Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь

Дата: 13.03.2013

		

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЫБОЛОВНЫХ УГОДИЙ

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВЕДЕНИЯ РЫБОЛОВНОГО
ХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА

заключение

список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность
тему курсовой работы.

Животный мир — это совокупность живых организмов всех видов диких животных,
постоянно или временно населяющих территорию государства и находящихся в
состоянии естественной свободы. Животный мир Республики Беларусь является
неотъемлемым компонентом окружающей среды и биологического разнообразия Земли,
возобновляемым, охраняемым природным ресурсом, требующим рационального
использования. Для правовой характеристики животного мира как объекта охраны и
использования свойственны определенные признаки. Первым признаком, позволяющим
причислять животных к объекту правовой охраны, является нахождение их в
состоянии естественной свободы в среде своего обитания. Особенность второго
признака в том, что объектом правовой охраны и использования по
законодательству о животном мире являются дикие животные. Третьим признаком
является нахождение таких животных постоянно или временно в пределах территории
страны. Отсюда не являются объектами животного мира сельскохозяйственные и
другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле
для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и других целей. Эти
животные являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству,
юридическим и физическим лицам. Таким образом, животный мир — это охраняемый
законом природный объект, включающий диких животных (насекомых, пресмыкающихся,
зверей, птиц, рыб и других водных животных), находящихся в состоянии
естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно
населяющих территорию страны и выполняющих экологические, экономические и
культурно-оздоровительные функции. Объектом животного мира является организм
животного происхождения (дикое животное) или популяция организмов животного
происхождения. Состав животного мира достаточно разнообразен. С одной стороны,
законодательство делит его на следующие виды: млекопитающие; птицы; пресмыкающиеся;
земноводные; рыбы; моллюски; насекомые; другие виды животного мира. С другой
стороны, животный мир можно классифицировать по среде обитания: на суше; в
воде; в атмосфере; в почве. Показателем биологического разнообразия животного
мира Беларуси служит наличие в его составе около 460 видов позвоночных и более
20 тыс. видов беспозвоночных животных. Млекопитающие представлены 73 видами,
объединенными в 6 отрядов.

Тема курсовой
работы:
«Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь».

Объектом
исследования
в курсовой работе является объективная реальность, то есть это
те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют рыболовство в
Республике Беларусь.

Предметом
исследования
курсовой работы является рыболовство в Республике Беларусь.

Цель
исследования
состоит в том, чтобы на основе полученных знаний правильно,
объективно и всесторонне раскрыть сущность темы курсовой работы.

Задачи исследования
предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

— дать понятие и изложить
содержание регулирования рыболовства в Республике Беларусь;

— рассмотреть
использование и охрана рыболовных угодий;

— охарактеризовать
государственный контроль в области ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.

Характеристика
источников для написания дипломной работы.
В основу работы положены, во-первых, Конституция
Республики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики
Беларусь «Об охране окружающей среды» и другие нормативные правовые акты
Республики Беларусь; во-вторых, специальная юридическая литература. Значительный
вклад в разработку вопросов, связанных с регулированием рыбной ловли в
Республике Беларусь внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности,
Л.Н. Мороз, Д.М. Демичев, профессор В.Ф. Чигир, С.А. Балашенко и др.

При
разрешении поставленных задач для достижения цели исследования применялись как
общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Среди общенаучных методов
наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. С помощью
этого метода произведена конкретизация и структуризация нормативных данных,
устанавливающих регулирование рыбной ловли в Республике Беларусь. Применялся
системно-структурный метод изучения темы. С его помощью объект исследования
первоначально был рассмотрен как единое правовое явление, а после
рассматривались его структурные части. Основным частнонаучным методом является
метод сравнительного анализа, который использовался при изучении практически каждого
элемента исследуемого объекта.

Структура
курсовой работы включает:
титульный лист, содержание, введение, три
раздела, заключение, список использованных источников. Курсовая работа
выполнена на 30 листах компьютерного текста.

1. ПОНЯТИЕ
И СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В Конституции
провозглашается право каждого человека на благоприятную природную среду,
которое может быть реально обеспечено и гарантировано эффективной
государственной политикой по созданию системы экологической безопасности
населения. Проблема обеспечения экологической безопасности населения в
настоящее время является важнейшей составляющей национальной безопасности
страны, привлекая к себе внимание государственных и общественных деятелей,
представителей бизнеса, ученых. Повышенный интерес к экологической проблематике
обусловлен современной экологической обстановкой, которая, к сожалению,
представляет реальную угрозу основам жизнедеятельности человека[1].

Среди задач, решаемых
государством в сфере обеспечения экологической безопасности и экологического
правопорядка, выделяется задача сохранения и дальнейшего воспроизводства водных
биологических ресурсов, которые на протяжении многих столетий являются
предметом противоправного, в том числе и преступного воздействия. Современные
масштабы незаконной добычи рыбы, других водных животных и растений как в целом
по стране, так и в отдельных ее регионах не могут не вызывать серьезной
обеспокоенности общества и государства относительно состояния и перспектив
сохранения рыбных запасов, которые в последние годы стремительными темпами
сокращаются.

Одной из причин
сокращения рыбных запасов на территории страны является непрекращающийся рост
незаконной добычи водных биологических ресурсов, причиняющий не только
существенный экологический ущерб, но и способствующий формированию теневой,
нерегламентированной экономической деятельности [6. с. 67].

Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь Правовое регулирование рыболовства в Республике Беларусь В соответствии со статьей 4 Закона
«Об охране и использовании животного мира» животный мир в Республике Беларусь
является собственностью Республики Беларусь. Объекты животного мира, изъятые из
среды обитания в установленном законодательством Республики Беларусь порядке,
могут находиться в частной и государственной собственности. Отношения по
владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются данным
Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Задачей
законодательства Республики Беларусь в области охраны и использования животного
мира является регулирование отношений в области охраны и рационального
использования животного мира в целях обеспечения условий его существования,
сохранения видового разнообразия и целостности естественных сообществ живых организмов.
Законодательство, регулирующее отношения в данной сфере, основывается на
Конституции Республики Беларусь и состоит из законов, декретов и указов
Президента, иных законодательных актов. Специальными законодательными актами
являются законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды», «Об особо
охраняемых природных территориях»; декреты Президента Республики Беларусь: от
25 марта 2003г. № 11 «О некоторых вопросах компетенции Государственной
инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики
Беларусь»; от 8 декабря 2005г. № 16 «О некоторых мерах по совершенствованию
государственного регулирования в области природопользования и внесении
дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003
г. № 17»; указы Президента Республики Беларусь: от 27 января 2003 г. № 45 «Об
образовании Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при
Президенте Республики Беларусь»; от 8 декабря 2005г. № 580 «О некоторых мерах
по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной
деятельности, совершенствованию государственного управления ими».

Отношения
в области охраны и рационального использования животного мира в Республике
Беларусь регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране и использовании
животного мира», который закрепляет единый для страны порядок правового
регулирования в области охраны и использования животного мира для
удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей
человека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений. Кроме того,
отношения в области охраны и рационального использования животного мира
регулируются административным, уголовным, гражданским законодательством.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЫБОЛОВНЫХ УГОДИЙ

Право
ведения рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях возникает у юридических лиц,
в том числе иностранных, заключивших письменные договоры аренды этих рыболовных
угодий по результатам проведенного конкурса или аукциона и получивших
специальные разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства. Рыболовные
угодья или их участки, за исключением рыболовных угодий, расположенных в
границах населенных пунктов, предоставляются юридическим лицам в аренду для
ведения рыболовного хозяйства на основании решений местных Советов депутатов по
результатам проведенного конкурса или аукциона. Рыболовные угодья
предоставляются в аренду с земельным участком, необходимым для ведения
рыболовного хозяйства, за исключением случаев, если земельный участок или его
часть предоставлены на условиях владения, пользования, аренды и иных законных
основаниях другим юридическим или физическим лицам. Предоставление в аренду
земельного участка, необходимого для ведения рыболовного хозяйства,
производится в соответствии с законодательством об охране и использовании
земель на срок, не превышающий срока аренды рыболовных угодий. Решение о
предоставлении в аренду рыболовных угодий, расположенных на территории одного
района, принимается районным Советом депутатов. Решение о предоставлении в
аренду рыболовных угодий, расположенных на территории двух и более районов
области, принимается соответствующим областным Советом депутатов, на территории
двух и более областей — совместным решением соответствующих областных Советов
депутатов. Местные Советы депутатов
предоставляют рыболовные угодья в аренду в соответствии с республиканской
комплексной схемой размещения рыболовных угодий, утверждаемой Советом Министров
Республики Беларусь по предложению Министерства сельского хозяйства и
продовольствия, согласованному с Министерством природных ресурсов и охраны
окружающей среды, Государственной инспекцией охраны животного и растительного
мира при Президенте Республики Беларусь, облисполкомами. Местный исполнительный
и распорядительный орган в целях предоставления рыболовных угодий в аренду
организовывает и проводит конкурс или аукцион на право заключения договора
аренды рыболовных угодий
[15. с. 78].

