усматривать в стихах Блока о первой революции только лишь ошибки и заблуждения.
Гражданский и поэтический подвиг Блока в эпоху новой революции еще был
актуальной современностью в 20-е годы; духовный опыт современников поэта не
допускал возможностей видеть в его прежнем творчестве специальные
маскировочные действия по сокрытию буржуазной сущности автора. И. Машбиц-Веров
в свое время писал: «…у Блока есть также исключительно ценные стихотворения,
посвященные революции 1905 года. Первую революцию поэт приветствовал
прекрасными и восторженными песнями. И зная эту раннюю революционную поэзию
Блока, по-иному воспринимаешь «Двенадцать» и «Скифы»: они оказываются
органическим продолжением революционного творчества поэта». ‘ Ценно в такого
рода суждениях стремление выделить положительные начала в эволюции поэта; без
этого невозможна научная постановка вопроса — одностороннее собирание
промахов и ошибок писателя представляет собой «проработку». При «проработке» же
исключается соотнесение блоковского «пути среди революций» с русской
действительностью, русской жизнью начала века. Видеть закономерность в пути
поэта среди революций, само собой разумеется, не означает игнорирования
противоречий этого пути: напротив, только так вопрос о противоречивости
становится на реальную почву. Упрощенность ранних трактовок поэзии Блока и
состоит в некоторой прямолинейности, недостаточности проникновения в специфические
трудности блоковского развития, его противоречия. Мы видели выше конкретное
проявление общей идейно-творческой незрелости Блока — стремление отделить свои
непосредственные интересы лирического поэта, от общественной жизни, ставя их
рядом (но не противопоставляя их!). Естественно, что такое разделение связано
как с новыми идейно-духовными сложностями, вставшими перед поэтом в новую
эпоху, так и с ранним, дореволюционным развитием Блока. Трудно думать, что подобная
идейно-художественная слабость могла бы разрешаться помимо творчества, где-то
сбоку, а не в самих стихах, в самой лирике.Революционные действия 1905 г.
естественно внесли некоторые изменения в творческую деятельность Блока. Для
этого периода творчества Блока характерна некая свобода и более радикальные
настроения.Список литературы: П. Громов «А.
Блок его предшественники и современники»Бекетова М. А. «А. Блок .
Биограф. Очерк.»