Рассохина Настя,
11 А.Рецензия на поэму А. А. Ахматовой «Реквием»
30-е годы для Анны Ахматовой были порой наиболее тяжелых
испытаний. Через десять лет начнется вторая мировая война. Но и в то время в
России шла война. Война между государством и народом. Волна репрессий поглотила
едва ли не всех друзей и знакомых Ахматовой, коснулась ее семьи: вначале был
арестован и сослан сын, а затем и второй муж Н. Н. Пунин. Сама Ахматова жила в
постоянном ожидании ареста. Семнадцать месяцев она провела в длинных тюремных
очередях, надеясь попасть к сыну.Анна Ахматова понимала, что и ее собственная жизнь висит на
волоске. И она, как и миллионы людей в то время, с тревогой прислушивалась к
каждому стуку в дверь. В те годы писать было немыслимо. Поэтому она не
записывала своих стихов, чтобы не создавать против себя улик, и уж тем более не
печаталась. Но, несмотря ни на что, именно в те годы у Анны Ахматовой был
наибольший творческий подъем.В это время Ахматову начинают привлекать библейская
образность и ассоциации с евангельскими сюжетами. На протяжении этих лет она
работает над стихами, составившими поэму «Реквием», где образы Матери и
казнимого Сына соотнесены с евангельской символикой.Библейские образы и мотивы в поэме дают возможность
расширить временные и пространственные рамки, чтобы показать, что силы зла,
взявшие в стране верх, вполне соотносимы с крупнейшими общечеловеческими
трагедиями. Всесильный мрак каторжных лагерей олицетворяет кошмарный мир
сталинских репрессий.Масштабы трагедии заданы уже первыми строками посвящения в
поэме: «Перед этим горем гнуться горы, Не течет великая река…».
Первые строки это знаки апокалипсического мира, библейский масштаб заставляет
мерить события самой крупной мерой. В поэме речь идет не только о несчастье
одной героини, но и об исковерканной судьбе всего народа, о миллионах
безвинных жертв.Начало жестко, тревожно. Пространство звучания
раздвигается благодаря координатам, которые дает автор: горы и устремленность
вверх и каторжные норы, как обозначение низа (ада). В звучание мы слышим противопоставление
двух миров: благополучия и трагедии («светлый день» и «каменные
норы»). Все чувства героини обостренны и слух ее улавливает звуки, которые
не слышны другому миру.Возникает образ всеобщей беды: «Подымались как к обедне
ранней, По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце
ниже и Нева туманней, А надежда все поет в дали». Трагедия, о которой идет
речь в поэме, вызывает в памяти самое страшное из преступлений, которые знает
человечество распятие Христа. И здесь Ахматова сумела разглядеть горе матери,
о котором даже сказать страшно:Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Сама Мать не плачет, точнее, не плачет ее лицо, потому что
оно плакать устало. Лицо выражает страдание, а плачет душа. Потому что душа
никогда не сможет забыть этого горя. Она будет рыдать вечно. Вся глубина
страдания выразилась на лице Матери, поэтому никто и не посмел на нее
взглянуть. Плач по казненному сыну это не только плач Женщины над сыном, это
плач Марии над Иисусом, это плач всех матерей над своими сыновьями.Характерной особенностью произведения является его звучание.
Ахматова писала, что в «Реквиеме» единственным аккомпанементом может
быть только тишина и резкие отдельные удары похоронного звона. Эта тишина
звучит: песня разлуки, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов и
т.д.Во второй части «Вступления» слышится колыбельная:
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Но только вместо ласковых слов «спи,
моя радость, усни», мы слышим совсем другие, пронизанные болью слова. Потому что
эта колыбельная не на сон, а на смерть.У Анны Ахматовой никого не осталось. Она одна, ей незачем
жить, и она зовет смерть:Ты все равно придешь зачем же не
теперь?Я жду тебя мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
И смерть ей не страшна, а даже приятна. А может это уже
безумие?Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.
Смерть и безумие близкие друг другу состояния. Но безумие
страшнее смерти, потому что безумный человек способен на все, даже на
самоубийство. А Анна Ахматова— сильный человек, она не может позволить себе
сойти с ума, она должна продолжать жить и творить.Чтобы забыть ночной кошмар человек просыпается. А чтобы
забыть кошмар реальный? Наверное, нужно заснуть. И, наверное, поэтому поэма
заканчивается в стиле колыбельной:И пусть с неподвижных и бронзовых
век,Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Когда человеку становится плохо и одиноко он замыкается в
себе. И постепенно начинает все воспринимать по-другому, у него появляются
другие ценности. Смерть ему уже не страшна. А это значит, что человек духовно
взрослеет, видит в жизни и смерти совершенно другой смысл.Как правило, заключительная часть реквиема это мольба о
даровании вечного покоя. Это радостный и светлый мотив, идущий от
преисполненного надеждой сердца. Надеждой на блаженство, на вечную жизнь в
раю. Анна Ахматова же наоборот, не хочет этого. Она просит поставить ей
памятник, чтобы не забывать ужасы этой жизни. Чтобы она и люди помнили об этом
и после ее смерти.Затем, что и в смерти блаженной
боюсьЗабыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлюпала дверь
И выла старуха как раненый зверь.
Она боится забыть это, потому что в данный момент это
смысл ее жизни. Чтобы не прожить жизнь зря, чтобы оставить память о себе и о
своем времени в сердцах людей, она обращается к мотиву памятника. Она просит
поставить себе памятник у Тюремной Стены, «где стояла я триста часов и
где для меня не открыли засов». Значит, это памятник не Ахматовой, не ее
музе, а памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные
годы.В эпилоге, образы, встречающиеся в поэме раньше, приобретают
звуковую характеристику. Звуки усиливаются аллитерацией (звук «р»:
страх, страницы, страдание) и анафорой («и ту», «о них»).
Звучание стиха напоминает звучание колокола, постепенно нарастающее и
превращающееся в набат. Достигая кульминации, звук обрывается. В наступившей
тишине возникает мотив временной отдаленности: страдание сменяется скорбью.«Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение,
не только в том смысле, что он отразил и выразил великую народную трагедию, но
и по своей поэтической форме, близкий к народной речи. «Сотканный» из простых,
«подслушанных», как пишет Ахматова, слов, он с большой поэтической и
гражданской силой выразил свое время и страдающую душу народа.Не смотря на то, что «Реквием», и другие произведения
Ахматовой 30-х годов не были известны читателю, они имеют большое значения в
истории советской поэзии того времени. И свидетельствуют о том, что в те
тяжелые годы литература, задавленная бедой и обреченная на молчание, продолжала
существовать наперекор режиму.И не важно, что в России поэма была напечатана только в 1987
году. Главное, что это произведение все-таки увидело свет и завоевало сердца
многих читателей.