Для получения в аренду рыболовных
угодий юридическое лицо представляет в местный исполнительный и
распорядительный орган следующие документы:

— заявление
о предоставлении рыболовных угодий в аренду;

— копию
учредительных документов юридического лица;

— справку
банка или небанковской кредитно-финансовой организации о наличии на счете
юридического лица денежных средств, необходимых для выполнения условий договора
аренды рыболовных угодий в соответствии с биолого-экономическим обоснованием
или рыбоводно-биологическим обоснованием при заключении договора аренды на
новый срок, иные документы, подтверждающие платежеспособность юридического
лица. Платежеспособным признается юридическое лицо, имеющее денежные средства,
размер которых определяется исходя из площади передаваемых в аренду рыболовных
угодий и суммы, эквивалентной 1000 евро за 100 гектаров по установленному
Национальным банком курсу евро к белорусскому рублю на первое число месяца, в
котором представлены документы, указанные в настоящем пункте;

— проект
договора аренды рыболовных угодий;

— документы,
подтверждающие согласие пользователей водных объектов на предоставление в
аренду рыболовных угодий, государственных природоохранных учреждений,
осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, — в
случае, если рыболовные угодья расположены в границах таких территорий или их
охранных зон, и Министерства по чрезвычайным ситуациям — в случае, если
рыболовные угодья расположены в границах зон последующего отселения, с которых
отселено население;

— копию
карты-схемы (части карты-схемы) соответствующих рыболовных угодий с нанесенными
границами в масштабе 1:50 000;

— биолого-экономическое
обоснование, согласованное с Министерством сельского хозяйства и
продовольствия, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и
Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте
Республики Беларусь, или рыбоводно-биологическое обоснование, имеющее
положительное заключение государственной экологической экспертизы (в случае
заключения договора аренды рыболовных угодий на новый срок).

В
биолого-экономическом обосновании указываются тип, категория или класс,
наименование, площадь, глубина рыболовных угодий, которые планируется
арендовать, виды рыбы, обитающей в рыболовных угодьях, лимиты вылова рыбы,
рассчитанные в соответствии с нормативами допустимого вылова рыбы, квоты вылова
рыбы, орудия и способы рыболовства, которые можно применять при ведении
рыболовства, количество орудий рыболовства, количество лиц, которые будут осуществлять
промысловое рыболовство и охрану рыболовных угодий, а также расчет планируемых
затрат на ведение рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях, выручки и
рентабельности этой деятельности. Для подготовки биолого-экономического
обоснования юридическое лицо имеет право запрашивать в Национальной академии
наук Беларуси, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве
природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственной инспекции охраны
животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, местных
исполнительных и распорядительных органах, других государственных органах
необходимую информацию о рыболовных угодьях, которые это лицо планирует
арендовать.

Если
торги не состоялись ввиду наличия единственного претендента, местный
исполнительный и распорядительный орган в месячный срок со дня получения
документов: рассматривает представленные указанным претендентом документы и
подготавливает проект решения местного Совета депутатов о предоставлении
рыболовных угодий в аренду либо проект мотивированного решения об отказе в
предоставлении рыболовных угодий в аренду; согласовывает проект решения
местного Совета депутатов о предоставлении рыболовных угодий в аренду и проект
договора аренды рыболовных угодий с Министерством сельского хозяйства и
продовольствия и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды; вносит
на рассмотрение в местный Совет депутатов проект решения местного Совета
депутатов о предоставлении рыболовных угодий в аренду, согласованный в
соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, либо проект мотивированного
решения об отказе в предоставлении рыболовных угодий в аренду.

Местный
Совет депутатов принимает решение о предоставлении рыболовных угодий в аренду
либо мотивированное решение об отказе в предоставлении рыболовных угодий в
аренду в месячный срок со дня внесения соответствующего проекта решения местным
исполнительным и распорядительным органом, за исключением случая проведения
торгов. Основаниями для отказа в предоставлении рыболовных угодий в аренду
являются: наличие в представленных документах недостоверных сведений; несоответствие
представленных документов; отсутствие у юридических лиц денежных средств; обоснованное
несогласие граждан, проживающих на соответствующей территории, с предоставлением
рыболовных угодий в аренду; обращение за предоставлением рыболовных угодий в
аренду до истечения одного года со дня расторжения договора аренды рыболовных
угодий по инициативе местного исполнительного и распорядительного органа или
вынесения решения об аннулировании специального разрешения (лицензии) на
ведение рыболовного хозяйства, за исключением случая аннулирования указанного
специального разрешения (лицензии) в связи с выдачей его с нарушением
установленного порядка.

В решении о предоставлении в аренду
рыболовных угодий указываются общая площадь (протяженность), а также площадь
(протяженность) по классам или категориям рыболовных угодий, наименование,
границы рыболовных угодий, срок аренды. При принятии решения о предоставлении
рыболовных угодий в аренду местный Совет депутатов должен учитывать мнение
граждан, проживающих на соответствующей территории. На основании решения местного Совета депутатов
соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган в десятидневный
срок со дня принятия решения заключает с юридическим лицом договор аренды
рыболовных угодий.

Договор
аренды рыболовных угодий заключается на срок, определенный в решении местного
Совета депутатов, который исчисляется со дня подписания указанного договора. За
аренду рыболовных угодий взимается арендная плата, размер которой
предусматривается в договоре аренды рыболовных угодий. Ставки платы за аренду
рыболовных угодий, за исключением рыболовных угодий, предоставленных в аренду
по результатам аукциона, определяются местными Советами депутатов по
согласованию с облисполкомами исходя из минимальных ставок платы за аренду
рыболовных угодий, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.

Минимальные
ставки платы за аренду рыболовных угодий рассчитываются по областям исходя из
типов, классов и категорий рыболовных угодий с учетом нормативов допустимого
вылова рыбы и ежегодно уточняются на основе коэффициента, учитывающего уровень
инфляции по отношению к декабрю предыдущего года. Изменение и расторжение договора аренды рыболовных угодий возможно по
соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Республики
Беларусь или договором. Соглашение об изменении, расторжении
договора аренды рыболовных угодий совершается в той же форме, что и договор.

Субаренда
рыболовных угодий запрещается. По истечении
срока действия договора аренды рыболовных угодий арендатор рыболовных угодий,
надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет при прочих равных
условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора
аренды рыболовных угодий на новый срок. Арендатор
рыболовных угодий до истечения срока действия договора аренды рыболовных угодий
обязан письменно уведомить местный исполнительный и распорядительный орган о
желании заключить договор аренды на новый срок. Право ведения рыболовного хозяйства
прекращается в случае расторжения и прекращения договора аренды рыболовных
угодий. Договор аренды рыболовных угодий
прекращается по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Республики
Беларусь, при необходимости использования рыболовных угодий для государственных
нужд, а также в случаях отсутствия по истечении трех месяцев со дня заключения
договора аренды рыболовных угодий специального разрешения (лицензии) на ведение
рыболовного хозяйства или прекращения действия указанного специального
разрешения (лицензии). Право ведения рыболовного хозяйства и
договор аренды рыболовных угодий в случаях, указанных в частях первой и второй
настоящего пункта, прекращаются в день наступления соответствующего
обстоятельства.

Местный
исполнительный и распорядительный орган может инициировать расторжение договора
аренды рыболовных угодий на основании решения местного Совета депутатов.

Договор
аренды рыболовных угодий, может быть, расторгнут на основании решения местного
Совета депутатов (с учетом статьи 422 Гражданского кодекса Республики Беларусь)
по представлению местного исполнительного и распорядительного органа,
заключившего указанный договор, или органов государственного рыболовного
контроля. Данное решение принимается на основании материалов, свидетельствующих
о том, что после получения письменного предупреждения местного исполнительного
и распорядительного органа арендатор рыболовных угодий не принял мер к
устранению в установленный срок допущенных нарушений.

В
случае прекращения договора аренды рыболовных угодий возврат арендуемых
рыболовных угодий осуществляется арендатором рыболовных угодий в течение месяца
со дня наступления обстоятельств, влекущих прекращение договора аренды
рыболовных угодий, на основании акта приема-передачи этих угодий. Акт приема-передачи рыболовных угодий составляется на
основании сравнительных данных промыслового запаса рыбы на дату передачи
рыболовных угодий в аренду, определенного в биолого-экономическом обосновании,
и промыслового запаса рыбы на дату возврата рыболовных угодий, который
рассчитывается на основании учета объемов вылова рыбы за период аренды
рыболовных угодий. При ухудшении видового разнообразия
рыбы, обитающей в рыболовных угодьях, уменьшении ее промыслового запаса за
период аренды рыболовных угодий арендатор рыболовных угодий или его
правопреемник возмещает государству причиненный вред, за исключением наступления
обстоятельств непреодолимой силы (землетрясение, наводнение, ураган, другие
стихийные бедствия), в размере, определяемом по таксам, установленным
Президентом Республики Беларусь. Получение
юридическим лицом, заключившим договор аренды рыболовных угодий, специального
разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства осуществляется в
соответствии с законодательством о лицензировании.

Торги
проводятся на основании решения местного Совета депутатов местными
исполнительными и распорядительными органами в форме аукционов и конкурсов и
являются открытыми. Средства от проведения торгов
направляются в соответствующий местный бюджет. Участниками торгов могут быть
юридические лица, заинтересованные в получении рыболовных угодий в аренду. Для проведения торгов местный исполнительный и
распорядительный орган своим решением создает комиссию по организации и
проведению торгов (далее — комиссия) и утверждает ее персональный состав. В
состав комиссии включаются представители местных исполнительных и
распорядительных органов, Министерства сельского хозяйства и продовольствия,
территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей
среды, Государственного комитета по имуществу.

Комиссия
может создаваться для организации проведения одних торгов или на определенный
период, но не более чем на один год.

Местный исполнительный и
распорядительный орган определяет: источники
финансирования мероприятий по проведению торгов; границы, общую площадь (протяженность), а также площадь (протяженность)
по типам, классам или категориям рыболовных угодий, которые предполагается
предоставить в аренду по результатам торгов.

Торги
могут совершаться только в отношении тех рыболовных угодий, которые не являются
объектом спора и на которые претендуют два и более участника торгов.

Комиссия: принимает заявления об участии в торгах; знакомит участников торгов с представленными
биолого-экономическими или рыбоводно-биологическими обоснованиями (в случае
заключения договора аренды на новый срок); организует
осмотр в натуре рыболовных угодий, которые предполагается предоставить в аренду
по условиям торгов; подготавливает и публикует в
средствах массовой информации извещение о проводимых торгах; определяет начальную цену объектов аукциона (при проведении
торгов в форме аукциона);
определяет условия
конкурса для объявления его победителя (при проведении торгов в форме
конкурса); проводит торги и оформляет их
результаты; разрешает споры о порядке проведения
торгов; определяет победителей торгов или
принимает иные решения по их результатам, подписывает протоколы о результатах
торгов, представляет соответствующие протоколы местным Советам депутатов.

При
проведении торгов в форме аукциона комиссия организует проведение оценки
рыболовных угодий и утверждает их начальную цену. Начальная цена рыболовных
угодий определяется исходя из типа, класса и категории рыболовных угодий,
промыслового запаса рыбы в рыболовных угодьях, которые предполагается
предоставить в аренду по результатам аукциона. В начальную цену может
включаться стоимость документации, необходимой для проведения аукциона. Начальная цена рыболовных угодий устанавливается
применительно к каждому конкретному рыболовному угодью, которое предполагается
предоставить в аренду по результатам аукциона. Начальная цена рыболовных угодий не должна быть ниже цены рыболовных
угодий, рассчитанной на основании минимальных ставок платы за аренду рыболовных
угодий.

Извещение о проведении торгов
публикуется в средствах массовой информации не позднее, чем за месяц до их
проведения.

Местный
исполнительный и распорядительный орган вправе отказаться от проведения торгов
в любое время, но не позднее, чем за три дня до назначенной даты их проведения,
о чем должен известить участников торгов. При этом сумма задатка и специального
сбора за участие в торгах, внесенная участниками торгов в соответствующий
местный бюджет, подлежит возврату им в десятидневный срок. Для участия в торгах юридические лица в сроки, указанные в
извещении, подают в комиссию заявление об участии в торгах. В заявлении
указываются сведения о рыболовных угодьях, которые указанные юридические лица
желают получить в аренду по результатам торгов.

К
участию в торгах допускаются юридические лица, подавшие в комиссию не позднее,
чем за три дня до начала их проведения документы. После получения документов, комиссия выдает юридическому лицу билет
участника торгов с указанием даты регистрации заявления и порядкового номера,
под которым оно будет участвовать в торгах. Данные о каждом участнике торгов
заносятся в книгу регистрации участников торгов. Участник торгов имеет право до начала торгов письменно отозвать заявление
об участии в торгах. При этом участнику торгов в десятидневный срок со дня
обращения в комиссию об отзыве заявления должна быть возвращена сумма
внесенного им задатка. Прием документов, заканчивается в
установленный в извещении о проведении торгов день и час, но не позднее, чем за
три дня до начала проведения торгов. Заявления, поступившие после
установленного срока, не рассматриваются. Сроком поступления заявления является
дата его регистрации. Сведения об участниках торгов не
подлежат разглашению. Желающим присутствовать при
проведении аукциона могут продаваться входные билеты, цена которых
устанавливается местным исполнительным и распорядительным органом. Перед началом торгов их участники обязаны зарегистрироваться
в комиссии и обменять билеты участников торгов на порядковые номера, которые
возвращаются в комиссию после окончания торгов. При проведении торгов в форме аукциона комиссия из своего состава
назначает аукциониста. Аукцион проводится аукционистом при наличии двух и более
участников. Аукцион начинается c объявления
аукционистом порядка проведения аукциона и размера увеличения цены объекта
аукциона. Размер увеличения цены объекта аукциона определяется комиссией до
начала проведения аукциона в пределах от 5 до 15 процентов от его начальной
цены.

Торги
по каждому объекту аукциона начинаются с объявления аукционистом их краткой
характеристики и иных условий, если они имеются. После объявления очередной
цены аукционист называет порядковый номер участника торгов, который, с его
точки зрения, первым поднял порядковый номер. Затем аукционист в соответствии с
размером увеличения цены объявляет новую цену. Торги продолжаются до тех пор,
пока по новой объявленной аукционистом цене порядковый номер будет поднят
только одним из участников. Аукционист называет последнюю цену и номер данного
участника торгов трижды и объявляет его победителем аукциона. При отсутствии участников торгов, готовых получить рыболовные
угодья в аренду по результатам аукциона по названной аукционистом цене объекта
аукциона, аукционист называет эту цену три раза. Аукцион завершается, если ни
один из участников торгов не поднял своего порядкового номера. Данные
рыболовные угодья не предоставляются в аренду по результатам аукциона, о чем
комиссией составляется отдельный протокол. В
случае признания комиссией торгов несостоявшимися местный исполнительный и
распорядительный орган возвращает в течение пяти банковских дней участникам
торгов внесенные ими в виде задатка и специального сбора за участие в торгах
денежные суммы. При проведении торгов в форме
конкурса в указанные в извещении о проведении торгов дату и время комиссия на
своем заседании определяет соответствие представленных документов требованиям
настоящих Правил. После этого в присутствии всех членов комиссии вскрываются
конверты с предложениями участников торгов о выполнении условий конкурса. Предложения
зачитываются председателем комиссии вслух и обсуждаются каждое в отдельности. При необходимости на заседание комиссии могут приглашаться
участники торгов. Предложения участников торгов, не
отвечающие условиям конкурса, в дальнейшем комиссией не рассматриваются, о чем
делается отметка в протоколе конкурса [9. с. 55].

После
ознакомления с представленными для участия в конкурсе предложениями участников
торгов о выполнении условий конкурса каждый член комиссии высказывает свое
мнение, которое отражается в протоколе конкурса. Если предложения двух и более участников торгов полностью соответствуют
условиям конкурса, комиссия признает победителем того участника, который
представил лучшие предложения о выполнении условий конкурса, что отмечается в
протоколе конкурса. Решение
комиссии по результатам торгов оформляется протоколом. В протоколе отражаются место и время проведения торгов,
границы, общая площадь (протяженность), а также площадь (протяженность) по
типам, классам или категориям рыболовных угодий, которые должны быть
предоставлены в аренду по результатам торгов, и другие необходимые сведения в
зависимости от формы торгов. Протокол
подписывается председателем, членами комиссии и победителем торгов в день
торгов и в семидневный срок представляется с проектом решения о предоставлении
рыболовных угодий в аренду в местный Совет депутатов. Отказ местного Совета
депутатов в предоставлении рыболовных угодий в аренду в этом случае не
допускается.

Если
победитель торгов в день их проведения не подписал протокол, то результаты
торгов в отношении этого победителя аннулируются и внесенный им задаток
возврату не подлежит. После проведения торгов сумма задатка
возвращается участникам торгов, не ставшим их победителями, в течение пяти
банковских дней со дня подписания протокола. Сумма
задатка победителя торгов засчитывается при внесении им платы за аренду
рыболовных угодий. Решение местного Совета депутатов и
протокол являются основанием для заключения договора аренды рыболовных угодий
между местным исполнительным и распорядительным органом и победителем торгов. Споры о признании недействительными результатов торгов
рассматриваются в суде.

Ведение
рыболовного хозяйства осуществляется арендаторами рыболовных угодий в
соответствии с рыбоводно-биологическими обоснованиями. До утверждения рыбоводно-биологического обоснования ведение
рыболовного хозяйства осуществляется арендатором рыболовных угодий в
соответствии с биолого-экономическим обоснованием и с соблюдением требований,
нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны и использования
рыбных ресурсов. Арендаторы рыболовных угодий в
течение одного года со дня заключения договора аренды рыболовных угодий, за
исключением случая заключения такого договора на новый срок, должны обеспечить
разработку рыбоводно-биологических обоснований и представить их в Министерство
природных ресурсов и охраны окружающей среды на государственную экологическую
экспертизу. Рыбоводно-биологические обоснования, а также вносимые в них
изменения и (или) дополнения подлежат утверждению Министерством сельского
хозяйства и продовольствия при наличии положительного заключения
государственной экологической экспертизы. Государственная
экологическая экспертиза рыбоводно-биологических обоснований, а также вносимых
в них изменений и (или) дополнений проводится Министерством природных ресурсов
и охраны окружающей среды в соответствии с законодательством о государственной
экологической экспертизе.
Ведение рыболовного
хозяйства на основании рыбоводно-биологического обоснования, не имеющего
положительного заключения государственной экологической экспертизы,
запрещается. Право
на разработку рыбоводно-биологических обоснований имеют научные организации,
перечень которых утверждается Министерством сельского хозяйства и
продовольствия. Рыбоводно-биологические обоснования разрабатываются указанными
организациями сроком на 10 лет на основании данных ихтиологических
исследований, которые проводятся, как правило, с апреля по октябрь. Изменения
и дополнения в рыбоводно-биологические обоснования вносятся не менее одного
раза в пять лет и не ранее чем через год после прохождения государственной
экологической экспертизы.

На основании рыбоводно-биологических
обоснований, имеющих положительное заключение государственной экологической
экспертизы, Министерство сельского хозяйства и продовольствия ежегодно до 1
марта устанавливает арендаторам рыболовных угодий квоты на вылов рыбы.

Промысловое
рыболовство осуществляется арендаторами рыболовных угодий в соответствии с
установленными квотами на вылов рыбы. В рыболовных угодьях разрешается
промысловое рыболовство всех видов рыбы. В
случае вылова рыбы, миног, раков и креветок, относящихся к видам, включенным в
Красную книгу Республики Беларусь, они должны быть выпущены в рыболовные угодья
в живом виде, а факты их вылова и выпуска должны быть отмечены в тоневом
журнале. Если выловленные рыба, миноги, раки и
креветки, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь,
не могут быть выпущены в рыболовные угодья в живом виде, лицо, ответственное за
ведение тоневого журнала, обязано после его заполнения составить акт, в котором
указываются: вид, количество, средняя масса
выловленных рыбы, миног, раков и креветок, относящихся к видам, включенным в
Красную книгу Республики Беларусь; состояние
выловленных рыбы, миног, раков и креветок, относящихся к видам, включенным в
Красную книгу Республики Беларусь, при выборке из промысловых орудий
рыболовства; использование выловленных рыбы,
миног, раков и креветок, относящихся к видам, включенным в Красную книгу
Республики Беларусь; фамилии и инициалы лиц,
осуществлявших промысловый лов рыбы, при котором были выловлены рыба, миноги,
раки и креветки, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу Республики
Беларусь. Копия акта о вылове рыбы, миног,
раков и креветок, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь,
в десятидневный срок направляется в соответствующий территориальный орган
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

При
промысловом рыболовстве разрешается вылов рыбы, не достигшей промысловой меры,
приведенной в приложении 2, по норме не более 20 процентов от количества
выловленной рыбы каждого из видов, для которых установлена промысловая мера. Длина рыбы определяется измерением расстояния от вершины рыла
до основания средних лучей хвостового плавника, длина рака и креветки — от линии
глаз до конца средней хвостовой пластины. При возникновении в рыболовных
угодьях заморных явлений, а также в случаях, если необходимо провести
регулирование численности рыбы, по решению Министерства природных ресурсов и
охраны окружающей среды норма вылова рыбы, не достигшей промысловой меры, может
быть изменена или отменена. Промысловое
рыболовство может осуществляться с использованием неводов, сетей, ловушек и
(или) переметов. При
промысловом рыболовстве могут применяться орудия рыболовства из сетного полотна
со следующими минимальными размерами ячеи: в
неводах — мотня 18 миллиметров, привода 22 миллиметра, крылья 26 миллиметров; в ставных и плавных сетях — не менее 28 миллиметров; в неводах и сетях для лова уклейки — не менее 12 миллиметров; в ловушках, за исключением ловушек, указанных в абзацах
шестом-восьмом настоящего пункта, — не менее 28 миллиметров; в ловушках для лова сомика американского — не менее 18 миллиметров; в ловушках для лова угря — не менее 16 миллиметров; в ловушках для лова рака узкопалого — не менее 22
миллиметров.

Размер
ячеи (шаг) в орудиях рыболовства определяется путем измерения расстояния между
11 узлами сетного полотна, расположенными на одной прямой, и делением
полученного числа на 10.
При использовании
неводов и сетей для лова уклеи, ловушек для лова сомика американского и угря
вылов указанных видов рыбы должен составлять не менее 70 процентов веса общего
улова.

При проведении
рыбоводно-мелиоративных мероприятий, регулировании численности рыбы, лове рыбы
в случае возникновения в рыболовных угодьях заморных явлений арендаторы
рыболовных угодий, местные исполнительные и распорядительные органы или уполномоченные
ими юридические лица могут по согласованию с Государственной инспекцией охраны
животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь применять
орудия рыболовства из сетематериалов с размерами ячеи менее разрешенных.

Применяемые
для промыслового рыболовства, а также для проведения рыбоводно-мелиоративных
работ орудия рыболовства должны быть зарегистрированы и обозначены
маркировочными знаками в соответствующих структурных подразделениях
Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте
Республики Беларусь.

Промысловое рыболовство осуществляют
лица, работающие у арендаторов рыболовных угодий на основании трудового или
гражданско-правового договора и имеющие промысловые билеты.

В
случае выявления должностными лицами органов государственного рыболовного
контроля факта незаконного рыболовства лицами, осуществляющими промысловое
рыболовство, промысловый билет подлежит изъятию. Изъятый промысловый билет
направляется в орган, его выдавший, который в течение семи дней со дня
получения указанного промыслового билета принимает решение о его аннулировании
и уведомляет об этом арендатора рыболовных угодий. При прекращении действия промыслового билета указанный билет
в десятидневный срок должен быть возвращен в Министерство сельского хозяйства и
продовольствия.

При
осуществлении промыслового лова рыбы арендаторы рыболовных угодий и лица,
осуществляющие промысловое рыболовство, обязаны соблюдать правила безопасности,
установленные в настоящей главе. Лица,
осуществляющие промысловое рыболовство, обязаны уметь плавать, грести,
оказывать первую помощь утопающим.

При
осуществлении промыслового рыболовства запрещается: выходить на промысловый лов рыбы при наличии сигнала,
извещающего о приближении шторма или сильного ветра, без спасательных средств
(индивидуальный спасательный жилет, круг, веревка); включать или выключать (кроме аварийных случаев)
оборудование, механизмы, транспортные средства, пусковую аппаратуру,
электрооборудование без руководителя рыболовецкой бригады.

Лица,
осуществляющие промысловый лов рыбы в рыболовных угодьях, покрытых льдом,
обязаны: проверить перед началом лова рыбы
состояние льда — его толщина должна составлять не менее 10-12 сантиметров; проверить исправность орудий рыболовства, оборудования и
механизмов, используемых для промыслового рыболовства; иметь при себе средства спасения на воде (веревка с узлами,
багор и другое); использовать «бузлуки»,
которые привязываются к подошвам обуви; освободить
после окончания работы все орудия рыболовства от снега и льда и оградить
запускную и вытяжную майны специальными знаками.

Организация платного любительского
рыболовства осуществляется арендаторами рыболовных угодий, имеющими специальные
разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства, в соответствии с
установленными квотами на вылов рыбы. В
течение года со дня получения специального разрешения (лицензии) на ведение
рыболовного хозяйства организация платного любительского рыболовства
осуществляется арендатором рыболовных угодий в соответствии с
биолого-экономическим обоснованием. Организация платного любительского
рыболовства осуществляется путем реализации арендаторами рыболовных угодий
гражданам путевок на платное любительское рыболовство.

Порядок
реализации путевок на платное любительское рыболовство и режим рыболовства
определяются арендаторами рыболовных угодий. Цены
на путевки на платное любительское рыболовство формируются с учетом
законодательства о ценообразовании. При
реализации путевок на платное любительское рыболовство арендаторы рыболовных
угодий не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим.

Информация о режиме платного
любительского рыболовства и порядке реализации путевок на платное любительское
рыболовство должна быть общедоступной.

Арендатор
рыболовных угодий обязан установить аншлаги с указанием информации: о режиме рыболовства в арендованных рыболовных угодьях; о количестве разрешенной к вылову рыбы при осуществлении
платного любительского рыболовства; о
цене путевки на платное любительское рыболовство; о месте реализации путевок на платное любительское рыболовство, а также
другой информации, регламентирующей платное любительское рыболовство в
арендованных рыболовных угодьях. Аншлаги
устанавливаются арендаторами рыболовных угодий в местах, определенных местными
исполнительными и распорядительными органами, в течение двух месяцев со дня
получения специального разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства.
В случае изменения информации, указанной в части второй настоящего пункта,
арендатор рыболовных угодий обязан обновить ее на установленных аншлагах.

Путевки на платное любительское
рыболовство подлежат возврату арендатору рыболовных угодий, выдавшему их, в
течение срока, указанного в путевке на платное любительское рыболовство, с
заполнением отчета о количестве выловленной рыбы по видам. Лицам, не возвратившим в установленный срок или возвратившим
с нарушением порядка, указанного в части первой настоящего пункта, путевки на
платное любительское рыболовство без уважительных причин, новые путевки в
течение года арендатором рыболовных угодий не выдаются.

В фонде рыболовных угодий может
организовываться любительское рыболовство интенсивными способами лова рыбы в
светлое время суток. К интенсивным способам лова рыбы
относятся: лов рыбы с применением орудий
любительского рыболовства с общим количеством крючков от 11 до 20 штук на
рыболова; лов рыбы на дорожку с судов с
двигателями; подводная охота.

Арендаторы рыболовных угодий обязаны
проводить учет объемов вылова рыбы при промысловом рыболовстве и организации
платного любительского рыболовства и представлять отчеты об объемах вылова рыбы
ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в Министерство сельского
хозяйства и продовольствия и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей
среды. Учет выловленной рыбы при промысловом
рыболовстве осуществляется на основании данных тоневого журнала, который
ведется лицами, уполномоченными арендаторами рыболовных угодий. Тоневые журналы являются бланками строгой отчетности.
Изготовление бланков тоневых журналов осуществляется Министерством сельского
хозяйства и продовольствия. Тоневые журналы
выдаются арендаторам рыболовных угодий Министерством сельского хозяйства и
продовольствия ежемесячно в количестве, соответствующем количеству рыболовецких
бригад, работающих у указанных арендаторов, под роспись. В тоневых журналах указываются фамилия и инициалы лица,
ответственного за ведение тоневого журнала, который определяется арендатором
рыболовных угодий. Тоневые журналы ведутся при
осуществлении промыслового рыболовства в рыболовных угодьях. Записи в тоневом
журнале производятся чернилами или шариковой ручкой аккуратно и разборчиво без
исправлений на протяжении месяца с начала лова рыбы и до его окончания. Запрещается ведение учета выловленной рыбы одного вида под
названием другого.

Лицо,
ответственное за ведение тоневого журнала, обязано представлять тоневой журнал
должностным лицам органов государственного рыболовного контроля при
осуществлении ими проверки соблюдения при промысловом рыболовстве требований
нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбных
ресурсов. О результатах
проверки должностные лица органов государственного рыболовного контроля делают
отметку в тоневом журнале. По окончании
ведения тоневые журналы хранятся арендаторами рыболовных угодий в течение
срока, на который им предоставлены в аренду рыболовные угодья. Учет выловленной рыболовами рыбы при организации платного
любительского рыболовства осуществляется арендаторами рыболовных угодий путем
обобщения отчетов по путевкам на платное любительское рыболовство.

Арендаторы
рыболовных угодий имеют право: получать от
Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды, местных исполнительных и распорядительных
органов информацию о рыбе и рыболовных угодьях, предоставленных им в аренду; распоряжаться продукцией рыболовства, доходами, полученными
от ее реализации, прочими доходами, полученными в результате ведения
рыболовного хозяйства; пользоваться иными правами в
соответствии с законодательством.

Арендаторы рыболовных угодий обязаны: осуществлять ведение рыболовного хозяйства в соответствии с
нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны и использования
рыбных ресурсов; своевременно вносить плату за аренду
рыболовных угодий в соответствии с договорами аренды рыболовных угодий; выполнять условия, указанные в договорах аренды рыболовных
угодий, специальных разрешениях (лицензиях) на ведение рыболовного хозяйства,
рыбоводно-биологических обоснованиях; устанавливать
на берегу рыболовных угодий аншлаги с указанием информации о режиме рыболовства
в арендованных рыболовных угодьях; соблюдать
требования правового режима территорий радиоактивного загрязнения вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС при нахождении рыболовных угодий в границах
указанных территорий; выполнять предписания органов
(должностных лиц) государственного рыболовного контроля; обеспечивать свободный доступ граждан к арендованным рыболовным
угодьям; не допускать нарушения прав других
пользователей объектов животного мира, а также пользователей водных объектов, в
границах которых осуществляется ведение рыболовного хозяйства; возмещать государству вред, причиненный в процессе ведения
рыболовного хозяйства; планировать и осуществлять
мероприятия по охране рыбных ресурсов в арендованных рыболовных угодьях; выявлять и охранять места нереста рыбы и их зимних
концентраций (зимовальных ям); проводить
рыбоводно-мелиоративные мероприятия в соответствии с рыбоводно-биологическими
обоснованиями; содержать в надлежащем санитарном
состоянии береговые участки рыболовных угодий; ежегодно проводить ихтиопатологическое обследование рыбы в рыболовных
угодьях, осуществлять по согласованию с Министерством сельского хозяйства и
продовольствия мероприятия по предотвращению массовых эпизоотий; осуществлять мероприятия по предотвращению заморных явлений и
ликвидации их последствий; принимать меры,
направленные на предотвращение, выявление и пресечение случаев браконьерства, в
том числе укомплектовать штат работниками, осуществляющими охрану арендованных
рыболовных угодий в соответствии с требованиями договоров аренды рыболовных
угодий; исполнять иные обязанности в
соответствии с законодательством.

При
организации платного любительского рыболовства арендаторы рыболовных угодий
помимо обязанностей, указанных в части первой настоящего пункта, обязаны: создать благоприятные условия для осуществления любительского
лова рыбы (оборудование лодочных станций, причалов, автостоянок и мест для
ночлега, прокат орудий рыболовства, маломерных судов и предоставление других
услуг); проводить зарыбление рыболовных
угодий в соответствии с рыбоводно-биологическими обоснованиями; исполнять иные обязанности согласно законодательству [10. с. 89].

Арендаторы
рыболовных угодий обязаны обеспечивать охрану рыболовных угодий путем
проведения рыбоводно-мелиоративных мероприятий, предупреждения, выявления и
пресечения случаев браконьерства в арендованных рыболовных угодьях.

Арендаторы
рыболовных угодий обязаны в соответствии с рыбоводно-биологическими
обоснованиями планировать и осуществлять рыбоводно-мелиоративные мероприятия, к
которым относятся: расчистка русел водотоков,
естественных нерестилищ, создание искусственных нерестилищ, зимовальных ям,
аэрация и другие работы;
селективный вылов или
отлов отдельных видов рыбы; зарыбление, в том
числе расселение, интродукция, реинтродукция, акклиматизация, реакклиматизация
рыбы путем разведения рыбы в неволе либо ее приобретения у организаций,
занимающихся разведением рыбы; осуществление
профилактических и других мероприятий по защите рыбы; иные мероприятия.

Охрана
рыболовных угодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, осуществляется
местными Советами депутатов и исполнительными и распорядительными органами. Рыболовные угодья, составляющие фонд запаса рыболовных
угодий, могут быть использованы рыболовами для осуществления бесплатного
любительского рыболовства. Для обеспечения охраны рыболовных угодий, составляющих фонд
запаса рыболовных угодий, местные Советы депутатов, исполнительные и
распорядительные органы либо юридические лица, уполномоченные ими охранять эти
рыболовные угодья: принимают меры, направленные на
предотвращение, выявление и пресечение нарушений нормативных правовых актов,
регулирующих вопросы охраны и использования рыбных ресурсов; назначают работников, которые отвечают за охрану рыболовных
угодий, составляющих фонд запаса рыболовных угодий; принимают меры, направленные на содержание в надлежащем
санитарном состоянии береговых участков рыболовных угодий, составляющих фонд
запаса рыболовных угодий;
выявляют, обозначают и
охраняют места нереста рыбы и их зимних концентраций (зимовальных ям); осуществляют мероприятия по предотвращению заморных явлений и
ликвидации их последствий; осуществляют иные
мероприятия согласно законодательству.

Любительское
рыболовство осуществляется гражданами Республики Беларусь, иностранными
гражданами и лицами без гражданства за плату или бесплатно. Любительское рыболовство в рыболовных угодьях, составляющих
фонд запаса рыболовных угодий, а также в рыболовных угодьях, предоставленных в
аренду, на которых не организовано платное любительское рыболовство,
осуществляется бесплатно в порядке общего пользования.

В
рыболовных угодьях разрешается любительское рыболовство всех видов рыбы, за
исключением угря. В случае вылова рыбы, раков и (или)
миног, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а
также угря такая рыба должна быть выпущена в рыболовные угодья в живом виде. При любительском рыболовстве разрешается вылов рыбы, не
достигшей промысловой меры, по норме не более 20 процентов от количества
выловленной рыбы каждого из видов, для которых установлена промысловая мера. Рыболовам
в рыболовных угодьях разрешается использовать для любительского рыболовства
нахлыстовые, поплавочные и донные удочки всех систем, спиннинги, кружки,
дорожки, жерлицы, ружья и пистолеты для подводной охоты, сачки и подъемные
сетки для лова рыбы, используемой в качестве наживки, сачки для подъема из воды
рыбы, выловленной указанными в настоящем пункте орудиями рыболовства.

Рыболовам разрешается: лов в рыболовных угодьях, за исключением рыболовных угодий,
предоставленных в аренду, на которых организовано платное любительское
рыболовство, не более 5 килограммов рыбы на одного рыболова в сутки и одной
рыбы, если общий вес с учетом ее веса в сумме будет превышать 5 килограммов,
или одной рыбы, вес которой превышает 5 килограммов. В рыболовных угодьях,
предоставленных в аренду, на которых организовано платное любительское
рыболовство, количество разрешенной к вылову рыбы определяется арендаторами
рыболовных угодий в путевках на платное любительское рыболовство в соответствии
с квотами на вылов рыбы;
лов раков не более 30
штук в сутки; лов пресноводных креветок не более 1
килограмма в сутки; лов рыбы сачком и (или) подъемной
сеткой, за исключением видов рыбы, для которых установлена промысловая мера, в
качестве наживки для лова других видов рыбы не более 30 штук на одного рыболова
в сутки одним сачком диаметром не более 0,5 метра с ячеей менее 10 миллиметров
и (или) одной подъемной сеткой размером не более 1х1 метр и ячеей менее 10
миллиметров.

При
проведении соревнований по спортивному рыболовству ограничения по количеству
вылавливаемой рыбы не устанавливаются, если это предусмотрено условиями
соревнований. Проведение соревнований по
спортивному рыболовству в арендованных рыболовных угодьях согласовывается
организаторами таких соревнований с арендаторами рыболовных угодий, в
рыболовных угодьях, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, — с
соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Организаторы соревнований за десять дней до начала
соревнований должны уведомить соответствующее структурное подразделение
Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте
Республики Беларусь об организации соревнований по спортивному рыболовству, о
времени и месте их проведения.

В
целях сохранения рыбных ресурсов и создания благоприятных условий для
воспроизводства рыбы Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
может устанавливать ограничения и запреты на промысловое и любительское
рыболовство, лов отдельных видов рыбы, в отдельных рыболовных угодьях, в
определенные сроки, а также использование отдельных орудий и (или) способов
рыболовства. Вылов
всех видов рыбы запрещается с 1 апреля по 30 мая, за исключением любительского
рыболовства, осуществляемого рыболовом одной удочкой с одним крючком или одним
спиннингом, оснащенным искусственной приманкой, с одним одинарным, или двойным,
или тройным крючком размером не более № 10 по международной классификации № 1 в
светлое время суток с берега, а также промыслового вылова угря без соблюдения
промысловой меры в местах и на условиях, ежегодно определяемых Министерством
природных ресурсов и охраны окружающей среды [9. с. 110].

Запрещается: промысловое рыболовство: путем
перегораживания ставными сетями более двух третей ширины русла водотоков, а
также установки ставных сетей в шахматном порядке на расстоянии ближе 100
метров друг от друга на водоемах и водотоках; с применением в зимний период неводов в местах нереста налима
обыкновенного, сига чудского и ряпушки; с
использованием приспособлений или способов, уменьшающих размер ячеи в орудиях
промыслового рыболовства;
с привлечением лиц, не
имеющих промысловых билетов, к работе при промысловом рыболовстве; с перемещением промысловых орудий рыболовства, маломерных
судов, оборудования из одних рыболовных угодий в другие без предварительной
дезинфекции, за исключением их перемещения по воде; в местах, используемых для массового отдыха и спорта,
установленных местными исполнительными и распорядительными органами; любительское рыболовство: с
применением на орудиях рыболовства двойных и тройных крючков без блесны,
естественной или искусственной наживки; с
плавательных средств в темное время суток; с
применением раколовок в количестве более 3 штук на одного рыболова с диаметром
входного отверстия более 70 сантиметров и ячеей менее 22 миллиметров; с одновременным использованием одного или различных видов
орудий рыболовства с общим количеством крючков более 10 штук; промысловое и любительское рыболовство: с использованием колющих орудий рыболовства, осветительных
приборов или приспособлений для ловли раков, огнестрельного или пневматического
оружия (за исключением подводных ружей и (или) пистолетов), орудий рыболовства,
принципы работы которых основаны на использовании электромагнитного поля,
ультразвука, и иных орудий рыболовства, применение которых не разрешается; путем взрыва или с использованием других приспособлений,
оказывающих вредное воздействие на рыбу; в
водных объектах, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в зонах эвакуации (отчуждения) и
первоочередного отселения, на особо охраняемых природных и иных территориях, на
которых в соответствии с режимом их охраны и использования рыболовство
запрещено; путем запруд и спуска воды из
рыболовных угодий, способами «гона» и «багрения»; у железнодорожных и иных мостов, плотин, шлюзов и насосных
станций и иных гидротехнических сооружений, в отношении которых установлен
специальный режим охраны на расстоянии ближе 50 метров в обе стороны от границ
гидротехнического сооружения; изъятие
гражданами обнаруженных ими в рыболовных угодьях промысловых орудий
рыболовства, орудий рыболовства, запрещенных к применению при любительском
рыболовстве, и рыбы, выловленной этими орудиями рыболовства; использование гражданами маломерных судов и судов с
двигателями в рыболовных угодьях в сроки запрета на вылов рыбы. В случае
необходимости использования маломерных судов и судов с двигателями для
передвижения по водному объекту в хозяйственных, транспортных и иных целях
местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с
территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей
среды вправе принимать решение о разрешении использования гражданами таких
судов в рыболовных угодьях в сроки запрета на вылов рыбы. Местные
исполнительные и распорядительные органы не позднее 5 дней до вступления в силу
данного решения уведомляют об этом Министерство природных ресурсов и охраны
окружающей среды и Государственную инспекцию охраны животного и растительного
мира при Президенте Республики Беларусь и публикуют решение в средствах
массовой информации. В весенний сезон охоты разрешается
использовать маломерные суда без двигателей для установки (снятия) подсадных
уток, профилей, чучел и подъема добытой дичи; кормление рыбы искусственными кормами в рыболовных угодьях, за
исключением кормов, используемых рыболовами в качестве прикормки рыбы; подводная охота рыболовам, не имеющим при себе удостоверения
подводного охотника и членского билета республиканского
государственно-общественного объединения «Белорусское общество охотников и
рыболовов», и (или) с использованием аквалангов и других автономных
дыхательных приборов и (или) осветительных приборов и (или) приспособлений, и
(или) с применением подводных ружей и (или) пистолетов, стреляющих гарпуном с
наконечником более 5 зубьев, а также попытка добычи или добыча рыбы с
использованием подводного ружья и (или) пистолета или иных орудий для подводной
охоты с берега или с маломерных судов; сброс
в рыболовные угодья и на их берега в пределах водоохранных зон неочищенных и
необезвреженных сточных вод промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и
других организаций, а также снега с содержанием песчано-солевых смесей,
противоледных реагентов, отходов производства и потребления; устройство завалов и сплошных заграждений рек, проток и
каналов, а также искусственное обособление стариц, заливов, карьеров от
основных водных объектов, за исключением случаев, когда это необходимо для
проведения рыбоводно-мелиоративных мероприятий в соответствии с
рыбоводно-биологическими обоснованиями; сброс
грунта, выбранного при проведении дноуглубительных и дноочистительных работ, в
местах нерестилищ и зимовальных ям, а также на расстоянии менее 25 метров от
них; устройство в пределах водоохранных
зон летних лагерей для сельскохозяйственных животных, хранилищ для
складирования удобрений и средств защиты растений, объектов размещения отходов; эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих
механизмов без рыбозащитных устройств; стоянка
механических транспортных средств в границах прибрежных полос водных объектов
до 30 метров от береговой линии водного объекта, за исключением специально
отведенных в установленном порядке мест для стоянок; мойка транспортных и других технических средств в пределах
водоохранных зон водных объектов.

Рыболовные
угодья для ведения рыболовного хозяйства предоставляются в безвозмездное
пользование по решению Президента Республики Беларусь: государственным природоохранным учреждениям,
лесохозяйственным организациям Управления делами Президента Республики
Беларусь; организациям, осуществляющим
комплексное использование водных и рыбных ресурсов.

Государственные
природоохранные учреждения, лесохозяйственные организации Управления делами
Президента Республики Беларусь и организации, осуществляющие комплексное
использование водных и рыбных ресурсов, которым рыболовные угодья предоставлены
в безвозмездное пользование, получают специальное разрешение (лицензию) на
ведение рыболовного хозяйства в соответствии с законодательством о
лицензировании [13. с. 45].

Ведение
рыболовного хозяйства государственными природоохранными учреждениями,
лесохозяйственными организациями Управления делами Президента Республики
Беларусь и организациями, осуществляющими комплексное использование водных и
рыбных ресурсов, осуществляется в соответствии с их компетенцией.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВЕДЕНИЯ РЫБОЛОВНОГО
ХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА

Государственный
контроль в области ведения рыболовного хозяйства и рыболовства осуществляется
органами государственного рыболовного контроля в соответствии с их компетенцией. Государственный контроль в области ведения рыболовного
хозяйства и рыболовства является составной частью государственного контроля в
области охраны окружающей среды[2].

Уполномоченные должностные лица
органов государственного рыболовного контроля при осуществлении
государственного рыболовного контроля вправе:

— проводить
проверки соблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числе
индивидуальными предпринимателями, нормативных правовых актов, регулирующих
вопросы охраны и использования рыбных ресурсов;

— проверять
документы на право ведения рыболовного хозяйства и рыболовства;

— останавливать
транспортные средства, производить досмотр вещей, транспортных средств, орудий
рыболовства, продукции рыболовства в рыболовных угодьях либо на прилегающей к
ним территории на расстоянии до одного километра от береговой линии рыболовных
угодий, а также проводить личный досмотр лиц, совершивших правонарушения;

— вносить в
соответствующие государственные органы представления о прекращении действия
специального разрешения (лицензии) на ведение рыболовного хозяйства и (или)
договора аренды рыболовных угодий;

— выносить
обязательные для исполнения юридическими лицами и гражданами, в том числе
индивидуальными предпринимателями, предписания об устранении нарушений
нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбных
ресурсов, а также предписания об устранении причин и условий, способствующих
совершению таких нарушений;

— вносить
арендаторам рыболовных угодий представления о возбуждении дисциплинарного
производства в отношении их работников, допустивших нарушение нормативных
правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбных ресурсов;

— вызывать граждан
и должностных лиц для дачи письменных объяснений в связи с нарушением
нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбных
ресурсов;

— получать
безвозмездно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения и
документы, необходимые для осуществления государственного рыболовного контроля;

— составлять в
установленном законодательными актами порядке протоколы об административных
правонарушениях;

— рассматривать
дела об административных правонарушениях (за исключением должностных лиц
Министерства по чрезвычайным ситуациям);

— доставлять лиц,
нарушивших нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны и
использования рыбных ресурсов, в органы внутренних дел;

— изымать у лиц,
нарушивших нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны и
использования рыбных ресурсов, орудия рыболовства, незаконно добытую продукцию
рыболовства, промысловые билеты;

— предъявлять к
юридическим лицам и гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям,
требования о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения нормативных
правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования рыбных ресурсов.

Уполномоченные должностные лица
Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте
Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия,
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных
органов, Управления делами Президента Республики Беларусь при осуществлении
государственного рыболовного контроля имеют следующие полномочия:

— носить форменное
обмундирование установленного образца, а также боевое и служебное оружие,
находящееся у них на вооружении, специальные средства в соответствии с
законодательством;

— применять после
предупреждения о намерении их осуществить: физическую
силу для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления
противодействия законным требованиям указанных лиц, если ненасильственные
способы не обеспечивают выполнения возложенных на них служебных обязанностей;

— специальные
средства (наручники, средства связывания, механические распылители, аэрозольные
и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего
действия, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для
принудительной остановки транспорта) для отражения нападения, пресечения
неповиновения или сопротивления их законным требованиям при выполнении ими
служебных обязанностей, задержания и доставления в органы внутренних дел лиц,
совершивших правонарушение;

— оружие для
отражения нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью,
задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

— использовать
оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, обезвреживания животного,
непосредственно угрожающего жизни и здоровью граждан.

Специальные
средства и оружие не применяются против женщин с видимыми признаками
беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, которые
по возрасту очевидны или известны, за исключением совершения указанными лицами
вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей. Огнестрельное оружие не применяется также при значительном
скоплении людей в направлении огнеопасных, взрывоопасных и содержащих
сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ). В случае ранения или смерти лица вследствие применения
физической силы, специальных средств или оружия уполномоченное должностное лицо
органа государственного рыболовного контроля обязано незамедлительно сообщить
об этом в ближайший орган внутренних дел и прокурору. В случаях, когда избежать применения физической силы,
специальных средств или оружия невозможно, уполномоченное должностное лицо
органа государственного рыболовного контроля обязано стремиться причинить
наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также
обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи[3].

Применение
физической силы, специальных средств или оружия в случаях и порядке,
противоречащих настоящим Правилам, влечет ответственность, установленную
законодательными актами.

Координация
деятельности органов государственного рыболовного контроля осуществляется
Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте
Республики Беларусь.

Лица,
нарушившие в процессе ведения рыболовного хозяйства и рыболовства настоящие
Правила и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны и
использования рыбных ресурсов, несут административную, уголовную и иную
ответственность в соответствии с законодательными актами. В случае привлечения гражданина к уголовной или административной
ответственности за нарушение законодательства в области рыбной ловлиі Министерство сельского хозяйства и
продовольствия делает об этом отметку в промысловом билете по представлению
государственного органа, вынесшего решение о привлечении лица, осуществляющего
промысловый лов рыбы, к указанной ответственности, в десятидневный срок со дня
его вынесения или изымает промысловый билет.

Изъятые
промысловые билеты передаются органом государственного рыболовного контроля в
десятидневный срок со дня их изъятия в орган, выдавший промысловые билеты, о
чем делается отметка в материалах дела об административном правонарушении или
материалах, направляемых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Незаконно
добытая продукция рыболовства и запрещенные орудия рыболовства подлежат изъятию
органами государственного рыболовного контроля. Изъятие и использование
незаконно добытой продукции рыболовства, запрещенных орудий рыболовства,
взыскание и определение размера стоимости незаконно добытой продукции рыболовства
при невозможности ее изъятия осуществляются в порядке, установленном в
соответствии с законодательными актами. Запрещенные
орудия рыболовства, а также орудия рыболовства из сетематериалов, которые не
могут быть использованы для промыслового рыболовства, изъятые у физических лиц
либо бесхозяйные, изъятая у физических лиц незаконно добытая продукция
рыболовства, а также бесхозяйная продукция рыболовства, затраты на доставку и
реализацию которой превышают ее стоимость, определяемую в порядке,
установленном Советом Министров Республики Беларусь, на день изъятия продукции
рыболовства, или в случае ее порчи из-за температурных и иных условий подлежат
уничтожению органами государственного рыболовного контроля с оформлением акта.

Вред,
причиненный окружающей среде в результате незаконного вылова или уничтожения
рыбы и иного вредного воздействия на среду ее обитания, подлежит возмещению
лицом, причинившим его, в размере, определенном по таксам, установленным
Президентом Республики Беларусь. Возмещение указанного вреда осуществляется
независимо от изъятия продукции рыболовства.

Требования
о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного
вылова или уничтожения рыбы и иного вредного воздействия на среду их обитания,
предъявляются органами государственного рыболовного контроля в соответствии с
настоящими Правилами и другими законодательными актами.

заключение

Написав
курсовую работу на тему: «Правовое регулирование рыболовства в Республике
Беларусь», сделаем выводы.

Отношения
в области охраны и рационального использования животного мира в Республике
Беларусь регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране и использовании
животного мира», который закрепляет единый для страны порядок правового регулирования
в области охраны и использования животного мира для удовлетворения
экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека с
учетом интересов нынешнего и будущих поколений. Кроме того, отношения в области
охраны и рационального использования животного мира регулируются
административным, уголовным, гражданским законодательством.

Все
рыболовные угодья подразделяются на следующие типы: водоемы (озера и
водохранилища); водотоки (реки и каналы). Водоемы подразделяются на следующие классы:
сигово-снетковые; лещево-судачьи; лещево-щучье-плотвичные; карасево-линевые;
окунево-плотвичные. Водотоки подразделяются на следующие категории: первая —
протяженностью свыше 500 километров; вторая — протяженностью от 200 до 500
километров; третья — протяженностью до 200 километров. Все рыболовные угодья составляют фонд рыболовных
угодий, который подразделяется на: фонд рыболовных угодий, предоставленных в
аренду для ведения рыболовного хозяйства; фонд рыболовных угодий,
предоставленных в безвозмездное пользование по решению Президента Республики
Беларусь; фонд рыболовных угодий, не предоставленных в аренду для ведения
рыболовного хозяйства или в безвозмездное пользование по решению Президента
Республики Беларусь и составляющих фонд запаса рыболовных угодий.

Изъятие
рыбы в научных, образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных
целях в процессе осуществления культурной деятельности в фонде рыболовных
угодий осуществляется в соответствии с Правилами пользования дикими животными в
научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических
и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности, утвержденными
Советом Министров Республики Беларусь. Отлов рыбы в фонде рыболовных угодий в
целях содержания и (или) разведения в неволе, а также вселения, интродукции,
реинтродукции, акклиматизации, скрещивания этих животных осуществляется в
соответствии с Правилами отлова диких животных в целях содержания и (или)
разведения в неволе, а также вселения, интродукции, реинтродукции,
акклиматизации, скрещивания, утвержденными Советом Министров Республики
Беларусь.

Основными мерами охраны
окружающей среды в рыбной промышленности, являются рациональное использование
добываемого сырья, безотходная технология и современная техника. Интенсивная
деятельность человека, связанная с развитием промышленности, сельского
хозяйства, водного транспорта и др. в ряде случаев отрицательно сказалась на
состоянии рыбохозяйственных водоемов.

В результате зарегулирования
рек и использования водных ресурсов в основном для целей энергетики и сельского
хозяйства без учета других интересов отраслей народного хозяйства произошло
резкое сокращение объема паводковых вод и наблюдается постоянное в течение года
колебание уровня воды в нижних участках рек, что крайне отрицательно
сказывается на размножении полупроходных рыб во многих крупных бассейнах.
Вырубка леса, распашка склонов рек и речных пойм приводит к заилению и
захламлению нерестилищ, а загрязнение воды токсичными стоками губительно
действует на фауну водоемов. Антропогенное воздействие на водоемы в конечном
итоге привело к сокращению рыбных запасов и уловов рыбы во внутренних водоемах.
В связи с этим перед рыбным хозяйством стоит одна из главных задач — создание
благоприятных условий для воспроизводства и увеличения рыбных запасов путем
проведения комплекса различных рыбоводно-мелиоративных и рыбоохранных
мероприятий.

Для поддержания и
увеличения запасов ценных промысловых рыб в нашей стране, несмотря на продолжающийся
кризис, осуществляются широкие мероприятия по искусственному рыборазведению,
улучшению условий естественного воспроизводства рыб, а также развитию озерного
и прудового рыбоводства по выращиванию товарной рыбы. Большие работы проводятся
по акклиматизации ценных промысловых рыб и других объектов промысла,
направленные, на расширение видового состава рыб и увеличение рыбных запасов.

Для сохранения и развития
рыбных ресурсов, необходимо проводить повсеместный контроль загрязнения
водоемов сточными водами, создавать условия для нормального размножения,
развивать рыбную промышленность, поощрять развитие и применение научных идей в
рыбной промышленности, и т.д.

Сохранение и рациональное
использование рыбных ресурсов (являющихся не только пищевым ресурсом), важнейшая
задача государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.2.  Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998г. № 191-З. Принят Палатой представителей 18 июня 1998 года. Одобрен Советом Республики 29 июня 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998г., № 33, ст. 473). Юридическая база «ЮСИАС».3.  Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Комментарий В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея , 1999. ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».4.  Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1993г. №1 Юридическая база «ЮСИАС».

5. 
Закон Республики
Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20.10.1994 года №
3335-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994г., № 35,
ст.570) (с учетом изменений, внесенных Законами от 23.05.2000 № 396-З, рег. №
2/171 от 26.05.2000; 29.06.2006 № 137-З, рег. № 2/1235 от 05.07.2006).

6.  Балашенко С.А, Демичев ДМ.
Экологическое право: Учебное пособие 2-е изд. Минск: Ураджай, 2000.

7.   
Боголюбов С.А.
Экологическое право. Учебник. М.:НОРМА — ИНФРА-М, 1997.

8.  Бринчук М.М. Экологическое право:
Право окружающей среды: Учебник. М.: Юристъ, 1998.

9.  Демичев Д.М. Экологическое право:
Особенная часть: Учебное пособие Минск: Вышэйшая школа, 2007.

10.Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Юриспруденция,
1999.

11.Зайчук Г.И. Экологическое право: методические рекомендации. Брест. Изд-во
БрГУ. 2000.

12.Мороз Л.Н., Неверов А.В., Апанасевич С.В., Вершок И.Л.
Основы экологического права. Учебное пособие Минск: БГТУ, 2000.

13.Обзор экологического законодательства Республики
Беларусь. СПб.: Невский Простор. 2003.

14.Петров В.В. Экологическое право
России М.: БЕК, 1996.

15.Сапогин А.Н. Экологическое право Республики Беларусь.
Курс лекций. Минск: Академия МВД Республики Беларусь. 2007.


[1] Демичев Д.М. Экологическое право: Особенная часть:
Учебное пособие Минск: Вышэйшая школа, 2007.

[2] Сапогин А.Н. Экологическое право Республики Беларусь.
Курс лекций. Минск: Академия МВД Республики Беларусь. 2007.

[3] Зайчук Г.И. Экологическое право: методические
рекомендации. Брест. Изд-во БрГУ. 2000.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий